ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-688/20 от 15.10.2020 Дербентского районного суда (Республика Дагестан)

Дело № 2а-688 /2020 г.

Уид: 05RS0013-01-2020-004309-02

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 октября 2020 года г. Дербент

Дербентский районный суд РД в составе:

председательствующего - судьи Ашурова К.В.,

при секретаре судебного заседания Агаевой З.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора г. Дербент в интересах неопределенного круга лиц, расположенного по адресу: <адрес>, к муниципальному бюджетному образовательному учреждению «Рукельская общеобразовательная школа», расположенная по адресу: <адрес>, Администрации муниципального района «Дербентский район», расположенная по адресу: <адрес>, заинтересованное лицо ОНД и ПР №7 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД, расположенное по адресу: <адрес>, о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности

У С Т А Н О В И Л:

И.о. прокурора г. Дербент обратился в суд с иском к Муниципальному бюджетному Образовательному Учреждению «Рукельская общеобразовательная школа», Администрации муниципального района «Дербентский район», ОНД и ПР №7 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД о признании незаконным бездействия и обязании устранить нарушения законодательства в сфере пожарной безопасности по тем основаниям, что прокуратурой города Дербента с привлечением отдела надзорной деятельности и профилактической работы №7 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД произведена проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в образовательных учреждениях Дербентского района.

В ходе проверки исполнения требований законодательства о пожарной безопасности в МБОУ «Рукельская общеобразовательная школа» выявлены следующие нарушения:

1. Система пожарной сигнализации не обеспечивает подачу дублированного светового и звукового сигналов о возникновении пожара на пульт подразделения пожарной охраны без участия работников объекта и (или) транслирующей этот сигнал организации (ФЗ-123 от 22.07.2008гст.83 п.7; СНиП 21-01- 97 п.5.21);

2. Системы и средства противопожарной защиты объекта в целом (автоматическая установка сигнализации) эксплуатируются в не исправном состояние, а также не организованно не реже 1 раза в квартал проведение проверки работоспособности указанных систем и средств противопожарной защиты объекта с оформлением соответствующего акта проверки. На объекте отсутствует исполнительная документация на установки и системы противопожарной защиты объекта защиты; (п. 61 ППР РФ № 390);

3. Работы по монтажу технических средств автоматической пожарной сигнализации (АПС) в здании произведено без утвержденной проектно-сметной документации; (ст. 151, ФЗ от 22.07.2008г№123- ФЗ, п. 1.1 РД 78.145-93);

4. Не представлен договор на обслуживание имеющейся в коридоре СОШ автоматической пожарной сигнализации (ППР РФ ПП РФ № 390 п. 63);

5. На путях эвакуации не произведен монтаж эвакуационного освещения от независимого источника питания (п.3 ст.4 ФЗ от 22.07.2008 г. № 123 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» п.4.3.1 СП 1.13130.2009; СНиП 23-05-95) ;

6. В помещении котельной электропроводка проложена по деревянным конструкциям потолочного перекрытия (ППР в РФ п.41);

7. На путях эвакуации не произведен монтаж светового табло «Выход» питаемого от независимого источника питания (п.5.3 СП 3.13130.2009);

8. Из здания СОШ отсутствует второй эвакуационный выход (СНиП 21-01-97 п. 6.12);

9. Допускается эксплуатация электрических проводов с видимыми повреждениями в изоляции (п.42 ППР РФ ППРФ № 390);

10. В кабинете директора электропроводка положена по деревянным конструкциям потолочного перекрытия (ППР в РФ п. 41);

11. Имеющийся план эвакуации не разработаны в соответствии с требованиями ГОСТ (ст.151, ФЗ от 22.07.2008 г. № 123-ФЗ, п.4.5.1 ГОСТ Р 12.2.143-2009);

12. В здании ООШ допускается эксплуатация тепло производящих установок (печей) кустарного производства при неисправных приборах контроля и регулирования, предусмотренных предприятием изготовителем, а также со шланговыми соединениями (ППРРФ №390 п. 81,83);

13. Не разработана декларация пожарной безопасности (ч.6 ст.64 Федерального закона № 123 от 22.07.2008 г. «Технический регламент о пожарной безопасности»);

14. Директор и ответственный за пожарную безопасность не прошли обучение по программе пожарно-технического минимума.

В целях устранения указных нарушений 25.06.2020 в адрес директора МБОУ было внесено соответствующее представление, по результатам рассмотрения которого реальные меры, направленные на устранение нарушений закона приняты не были по причине отсутствия финансирования на эти цели со стороны администрации муниципального района «Дербентский район», являющейся учредителем данной образовательной организации.

Кроме того, в целях устранения выявленных нарушений, 25.06.2020 г. соответствующее представление прокуратурой города было внесено и в администрацию муниципального района «Дербентский район».

Однако по результатам его рассмотрения меры по устранению выявленных нарушений фактически ими также не были приняты, мероприятия создающие угрозу безопасности жизни людей остались невыполненными, нарушения требований пожарной безопасности на объекте продолжают иметь место.

Наличие указанных нарушений может послужить причиной возникновения ситуации, возможными последствиями которой могут быть человеческие жертвы и уничтожение имущества.

Основной причиной сложившейся ситуации является недостаточное финансирование администрацией МР «Дербентский район» (учредитель) мероприятий, направленных на устранение нарушений пожарной безопасности.

Поскольку закрепление муниципального имущества собственником за образовательным учреждением носит целевой характер - обеспечение образовательного процесса, что связано и с обеспечением безопасности, находящихся в образовательном учреждении детей и персонала, предоставляемое собственником для этих целей здание должно отвечать, в том числе и всем установленным законом требованиям пожарной безопасности.

Если переданное здание не отвечает требованиям пожарной безопасности, собственник, на котором в силу 210 ГК РФ лежит бремя содержания имущества, обязан предпринять меры по приведению здания в соответствие с требованиями пожарной безопасности, либо обеспечить финансирование учреждения в целях обеспечения исполнения таких требований силами учреждения, учитывая, что бюджетные учреждения финансируются собственником.

Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности, является одним из приоритетных направлений в сфере защиты жизни и здоровья людей. Несоблюдение требований пожарной безопасности может привести к тяжелым последствиям при возникновении чрезвычайных ситуаций.Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности угрожают жизни и здоровью не только служебному персоналу, но и неопределенному кругу лиц учащихся и посетителей.Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее заявление, непостоянна и персонально меняется. Интересы государства заключаются в соблюдении всеми органами их должностными лицами, организациями, учреждениями, их должностными лицами требований пожарной безопасности, единообразном применении правил и нормативов в области пожарной безопасности.Административный истец – и.о. прокурора города Мустафаев О.М-А. и представитель административного ответчика - представитель Администрации МР «Дербентский район» Манапова К.Э. извещенные о дне, месте и времени судебного заседания надлежаще на судебное заседание не явились, направили свои ходатайства, в которых просят рассмотреть дело без их участия. Представитель заинтересованного лица начальник ОНД и ПР №7 УНД и ПР ГУ МЧС России по РД Рамазанов Р. А.. извещенный о дне, месте и времени судебного заседания надлежаще на судебное заседание не явился, направил свое ходатайство, в котором просит рассмотреть дело без его участия. Представитель административного ответчика - директор МБОУ «Рукельская общеобразовательная школа», извещенный о дне, месте и времени судебного заседания надлежаще, на судебное заседание не явился, и о причинах не явки суд не известили. Изучив мнение сторон и исследовав материалы дела, суд приходит к следующему. Согласно ст. 1065 ГК РФ опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность. В силу ст.37 Федерального закона РФ «О пожарной безопасности» руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, разрабатывать и осуществлять меры пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства пожарной защиты, включая первичные средства пожаротушения. Руководители организаций осуществляют непосредственное руководство системой пожарной безопасности в пределах своей компетенции на подведомственных объектах и несут персональную ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности.Основной причиной сложившейся ситуации является недостаточное финансирование администрацией Муниципального района «Дербентский район» (учредитель) мероприятий, направленных на устранение нарушений пожарной безопасности.Согласно п.4 ст.6 Федерального закона от 22.07.2008 №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», пожарная безопасность городских и сельских поселений, городских округов и закрытых административно-территориальных образований обеспечивается в рамках реализации мер пожарной безопасности соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления в соответствии со ст.63 данного Закона.Пункт 2 ст.63 предусматривает обязанность органов местного самоуправления проводить разработку и осуществлять мероприятия по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности.Поскольку закрепление муниципального имущества собственником за образовательным учреждением носит целевой характер - обеспечение образовательного процесса, что связано и с обеспечением безопасности, находящихся в образовательном учреждении детей и персонала, предоставляемое собственником для этих целей здание должно отвечать, в том числе и всем установленным законом требованиям пожарной безопасности.Если переданное здание не отвечает требованиям пожарной безопасности, собственник, на котором в силу 210 ГК РФ лежит бремя содержания имущества, обязан предпринять меры по приведению здания в соответствие с требованиями пожарной безопасности, либо обеспечить финансирование учреждения в целях обеспечения исполнения таких требований силами учреждения, учитывая, что бюджетные учреждения финансируются собственником.Обеспечение необходимого уровня пожарной безопасности, является одним из приоритетных направлений в сфере защиты жизни и здоровья людей. Несоблюдение требований пожарной безопасности может привести к тяжелым последствиям при возникновении чрезвычайных ситуаций.Вышеуказанные нарушения требований пожарной безопасности угрожают жизни и здоровью не только служебному персоналу, но и неопределенному кругу лиц учащихся и посетителей.Категория лиц, чьи интересы затрагивает настоящее заявление, непостоянна и персонально меняется. Интересы государства заключаются в соблюдении всеми органами их должностными лицами, организациями, учреждениями, их должностными лицами требований пожарной безопасности, единообразном применении правил и нормативов в области пожарной безопасности.В соответствии со ст.39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. ст.ст.175-180 и 39,124 КАС РФ, судР Е Ш И Л: Иск и.о. прокурора г. Дербента удовлетворить.Признать незаконным бездействие Муниципального бюджетного образовательного учреждения «Рукельская общеобразовательная школа», выразившееся в непринятии мер по обеспечению пожарной безопасности.

Признать бездействие администрации муниципального района «Дербентский район», выразившееся в не обеспечении достаточного финансирования мероприятий по пожарной безопасности МБОУ «Рукельская общеобразовательная школа».

Обязать Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Рукельская общеобразовательная школа» по мере финансирования устранить выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности.

Обязать администрацию муниципального района «Дербентский район» профинансировать проведение мероприятий по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности на объекте - Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Рукельская общеобразовательная школа».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения суда.

Председательствующий К.В. Ашуров

Решение составлено и отпечатано в совещательной комнате 15.10.2020 г.