Дело № 2А-68/2016
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Резолютивная часть решения оглашена 11 мая 2016 года.
Мотивированное решение изготовлено 12 мая 2016 года.
11 мая 2016 года с. Нюксеница
Нюксенский районный суд Вологодской области в составе:
председательствующего - судьи Арсентьева Н.И.,
с участием прокурора Нюксенского района Якушева С.А.,
при секретаре Коншиной И.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Нюксенского района Вологодской области в интересах неопределенного круга лиц к главе муниципального образования Городищенское – председателю Совета муниципального образования Городищенское о признании бездействия по рассмотрению протеста незаконным, возложении обязанности включить вопрос о рассмотрении протеста в повестку очередного заседания Совета муниципального образования Городищенское и обеспечить его рассмотрение депутатами в соответствии с Регламентом, по административному исковому заявлению главы муниципального образования Городищенское – председателя Совета муниципального образования Городищенское Чугреева И.Н. к заместителю прокурора Нюксенского района Черепанову С.В. о признании действий по внесению протеста незаконными, возложении обязанности отозвать протест на решение Совета,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Нюксенского района в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением к главе муниципального образования Городищенское – председателю Совета муниципального образования Городищенское о признании бездействия по рассмотрению протеста незаконным, возложении обязанности включить вопрос о рассмотрении протеста в повестку очередного заседания Совета муниципального образования Городищенское и обеспечить его рассмотрение депутатами в соответствии с Регламентом.
Глава муниципального образования Городищенское – председатель Совета муниципального образования Городищенское Чугреев И.Н. обратился в суд с иском к заместителю прокурора Нюксенского района Черепанову С.В. о признании действий по внесению протеста незаконными, возложении обязанности отозвать протест на решение Совета.
В порядке ст. 136 КАС РФ, в целях правильного и своевременного рассмотрения заявленных административных исковых требований, определением суда от 20 апреля 2016 года административные дела объединены в одно производство.
В судебном заседании прокурор Нюксенского района Вологодской области Якушев С.А. заявленные им исковые требования в части признания бездействия по рассмотрению протеста незаконным поддержал, просил удовлетворить, от исковых требований в части возложении обязанности включить вопрос о рассмотрении протеста в повестку очередного заседания Совета муниципального образования Городищенское и обеспечить его рассмотрение депутатами в соответствии с Регламентом отказался, в связи с предоставлением ответчиком доказательств добровольного удовлетворения указанных требований. Давая заключение по существу исковых требований главы муниципального образования Городищенское – председателя Совета муниципального образования Городищенское Чугреева И.Н. к заместителю прокурора Нюксенского района Черепанову С.В. и выступая представителем прокуратуры Вологодской области по доверенности, в их удовлетворении просил отказать. По существу показал, что в силу положений Устава муниципального образования Городищенское, глава данного муниципального образования исполняет полномочия председателя Совета муниципального образования, который является представительным органом местного самоуправления. К исключительной компетенции Совета отнесено принятие решений об удалении главы муниципального образования в отставку. В связи с противоречием муниципального правового акта требованиям ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 30 ноября 2015 года заместитель прокурора Нюксенского района Черепанов С.В. внес в адрес Совета протест на решение Совета № 28 от 21 октября 2015 года, «Об отклонении проекта решения Совета МО Городищенское «Об удалении главы муниципального образования в отставку». Протест был получен представительным органом ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается уведомлением о вручении почтового отправления. Полномочия прокурора или его заместителя по внесению протеста на противоречащий закону правовой акт предусмотрены ст. 23 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации». Указанным законом на представительный орган местного самоуправления возложена обязанность по рассмотрению протеста на его ближайшем заседании, с последующим информированием прокурора о результатах рассмотрения. Ближайшее заседание Совета муниципального образования проводилось ДД.ММ.ГГГГ, однако протест не рассматривался и предложение заместителя прокурора Черепанова С.В. о включении указанного вопроса в повестку дня, председателем Совета Чугреевым И.Н. было оставлено без внимания. Противоправное и умышленное бездействие Чугреева И.Н. подтверждено постановлением мирового судьи Вологодской области по судебному участку № 53, согласно которому он привлечен к административной ответственности по ст. 17.7 КоАП РФ. Оспариваемое бездействие главы муниципального образования Городищенское – председателя Совета муниципального образования Чугреева И.Н. лишает возможности депутатов Совета высказать свое мнение по существу протеста от имени представляемых ими избирателей, чем нарушает право граждан муниципального образования на осуществление местного самоуправления. Законность и обоснованность действий заместителя прокурора Нюксенского района Черепанова С.В. подтверждается ответами по жалобе Чугреева И.Н. из прокуратуры Вологодской области.
В судебном заседании глава муниципального образования Городищенское – председатель Совета муниципального образования Городищенское Чугреев И.Н. заявленные им исковые требования поддержал и просил удовлетворить, исковые требования прокурора Нюксенского района Вологодской области не признал, в удовлетворении их просил отказать. По существу показал, что решением Совета муниципального образования Городищенское от 21 октября 2015 года № 28 отклонен проект решения Совета МО Городищенское «Об удалении главы муниципального образования Городищенское в отставку». ДД.ММ.ГГГГ на данное решение Совета заместителем прокурора Нюксенского района Черепановым С.В. был принесен протест. Считает протест незаконным и вынесенным с превышением должностных полномочий, поскольку обязательным и необходимым условием наличия у депутатов мнения высшего должностного лица субъекта РФ необходимо было при рассмотрении инициативы депутатов об удалении главы муниципального образования в отставку 29 сентября 2015 года, а не при голосовании по проекту решения «Об удалении главы муниципального образования Городищенское в отставку». В соответствии с частью 8 статьи 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не мене двух третей от установленной численности депутатов. ДД.ММ.ГГГГ на заседании Совета присутствовало 6 депутатов из 11, то есть более половины от числа избранных депутатов, что не противоречит п. 6 Регламента Совета, согласно которому заседание Совета не может считаться правомочным, если на нем присутствуют менее 50 процентов от числа избранных депутатов. Решение Совета муниципального образования Городищенское № 28 от 21 октября 2015 года было опубликовано в официальном вестнике газеты «Новый день» ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем вступило в силу. Считает, что вопрос по инициативе депутатов Совета муниципального образования Городищенское об удалении главы муниципального образования в отставку был рассмотрен на заседании Совета ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается протоколом № 6 заседания Совета от ДД.ММ.ГГГГ пункт № 15, при этом депутаты не голосовали, а отклонили проект решения Совета, в связи с чем мнение Губернатора Вологодской области и установленного кворума депутатов Совета в данном случае не требовалось. Внесением протеста заместитель прокурора вмешивается в деятельность Совета муниципального образования в сфере правотворчества, ставится под сомнение легитимность принятого нормативного правового акта, а также нарушаются права граждан, проживающих на территории муниципального образования Городищенское на осуществление местного самоуправления. Вынося протест с требованием отменить решение Совета заместитель прокурора Черепанов С.В. преследует цель повторить рассмотрение вопроса об отставке главы муниципального образования Городищенское, чем нарушает его конституционные права и свободы как главы муниципального образования в сфере осуществления местного самоуправления, право граждан на участие в осуществлении власти через органы местного самоуправления и конституционный принцип равенства всех перед законом и судом, умаляя достоинство личности. Подачей прокурором искового заявления в суд были нарушены его права как ответчика, предусмотренные ст. 125,126,196 КАС РФ. Считает, что срок обращения в суд им не нарушен, поскольку ответ на жалобу из прокуратуры Вологодской области был датирован ДД.ММ.ГГГГ и срок должен исчисляться с указанной даты. Уважительных причин пропуска срока на обращение в суд в период с ДД.ММ.ГГГГ у него не имелось. Протест прокурора от 30 ноября 2015 года № 22-01-2015 был рассмотрен на заседании Совета муниципального образования Городищенское ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании заместитель прокурора Нюксенского района Вологодской области Черепанов С.В. заявленные главой муниципального образования Городищенское – председателем Совета муниципального образования Городищенское Чугреевым И.Н. исковые требования не признал, в их удовлетворении просил отказать. По существу показал, что в его должностные обязанности входит надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, за законностью нормативных правовых актов органов местного самоуправления. По результатам изучения решения Совета муниципального образования Городищенское № 28 от 21.10.2015 года им было установлено, что в соответствии с требованиями ч.3 ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», 29.09.2015 года в Совет муниципального образования Городищенское установленной численностью депутатов было внесено обращение об отставке главы муниципального образования и проект решения об отставке главы муниципального образования Гордищенское. С учетом требований вышеуказанной нормы закона рассмотрение инициативы депутатов об удалении главы в отставку осуществляется в течении 1 месяца со дня внесения соответствующего обращения и с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации. На заседании Совета ДД.ММ.ГГГГ вопрос об удалении главы муниципального образования в отставку не рассматривался. После внесения проекта решения об удалении главы муниципального образования в отставку, Советом принято решение № 27 от ДД.ММ.ГГГГ, которым установлена дата заседания для рассмотрения вопроса об отставке, о наличии инициативы уведомлены глава муниципального образования и Губернатор Вологодской области. ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание Совета муниципального образования Городищенское, на котором 5 из 6 присутствовавших депутатов приняли решение № 28 «Об отклонении проекта решения Совета муниципального образования Городищенское «Об удалении главы муниципального образования Городищенское в отставку», что подтверждается протоколом заседания Совета № 7 от ДД.ММ.ГГГГ. Фактически депутаты проголосовали против отставки главы муниципального образования Городищенское, то есть рассмотрели инициативу депутатов и предложенный проект решения в отсутствие кворума в количества 2/3 от установленной численности депутатов и без учета мнения Губернатора Вологодской области. В соответствии с его полномочиями, основанными на законе, им принесен протест на данное решение. Основанием для принесения протеста послужило выявленное несоответствие указанного муниципального правового акта требованиям ч.4 ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку отсутствовало мнение Губернатора Вологодской области по данному вопросу, голосование по проекту решения было проведено депутатами в количестве меньшей чем 2/3 от установленной численности депутатов, имелось противоречие в содержании протокола заседания Совета от ДД.ММ.ГГГГ в части результатов голосования. Доводы главы муниципального образования Городищенское - председателя Совета муниципального образования Городищенское о необходимости обращения в суд вместо принесения протеста необоснованны, поскольку выбор способа реагирования на незаконный правовой акт является исключительной прерогативой прокуратуры. Протест принесен в соответствии с Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора России № 450 от 29.12.2011 года, согласно которой протест является актом прокурорского реагирования на противоречащий закону правовой акт, содержащий мотивированное требование об отмене незаконного правового акта или приведении его в соответствие с законом. Поскольку решение Совета № 28 от ДД.ММ.ГГГГ было принято с нарушением закона, устранение которого путем внесения изменения невозможно, оно подлежало отмене, что и было указано в протесте. Факт внесения протеста возлагает на Совет муниципального образования Городищенское обязанность рассмотреть его и не возлагает иных не предусмотренных законом обязанностей, поэтому не нарушает прав, свобод и законных интересов главы муниципального образования Городищенское, не создает препятствий в осуществлении принадлежащих ему прав. Отзыв протеста является правом лица вынесшего протест и не может быть представлен в виде обязанности. Административное исковое заявление главы муниципального образования Городищенское-председателя Совета муниципального образования Городищенское подано в суд с нарушением срока обращения в суд, который истек ДД.ММ.ГГГГ.
Заслушав лиц участвующих в деле, исследовав и оценив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет, в том числе надзор за исполнением законов органами местного самоуправления, а также за соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Предметом надзора в силу ст. 21 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций; соответствие законам правовых актов, издаваемых органами и должностными лицами, указанными в настоящем пункте.
В соответствии с Уставом муниципального образования Городищенское, Совет муниципального образования Городищенское является представительным органом местного самоуправления муниципального образования, состоит из 11 депутатов избираемых населением, Совет возглавляется главой муниципального образования, исполняющим полномочия председателя Совета муниципального образования(ст. ст. 18,19,20).
Судом установлено, что постановлением территориальной избирательной комиссии Нюксенского муниципального района № 305 от 25 сентября 2013 года Чугреев И.Н. зарегистрирован главой муниципального образования Городищенское Нюксенского муниципального района.
ДД.ММ.ГГГГ в Совет муниципального образования Городищенское поступило письменное обращение депутатов Совета У.Н.Н., Г.Т.Н., Б.Т.И, Ш.О.А. об отставке главы муниципального образования Городищенское.
Решением Совета муниципального образования Городищенское от ДД.ММ.ГГГГ № 27, рассмотрение вопроса об удалении главы муниципального образования Городищенское в отставку назначено на ДД.ММ.ГГГГ, о поступившем обращении депутатов Совета принято решение уведомить Губернатора Вологодской области, направить копию обращения главе муниципального образования, которому предложено предоставить депутатам объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве основания для удаления в отставку.
Согласно протокола № 7 заседания Совета муниципального образования Городищенское от 21 октября 2015 года в работе заседания Совета принимали участие 6 депутатов Совета, что составляет <данные изъяты>% общей численности депутатов Совета. Указанным составом депутатов Совета было принято решение Совета № 28 от ДД.ММ.ГГГГ «Об отклонении проекта решения Совета муниципального образования Городищенское «Об удалении главы муниципального образования Городищенское в отставку».
Письмом администрации муниципального образования Городищенское от ДД.ММ.ГГГГ № 1689 в адрес прокурора Нюксенского района Вологодской области сообщается, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в администрацию и Совет муниципального образования Городищенское информация от Губернатора Вологодской области по вопросу отставки главы муниципального образования Городищенское не поступала.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем прокурора Нюксенского района Черепановым С.В. был принесен протест на решение Совета муниципального образования Городищенское от ДД.ММ.ГГГГ № 28. В обоснование принесения протеста указаны нарушения положений ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
В соответствии с ч. 4 ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» рассмотрение инициативы депутатов представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку осуществляется с учетом мнения высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации).
Согласно части 8 ст. 74.1 указанного выше Федерального закона решение представительного органа муниципального образования об удалении главы муниципального образования в отставку считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования.
В соответствии с ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.
Статьей 4 Конституции РФ определено, что Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.
Протестом заместителя прокурора Нюксенского района Черепанова С.В. от 30 ноября 2015 года в Совет муниципального образования Городищенское предъявлено требование о его рассмотрении на ближайшем заседании Совета муниципального образования, разрешении вопроса об отмене решения Совета № 28 от ДД.ММ.ГГГГ «Об отклонении проекта решения Совета муниципального образования Городищенское «Об удалении главы муниципального образования Городищенское в отставку» и информировании прокурора района о дне рассмотрения протеста.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» требования прокурора, вытекающие из его полномочий, перечисленных в статьях 9.1, 22, 27, 30 и 33 настоящего Федерального закона, подлежат безусловному исполнению в установленный срок.
Положения части ст. 22 указанного Федерального закона предусматривают, что прокурор или его заместитель в случае установления факта нарушения закона органами и должностными лицами, опротестовывает противоречащие закону правовые акты.
Согласно ст. 23 Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в десятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании.
Уведомлением о вручении почтового отправления подтверждается, что протест заместителя прокурора Нюксенского района получен Советом муниципального образования ДД.ММ.ГГГГ, о чем также свидетельствует присвоенный отправляемому письму идентификатор почтового отправления № №.
Письмом администрации муниципального образования Городищенское от ДД.ММ.ГГГГ № 1783 в адрес прокуратуры Нюксенского района Вологодской области сообщается, что протест на решение Совета муниципального образования Городищенское будет рассмотрен на ближайшем заседании Совета, о чем прокуратура района будет информирована дополнительно.
Выражая несогласие с информацией, изложенной в протесте заместителя прокурора Нюксенского района, ДД.ММ.ГГГГ Совет муниципального образования Городищенское направил прокурору Нюксенского района письменное обращение, в котором депутаты Совета сообщают, что протест обжалован Генеральному прокурору РФ и прокурору Вологодской области в связи с чем требования заместителя прокурора района Черепанова С.В. на заседании Совета муниципального образования Городищенское рассматриваться не будут.
Из жалобы Чугреева И.Н. от ДД.ММ.ГГГГ в адрес прокуратуры Вологодской области следует, что принесенный протест заместителя прокурора района Черепанова С.В. он считает незаконным.
Ближайшее заседание Совета муниципального образования Городищенское под председательством Чугреева И.Н., было проведено ДД.ММ.ГГГГ, однако в повестку дня вопрос о рассмотрении протеста заместителя прокурора Нюксенского района от ДД.ММ.ГГГГ не включался. Из протокола заседания Совета муниципального образования Городищенское № 10 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что предложение присутствовавшего на заседании Совета заместителя прокурора Нюксенского района Черепанова С.В. о включении данного вопроса в повестку дня и рассмотрении протеста на заседании Совета, Чугреев И.Н., как председатель Совета проигнорировал, посчитал рассмотрение протеста преждевременным, сославшись на отсутствие ответа по его жалобе из прокуратуры Вологодской области.
Приказом прокурора Вологодской области от ДД.ММ.ГГГГ№ Черепанов С.В. назначен на должность заместителя прокурора Нюксенского района Вологодской области с ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно распоряжению прокуратуры Нюксенского района от 03 октября 2014 года № 12-р на заместителя прокурора района Черепанова С.В. возложены организация и осуществление надзора за исполнением законов органами местного самоуправления района и поселений, предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями, их должностными лицами.
Внося протест на решение Совета муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № 28, заместитель прокурора Нюксенского района Вологодской области Черепанов С.В. исходил из цели обеспечения верховенства закона, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства реализуя тем самым надзорные функции прокуратуры Нюксенского района за исполнением законов органами местного самоуправления и соответствием законам издаваемых ими правовых актов.
Изучив фактические обстоятельства принятия решения Совета муниципального образования Городищенское от ДД.ММ.ГГГГи, выявив несоответствие порядка разрешенного данным муниципальным нормативным правовым актам, вопроса требованиям ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», указанным должностным лицом были приняты меры прокурорского реагирования в форме принесения протеста на противоречащий закону правовой акт, который подлежал обязательному рассмотрению представительным органом местного самоуправления - на ближайшем заседании Совета.
Устанавливая в протесте требования об отмене решения Совета муниципального образования Городищенское от ДД.ММ.ГГГГ № 28 «Об отклонении проекта решения Совета муниципального образования Городищенское «Об удалении главы муниципального образования Городищенское в отставку», заместитель прокурора Нюксенского района Черепанов С.В. руководствовался Инструкцией по делопроизводству в органах и учреждениях прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генерального прокурора России № 450 от 29.12.2011 года, согласно которой протест является актом прокурорского реагирования на противоречащий закону правовой акт, содержащий мотивированное требование об отмене незаконного правового акта, поскольку устранить допущенные нарушения иным путем было невозможно.
Само по себе требование об отмене решения Совета муниципального образования не возлагает на Совет муниципального образования обязанности принять решение по существу вопроса, поставленного в проекте решения «Об удалении главы муниципального образования Городищенское в отставку», а лишь возлагает на представительный орган местного самоуправления обязанность отменить решение Совета принятое в нарушение требований федерального законодательства.
Анализируя представленные доказательства, судом установлено, что по инициативе депутатов Совета, на заседании Совета муниципального образования Городищенское предлагалось рассмотреть вопрос по проекту решения Совета «Об удалении главы муниципального образования Городищенское в отставку», однако решением Совета от ДД.ММ.ГГГГ № 28, предлагаемый проект решения был отклонен депутатами Совета, в связи с чем данный вопрос был рассмотрен по существу в отсутствие кворума в количества 2/3 от установленной численности депутатов и без учета мнения Губернатора Вологодской области, что противоречило требованиям ч. 4 и 8 ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Обнаружив указанное нарушение, заместитель прокурора Нюксенского района Черепанов С.В. принес протест на решение Совета муниципального образования Городищенское, что является актом прокурорского реагирования на нарушения требований законодательства РФ и основано на полномочиях прокурора или его заместителя определенных Федеральным законом от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации».
Из ответа прокуратуры Вологодской области от 28 января 2016 года № по обращению Чугреева И.Н. следует, что каких-либо нарушений в действиях заместителя прокурора Нюксенского района Черепанова С.В. в результате проверки не выявлено.
Выступая административным истцом с требованиями о признании действий заместителя прокурора Нюксенского района Черепанова С.В. по внесению протеста незаконными, глава муниципального образования Городищенское - председатель Совета муниципального образования Городищенское Чугреев И.Н. одновременно направляет инициативу в Совет муниципального образования Городищенское с предложением рассмотреть протест на заседании Совета, выражая тем самым объективное противоречие своим же доводам, изложенным в исковом заявлении.
Из протокола № 2 заседания Совета муниципального образования Городищенское от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Чугреев И.Н. предложил под вопросом № 7 рассмотреть протест прокуратуры Нюксенского района № 22-01-2015 от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем повестка заседания Совета утверждена депутатами с принятыми изменениями.
Решением Совета муниципального образования от ДД.ММ.ГГГГ № 11 протест прокуратуры Нюксенского района № 22-01-2015 от ДД.ММ.ГГГГ оставлен без удовлетворения, решение Совета от ДД.ММ.ГГГГ № 28 без изменения.
Принимая во внимание фактические обстоятельства дела, суд признает действия заместителя прокурора Нюксенского района Вологодской области Черепанова С.В. по внесению протеста на решение Совета муниципального образования Городищенское от ДД.ММ.ГГГГ законными, соответствующими требованиям Федерального закона от 17 января 1992 года N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» и основанными на положениях ст. 74.1 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Протест заместителя прокурора Нюксенского района Черепанова С.В. действующему законодательству не противоречит, внесен в рамках исполнения им своих должностных полномочий, прав Совета муниципального образования, а также прав, свобод и законных интересов главы муниципального образования Городищенское - председателя Совета муниципального образования Городищенское не нарушает, препятствий в осуществлении принадлежащих ему прав не создает, права и свободы населения муниципального образования Городищенское не ограничивает, в связи с чем административные исковые требования главы муниципального образования Городищенское - председателя Совета муниципального образования Городищенское Чугреева И.Н. удовлетворению не подлежат.
Учитывая установленную судом законность и обоснованность требований заместителя прокурора Нюксенского района Черепанова С.В., бездействие главы муниципального образования Городищенское - председателя Совета муниципального образования Городищенское Чугреева И.Н., выразившееся в умышленном уклонении от рассмотрения представления Советом муниципального образования следует признать незаконным.
Доводы административного истца и ответчика - главы муниципального образования Городищенское – председателя Совета муниципального образования Городищенское Чугреева И.Н. о том, что мнение высшего должностного лица субъекта РФ необходимо было при рассмотрении инициативы депутатов об удалении главы муниципального образования в отставку ДД.ММ.ГГГГ, а не при голосовании по проекту решения «Об удалении главы муниципального образования Городищенское в отставку» суд находит несостоятельными, поскольку ДД.ММ.ГГГГ была рассмотрена инициатива депутатов и подготовлено решение Совета о соблюдении требований федерального законодательства по предлагаемому к рассмотрению вопросу, при этом сам вопрос по существу не рассматривался и ссылки на содержание протокола № 6 от 29 сентября 2015 года выводы суда не опровергают.
Доводы административного истца и ответчика - главы муниципального образования Городищенское – председателя Совета муниципального образования Городищенское Чугреева И.Н. о том, что на заседании Совета от ДД.ММ.ГГГГ присутствовали более половины депутатов от общей численности, которые были правомочны принимать решение Совета № 28 от ДД.ММ.ГГГГ не могут быть признаны судом обоснованными, поскольку указанное количество депутатов правомочны принимать решения, перечисленные в статье 21 Устава муниципального образования Городищенское, за исключением вопроса об удалении главы муниципального образования в отставку, для которого статьей 74.1 Федерального закона № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлен особый порядок его принятия.
Доводы административного истца и ответчика - главы муниципального образования Городищенское – председателя Совета муниципального образования Городищенское Чугреева И.Н. о нарушении прокурором Нюксенского района его прав при подаче искового заявления в суд не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, поскольку как следует из информации прокурора Нюксенского района и работника прокуратуры, изложенной в рапорте, ответчик изучил содержание искового заявления, однако отказался оформить расписку и ушел из прокуратуры, при этом исковое заявление было направлено Чугрееву И.Н. заказным письмом посредством почтовой связи.
Доводы административного истца и ответчика - главы муниципального образования Городищенское – председателя Совета муниципального образования Городищенское Чугреева И.Н. об исчислении срока обращения в суд с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты направления прокуратурой Вологодской области ответа по жалобе суд находит несостоятельным, поскольку протест заместителям прокурора Нюксенского района Черепанова С.В. был получен Советом муниципального образования ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии частью 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Уважительных причин пропуска срока на обращение в суд в период с ДД.ММ.ГГГГ истец - глава муниципального образования Городищенское – председатель Совета муниципального образования Городищенское Чугреев И.Н. в судебном заседании не представил.
Положения части 8 ст. 219 КАС РФ предусматривают, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В связи с добровольным удовлетворением ответчиком требований административного истца о возложении обязанности включить вопрос о рассмотрении протеста в повестку очередного заседания Совета муниципального образования Городищенское и обеспечить его рассмотрение депутатами в соответствии с Регламентом, а также отказом истца от административного иска в этой части, определением суда от ДД.ММ.ГГГГ производство по административному исковому заявлению прокурора Нюксенского района в указанной части прекращено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования прокурора Нюксенского района Вологодской области удовлетворить.
Признать бездействие главы муниципального образования Городищенское, председателя Совета муниципального образования Городищенское Чугреева И.Н. выразившееся в уклонении от обеспечения рассмотрения представительным органом протеста заместителя прокурора Нюксенского района от ДД.ММ.ГГГГ незаконным.
В удовлетворении исковых требований главы муниципального образования Городищенское - председателя Совета муниципального образования Городищенское Чугреева И.Н. к заместителю прокурора Нюксенского района Черепанову С.В. о признании действий по внесению протеста с требованием отменить решение Совета муниципального образования Городищенское от ДД.ММ.ГГГГ № 28 «Об отклонении проекта решения Совета муниципального образования Городищенское «Об удалении главы муниципального образования Городищенское в отставку» незаконными и возложении обязанности отозвать протест на решение Совета муниципального образования Городищенское от ДД.ММ.ГГГГ № 28 отказать.
Составление мотивированного решения отложить до 12 мая 2016 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Нюксенский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.
Судья Н.И. Арсентьев