УИД №
производство № 2а-68/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
село Красный Чикой 19 марта 2021 г.
Красночикойский районный суд Забайкальского края в составе:
председательствующего судьи Рязанова А.И.,
при секретаре Перминовой О.О.,
с участием:
истца Козлова В.И.,
представителя ответчика Совета муниципального района «Красночикойский район» Никифоровой И.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№,
старшего помощника прокурора Красночикойского района Забайкальского края Капустина Д.В.,
заинтересованных лиц Давыдова А.В., Миронова В.П. рассмотрев в открытом судебном заседании административное исковое заявление Козлова В.И. к Совету муниципального района «Красночикойский район» о признании незаконным решения Совета муниципального района «Красночикойский район» от 14.10.2020 № 240,
УСТАНОВИЛ:
Козлов В.И. обратился в суд с административным иском о признании незаконным решения Совета муниципального района «Красночикойский район» от 14.10.2020 № 240, указав, что 14 октября 2020 г. Совет муниципального района «Красночикойский район» (далее - Совет) своим решением №240 лишил депутатских полномочий его, Давыдова А.В., Миронова В.П., Гонсорунова А.Б. и Глазкову Е.Г. Считает, что данное решение принято с нарушением процедур изложенных в п. 7.3 ст40. ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», согласно которому в Совет должно было поступить заявление от губернатора Забайкальского края о досрочном прекращении полномочий. Этого заявления в Совет не поступало. Согласно п.7.3-2 процедура принятия решений по привлечению депутатов к ответственности должна определяться специальным нормативно-правовым актом. Данный нормативно-правовой акт Советом не принимался. Совет на момент принятия этого решения не имел сведений от губернатора Забайкальского края о нарушениях, выявленных в ходе проверок деклараций депутатов Совета. Полагает, что цель такого поспешного и противоправного решения - желание некоторых депутатов расправится со своими политическими оппонентами. Считает, что его незаконно лишили депутатских полномочий, нарушив их права и права их избирателей.
Просил отменить решение Совета муниципального района «Красночикойский район» №240 от 14 октября 2020 г. как незаконное, принятое с нарушением норм, изложенных в п. 7.3, 7.3-2 ст.40 ФЗ №131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».
Определением Красночикойского районного суда Забайкальского края от 20.02.2021г. в качестве заинтересованных лиц привлечены Губернатор Забайкальского края, Гонсорунов А.Б., Давыдов А.В., Миронов В.П., Глазкова Е.Г.
В судебном заседании, административный истец Козлов В.И., подтвердил обстоятельства, указанные в административном исковом заявлении, просил удовлетворить его требования. Дополнительно указал, что не был осведомлен о проекте решения о лишении его и других депутатов полномочий, и отсутствовал на заседании Совета, когда было принято оспариваемое решение. Вместе с тем, знал что на заседании будет рассмотрено представление прокурора, поданное в Совет муниципального района «Красночикойский район» в связи с несвоевременной подачей им и рядом депутатов сведений о своих доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, а также сведениях о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера членов своей семьи в рамках декларационной кампании за 2019 год. О принятии решения о лишении его полномочий узнал от Давыдова А.В.Полагает, что срок давности им не пропущен, так как в его интересах в целях оспаривания решенияСовета муниципального района «Красночикойский район» от 14.10.2020 № 240 в Совет, в Прокуратуру Забайкальского края, Прокуратуру Красночикойского района обращался Давыдов А.В., который состоит с ним в одной фракции. Им срок предоставления сведений о своих доходах, расходах и обязательствах имущественного характера, а также сведениях о доходах, расходах и обязательствах имущественного характера членов своей семьи, был нарушен по семейным обстоятельствам.
Представитель административного ответчика, Совета муниципального района «Красночикойский район» Никифорова И.В., действующая на основании доверенности от 17.03.2021 № 1, административные исковые требования не признала, в представленном суду отзыве указала, что в соответствии с положениями ст. 2 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат представительных органов местного самоуправления является лицом, замещающим муниципальную должность. Согласно ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом. Козлов В.И. не предоставил сведения о доходах и расходах за 2019 год до 01.08.2020, чем нарушил ч. 4 ст. 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», что послужило основанием для досрочного прекращения полномочий депутата Совета. Довод административного истца о нарушении при принятии решения Совета процедур, изложенных в п. 7.3 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» несостоятелен, так как данные процедуры применяются к депутату, члену выборного органа местного самоуправления, выборному должностному лицу местного самоуправления, предоставившим недостоверные сведения или неполные сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. И не распространяются на случаи применения к депутатам представительного органа местного самоуправления меры ответственности в виде досрочного прекращения полномочий. Также полагает, что довод административного истца о том, что правом на обращение в орган местного самоуправления с заявлением о досрочном прекращении полномочий депутата обладает только высшее должностное должное лицо субъекта Российской Федерации, полагает не обоснованным, поскольку положения ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» не ограничивают полномочий прокурора по осуществлению от имени Российской Федерации надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации. Кроме того ходатайствовала о применении срока исковой давности.
На основании изложенного, просит в удовлетворении административных исковых требований отказать.
Заинтересованное лицо Миронов В.П. в судебном заседании поддержал административный иск Козлова В.И., указав, что сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей им не были поданы по семейным обстоятельствам, а также в связи с карантинными мероприятиями, введенными в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19). Также указал, что считает несправедливым лишения полномочий пяти депутатов голосами десяти депутатов Совета муниципального образования «Красночикойский район».
Заинтересованное лицо Давыдов А.В. поддержал административный иск Козлова В.И. по обстоятельствам, изложенным в нем. Дополнительно указал, что для привлечения депутата представительного органа муниципального образования необходимо принятие муниципального правового акта в соответствии с законом субъекта Российской Федерации. На момент вынесения оспариваемого решения указанных правовых актов принято не было. Кроме того, указал, что до депутатов не был своевременно доведен проект решения, предусматривающий лишение полномочий депутатов Совета муниципального образования «Красночикойский район». Признает, что им не были своевременно предоставлены сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в связи с семейными обстоятельствами. Полагает прекращение полномочий слишком строгим наказанием. Также полагает, что сроки давности обращения с административным иском о признании Решения Совета муниципального образования «Красночикойский район» Козловым В.И. не пропущены, так как он (Давыдов А.В.), действующий на основании положения о фракции партии КПРФ в Совете муниципального района «Красночикойский район» обращался в интересах депутатов фракции. В том числе Козлова В.И. в Совет, в Прокуратуру Забайкальского края, Прокуратуру Красночикойского района с целью оспорить указанное решение Совета.
Заинтересованное лицо, Губернатор Забайкальского края, будучи надлежащим образом извещенным о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заявление не явилось, о причинах неявки суду не сообщило, об отложении судебного заседания не ходатайствовало.
Заинтересованные лица Гонсорунов А.Б., Глазкова Е.Г.,будучи надлежащим образом извещенными о дате, месте и времени рассмотрения дела, в судебное заявление не явилось, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении судебного заседания не ходатайствовали.
Прокурор, участвующий в деле, Капустин Д.В. в судебном заседании дал заключение, согласно которому решение Совета муниципального района «Красночикойский район» от 14.10.2020 № 240 является законным, обоснованным, принятым уполномоченным органом с соблюдением порядка принятия такого решения и в соответствии с требованиями нормативных правовых актов регулирующих спорные правоотношения. Кроме того, административным истцом пропущен срок для обращения в суд с иском о признании решения Совета муниципального района «Красночикойский район» от 14.10.2020 № 240, установленный ч. 1 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ). На основании изложенного, административное исковое заявление Козлова В.И. удовлетворению не подлежит.
Выслушав участвующих лиц, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; соблюдены ли сроки обращения в суд; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Судом установлено, что решением Совета муниципального района «Красночикойский район» № 240 от 14.10.2020, рассмотрев представление прокурора Красночикойского района об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции от 30.09.2020г. №, вынесенного в связи с выявлением фактов непредставления в установленный законодательством срок сведений о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за 2019 год депутатами Совета муниципального района «<адрес>», повлекших неисполнение обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «О противодействии коррупции», в соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 г. №131- ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 12.3. Закона Забайкальского края от 25 июля 2008 года №18-ЗЗК «О противодействии коррупции в Забайкальском крае», частями 6, 16 и 17 статьи 19 Устава муниципального района «Красночикойский район», принято решение о досрочном прекращении полномочий депутатов Совета муниципального района «Красночикойский район» Гонсорунова А.Б., Давыдова А.В., Миронова В.П., Козлова В.И., Глазковой Е.Г. в связи с неисполнением ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
Частью 6 ст. 5 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры в пределах своих полномочий координируют деятельность органов внутренних дел Российской Федерации, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации и других правоохранительных органов по борьбе с коррупцией и реализуют иные полномочия в области противодействия коррупции, установленные федеральными законами.
Часть 1 ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает, что структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Согласно статье 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" депутат - член представительного органа поселения, муниципального района, муниципального округа, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района или внутригородской территории города федерального значения.
В соответствии с частью 7.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 3 декабря 2012 года № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 7 мая 2013 года № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно части 10.1 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.
Решение о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования вправе принять представительный орган муниципального образования (часть 11 статьи 40 названного Федерального закона).
Конституционный Суд Российской Федерации отмечал, что досрочное прекращение полномочий депутата вследствие нарушения запрета (несоблюдения требования), связанного с его публично-правовым статусом, выступает, по сути, в качестве специальной меры конституционно-правовой ответственности (Постановление от 27 декабря 2012 года N 34-П), а гражданин, добровольно избирая такой род занятий, соглашается с условиями и ограничениями, с которыми связан приобретаемый им правовой статус (Определение от 26 января 2017 года № 104-О).
Следовательно, гражданин, вступая в должность депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, принимает на себя обязанность неукоснительно соблюдать связанные с этим статусом обязанности и ограничения. В связи с этим возможность привлечения его к конституционно-правовой ответственности, в том числе в виде досрочного прекращения депутатских полномочий за несоблюдение соответствующих обязанностей и ограничений, не может сама по себе рассматриваться как нарушение принципов справедливости и соразмерности.
Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» закрепляет обязанность лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Часть 1 статьи 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает ответственность лица, замещающего муниципальную должность. Данное законоположение действует и подлежит применению для лиц, замещающих муниципальные должности, с определенной системой мер ответственности за нарушение антикоррупционного законодательства, дифференцированных с учетом особенностей правового статуса этих лиц.
В силу предписаний Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ "О противодействии коррупции", лица, замещающие государственные, в том числе муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также перечисленные сведения в отношении своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а в случае непредставления таких сведений либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений в порядке, предусмотренном муниципальными нормативными правовыми актами подлежат увольнению (освобождению от должности) в связи с утратой доверия (статьи 12.1 и 13.1).
Непредставление или несвоевременное представление указанных сведений является основанием для досрочного прекращения депутатских полномочий, что является мерой публичной ответственности за совершенное нарушение.
Согласно п.3 «Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», утвержденного Указом Президента РФ от 18.05.2009 № 558 «О представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, и лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера представляются по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки: гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Российской Федерации, - при наделении полномочиями по должности (назначении, избрании на должность); лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации (за исключением Президента Российской Федерации, членов Правительства Российской Федерации и лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в Администрации Президента Российской Федерации), - ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным.
Указом Президента РФ от 17.04.2020 № 272 «О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г.», сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г., срок подачи которых предусмотрен нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, представляются до 1 августа 2020 г. включительно. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления руководствоваться настоящим Указом при продлении срока представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г.
Части 1, 3 ст. 12.3 Закона Забайкальского края от 25.07.2008 № 18-ЗЗК «О противодействии коррупции в Забайкальском крае» предусматривают что лицо, замещающее муниципальную должность, представляют сведения о своих доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей Губернатору Забайкальского края в порядке, установленном настоящей статьей.
Лицо, замещающее муниципальную должность в муниципальном образовании Забайкальского края, замещавшее указанную должность по состоянию на 31 декабря отчетного года (далее - лицо, замещающее муниципальную должность), за исключением лица, замещающего муниципальную должность депутата представительного органа сельского поселения Забайкальского края и осуществляющего свои полномочия на непостоянной основе (далее - депутат сельского поселения), представляет Губернатору Забайкальского края через уполномоченное органом местного самоуправления должностное лицо, ответственное за профилактику коррупционных и иных правонарушений (далее - уполномоченное должностное лицо), ежегодно, не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным:
1) сведения о своих доходах, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая денежное вознаграждение, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности, и о своих обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода;
2) сведения о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, полученных за отчетный период (с 1 января по 31 декабря) от всех источников (включая заработную плату, пенсии, пособия, иные выплаты), а также сведения об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера по состоянию на конец отчетного периода.
Сведения представляются лицом, замещающим муниципальную должность, по утвержденной Президентом Российской Федерации форме справки, которая заполняется с использованием специального программного обеспечения «Справки БК».
Статья 1 Закона Забайкальского края от 30.04.2020 № 1824-ЗЗК «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 17 апреля 2020 года № 272 «О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 г.» приостанавливает действие отдельных норм Законов Забайкальского края, определяющих предоставления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лицами, замещающими муниципальные должности в муниципальных образованиях. Установлено, что указанные сведения предоставляются до 01 августа 2020 года включительно, кроме того, после представленных сведений в установленные сроки, дается 30 дней для внесения изменений.
Постановлением Губернатора Забайкальского края от 23.04.2020 № 41 «О представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 года» предусмотрено, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за отчетный период с 1 января по 31 декабря 2019 года, срок подачи которых предусмотрен пунктом 2 постановления Губернатора Забайкальского края от 19 июня 2013 года № 38 «Об утверждении Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Забайкальского края, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и лицами, замещающими государственные должности Забайкальского края, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» и подпунктом 3 пункта 3 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей государственной гражданской службы Забайкальского края, и государственными гражданскими служащими Забайкальского края сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного постановлением Губернатора Забайкальского края от 14 октября 2015 года № 100, представляются до 1 августа 2020 года включительно.
В силу абз. 3,4 пункта 9 Постановления Губернатора Забайкальского края от 19.06.2013 № 38 «Об утверждении Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение государственных должностей Забайкальского края, сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и лицами, замещающими государственные должности Забайкальского края, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера", лица, замещающие государственные должности, являющиеся руководителями государственных органов Забайкальского края, а также лица, замещающие государственные должности в государственных органах Забайкальского края, представляют сведения о доходах, сведения о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в соответствующий государственный орган Забайкальского края, а второй экземпляр - в Администрацию Губернатора Забайкальского края. Администрация Губернатора Забайкальского края обобщает данные, представленные лицами, замещающими государственные должности, и направляет их Губернатору Забайкальского края.
В случае непредставления или представления заведомо ложных сведений о доходах, сведений о расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданин, претендующий на замещение государственной должности, и лицо, замещающее государственную должность, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 15 Постановления Губернатора Забайкальского края от 19.06.2013 № 38).
Частями 6, 16 и 17 статьи 29 Устава муниципального района «Красночикойский район» предусмотрено, что Депутат Совета муниципального района «Красночикойский район», должен соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным Законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и другими федеральными законами.
Полномочия депутата прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03 декабря 2012 № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 № 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами», если иное не предусмотрено Федеральным законом № 131-ФЗ.
Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, прекращаются досрочно, в том числе в случаях, установленных Федеральным Законом № 131-ФЗ и иными Федеральными законами.
Решение Совета муниципального района «Красночикойский район» о досрочном прекращении полномочий депутата Совета муниципального района «Красночикойский район» принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями Совета муниципального района «Красночикойский район» - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.
В соответствии с ч. 3 ст. 33 Устава муниципального района «Красночикойский район» Совет муниципального района «Красночикойский район» по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами Забайкальского края, Уставом муниципального района принимает решения по вопросам организации деятельности Совета муниципального района «Красночикойский район» и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции.
Из ответа и.о.начальника управления Администрации Губернатора Забайкальского края по вопросам противодействия коррупции № от 05.03.2021г. М.С.В. следует, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год депутатов Совета муниципального района «Красночикойский район» Забайкальского края Козлова В.И., Гонсорунова А.Б., Давыдова А.В., Миронова В.П., Глазковой Е.Г. официально в порядке, установленном действующим законодательством, в Администрацию Губернатора Забайкальского края не поступали. Сведения о доходах вышеуказанных депутатов поступили в Администрацию Губернатора Забайкальского края по неизвестным каналам без сопроводительных писем, с нарушением срока и порядка их представления, только в сентябре 2020 года. Сведения о доходах депутата Гонсорунова А.Б. не поступали. Учитывая вышеизложенное, анализ сведений о доходах данных депутатов не проводился.
Из ответа Совета муниципального района «Красночикойский район» от 24.09.2020 № на запрос прокурора Красночикойского района следует, что депутат совета муниципального района «Красночикойский район» Гонсорунов А.Б. не предоставил сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год. Депутаты Давыдов А.В., Миронов В.П., Козлов В.И., Глазкова Е.Г. представили справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год за пределами установленных сроков.
Кроме того, в справках о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год депутатов Совета муниципального района «Красночикойский район» Давыдова А.В., Миронова В.П., Козлова В.И., датой печати справки о доходах стоит 02 и 03 августа 2020 года, что исключает подачу указанных документов в срок.
Из показаний свидетеля Ф.Е.В., данных в ходе судебного заседания, следует, что с 24.05.2018 по настоящее время она занимает должность консультанта Совета ведущего специалиста в Совете муниципального района «Красночикойский район» и в ее должностные обязанности, в том числе, входит организация приема сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера депутатов Совета и направление их в Администрацию Губернатора Забайкальского края. В течение 2020 года ею неоднократно в ходе телефонных переговоров доводилась до депутатов Совета необходимость своевременной подачи сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год. За пределами установленного срока, для подачи подобных справок к ней обратился депутат Совета Давыдов А.В., которому она отказала в приеме справок в связи с тем, что срок для их приема пропущен.
На основании проведенной проверки прокурором Красночикойского района в адрес председателя Совета муниципального района С.С.В. было вынесено представление от 30.09.2020 № об устранении нарушений антикоррупционного законодательства и принятии решения о привлечении к ответственности депутатов Козлова В.И., Гонсорунова А.Б., Давыдова А.В., Миронова В.П., Глазковой Е.Г., в связи с непредставлением ими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за 2019 год в установленный законодательством о противодействии коррупции срок.
Учитывая изложенное, суд полагает несостоятельным и основанным на неверном толковании закона доводы административного истца и заинтересованных лиц об отсутствии у прокурора полномочий инициировать перед представительным органом местного самоуправления вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа местного самоуправления в случае нарушения им требований законодательства о противодействии коррупции, и о наличии таких прав лишь у губернатора Забайкальского края.
Суд приходит к выводу, что оспариваемое решение принято в пределах полномочий Совета депутатов, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, регулирующих спорные правоотношения, основания для принятия оспариваемого решения имелись, поскольку факт непредставления сведений за 2019 год в установленный срок (до 1 августа 2020 года включительно) подтверждается материалами дела, не оспаривается административным истцом и заинтересованными лицами. Доказательств, подтверждающих уважительность причин невозможности предоставления сведений Козловым В.И. в установленный срок, не имеется. Административный истец, являясь депутатом Совета муниципального района «Красночикойский район» должен был знать и применять в своей работе законодательство Российской Федерации, Забайкальского края, в связи с чем доводы о том, что нормативно-правовой акт о привлечении депутатов к ответственности Советом муниципального района «Красночикойский район» не принимался, является ошибочным.
Согласно ч. 1, 4 ст. 23 Устава муниципального района «Красночикойский район» Совет муниципального района может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Заседание Совета муниципального района проводятся не реже одного раза в три месяца. Заседание Совета муниципального района не может считаться правомочным, если на нем присутствовало менее 50 процентов от числа избранных депутатов.
В соответствии с ч. 3, 7 ст. 37 Устава муниципального района «Красночикойский район» Акты Совета муниципального района «Красночикойский район» не носящие нормативный характер, вступают в силу после их подписания председателем Совета муниципального района «Красночикойский район, если этими актами не установлены иные сроки.
Официальным опубликованием муниципального правового акта муниципального района, считается первая публикация его полного текста в периодическом печатном издании, распространяемом в муниципальном районе, определенном в качестве источника официального опубликования муниципальных правовых актов муниципального района.
Согласно ст. 53, 54 Регламента Совета муниципального района «Красночикойский район», принятого решением Совета муниципального района «Красночикойский район» от 20.02.2019 №, проект повестки дня заседания Совета муниципального района формируется председателем Совета муниципального района. Повестка дня заседания принимается на заседании Совета муниципального района большинством голосов от числа присутствующих депутатов Совета Муниципального района.
Статья 58 Регламента Совета муниципального района «Красночикойский район», принятого решением Совета муниципального района «Красночикойский район» от 20.02.2019 № предусматривает, что проекты решений и постановлений Совета муниципального района, внесенные с нарушением установленного порядка и с нарушением сроков внесения, председателем Совета муниципального района могут не рассматриваться и в проект повестки дня очередного заседания Совета муниципального района могут не включаться.
Статьей 68 Регламента Совета муниципального района «Красночикойский район», принятого решением Совета муниципального района «Красночикойский район» от 20.02.2019 №, предусматривается, что решения и постановления Совета муниципального района, не носящие нормативного правового характера принимаются большинством голосов депутатов, присутствующих на заседании Совета муниципального района.
Согласно ст. 79 Регламента Совета муниципального района «Красночикойский район», принятого решением Совета муниципального района «Красночикойский район» от 20.02.2019 №, внесенные проекты решений и постановлений Совета муниципального района регистрируются в аппарате Совета муниципального района. Если внесенный проект решения соответствует требованиям регламента, он передается в соответствующую постоянную комиссию для рассмотрения и внесения заключения на Совет муниципального района.
Судом установлено, а также лицами, участвующими в деле признается и не оспаривается своевременное направление проекта повестки внеочередного заседания Совета муниципального района «Красночикойский район» № 20 от 14.10.2020, в том числе вопроса № 2 о представлении прокурора Красночикойского района об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции депутатам Совета, а также утверждение данного вопроса в повестке заседания Совета от 14.10.2020, что подтверждается также скриншотами электронной почты Совета, показаниями свидетелей Ф.Е.В., С.С.В., К.Г.И., М.С.В.
Согласно выписке из протокола заседания Совета муниципального района «Красночикойский район» от 14.10.2020 в заседании принимало участие 16 депутатов, голосовало 15 депутатов по трем проектам решений по вопросу о представлении прокурора Красночикойского района об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции. Советом был принят альтернативный проект решения, предложенный депутатом М.С.В. с результатом «за» - 10 голосов. Каких-либо возражений против вынесения трех проектов решения по данному вопросу от депутатов совета не поступило.
Из показаний свидетеля М.С.В., данных в ходе судебного заседания, следует, что ДД.ММ.ГГГГ ею, в качестве альтернативного проекта, проекту решения С.С.В. был выдвинут проект решения Совета по вопросу № о представлении прокурора Красночикойского района об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, которым предусматривалось досрочное лишение полномочий депутатов Давыдова А.В., Миронова В.П., Козлова В.И., Гонсорунова А.Б. и Глазкову Е.Г. в связи с нарушением ими норм законодательства о противодействии коррупции. Проект решения был направлен депутатам 13.10.2020, проходил ли указанный проект обсуждение в комиссии она не знает.
Свидетель С.С.В. пояснила, что в связи с вынесенным представлением прокурора Красночикойского района об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, ею был разработан проект решения Совета о досрочном прекращении полномочий депутата Гонсорунова А.Б. и привлечении к дисциплинарной ответственности депутатов Давыдова А.В., Миронова В.П., Козлова В.И. и Глазковой Е.Г., непосредственно перед заседанием или за день до этого депутатом М.С.В. был представлен альтернативный проект решения Совета по вопросу № о представлении прокурора Красночикойского района об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции, которым предусматривалось досрочное лишение полномочий депутатов Давыдова А.В., Миронова В.П., Козлова В.И., Гонсорунова А.Б. и Глазкову Е.Г., Также депутатом Давыдовым А.В. был представлен альтернативный проект об отклонении требований представления прокурора. На голосовании в рамках рассмотрения вопроса № 2 о рассмотрении представления прокурора Красночикойского района об устранении нарушений законодательства о противодействии коррупции были поставлены на голосования все три проекта решений (основной и два альтернативных), возражений со стороны депутатов не поступило.
Свидетель Ф.Е.В. также в судебном заседании указала, что перед заседанием, все три проекта решения по вопросу № были доведены до депутатов, а именно помещены каждому в персональную папку.
Оценивая изложенное, суд приходит к выводу, что альтернативный проект решения депутата М.С.В. по вопросу повестки № был внесен в Совет с нарушением порядка и сроков внесения решения, установленных регламентом, однако председателем Совета муниципального района действующего в рамках полномочий, определенных статьей 58 Регламента Совета муниципального района «Красночикойский район», принятого решением Совета муниципального района «Красночикойский район» от 20.02.2019 №, при отсутствии возражений депутатов Совета муниципального района «Красночикойский район» данный проект был поставлен на голосование.
Решение Совета муниципального района «Красночикойский район» от 14.10.2020 № 240, было опубликовано 15.10.2020 в Уполномоченном органе печати Вестнике муниципального района «Красночикойский район» № 212.
Таким образом, нарушений процедуры принятия оспариваемого решения не имеется, поскольку оспариваемое решение принято в соответствии с Регламентом, кворум имелся, решение принято большинством голосов.
По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Совокупность таких условий при рассмотрении административного дела не установлена.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое решение Совета муниципального района «Красночикойский район» от 14.10.2020 № 240 вынесено уполномоченным органом, в пределах предоставленных ему полномочий, оснований для признания его незаконным не имеется.
Более того, в соответствии с частью 1, 6, 7 статьи 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении прав, свобод и законных интересов.
Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд.
Пропущенный по указанной в части 6 настоящей статьи или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено настоящим Кодексом.
Учитывая дату официального опубликования решения Совета муниципального района «Красночикойский район», срок обращения с административным исковым заявлением в суд истек 15.01.2021г.
Козлов В.И. с настоящим административным иском в суд обратился 18 февраля 2021 года, пропустив установленный ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячный срок, о восстановлении срока перед судом не ходатайствовал. Доказательств уважительных причин для восстановления пропущенного процессуального срока суду не представлено.
Суд не может признать в качестве уважительных причин пропуска административным истцом срока, предусмотренного ч. 1 ст. 219 КАС РФ, обращение Давыдова А.В. в целях оспаривания решенияСовета муниципального района «Красночикойский район» от 14.10.2020 № 240 в Совет, в Прокуратуру Забайкальского края, Прокуратуру Красночикойского района, так как из текста жалобы прокурору Красночикойского района от 30.10.2020, заявления в Совет муниципального района «Красночикойский район» от 12.01.2021, ответа прокуратуры Забайкальского края от 24.12.2020 №, ответа прокуратуры Красночикойского района от ДД.ММ.ГГГГ№, не следует того, что Давыдов А.В. обращается в указанные органы от имени и в интересах Козлова В.И. или кого либо еще. Жалобы и заявления Давыдова А.В., равно как и имеющиеся в деле ответы на них свидетельствуют о том, что обращения носили личный характер.
Довод о том, что Давыдов А.В. был уполномочен действовать от имени Козлова В.И. на основании положения о фракции КПРФ в Совете муниципального района «Красночикойский район» от 22.10.2018 судом не принимается как основанный на неверном толковании норм права.
Так, согласно ст. 39 Регламента Совета муниципального района «Красночикойский район», принятого решением Совета муниципального района «Красночикойский район» от 20.02.2019 №, целью создания депутатских объединений является формирование единой позиции по вопросам, рассматриваемым Советом муниципального района «Красночикойский район».
Каких-либо доказательств передачи Козловым В.И. права действовать от своего имени Давыдову А.В. сторонами по делу представлено не было.
Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска (часть 8 статьи 219 Кодекса).
Таким образом, суд не видит оснований для удовлетворения административного искового заявления Козлова В.И." о признании незаконным решения Совета муниципального района «Красночикойский район» от 14.10.2020 № 240
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 179 - 180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административных исковых требований Козлова Валерия Ивановича о признании незаконным решения Совета муниципального района «Красночикойский район» от 14.10.2020 № 240, отказать.
Решение может быть обжаловано в Забайкальский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме с подачей жалобы через Красночикойский районный суд Забайкальского края.
Мотивированный текст решения изготовлен 26 марта 2021г.
Судья А.И. Рязанов