ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-68/2016 от 10.02.2016 Буйнакского городского суда (Республика Дагестан)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 февраля 2016 года г.Буйнакск

Буйнакский городской суд в составе:

Председательствующего судьи Ибрагимова М.М.

при секретаре Омаевой А.Г.

с участием представителей ответчиков ООО «Водосток» Алиева А.А., администрации городского округа «город Буйнакск» Магомеддибирова А.М., Нурмагомедова З.З., представителей заинтересованных лиц ТО Управления Роспотребнадзора по РД в г.Буйнакск Исаева А.Н., Западно-Каспийского территориального управления Росрыболовство Гаджиева Р.М.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному иску Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации и Республики Дагестан к ООО «Водосток» и Администрации ГО «г.Буйнакск» о признании бездействия незаконным, понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Махачкалинский межрайонный природоохранный прокурор в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации и Республики Дагестан обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия администрации ГО «г.Буйнакск» по организации водоотведения на территории ГО «г.Буйнакск» в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды и признании незаконной деятельность ООО «Водосток» по сбросу сточных вод в р.Шура-озень на административной территории ГО «г.Буйнакск» по тем основаниям, что ими была проведена проверка исполнений требований природоохранного законодательства предприятиями водоканализационного хозяйства, осуществляющими деятельность по отводу сточных вод в р.Шура-озень на административной территории г.Буйнакск. Решением от 23.10.2013г. за №2 единственного учредителя создано ООО «Водосток».Договором аренды №2 от 24.02.2014г. имущество МКУ УИЗО ГО «г.Буйнакск» комплекс объектов водоотведения, а именно городские канализационные сети переданы в аренду на 5 лет ООО «Водосток». В соответствии с актом приема передачи имущества от 24.02.2014г. ООО «Водосток» приняло муниципальное имущество –комплекс объектов водоотведения ГО «г.Буйнакск». Согласно Устава ООО «Водосток» видами деятельности предприятия является удаление и обработка сточных вод, следовательно на административной территории ГО «г.Буйнакск» услуги по водоотведению, канализации осуществляет ООО «Водосток». В процессе проверки проведено обследование мест сброса сточных вод в р.Шура-озень на административной территории г.Буйнакска с привлечением специалистов Управления Росприроднадзора по РД, ЗКТУ Росрыболовства, Роспотребнадзора по РД, филиала ФБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - «ЦЛАТИ по РД» и генерального директора ООО «Водосток, в ходе которого выявлены факты осуществления сброса неочищенных сточных вод в трех точках: в районе бывшего шиноремонтного завода, в районе с.Атланаул, в районе ОСК при въезде в г.Буйнакск через локальную водохозяйственную систему ООО«Водосток» самотечно с последующим сбросом стоков на рельеф местности, которые далее стекают по значительной территории земель сельскохозяйственного назначения в поверхностный водный объект – р.Атлан-озень, затем в р.Шура-озень в объеме 5714,7 куб.м., которая впадает в Каспийское море, о чем составлен акт, изъяты пробы для проведения анализа.Указанные сбросы имеют мутный цвет и специфический запах, свойственный хозяйственно-фекальным сточным водам, носят постоянный характер и продолжаются по настоящее время. Очистные сооружения г.Буйнакск не функционируют, находятся в нерабочем состоянии. Деятельность по сбросу фекально-хозяйственных вод в р.Шура-озень по указанным местам на административной территории г.Буйнакск противоречит требованиям законодательства об охране окружающей среды.Просит признать незаконным бездействие администрации ГО «г.Буйнакск» в непринятии мер по организации водоотведения на территории ГО «г.Буйнакск». Обязать администрацию ГО «г.Буйнакск» организовать водоотведение на территории ГО «г.Буйнакск» в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды. Признать незаконной деятельность ООО «Водосток» по сбросу сточных вод в р.Шура-озень на административной территории ГО «г.Буйнакск».Обязать ООО «Водосток» получить решение о предоставлении водного объекта в пользование,проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект, разрешение на сбросы химических веществ в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в водный объект, составить и согласовать в установленном порядке схему систем водопотребления и водоотведения.

Старший помощник Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора Омаров М.Г. в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске.

Представители администрации ГО «г.Буйнакск» по доверенности Магомеддибиров А.М. и Нурмагомедов З.З. в суде пояснили, что работы по устранению указанных прокурором нарушений ведутся, согласились с необходимостью проведения указанных прокурором работ, считают, что в соответствии с актом приема передачи имущества от 24.02.2014г. ООО «Водосток» приняло муниципальное имущество–комплекс объектов водоотведения городского округа «г.Буйнакск».Согласно Устава ООО «Водосток» видами деятельности предприятия является удаление и обработка сточных вод, следовательно на административной территории городского округа «г,Буйнакск» услуги по водоотведению, канализации осуществляет ООО «Водосток».

Представитель ООО «Водосток», генеральный директор Алиев А.А., требования Махачкалинского природоохранного прокурора признал и пояснил, что для устранения указанных нарушений необходимы материальные вложения и по мере возможности все эти нарушения будут устранены.

Представитель Управления Роспотребнадзора по РД в г.Буйнакске по доверенности Исаев А.Н., а также представитель Западно-Каспийского ТУ Росрыболовства по доверенности Гаджиев Р.М. исковые требования прокурора поддержали и просили удовлетворить их в полном объеме.

Выслушав старшего помощника Махачкалинского природоохранного прокурора Омарова М.Г., представителя администрации ГО «г.Буйнакск» Магомеддибирова А.М., генерального директора ООО «Водосток» Алиева А.А., представителя Западно-Каспийского ТУ Росрыболовства Гаджиева Р.М., представителя Управления Роспотребнадзора по РД в г.Буйнакске Исаева А.Н., исследовав материалы дела, суд считает, что административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно положениям ст.46 Конституции Российской Федерации, главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.1. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Согласно ст.39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным иском в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. Прокурор, подавший административный иск, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности административного истца.

Статья 42 Конституции РФ закрепляет принцип, согласно которому каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

Аналогичные положения закреплены в ч.1 ст.11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», а именно, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью.

Статьей 3 Федерального Закона РФ «Об охране окружающей среды» в числе принципов охраны окружающей среды предусмотрена ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления.

Согласно акту № 02-05-13/2015г. очистные сооружения канализации г.Буйнакск не функционируют, не введены в эксплуатацию. Очистка стоков, принимаемые в канализационные сети г.Буйнакска, не осуществляется. Сброс сточных вод в реку Шура-озень осуществляется без очистки. Сброс сточных вод осуществляется в нескольких точках, основная часть сточных вод сбрасывается в районе ОСК. Поступаемые по канализационным сетям города стоки от населения, предприятий и учреждений далее самотечно текут по рельефу местности и далее в поверхностный водный объект реку Шура-озень. Другие стоки также самотечные по образованным канавкам текут в поверхностный водный объект.Сброс неочищенных сточных вод осуществляется постоянно, имеет мутный цвет и специфический запах, свойственный хозяйственно-фекальным сточным водам. В результате наносится экологический вред и приводит к загрязнению указанного водного объекта.

Из экспертного заключения филиала ФБУ «Цлати по ЮФО» - «Цлати по РД» по результатам химического анализа неочищенных сточных вод, сбрасываемых в р. Шура-Озень на административной территории г.Буйнакска, усматривается превышение пределбно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сбросах:№1–по нефтепродуктам 2,2 раза, БПК 6,7 раза, сульфат-ион в 1.2 раза по аммоний – ион в 32,4 раза, по меди 2 раза, по железу 1,2 раза, по СПАВ 2,3 раза, № 2 -по нефтепродуктам 3,4 раза, БПК 6,3 раза, по аммоний – ион в 31,8 раза, по меди 2 раза, по железу 1,4 раза, поСПАВ 2,4 раза; № 3 – по нефтепродуктам 4,2 раза БПК 7,3 раза, сульфат-ион в 1,1 раза по аммоний-ион в 33,6 раза, по меди 3 раза, по железу 2,3 раза, по СПАВ 2,4 раза. Непрерывный сброс сточных вод с содержанием таких концентраций загрязняющих веществ в морскую воду может повлиять на гидрохимический состав прибрежных вод Каспийского моря.

Согласно ст.37 Водного кодекса РФ водные объекты используются для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, сброса сточных вод или дренажных вод, производства электрической энергии, водного и воздушного транспорта, сплава древесины и иных предусмотренных законодательством целей.

В соответствии с ч.1 ст.44 Водного кодекса РФ от 03.06.2006 г. использование водных объектов для целей сброса сточных вод осуществляется с соблюдением требований, предусмотренных Водным кодексом и законодательством в области охраны окружающей среды.

К этим требованиям относится закрепленный ст.3 Водного кодекса РФ принцип, согласно которому использование водных объектов не должно оказывать негативное воздействие на окружающую среду. В целях реализации данного принципа ч.2 ст.39 Водного кодекса РФ установлена обязанность водопользователя при использовании водных объектов не допускать причинения вреда окружающей среде.

Согласно ч.6 ст.60 Водного кодекса РФ при эксплуатации водохозяйственной системы запрещается осуществлять сброс в водные объекты сточных вод, не подвергшихся санитарной очистке, обезвреживанию, а также сточных вод, не соответствующих требованиям технических регламентов, сточных вод, в которых содержатся вредные вещества.

В соответствии с п.п. 4, 8, 11 ч.1 ст.16 Федерального закона №131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения отнесены организация в границах городского округа водоснабжения населения, водоотведения, участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах городского округа, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

Согласно п.1 ст.34 указанного Федерального закона, структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Администрация городского округа «г.Буйнакск» осуществляет свою деятельность в соответствии с Уставом и является органом местного самоуправления.

В соответствии со ст.132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно решают вопросы местного значения.

Пунктами 4 и 11 ч.1 ст.16 Федерального закона от 06.10.2003г. №131 – ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», пунктом 3 ст.7 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» ч.4 ст.13 ФЗ «Об отходах производства и потребления», п.4 и 11 ч.1 ст.15 Закона РД «О местном самоуправлении в Республики Дагестан» установлено, что к вопросам местного значения городского округа относятся организация в границах городского округа электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом, организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа.

То обстоятельство, что обязанность по организации осуществления деятельности по отводу сточных вод в р.Шура-озень на административной территории г.Буйнакск в соответствии с требованиями природоохранного и водного законодательства, законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, исключающее сброс неочищенных хозяйственно-бытовых сточных вод, возложена на администрацию ГО «г.Буйнакск», ее представителем не оспаривалась.

Доводы представителя администрации г.Буйнакска о том, что ведутся работы по водоотведению сточных вод подтверждаются представленным в суд государственным контрактом №2 от 15.12.2008г.,заключенным между Управлением жилищно-коммунального хозяйства и организацией ООО «Бустан» на реконструкцию и строительство канализационных очистных сооружений, а также постановлением администрации ГО «г.Буйнакск» от 02.07.2014г. №326 об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения городского округа «г.Буйнакск» на период до 2024 года».

В соответствии с постановлением администрации ГО «г.Буйнакск» от 07.11.2012 г. №654 создано МУП «Буйнакскгорводосервис» для осуществления деятельности по водоснабжению и водоотведению, учредителем которого являлась администрация ГО «г.Буйнакск».

Решением от 23.10.2013г. №2 единственного учредителя создано ООО «Водосток». Договором аренды №2 от 24.02.2014 г. имущество МКУ Управления имущественных и земельных отношений городского округа «г.Буйнакск»-комплекс объектов водоотведения, а именно городские канализационные сети переданы в аренду на 5 лет ООО «Водосток».Согласно Устава ООО «Водосток» видами деятельности предприятия является удаление и обработка сточных вод.

Однако не исполнение ООО «Водосток» своих обязанностей по осуществлению в соответствии с действующим законодательством об охране окружающей среды деятельности по организации водоотведения, приему сточных вод, их отводу и сбросу привело к нарушению предусмотренных ст.42 Конституции РФ и принятыми в ее исполнение законами права неограниченного круга лиц на охрану здоровья, благоприятную окружающую среду, на защиту от негативного воздействия и на благоприятные условия жизни.

То обстоятельство, что окружающей среде и экологической безопасности наносится ущерб при данных обстоятельствах, представителем администрации г.Буйнакска не оспаривалось.

Суд полагает, что в данном случае нарушенное право неопределенного круга лиц может быть восстановлено путем возложения обязанности на ООО «Водосток» принять меры по организации водоотведения сточных вод на территории городского округа «г.Буйнакск».

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление Махачкалинского межрайонного природоохранного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, Российской Федерации и Республики Дагестан к ООО «Водосток» и Администрации ГО «г.Буйнакск» удовлетворить.

Признать частично незаконным бездействие администрации ГО «город Буйнакск» по водоотведению на территории г.Буйнакск.

Обязать администрацию городского округа «город Буйнакск» организовать водоотведение на территории городского округа «город Буйнакск» в соответствии с требованиями законодательства об охране окружающей среды.

Признать незаконной деятельность ООО «Водосток» по сбросу сточных вод в р.Шура-озень» на административной территории городского округа «г.Буйнакск».

Обязать ООО «Водосток» получить решение о предоставлении водного объекта в пользование, проект нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водный объект, разрешение на сбросы химических веществ, в том числе радиоактивных, иных веществ и микроорганизмов в водный объект, составить и согласовать в установленном порядке схему систем водопотребления и водоотведения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья М.М.Ибрагимов

отп. в сов. комн.