Дело № 2а-68/2021 год
39RS0004-01-2020-003141-29
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
12 февраля 2021 года
Московский районный суд г. Калининграда обл. в составе:
Председательствующего судьи Вартач-Вартецкой И. 3.
При секретаре Токарской А, С
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Калининградской областной таможни к Химинец Ивану о взыскании таможенных платежей, пени
УСТАНОВИЛ:
Калининградская областная таможня обратилась в суд с вышеназванным административным иском указав, что 02.03.2018 года на таможенную территорию Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС) в Калининградскую область через таможенный пост <адрес>-<адрес> таможни гражданином <данные изъяты> Химинец Иваном было ввезено транспортное средство для личного пользования марки «<данные изъяты> года выпуска, государственный регистрационный знак №, идентификационный номер (VIN): №. Согласно отметке в пассажирской таможенной декларации от 02.03.2018, поданной Химинец И., транспортное средство ввезено на таможенную территорию ЕАЭС временно, срок временного ввоза был установлен до 02.03.2019г., однако с таможенной территории ЕАЭС в установленный срок транспортное средство не вывезено и Химинец И. не принято никаких мер, направленных на его вывоз.
Приводя положения ст. 264, п. 1 ст. 268, ст. 266 ТК ЕАЭС, указывает, что в связи с невывозом Химинец И. до истечения установленного таможенным органом срока временного ввоза и по результатам таможенного контроля, проведенного таможенным постом <адрес>-<адрес> таможни (Решение по результатам таможенного контроля №), и в соответствии со статьей 74 Федерального закона от 03.08.2018 №289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Закон №289-ФЗ) составлен расчет таможенных пошлин, налогов взимаемых по единым ставкам, либо таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа №/Ф-00011/01, по форме, утвержденной приказом ФТС России от 27.12.2018 № 2139 «Об утверждении формы расчета таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, либо таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа, порядка составления такого расчета и внесения в него изменений» (далее - Приказ №2139).
В отношении автомобилей, с момента выпуска которых прошло более 5 лет с рабочим объемом двигателя более 1800 куб. сантиментов, но не превышающего 2300 куб. сантиметров, взимается таможенный платеж по единой ставке в размере 4,8 евро за 1 куб. сантиметр рабочего объема двигателя (подпункт 12 раздела IV Приложения 5 к «Соглашению о порядке перемещения физическими лицами товаров для личного пользования через таможенную границу таможенного союза и совершения таможенных операций, связанных с их выпуском», от 18 июня 2010 года, действовавшем на дату регистрации пассажирской таможенной декларации от 02.03.2018).
На основании статей 55, 73 и 270 ТК ЕАЭС и статьи 73 Закона №289-ФЗ в адрес Химинец И. направлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пени от 30.07.2019 №, согласно которому Химинец И. надлежало в течение 15 рабочих дней со дня получения вышеуказанного уведомления оплатить задолженность по уплате таможенных платежей в размере <данные изъяты> руб. и пени в размере <данные изъяты> руб. Пени начислены в уведомлении за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день формирования уведомления, путем применения ставки пени, принимаемой в размере одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей в период ее применения (часть 7, 10, 13 и 16 статьи 72 Закона №289-ФЗ). В соответствии с Приказом №2139 и частью 13 статьи 72 Закона №289-ФЗ пени начислены в РТП-Ф №.
По состоянию на 21.07.2020 размер пени за просрочку исполнения обязанности по уплате таможенных платежей составили <данные изъяты> руб.
Поскольку в установленный срок обязанность по уплате таможенных платежей не исполнена, Калининградской областной таможней (далее - таможня) 29.01.2020 мировому судье 7-го судебного участка Московского района г. Калининграда направлено заявление о выдаче судебного приказа. Определением мирового судьи от 05.02.2020 Калининградской областной таможне было отказано в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
Указанное Определение было направлено в адрес таможни 07.07.2020г. и получено 09.07.2020г.
Однако, согласно сведениям, содержащимся на официальном сайте мирового судьи 7-го судебного участка Московского района г. Калининграда, по указанному выше заявлению в рамках дела 2-407/20 был выдан судебный приказ. Таможня, располагая данными сведениями с официального интернет-сайта мирового суда, полагала о наличии вынесенного судебного приказа, и в связи с этим не предпринимала никаких действий, направленных на составление и направление в районный суд соответствующего административного искового заявления.
Ссылаясь на ч. 2 ст. 286 КАС РФ, указывает, что Калининградская областная таможня обратилась с заявлением в Московский районный суд г. Калининграда за пределами установленного законодательством срока, который в соответствии со ст. 95 КАС РФ просит восстановить.
Впоследствии административный истец Калининградская областная таможня неоднократно увеличивала исковые требования, окончательно просит взыскать за счет имущества (в том числе денежных средств) с Химинец Ивана (ХИМИНЕЦЬ IВАН/KHYMYNETS IVAN), ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в пользу Калининградской областной таможни сумму неуплаченных таможенных платежей 710 207,16 рублей и пени в размере 241 681,54 рублей, всего 951 888,70 рублей.
Представитель административного истца Калининградской областной таможни Югай И.Ю. в судебном заседании административные исковые требования с учетом уточнения поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям, дополнительно пояснил, что Химинец И. был открыт временный ввоз, он ввез автомобиль на таможенную территорию и так как сроки поджимали, ему было предложено привезти автомобиль на таможенный пост, после чего он привез автомобиль, исполнив обязанность, временный ввоз был закрыт и обязанность по уплате таможенных платежей прекратилась. В 2018 году был подан иск по уплате таможенных платежей, который был отозван в связи с прекращением обязанности по уплате таможенных платежей. Химинец заново заполнил декларацию и 02.03.2018, в тот же день был снова открыт временный ввоз, по которому он не вывез автомобиль в установленный срок, и не предупредил таможенный орган, почему обязанность не была исполнена. Было принято решение о взыскании таможенных платежей, в адрес Химинец направлено уведомление, с указанием в нем в течение 15 дней исполнить обязанность по уплате таможенных платежей с момента получения уведомления на Украине. Шестимесячный срок, согласно ФЗ-№289, начали исчислять с момента отправки плюс 6 дней, т.к. почтовая корреспонденция считается полученной на 6 день с момента отправки плюс 15 рабочих дней.
Административный ответчик Химинец Иван в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом по почте заказным письмом по адресу проживания в ФИО1, а также по известным адресам в <адрес> и <адрес>, указанным в административном иске, в связи с чем суд рассматривает дело в его отсутствие.
Представитель заинтересованного лица поста МАПП Мамоново-2 Калининградской областной таможни в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем суд рассматривает дело в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
1 января 2018 года вступил в силу Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, действие Таможенного кодекса Таможенного союза с указанной даты прекратилось.
Согласно пункту 1 статьи 444 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС) "Общие переходные положения" данный Кодекс применяется к отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и возникшим со дня его вступления в силу.
По отношениям, регулируемым международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования, возникшим до вступления Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в силу, Кодекс применяется к тем правам и обязанностям, которые возникли со дня его вступления в силу, с учетом положений, предусмотренных статьями 448 - 465 Кодекса (пункт 2).
Порядок перемещения физическими лицами товаров и транспортных средств для личного пользования через таможенную границу Евразийского экономического союза регулируется главой 37 ТК ЕАЭС.
В соответствии с пунктом 1 статьи 264 ТК ЕАЭС допускается временный ввоз на таможенную территорию ЕАЭС иностранными физическими лицами транспортных средств для личного пользования, зарегистрированных в государстве, не являющемся членом ЕАЭС, на срок не более 1 года без уплаты таможенных пошлин, налогов.
Положения пункта 6 вышеуказанной нормы предусматривают, что временно ввезенные транспортные средства для личного пользования должны находиться на таможенной территории Союза в фактическом владении и пользовании декларанта, если иное не установлено настоящей статьей.
Согласно пункту 5 статьи 264 ТК ЕАЭС временно ввезенные транспортные средства для личного пользования до истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза, подлежат таможенному декларированию в целях вывоза с таможенной территории Союза, выпуска в свободное обращение или в иных целях в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев, когда указанные транспортные средства для личного пользования конфискованы или обращены в собственность (доход) государства-члена по решению суда, либо приобрели статус товаров Союза в соответствии с пунктом 2 статьи 16 или пунктом 6 статьи 382 настоящего Кодекса, либо в отношении указанных транспортных средств для личного пользования наступили обстоятельства, предусмотренные подпунктом 8 пункта 7 статьи 14 настоящего Кодекса (признание таможенным органом в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты этих товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения).
В случае нахождения временно ввезенных транспортных средств для личного пользования на таможенной территории ЕАЭС по истечении установленного срока в связи с невывозом его с таможенной территории ЕАЭС наступает срок уплаты таможенных пошлин, налогов (подпункт 3 пункта 6 статьи 268 ТК ЕАЭС).
12.03.2016 года гражданином <адрес> Химинцом И. на территорию Евразийского экономического союза был ввезен автомобиль <данные изъяты>», ДД.ММ.ГГГГ года выпуска, государственный регистрационный знак «№», идентификационный номер (VIN): №, в отношении которого таможенным постом <адрес> таможни Химинцу И. был оформлен временный ввоз на срок до 12.03.2017, что следует из пассажирской таможенной декларации за подписью декларанта (л.д. 171), однако автомобиль в установленный в декларации срок до 12.03.2017 года не вывезен, в связи с чем по результатам таможенного контроля, проведенного таможенным постом <адрес> принято решение №, которым установлен факт временного ввоза транспортного средства для личного пользования, зарегистрированного на территории иностранного государства, составлен акт об обнаружении факта неуплаты или неполной платы таможенных платежей №. В связи с неисполнением Химинцом И. в установленный срок обязанности по уплате таможенных платежей на основании подп. А п. 12 ч. 1 ст. 19 и ч. 2 ст. 152 ФЗ № «О таможенном регулировании в Российской Федерации», ст.ст. 123.1-123.3 КАС РФ Калининградская областная таможня обратилась в мировой суд 7-го судебного участка Московского района г. Калининграда с заявлением о выдаче судебного приказа о взыскании с Химинца И. таможенных платежей и пени, определением от 09.11.2017 года Калининградской областной таможне было отказано в принятии заявления, в связи с чем Калининградская областная таможня обратилась в Московский районный суд г. Калининграда с административном иском о взыскании с Химинца И. таможенных платежей и пени. Однако впоследствии истец отказался от исковых требований, принято определение о принятии отказа от иска по делу № 2а-717/2018. Как следует из административного дела № 2а-717/2018, Химинцу И. была выдана справка об отказе в пропуске через государственную границу РФ от 02.03.2018 года (л.д. 92 дела 2а-717/2018).
Как следует из материалов дела, 02.03.2018 года гражданином Украины Химинец И. оформлена пассажирская таможенная декларация, согласно которой на таможенную территорию Евразийского экономического союза в Калининградскую область через таможенный пост <адрес>-<адрес> таможни вновь было ввезено из Польской народной республики транспортное средство для личного пользования марки «<данные изъяты> года выпуска, государственный регистрационный знак «№», идентификационный номер (VIN): № (л.д. 13).
Согласно пассажирской таможенной декларации 02.03.2018 года таможенным постом Калининградской областной таможни на транспортное средство «<данные изъяты> года выпуска, государственный регистрационный знак «№», идентификационный номер (VIN): №, ввезенным Химинец И., был оформлен временный ввоз на срок до 02 марта 2019 года (л.д. 13).
В ходе проведения проверочных мероприятий по фактам невывоза с таможенной территории Евразийского экономического союза временно ввезенных иностранных транспортных средств, был установлен факт истечения срока временного ввоза – до 02.03.2019 года, и отсутствие информации об обратном вывозе с территории Евразийского союза иностранного автомобиля «<данные изъяты> года выпуска, государственный регистрационный знак «№», идентификационный номер (VIN): № (л.д. 16-17).
Химинцу И. 01.04.2019 таможенным органом направлено уведомление с указанием, что транспортное средство не вывезено по сведениям электронной базы данных, предложено сообщить о местонахождении транспортного средства, в случае его нахождения на территории Калининградской области принять незамедлительные меры по его вывозу, а в случае вывоза – представить соответствующие документы ( л.д. 18-23).
Решением от 16.07.2019 года по результатам таможенного контроля в отношении временно ввезенного транспортного средства для личного пользования № в отношении гражданина <данные изъяты> Химинца И. 02.03.2019 года был установлен факт нарушения срока временного ввоза транспортного средства для личного пользования, зарегистрированного на территории иностранного государства автомобиля «<данные изъяты> года выпуска, государственный регистрационный знак «№», идентификационный номер (VIN): №, влекущий наступление срока уплата таможенных пошлин 02.03.2019 года (в соответствии со ст. 268 ТК ЕАЭС (л.д. 9-12), а также произведен расчет таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам, либо таможенных пошлин, налогов, взимаемых в виде совокупного таможенного платежа, в соответствии с которым Химинцу И. исчислены таможенные пошлины в сумме <данные изъяты> руб. (л.д. 30-32).
По сообщению УМВД России по Калининградской области согласно сведениям из Федеральной информационной системы Госавтоинспекции МВД России (ФИС ГИБДД-М) по состоянию на 16.04.2019 года отсутствует информация о регистрационных действиях, фактах совершения дорожно-транспортных происшествий и постановки в розыск в ГИБДД МВД России в отношении транспортного средства марки «<данные изъяты>», регистрационный номер №, идентификационный номер (VIN): № (л.д. 25).
Согласно учетам АС ЦБДУИГ МВД России гражданин <данные изъяты> Химинец Иван Юрьевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, находится за пределами Российской Федерации, сведения о постановке на миграционный учет отсутствуют (л.д. 27).
Из сообщения УМВД России по Калининградской области от 14.08.2019 года следует, что по учетам УВМ УМВД России по Калининградской области Химинец Иван, 28.02.1988 года рождения, является гражданином Республики ФИО1, решением УФМС России по Калининградской области № 41626 от ДД.ММ.ГГГГ выдано разрешение на временное проживание сроком действия до ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ состоял на миграционном учете по адресу: <адрес>, <адрес>, сроком до ДД.ММ.ГГГГ, Химинец Иван с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в УВМ УМВД России по Калининградской области не обращался (л.д. 28).
Постановлением Гурьевского районного суда Калининградской области от 10.02.2020 года по делу № 5-67/2020 Химинец И. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1.1 ст. 18.8 КоАП РФ, и подвергнут наказанию в виде административного штрафа в доход государства в размере <данные изъяты> рублей с административным выдворением за пределы РФ в форме принудительного выдворения за пределы РФ с содержанием в Центре временного содержания иностранных граждан УМВД России по Калининградской области до исполнения решения о принудительном выдворении за пределы РФ за нарушение Химинцом И.Ю. требований закона, регулирующего правила пребывания иностранных граждан в Российской Федерации.
Согласно сообщению УМВД России по Калининградской области Химинец И. 20.03.2020 выдворен за пределы РФ (л.д. 98, 103).
До настоящего времени информация о вывозе с территории Евразийского экономического союза или помещении под иную таможенную процедуру автомобиля марки «<данные изъяты>», регистрационный номер №, идентификационный номер (VIN): № не зарегистрирована.
Согласно представленных стороной административного истца доказательств (л.д. 17, 85-87, 112-115), сведения о перемещении вышеуказанного транспортного средства через государственную границу РФ Калининградской области отсутствуют
Таким образом, судом установлено и подтверждено материалами дела, что Химинец И. не вывез транспортное средство, ввезенное в режиме временного ввоза, до истечения срока такового временного ввоза, т.е. до 02.03.2019 года.
При этом автомобиль марки «<данные изъяты>», регистрационный номер №, ранее признанный вещественным доказательством по уголовному делу №, возвращен Химинцу И. на основании постановления и.о. старшего дознавателя ОД ОМВД России по Гурьевскому району Калининградской области от 16.12.2016 года (л.д. 75-76 дела 2а-717/2018).
Химинец И. в пояснениях 28.02.2020 по делу об административном правонарушении № 5-67/2020 года указывал, что машина находится в его распоряжении (л.д. 47), что он хочет выехать домой на автомобиле – т.е. подтверждал, что автомобиль не вывезен с территории Российской Федерации.
Также давая пояснения по делу 2а-717/2018 года, Химинц И. указывал, что автомобиль починил в январе 2018 года (л.д. 99-100 дела 2а-717/2018 года).
Согласно пункту 5 статьи 264 ТК ЕАЭС временно ввезенные транспортные средства для личного пользования до истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза, подлежат таможенному декларированию в целях вывоза с таможенной территории Союза, выпуска в свободное обращение или в иных целях в соответствии с настоящей статьей, за исключением случаев, когда указанные транспортные средства для личного пользования конфискованы или обращены в собственность (доход) государства-члена по решению суда, либо приобрели статус товаров Союза в соответствии с пунктом 2 статьи 16 или пунктом 6 статьи 382 настоящего Кодекса, либо в отношении указанных транспортных средств для личного пользования наступили обстоятельства, предусмотренные подпунктом 8 пункта 7 статьи 14 настоящего Кодекса (признание таможенным органом в соответствии с законодательством государств-членов о таможенном регулировании факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты этих товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения). До истечения срока, в течение которого временно ввезенные транспортные средства для личного пользования могут временно находиться на таможенной территории Союза, декларант вправе поместить такие транспортные средства под таможенные процедуры в порядке, установленном настоящим Кодексом. По истечении срока, в течение которого временно ввезенные транспортные средства для личного пользования могут временно находиться на таможенной территории Союза, такие транспортные средства помещаются под таможенные процедуры в порядке, установленном настоящим Кодексом, либо в отношении таких транспортных средств осуществляется таможенное декларирование в целях вывоза, выпуска в свободное обращение или в иных целях в соответствии с настоящей статьей.
Указанное транспортное средство в свободное обращение не выпускалось, таможенное декларирование в целях вывоза не осуществлялось, в базе данных деклараций на товары Калининградской областной таможни за период с 01.01.2018 по настоящее время не установлено (л.д. 87)
В случае нахождения временно ввезенных транспортных средств для личного пользования на таможенной территории ЕАЭС по истечении установленного срока в связи с невывозом его с таможенной территории ЕАЭС наступает срок уплаты таможенных пошлин, налогов (подпункт 3 пункта 6 статьи 268 ТК ЕАЭС).
При таможенном декларировании временно ввезенных транспортных средств для личного пользования с целью свободного обращения, а также при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 6 настоящей статьи, таможенные пошлины, налоги подлежат уплате, как если бы был произведен выпуск транспортных средств для личного пользования в свободное обращение. Для исчисления таможенных пошлин, налогов в отношении таких транспортных средств применяются ставки таможенных пошлин, налогов, действующие на день регистрации таможенным органом пассажирской таможенной декларации, в соответствии с которой указанные транспортные средства для личного пользования были выпущены с целью временного ввоза на таможенную территорию Союза (п. 10 ст. 268 ТК ЕАЭС).
В силу статьи 50 Таможенного кодекса ЕАЭС плательщиками таможенных пошлин, налогов являются декларант или иные лица, у которых возникла обязанность по уплате таможенных пошлин, налогов.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 74 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", выявление факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный Кодексом Союза и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок фиксируется таможенным органом, если таможенное декларирование товаров производилось с применением декларации на товары, - путем внесения изменений в сведения, указанные в декларации на товары (формирования корректировки декларации на товары). При этом днем обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок признается день регистрации таможенным органом корректировки декларации на товары; корректировки таможенного приходного ордера; расчета таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин; расчета таможенных пошлин, налогов, взимаемых по единым ставкам; изменений в заявление, предусмотренное пунктом 4 статьи 277 Кодекса Союза (ч. 2 ст. 74).
В соответствии с подпунктом 3 пункта 6 статьи 268 Таможенного кодекса ЕАЭС сроком уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, указанных в пункте 5 настоящей статьи, считается в случае нахождения таких транспортных средств для личного пользования на таможенной территории Союза в связи с невывозом с таможенной территории Союза - день истечения срока, в течение которого такие транспортные средства могут временно находиться на таможенной территории Союза в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 264 настоящего Кодекса. То есть в настоящем случае – 02.03.2019 года.
Обнаружение факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей фиксируется актом таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей не позднее пяти рабочих дней после дня принятия решения уполномоченным лицом таможенного органа по результатам проведения таможенного контроля в соответствующей форме, которым выявлены нарушения, влекущие возникновение обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов (ст. 152 ч. 6 Федерального закона от 27 ноября 2010 г. N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации").
Правила взыскания таможенных платежей предусмотрены статьей 71 Федерального закона о таможенном регулировании.
Частью 5 данной статьи предусмотрено, что взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 статьи 76 настоящего Федерального закона.
Пунктом 3 ст. 55, п. ст. 73, п 4 статьи 270 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза предусмотрено, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в отношении товаров для личного пользования таможенный орган в порядке и сроки, которые устанавливаются законодательством государств-членов, направляет плательщику таможенных пошлин, налогов уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, и случаев, установленных законодательством государств-членов в соответствии с пунктом 6 настоящей статьи.
Меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней применяются таможенным органом после истечения срока исполнения уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, за исключением случаев, если в соответствии с пунктом 4 статьи 55 Кодекса Союза, частями 10 и 11 статьи 76, частью 2 статьи 79 настоящего Федерального закона такое уведомление не направляется, а также если плательщиком является таможенный орган (часть 6 данной статьи).
Согласно ч. 18 ст. 73 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" уведомление (уточнение к уведомлению) направляется плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) независимо от привлечения его к уголовной или административной ответственности.
В соответствии с ч. 15 ст. 73 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" уведомление должно быть направлено плательщику (лицу, несущему солидарную обязанность) не позднее десяти рабочих дней со дня обнаружения факта неисполнения или ненадлежащего исполнения им обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в установленный международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании срок. Направление уведомления (уточнения к уведомлению) после истечения сроков, установленных настоящей статьей, не является основанием для признания такого уведомления (уточнения к уведомлению) незаконным (ч. 16 ст. 73 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ).
Срок исполнения уведомления составляет пятнадцать рабочих дней со дня его получения плательщиком (ч. 19 ст. 73 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ).
При неисполнении уведомления в сроки, указанные в части 19 настоящей статьи, таможенный орган применяет меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней в соответствии с настоящей главой (ч. 20 ст. 73 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ).
Частью 25 ст. 73 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ предусмотрено, что в случае направления уведомления по почте заказным письмом такой документ направляется таможенным органом физическому лицу - по адресу, указанному таким лицом таможенному органу, в том числе в таможенных документах, а также по адресу, установленному таможенным органом на день направления уведомления.
Как следует из материалов дела, после вынесения решения по результатам таможенного контроля от 16.07.2019 года, Химинцу И. направлено уведомление о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых компенсационных пошлин, процентов и пени № от 30.07.2019 года, согласно которому Химинцу И. надлежало в срок не позднее 15 рабочих дней со дня получения настоящего уведомления и (или) по истечении 10 рабочих дней со дня получения уточнения к уведомлению погасить имеющуюся задолженность по уплате таможенных платежей в сумме <данные изъяты> рублей и пени за период с 02.03.2019 по 30.07.2019гг. в размере <данные изъяты> рублей, а всего <данные изъяты> рублей (л.д. 33).
В соответствии с ч. 23 ст. 73 ФЗ от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в случае направления уведомления (уточнения к уведомлению) таможенным органом по почте заказным письмом днем его получения считается шестой рабочий день, следующий за днем отправки заказного письма.
Как следует из материалов дела, уведомление направлено Химинцу И. по адресу его жительства Республика ФИО1<адрес>, а также по имеющимся у таможенного органа адресам в <адрес><адрес>, где ранее имелась временная регистрация у Химинец И., а также по адресу <адрес> (л.д. 34-47).
Учитывая, что адресом места жительства Химинец И. является его адрес в Республике ФИО1, сроки обращения в суд следует исчислять с момента получения письма по указанному адресу, поскольку в уведомлении указан срок уплаты таможенных платежей в течение 15 дней с даты получения уведомления.
Согласно сведений официального сайта Почта России, почтовое отправление № направлено 02.08.2019 года, имеет отметку о вручении адресату 21.08.2019 года, и неудачное вручение 03.09.2019 года (л.д. 45).
Согласно положений ч. 23 ст. 73 ФЗ от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" шестым рабочим днем со дня отправки письма является 12 августа 2019 года.
Пятнадцать дней с указанной даты истекли 27.08.2019 года.
Как указывает административный истец и подтверждается материалами дела, уведомление о не уплаченных суммах таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых компенсационных пошлин, процентов и пени № от 30.07.2019 года ответчиком в установленный для добровольной уплаты срок до 02.09.2019 года, не исполнено.
В соответствии с частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций.
Правила взыскания таможенных платежей предусмотрены статьей 71 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Частью 5 данной статьи предусмотрено, что взыскание таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней с физических лиц, за исключением индивидуальных предпринимателей, производится в судебном порядке, за исключением случаев, установленных частями 10 и 11 статьи 76 настоящего Федерального закона.
Меры взыскания таможенных платежей, процентов и пеней применяются таможенным органом после истечения срока исполнения уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, за исключением случаев, если в соответствии с пунктом 4 статьи 55 Кодекса Союза, частями 10 и 11 статьи 76, частью 2 статьи 79 настоящего Федерального закона такое уведомление не направляется, а также если плательщиком является таможенный орган (часть 6 данной статьи).
Статьей 75 Федерального закона о таможенном регулировании пенями признаются установленные настоящей статьей суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные Кодексом Союза и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании (часть 1)
Обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании (часть 2).
Как следует из материалов дела и дела 9-75 мирового судьи 7-го судебного участка Московского района г. Калининграда, в связи с неуплатой административным ответчиком в установленный срок указанных в уведомлении таможенных платежей Калининградской областной таможней 29.01.2020 года направлено мировому судье 7-го судебного участка Московского района г. Калининграда заявление о выдаче судебного приказа, то есть в пределах 6-месячного срок со дня исполнения уведомления об уплате таможенных платежей, указанное заявление поступило мировому судье 31.01.2020 года.
Определением мирового судьи 7-го судебного участка Московского района г. Калининграда от 05.02.2020 года было отказано в принятии заявления о выдаче судебного приказа в связи с наличием спора о праве (л.д. 51).
Отказ в принятии заявления о выдаче судебного приказа мировым судьей препятствует повторному обращению с таким же заявлением о выдаче судебного приказа. В этих случаях лицо вправе обратиться в суд в порядке искового производства либо производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, с указанием на то, что в принятии заявления о выдаче судебного приказа отказано (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве").
Настоящее административное исковое заявление направлено в суд согласно штампу на конверте 27.08.2020 года, то есть с пропуском установленного шестимесячного срока.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
На основании части 16 статьи 80 Закона о таможенном регулировании пропущенный таможенным органом по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании задолженности может быть восстановлен судом. Такое восстановление производится судом на основании ходатайства таможенного органа, содержащего обоснование причин, повлекших пропуск сроков обращения в суд.
Ходатайство о восстановлении срока для подачи административного искового заявления подано таможенным органом в административном иске с указанием причин такого пропуска.
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, положения статьи 95 КАС Российской Федерации устанавливают возможность восстановления судом пропущенного процессуального срока и направлены на расширение гарантий судебной защиты прав и законных интересов участников административного судопроизводства. Вопрос же о возможности восстановления пропущенного процессуального срока решается судом в каждом конкретном случае на основе установления и исследования фактических обстоятельств дела в пределах предоставленной ему законом свободы усмотрения (определения от 27 марта 2018 года N 611-О и от 17 июля 2018 года N 1695-О).
Как следует из позиции Верховного суда РФ, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2017)" (утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 16.02.2017) заявителю не может быть отказано в удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного процессуального срока на подачу жалобы в случае, если срок им был пропущен ввиду нарушения процессуальных сроков судом. При оценке уважительности причин пропуска срока необходимо учитывать все конкретные обстоятельства, в том числе добросовестность заинтересованного лица, реальность сроков совершения им процессуальных действий, характер причин, не позволивших лицу, участвующему в деле, обратиться в суд в пределах установленного законом срока, наличие иных причин, повлиявших на пропуск срока.
Суд принимает во внимание, что рассматриваемые в настоящем деле требования имеют публично-правовой характер.
Как указано выше, определение об отказе в выдаче судебного приказа принято мировым судьей 05.02.2020 года.
Согласно ст. 201 КАС РФ копии определения суда, которое вынесено в виде отдельного судебного акта, направляются лицам, участвующим в деле, а при необходимости и иным лицам не позднее следующего рабочего дня после дня вынесения определения, если иные сроки не установлены настоящим Кодексом, или вручаются указанным лицам под расписку.
Вместе с тем, как установлено в судебном заседании, и следует из представленных мировым судьей документов о направлении данного судебного определения в адрес Калининградской областной таможни, определение от 05.02.2020 года, сопроводительным письмом, датированным 10.02.2020 года, фактически направлено в адрес Калининградской областной таможни почтовым отправлением №, которое только 07.07.2020 принято в отделение связи, получено адресатом 09.07.2020 года, что и указано в административном иске административным истцом в обоснование заявления об уважительности причин пропуска процессуального срока
Нарушение сроков направления судебного постановления является уважительной причиной пропуска процессуального срока, являющемся основанием для его восстановления.
При этом заслуживают внимания и доводы административного истца о том, что на общедоступном сайте мирового судьи было отмечено, что по заявлению Калининградской областной таможни о выдаче судебного приказа в отношении Химинец И., поступившего мировому судье 31.01.2020 года, вынесен судебный приказ (л.д. 54-56). Тогда как фактически 05.02.2020 принято определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа.
Суд также учитывает, что до обращения в суд с настоящим административным иском таможенный орган в соответствии с требованиями ч. 2 ст. 287 КАС РФ, пункта 1 части 1 статьи 126 КАС РФ в целях обращения в суд направил административному ответчику копию административного искового заявления по трем указанным в административном иске адресам (л.д. 57-66).
Учитывая, что Калининградская областная таможня обратилась с заявлением о взыскании с Химинца И. таможенных платежей в мировой суд 7-го судебного участка 29.01.2020 года, в установленный законом срок, учитывая, что определение об отказе в принятии заявления о вынесении судебного приказа, принятое 05.02.2020, направлено административному истцу только в июле 2020 года, получено истцом 09.07.2020 год, а общедоступные сведения сайта мирового судьи содержали информацию о вынесении судебного приказа по заявлению Калининградской областной таможни, в разумный срок после получения определения об отказе в принятии заявления о выдаче судебного приказа обратился в районный суд с административным иском, т.е. материалы дела подтверждают, что административный истец последовательно принимал меры ко взысканию задолженности с административного ответчика, суд полагает возможным восстановить административному истцу пропущенный процессуальный срок подачи административного иска о взыскании задолженности, полагая, что данный срок пропущен по уважительный причине.
В соответствии с решением таможенного органа об обнаружении факта неуплаты или неполной уплаты таможенных платежей от 16.07.2019 года №, в результате проведения таможенного контроля по факту невывоза временно ввезенного транспортного средства – автомобиля ««<данные изъяты><данные изъяты> года выпуска, с объёмом двигателя <данные изъяты> куб. см, регистрационный номер №, идентификационный номер (VIN): №, сумма подлежащих уплате таможенных платежей составляет <данные изъяты> рублей (л.д. 9-12).
В соответствии с ч. 4 ст. 57 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза" при неисполнении или ненадлежащем исполнении обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов в установленный настоящим Кодексом срок уплачиваются пени.
Статьей 72 Федерального закона о таможенном регулировании пенями признаются установленные настоящей статьей суммы денежных средств, которые плательщик (лицо, несущее солидарную обязанность) обязан уплатить в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в сроки, установленные Кодексом Союза и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании (часть 1)
Обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании (часть 2).
В соответствии с ч. 2 ст. ст. 151 Федерального закона "О таможенном регулировании в Российской Федерации" № 311 от 27.11.2010 года за исключением случаев, предусмотренных частями 5 - 8 настоящей статьи, пени начисляются за каждый календарный день просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов начиная со дня, следующего за днем истечения сроков уплаты таможенных пошлин, налогов, по день исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов либо по день принятия решения о предоставлении отсрочки или рассрочки уплаты таможенных пошлин, налогов включительно в процентах от суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов. Для целей исчисления пеней применяется ставка рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующая в период просрочки уплаты таможенных пошлин, налогов.
При выставлении требования об уплате таможенных платежей плательщику пени начисляются по день выставления указанного требования включительно. В случае неуплаты таможенных пошлин, налогов в сроки, указанные в данном требовании, либо в случае их взыскания не в полном объеме в принудительном порядке, определяемом настоящим Федеральным законом, пени начисляются в соответствии с частью 2 настоящей статьи (ч.6 настоящей статьи).
Согласно ч. 7 ст. 72 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ (ред. от 22.12.2020) "О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин начиная со дня, следующего за днем истечения такого срока, если иное не предусмотрено частью 28 статьи 76 настоящего Федерального закона (ч. 7). Размер пеней определяется путем применения ставки пеней и базы для их исчисления, равной сумме таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, обязанность по уплате которых не исполнена. Размер пеней не может превышать размер таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанности по уплате которых начислены пени (п. 8). Ставка пени принимается равной одной трехсотшестидесятой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, если иное не предусмотрено частью 11 настоящей статьи (ч. 10).
Ставка пени в размере одной сотой ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, действующей на день ее применения, применяется при начислении пеней в случаях, определенных пунктами 4, 5 и 6 части 13 и частью 14 настоящей статьи, начиная со дня, следующего за днем формирования уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней (ч. 11).
При взыскании таможенных платежей в судебном порядке пени начисляются при подаче таможенным органом в суд или арбитражный суд иска или заявления. До принятия судебного акта таможенный орган для уточнения исковых требований проводит начисление пеней по день такого начисления включительно (ч. 14).
Уменьшение размера начисленных пеней и предоставление отсрочки или рассрочки уплаты пеней не допускаются (часть 9).
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, тот факт, что ответчиком был нарушен срок вывоза временно ввезенного транспортного средства, ввезенное временно транспортное средство не было вывезено с территории Российской Федерации в срок до 02.03.2019 года, с административного ответчика в пользу Калининградской областной таможни подлежит взысканию задолженность по таможенным платежам в размере 710207,16 рублей, а также пени за период с 03.03.2019 года по 12.02.2021 года, начисленные по дату рассмотрения дела судом, в размере 241 681,54 рублей (л.д. 48, 111, 215), а всего 951 888,70 рублей.
Представленный истцом расчет таможенных платежей и пеней за просрочку уплаты таможенных платежей, подлежащих уплате по состоянию на 12.02.2021 года, судом проверен и является верным, соответствующим действующему законодательству, данный расчет административным ответчиком не оспорен.
В силу ст. 114 Кодекса административного судопроизводства РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.
Исходя из разъяснений, данных в абзаце 2 пункта 40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", а также пункта 2 статьи 61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
Таким образом, с Химинца И. в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 12718,88 руб.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд
РЕШИЛ:
Взыскать с Химинец Ивана, проживающего по адресу ФИО1<адрес> таможни сумму неуплаченных таможенных платежей в размере 710207 рублей 16 коп., пени 241 681 руб. 54 коп., а всего 951 888 руб. 70 коп.
Взыскать с Химинец Ивана государственную пошлину в доход бюджета в размере 12 718 рублей 88 коп.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Московский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 25 февраля 2021 года.
Судья Вартач-Вартецкая И. З.