ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-68/16 от 29.03.2016 Осташковского городского суда (Тверская область)

Дело № 2а-68/2016 Решение в окончательной форме принято 29.03.2016

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Селижарово 24 марта 2016 года

Селижаровский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Лебедевой О.Н.,

при секретаре Смирновой Т.С.,

с участием помощника прокурора Селижаровского района Тверской области Козловой Н.О., представившей удостоверение

административного ответчика судебного пристава-исполнителя Селижаровского РОСП УФССП России по Тверской области Рябковой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Селижаровского района Тверской области к судебному приставу-исполнителю Селижаровского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области (далее Селижаровский РОСП УФССП России по Тверской области) Рябковой Е.Д. о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству от 28.08.2013,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Селижаровского Тверской области обратился в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Селижаровского РОСП УФССП России по Тверской области Рябковой Е.Д., с учетом уточнения административных исковых требований, сделанных в процессе рассмотрения дела и определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, принятых к рассмотрению, просил: 1) признать не соответствующим Федеральному закону от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и нарушающим права неограниченного круга лиц бездействие судебного пристава-исполнителя Селижаровского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области Ф.О.Н. в период нахождения у нее в производстве исполнительного производства с 01.03.2014 по 28.08.2014, выразившееся в не совершении предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» действий – мер принудительного исполнения, направленных на окончание исполнительного производства от 28 августа 2013 года; 2) признать не соответствующим Федеральному закону от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и нарушающим права неограниченного круга лиц бездействие судебного пристава-исполнителя Селижаровского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области Рябковой Е.Д. в период нахождения у нее в производстве исполнительного производства с 29.08.2014 по 29.02.2016, выразившееся в не совершении предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» действий – мер принудительного исполнения, направленных на окончание исполнительного производства от 28 августа 2013 года; 3) возложить на судебного пристава-исполнителя Селижаровского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области, в производстве которого находится исполнительное производство от 28 августа 2013 года, обязанность устранить допущенные нарушения Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в течение 20 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Селижаровского района проведена проверка соблюдения Селижаровским РОСП УФССП России по Тверской области требований законодательства об исполнительном производстве, в ходе которой изучено исполнительное производство от 28 августа 2013 года об обязании Селижаровского муниципального учреждения «Музей» в срок до 01 марта 2014 года устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании Селижаровского муниципального учреждения «Музей» по адресу: <адрес>, а именно: произвести замену неисправных (просроченных) огнетушителей; установить поэтажные планы эвакуации, соответствующие ГОСТ Р 12.2143-2002; осуществлять 2 раза в год проверку качества огнезащитной обработки деревянных конструкций кровли и чердачного помещения; демонтировать горючие материалы со стен на путях эвакуации лестничных маршей; помещения музея оборудовать автоматической пожарной сигнализацией с выводом сигнала в место постоянного пребывания персонала или в пожарную часть. При недостаточности средств у Селижаровского муниципального учреждения «Музей» субсидиарная ответственность возложена на администрацию Селижаровского района Тверской области. Указанное исполнительное производство возбуждено 28 августа 2013 года судебным приставом-исполнителем Селижаровского РОСП УФССП России по Тверской области В.И.В., в сентябре 2013 года передано на исполнение судебному приставу-исполнителю Ф.О.Н. Судебный пристав-исполнитель Ф.О.Н. с 01.03.2014 до 28.08.2014 предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» мер, направленных на окончание исполнительного производства, не принимала. 29 августа 2014 года в связи с увольнением судебного пристава-исполнителя Ф.О.Н. указанное исполнительное производство передано судебному приставу-исполнителю Селижаровского РОСП УФССП России по Тверской области Рябковой Е.Д., которая до 01 марта 2016 года также никаких мер, направленных на окончание данного исполнительного производства, не принимала. В результате бездействия судебного пристава-исполнителя нарушаются права и законные интересы неограниченного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Селижаровского района Тверской области Козлова Н.О. уточненные административные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Селижаровского РОСП УФССП России по Тверской области Рябкова Е.Д. исковые требования признала частично, подтвердила, что по исполнительному производству от 28 августа 2013 года с момента его возбуждения до обращения прокурора в суд с рассматриваемым административным иском, то есть до 01 марта 2016 года, никаких действий, предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», направленных на окончание исполнительного производства, на принудительное исполнение решения суда, не совершалось. Объясняя причину бездействия, административный ответчик судебный пристав-исполнитель Рябкова Е.Д. ссылалась на высокую нагрузку, пояснила, что 02 марта 2016 года она вышла по месту нахождения Селижаровского муниципального учреждения «Музей», установила, что решение суда исполнено частично: не исполнено в части обязания демонтировать горючие материалы со стен на путях эвакуации межлестничных маршей. Директор музея мотивировала это отсутствием денежных средств у музея для исполнения данного судебного решения, пояснила, что намерена обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения, в связи с чем судебный пристав-исполнитель Рябкова Е.Д. требование с установлением срока исполнения обязательств вручать ей не стала. В настоящее время в суде рассматривается заявление Селижаровского муниципального учреждения «Музей» о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, в связи с чем она вынесла постановление о приостановлении исполнительного производства до 16.03.2016.

При подготовке дела к судебному разбирательству определением суда от 03 марта 2016 года к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области (далее УФССП России по Тверской области), в качестве заинтересованных лиц – Селижаровское муниципальное учреждение «Музей» и администрация Селижаровского района, должники по исполнительному производству.

Представитель административного ответчика УФССП России по Тверской области, заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, возражений по административному иску не представили.

Заинтересованное лицо администрация Селижаровского района ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

На основании ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителя ответчика УФССП России по Тверской области, заинтересованных лиц.

В судебном заседании 14.03.2016 представитель заинтересованного лица администрации Селижаровского района Чурикова Е.А. подтвердила, что решение суда исполнено частично, не исполнено в части обязания демонтировать горючие материалы со стен на путях эвакуации межлестничных маршей. Основная часть нарушений требований пожарной безопасности была устранена до 01.03.2014, то есть в период срока добровольного исполнения.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает административные исковые требования прокурора Селижаровского района обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяется Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный закон «Об исполнительном производстве»).

В соответствии со ст.2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Статья 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривает, что исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В силу ст.5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Согласно п.1 ст.36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

В соответствии с ч.1 ст.64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным Законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

В силу п.17 ч.1 ст.64 вышеназванного закона предусмотренный перечень исполнительных действий не является исчерпывающим, что позволяет судебному приставу-исполнителю совершать иные исполнительные действия в целях реализации своих полномочий и для обеспечения исполнения исполнительных документов.

Исходя из положений ст.105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований совершить определенные действия, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ч.1). При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (ч.2).

Согласно ст.121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействия) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействиями), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, постановлением судебного пристава-исполнителя Селижаровского РОСП УФССП России по Тверской области В.И.В. 28 августа 2013 года возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного документа – исполнительного листа , выданного Селижаровским районным судом Тверской области 07 августа 2013 года по гражданскому делу по иску прокурора Селижаровского района об обязании Селижаровского муниципального учреждения «Музей» в срок до 01 марта 2014 года устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании Селижаровского муниципального учреждения «Музей» по адресу: <адрес>, а именно: произвести замену неисправных (просроченных) огнетушителей; установить поэтажные планы эвакуации, соответствующие ГОСТ Р 12.2143-2002; осуществлять 2 раза в год проверку качества огнезащитной обработки деревянных конструкций кровли и чердачного помещения; демонтировать горючие материалы со стен на путях эвакуации лестничных маршей; помещения музея оборудовать автоматической пожарной сигнализацией с выводом сигнала в место постоянного пребывания персонала или в пожарную часть. При недостаточности денежных средств у Селижаровского муниципального учреждения «Музей» субсидиарная ответственность возложена на администрацию Селижаровского района Тверской области.

При возбуждении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем должнику был установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, до 01 марта 2014 года.

Данное исполнительное производство 16.09.2013 в связи с увольнением судебного пристава-исполнителя В.И.В. передано в производство судебного пристава-исполнителя Ф.О.Н. 29.08.2014 данное исполнительное производство в связи с увольнением судебного пристава-исполнителя Ф.О.Н. передано на исполнение судебному приставу-исполнителю Селижаровского РОСП УФССП России по Тверской области Рябковой Е.Д.

В судебном заседании из материалов дела установлено и административными ответчиками, заинтересованными лицами не оспаривается, что решение Селижаровского районного суда Тверской области от 18 марта 2013 года по гражданскому делу в целях исполнения которого возбуждено исполнительное производство от 28 августа 2013 года до настоящего времени не исполнено.

Согласно материалов исполнительного производства, судебным приставом-исполнителем Селижаровского РОСП УФССП России по Тверской области Ф.О.Н. в период нахождения в её производстве указанного исполнительного производства с 01.03.2014 (с момента истечения срока для добровольного исполнения решения) по 28.08.2014, и судебным приставом-исполнителем Селижаровского РОСП УФССП России по Тверской области Рябковой Е.Д. в период нахождения в её производстве исполнительного производства с 29.08.2014 по 29.02.2016 не принято никаких предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве» мер по своевременному исполнению исполнительного документа, на основании которого возбуждено указанное исполнительное производство: проверка исполнения должником требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем не проводилась, причины не исполнения решения суда у должника не выяснялись, письменные объяснения с должника не отбирались, действия, предусмотренные ст.105 Федерального закона «Об исполнительном производстве», направленные на понуждение должника к исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, на привлечение его к административной ответственности, судебным приставом-исполнителем не предпринимались.

То есть с момента истечения срока добровольного исполнения решения суда до момента обращения прокурора Селижаровского района в суд с рассматриваемым административным иском судебными приставами-исполнителями, в чьем производстве находилось исполнительное производство от 28 августа 2013 года, исполнительных действий, необходимых для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительного документа, не совершалось.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что судебными приставами-исполнителями Селижаровского РОСП УФССП России по Тверской области Ф.О.Н. и Рябковой Е.Д. было допущено незаконное бездействие, поскольку в нарушении требований Федерального закона «Об исполнительном производстве» не были предприняты все предусмотрительные законом меры, направленные на полное и своевременное исполнение требований выданного судом исполнительного документа об обязании должника Селижаровского муниципального учреждения «Музей» устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании музея, что привело к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту интересов которых обращался в суд прокурор, на правильное и своевременное исполнение решения суда, фактически сделало вступившее в законную силу решение суда не действующим в течение длительного времени.

Исполнительные действия, совершенные судебным приставом-исполнителем с 01 марта 2016 года, то есть после обращения прокурора Селижаровского района в суд с административным иском, не опровергают выводов суда о ненадлежащем исполнении судебными приставами-исполнителями своих должностных обязанностей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление прокурора Селижаровского района Тверской области удовлетворить.

Признать не соответствующим Федеральному закону от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и нарушающим права неограниченного круга лиц бездействие судебного пристава-исполнителя Селижаровского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области Ф.О.Н. в период нахождения у нее в производстве исполнительного производства с 01.03.2014 по 28.08.2014, выразившееся в не совершении предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» действий – мер принудительного исполнения, направленных на окончание исполнительного производства от 28 августа 2013 года.

Признать не соответствующим Федеральному закону от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и нарушающим права неограниченного круга лиц бездействие судебного пристава-исполнителя Селижаровского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области Рябковой Е.Д. в период нахождения у нее в производстве исполнительного производства с 29.08.2014 по 29.02.2016, выразившееся в не совершении предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» действий – мер принудительного исполнения, направленных на окончание исполнительного производства от 28 августа 2013 года.

Возложить на судебного пристава-исполнителя Селижаровского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области, в производстве которого находится исполнительное производство от 28 августа 2013 года, обязанность устранить допущенные нарушения Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в течение 20 дней со дня вступления решения суда в законную силу, а также в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении решения в Селижаровский районный суд Тверской области и административному истцу – прокурору Селижаровского района Тверской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Селижаровский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий О.Н. Лебедева

Дело № 2а-68/2016 Решение в окончательной форме принято 29.03.2016

РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

п.Селижарово 24 марта 2016 года

Селижаровский районный суд Тверской области в составе председательствующего судьи Лебедевой О.Н.,

при секретаре Смирновой Т.С.,

с участием помощника прокурора Селижаровского района Тверской области Козловой Н.О., представившей удостоверение

административного ответчика судебного пристава-исполнителя Селижаровского РОСП УФССП России по Тверской области Рябковой Е.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Селижаровского района Тверской области к судебному приставу-исполнителю Селижаровского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области (далее Селижаровский РОСП УФССП России по Тверской области) Рябковой Е.Д. о признании незаконным бездействия судебного пристава-исполнителя по исполнительному производству от 28.08.2013,

У С Т А Н О В И Л:

Прокурор Селижаровского Тверской области обратился в суд с административным исковым заявлением к судебному приставу-исполнителю Селижаровского РОСП УФССП России по Тверской области Рябковой Е.Д., с учетом уточнения административных исковых требований, сделанных в процессе рассмотрения дела и определением суда, занесенным в протокол судебного заседания, принятых к рассмотрению, просил: 1) признать не соответствующим Федеральному закону от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и нарушающим права неограниченного круга лиц бездействие судебного пристава-исполнителя Селижаровского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области Ф.О.Н. в период нахождения у нее в производстве исполнительного производства с 01.03.2014 по 28.08.2014, выразившееся в не совершении предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» действий – мер принудительного исполнения, направленных на окончание исполнительного производства от 28 августа 2013 года; 2) признать не соответствующим Федеральному закону от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и нарушающим права неограниченного круга лиц бездействие судебного пристава-исполнителя Селижаровского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области Рябковой Е.Д. в период нахождения у нее в производстве исполнительного производства с 29.08.2014 по 29.02.2016, выразившееся в не совершении предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» действий – мер принудительного исполнения, направленных на окончание исполнительного производства от 28 августа 2013 года; 3) возложить на судебного пристава-исполнителя Селижаровского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области, в производстве которого находится исполнительное производство от 28 августа 2013 года, обязанность устранить допущенные нарушения Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в течение 20 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

В обоснование заявленных требований указано, что прокуратурой Селижаровского района проведена проверка соблюдения Селижаровским РОСП УФССП России по Тверской области требований законодательства об исполнительном производстве, в ходе которой изучено исполнительное производство от 28 августа 2013 года об обязании Селижаровского муниципального учреждения «Музей» в срок до 01 марта 2014 года устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании Селижаровского муниципального учреждения «Музей» по адресу: <адрес>, а именно: произвести замену неисправных (просроченных) огнетушителей; установить поэтажные планы эвакуации, соответствующие ГОСТ Р 12.2143-2002; осуществлять 2 раза в год проверку качества огнезащитной обработки деревянных конструкций кровли и чердачного помещения; демонтировать горючие материалы со стен на путях эвакуации лестничных маршей; помещения музея оборудовать автоматической пожарной сигнализацией с выводом сигнала в место постоянного пребывания персонала или в пожарную часть. При недостаточности средств у Селижаровского муниципального учреждения «Музей» субсидиарная ответственность возложена на администрацию Селижаровского района Тверской области. Указанное исполнительное производство возбуждено 28 августа 2013 года судебным приставом-исполнителем Селижаровского РОСП УФССП России по Тверской области В.И.В., в сентябре 2013 года передано на исполнение судебному приставу-исполнителю Ф.О.Н. Судебный пристав-исполнитель Ф.О.Н. с 01.03.2014 до 28.08.2014 предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» мер, направленных на окончание исполнительного производства, не принимала. 29 августа 2014 года в связи с увольнением судебного пристава-исполнителя Ф.О.Н. указанное исполнительное производство передано судебному приставу-исполнителю Селижаровского РОСП УФССП России по Тверской области Рябковой Е.Д., которая до 01 марта 2016 года также никаких мер, направленных на окончание данного исполнительного производства, не принимала. В результате бездействия судебного пристава-исполнителя нарушаются права и законные интересы неограниченного круга лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Селижаровского района Тверской области Козлова Н.О. уточненные административные исковые требования поддержала по основаниям, указанным в административном исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Административный ответчик судебный пристав-исполнитель Селижаровского РОСП УФССП России по Тверской области Рябкова Е.Д. исковые требования признала частично, подтвердила, что по исполнительному производству от 28 августа 2013 года с момента его возбуждения до обращения прокурора в суд с рассматриваемым административным иском, то есть до 01 марта 2016 года, никаких действий, предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», направленных на окончание исполнительного производства, на принудительное исполнение решения суда, не совершалось. Объясняя причину бездействия, административный ответчик судебный пристав-исполнитель Рябкова Е.Д. ссылалась на высокую нагрузку, пояснила, что 02 марта 2016 года она вышла по месту нахождения Селижаровского муниципального учреждения «Музей», установила, что решение суда исполнено частично: не исполнено в части обязания демонтировать горючие материалы со стен на путях эвакуации межлестничных маршей. Директор музея мотивировала это отсутствием денежных средств у музея для исполнения данного судебного решения, пояснила, что намерена обратиться в суд с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения, в связи с чем судебный пристав-исполнитель Рябкова Е.Д. требование с установлением срока исполнения обязательств вручать ей не стала. В настоящее время в суде рассматривается заявление Селижаровского муниципального учреждения «Музей» о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, в связи с чем она вынесла постановление о приостановлении исполнительного производства до 16.03.2016.

При подготовке дела к судебному разбирательству определением суда от 03 марта 2016 года к участию в деле в качестве второго административного ответчика привлечено Управление Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области (далее УФССП России по Тверской области), в качестве заинтересованных лиц – Селижаровское муниципальное учреждение «Музей» и администрация Селижаровского района, должники по исполнительному производству.

Представитель административного ответчика УФССП России по Тверской области, заинтересованные лица в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявляли, возражений по административному иску не представили.

Заинтересованное лицо администрация Селижаровского района ходатайствовала о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.

На основании ч.6 ст.226 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ) судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителя ответчика УФССП России по Тверской области, заинтересованных лиц.

В судебном заседании 14.03.2016 представитель заинтересованного лица администрации Селижаровского района Чурикова Е.А. подтвердила, что решение суда исполнено частично, не исполнено в части обязания демонтировать горючие материалы со стен на путях эвакуации межлестничных маршей. Основная часть нарушений требований пожарной безопасности была устранена до 01.03.2014, то есть в период срока добровольного исполнения.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд считает административные исковые требования прокурора Селижаровского района обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Условия и порядок принудительного исполнения судебных актов определяется Федеральным законом от 02 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее Федеральный закон «Об исполнительном производстве»).

В соответствии со ст.2 Федерального закона «Об исполнительном производстве» задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.

Статья 4 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предусматривает, что исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, уважения чести и достоинства гражданина, неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи, соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения.

В силу ст.5 Федерального закона «Об исполнительном производстве» принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.

Согласно п.1 ст.36 Федерального закона «Об исполнительном производстве» содержащиеся в исполнительном документе требования должны быть исполнены судебным приставом-исполнителем в двухмесячный срок со дня возбуждения исполнительного производства.

В соответствии с ч.1 ст.64 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительными действиями являются совершаемые судебным приставом-исполнителем в соответствии с данным Законом действия, направленные на создание условий для применения мер принудительного исполнения, а равно на понуждение должника к полному, правильному и своевременному исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе.

В силу п.17 ч.1 ст.64 вышеназванного закона предусмотренный перечень исполнительных действий не является исчерпывающим, что позволяет судебному приставу-исполнителю совершать иные исполнительные действия в целях реализации своих полномочий и для обеспечения исполнения исполнительных документов.

Исходя из положений ст.105 Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случаях неисполнения должником требований совершить определенные действия, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (ч.1). При неисполнении должником требований, содержащихся в исполнительном документе, без уважительных причин во вновь установленный срок судебный пристав-исполнитель составляет в отношении должника протокол об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и устанавливает новый срок для исполнения. Если для исполнения указанных требований участие должника необязательно, то судебный пристав-исполнитель организует исполнение в соответствии с правами, предоставленными ему настоящим Федеральным законом (ч.2).

Согласно ст.121 Федерального закона «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействия) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействиями), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

В соответствии с ч.1 ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, постановлением судебного пристава-исполнителя Селижаровского РОСП УФССП России по Тверской области В.И.В. 28 августа 2013 года возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного документа – исполнительного листа , выданного Селижаровским районным судом Тверской области 07 августа 2013 года по гражданскому делу по иску прокурора Селижаровского района об обязании Селижаровского муниципального учреждения «Музей» в срок до 01 марта 2014 года устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании Селижаровского муниципального учреждения «Музей» по адресу: <адрес>, а именно: произвести замену неисправных (просроченных) огнетушителей; установить поэтажные планы эвакуации, соответствующие ГОСТ Р 12.2143-2002; осуществлять 2 раза в год проверку качества огнезащитной обработки деревянных конструкций кровли и чердачного помещения; демонтировать горючие материалы со стен на путях эвакуации лестничных маршей; помещения музея оборудовать автоматической пожарной сигнализацией с выводом сигнала в место постоянного пребывания персонала или в пожарную часть. При недостаточности денежных средств у Селижаровского муниципального учреждения «Музей» субсидиарная ответственность возложена на администрацию Селижаровского района Тверской области.

При возбуждении исполнительного производства судебным приставом-исполнителем должнику был установлен срок для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе, до 01 марта 2014 года.

Данное исполнительное производство 16.09.2013 в связи с увольнением судебного пристава-исполнителя В.И.В. передано в производство судебного пристава-исполнителя Ф.О.Н. 29.08.2014 данное исполнительное производство в связи с увольнением судебного пристава-исполнителя Ф.О.Н. передано на исполнение судебному приставу-исполнителю Селижаровского РОСП УФССП России по Тверской области Рябковой Е.Д.

В судебном заседании из материалов дела установлено и административными ответчиками, заинтересованными лицами не оспаривается, что решение Селижаровского районного суда Тверской области от 18 марта 2013 года по гражданскому делу в целях исполнения которого возбуждено исполнительное производство от 28 августа 2013 года до настоящего времени не исполнено.

Согласно материалов исполнительного производства, судебным приставом-исполнителем Селижаровского РОСП УФССП России по Тверской области Ф.О.Н. в период нахождения в её производстве указанного исполнительного производства с 01.03.2014 (с момента истечения срока для добровольного исполнения решения) по 28.08.2014, и судебным приставом-исполнителем Селижаровского РОСП УФССП России по Тверской области Рябковой Е.Д. в период нахождения в её производстве исполнительного производства с 29.08.2014 по 29.02.2016 не принято никаких предусмотренных Федеральным законом «Об исполнительном производстве» мер по своевременному исполнению исполнительного документа, на основании которого возбуждено указанное исполнительное производство: проверка исполнения должником требований исполнительного документа судебным приставом-исполнителем не проводилась, причины не исполнения решения суда у должника не выяснялись, письменные объяснения с должника не отбирались, действия, предусмотренные ст.105 Федерального закона «Об исполнительном производстве», направленные на понуждение должника к исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе, на привлечение его к административной ответственности, судебным приставом-исполнителем не предпринимались.

То есть с момента истечения срока добровольного исполнения решения суда до момента обращения прокурора Селижаровского района в суд с рассматриваемым административным иском судебными приставами-исполнителями, в чьем производстве находилось исполнительное производство от 28 августа 2013 года, исполнительных действий, необходимых для своевременного, полного и правильного исполнения исполнительного документа, не совершалось.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что судебными приставами-исполнителями Селижаровского РОСП УФССП России по Тверской области Ф.О.Н. и Рябковой Е.Д. было допущено незаконное бездействие, поскольку в нарушении требований Федерального закона «Об исполнительном производстве» не были предприняты все предусмотрительные законом меры, направленные на полное и своевременное исполнение требований выданного судом исполнительного документа об обязании должника Селижаровского муниципального учреждения «Музей» устранить нарушения требований пожарной безопасности в здании музея, что привело к нарушению прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в защиту интересов которых обращался в суд прокурор, на правильное и своевременное исполнение решения суда, фактически сделало вступившее в законную силу решение суда не действующим в течение длительного времени.

Исполнительные действия, совершенные судебным приставом-исполнителем с 01 марта 2016 года, то есть после обращения прокурора Селижаровского района в суд с административным иском, не опровергают выводов суда о ненадлежащем исполнении судебными приставами-исполнителями своих должностных обязанностей.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление прокурора Селижаровского района Тверской области удовлетворить.

Признать не соответствующим Федеральному закону от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и нарушающим права неограниченного круга лиц бездействие судебного пристава-исполнителя Селижаровского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области Ф.О.Н. в период нахождения у нее в производстве исполнительного производства с 01.03.2014 по 28.08.2014, выразившееся в не совершении предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» действий – мер принудительного исполнения, направленных на окончание исполнительного производства от 28 августа 2013 года.

Признать не соответствующим Федеральному закону от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» и нарушающим права неограниченного круга лиц бездействие судебного пристава-исполнителя Селижаровского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области Рябковой Е.Д. в период нахождения у нее в производстве исполнительного производства с 29.08.2014 по 29.02.2016, выразившееся в не совершении предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» действий – мер принудительного исполнения, направленных на окончание исполнительного производства от 28 августа 2013 года.

Возложить на судебного пристава-исполнителя Селижаровского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов России по Тверской области, в производстве которого находится исполнительное производство от 28 августа 2013 года, обязанность устранить допущенные нарушения Федерального закона от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» в течение 20 дней со дня вступления решения суда в законную силу, а также в течение месяца со дня вступления решения суда в законную силу сообщить об исполнении решения в Селижаровский районный суд Тверской области и административному истцу – прокурору Селижаровского района Тверской области.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Селижаровский районный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий О.Н. Лебедева

1версия для печатиДело № 2а-68/2016 ~ М-49/2016 (Решение)