ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-68/2022 от 04.05.2022 Читинского гарнизонного военного суда (Забайкальский край)

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

4 мая 2022 года город Чита

Читинский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Буданова А.А., при секретаре судебного заседания Субботиной Е.Е., с участием административного истца Шияна М.М., его представителя - адвоката Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело №2а-68/2022 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части подполковника запаса Шияна М.М. об оспаривании действий начальника территориального отдела «Читинский» филиала «Восточный» федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, связанных со снятием с учёта военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания,

установил:

Шиян М.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что решением начальника территориального отдела «Читинский» филиала «Восточный» федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ) от 24 декабря 2021 года он на основании решения заместителя Министра обороны РФ принят на учёт военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания, с составом семьи один человек с формой обеспечения - жилищная субсидия, однако 4 февраля 2022 года начальником указанного выше территориального отдела «Читинский» приято решение о снятии его с данного учёта, в связи с наличием в период прохождения военной службы в собственности жилого помещения.

Полагая незаконным решение начальника территориального отдела «Читинский» филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ от 4 февраля 2022 года о снятии с учёта военнослужащих,

нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания, административный истец просил суд признать данное решение таковым и отменить.

В обоснование административного иска Шиян М.М. указал, что относится к категории военнослужащих, обеспечиваемых жилыми помещениями в соответствии со статьёй 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих", а его право собственности на жилые помещения прекращено более 8 лет назад, в связи с чем административный ответчик необоснованно учёл их при принятии оспариваемого решения.

Судом к участию в деле привлечены ФГАУ «Росжилкомплекс», его филиал «Восточный», территориальный отдел «Читинский» филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ и его начальник.

Надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ, его филиал «Восточный» и начальник территориального отдела «Читинский» филиала «Восточный» в суд не прибыли, в связи с чем суд, руководствуясь ч. 6 ст. 226 КАС РФ, счёл возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании административный истец и его представитель - адвокат Р., требования поддержали, административный иск просили удовлетворить в полном объёме, ссылаясь на доводы, изложенные в нём.

Выслушав доводы сторон, исследовав доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Как видно из оспариваемого решения начальника территориального отдела «Читинский» филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ от 4 февраля 2022 года Шиян М.М. был снят с регистрационного учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, на основании п. 6 ч. 1 ст.56 ЖК РФ. При этом жилищный орган учёл, что в 1997 году административный истец приобрёл в собственность жилое помещение, в связи с чем утратил право на обеспечение жильём за счёт Министерства обороны РФ.

В силу пункта 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.

Из решения начальника территориального отдела «Читинский» филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ от 24 декабря 2021 года усматривается, что в соответствии со статьёй 52 ЖК РФ, статьёй 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих», решением заместителя Министра обороны РФ и на основании заявления, поданного в порядке Постановления Правительства РФ от 22 октября 2020 года № 1768, Шиян М.М. принят на учёт нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания с составом семьи один человек с 21 февраля 1995 года, форма обеспечения - жилищная субсидия.

Между тем, в силу статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.

Согласно выпискам из приказов командующего войсками Забайкальского военного округа от августа 1998 года и командира войсковой части от 18 августа 1998 года , Шиян М.М. досрочно уволен с военной службы в запас в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченного годным к военной службе и с 10 октября 1998 года исключён из списков личного состава части. При этом его выслуга составила более 23 лет в календарном исчислении.

Из сообщения руководителя Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ от 17 сентября 2021 года усматривается, что Шиян М.М. приказом командующего войсками Сибирского военного округа от 10 сентября 1999 года исключён из сводного списка военнослужащих, подлежащих обеспечению жилой площадью в западных регионах Российской Федерации, а в 2000 году исключён из списка кандидатов на получение государственного жилищного сертификата.

В судебном заседании Шиян М.М. подтвердил данные обстоятельства и пояснил, что указанные действия воинских должностных лиц им в судебном порядке не оспаривались.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 32 ЖК РСФСР граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.

При этом пунктом 1 части 1 статьи 29 ЖК РСФСР определено, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.

Согласно подп. «а» п.11.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений по договорам социального найма, найма либо приобретения жилья за счет собственных средств в домах государственного и муниципального жилого фонда в Читинской области, утвержденных постановлением Главы Администрации Читинской области от 17 ноября 1997 года № 977, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи в г.Чите, Борзе, Балее, Краснокаменске, Петровск-Забайкальском в квартирах с полным и частичным благоустройством - 6,5 кв. м. и менее.

Как видно в выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 20 декабря 2021 года, Шиян М.М. в период с 18 августа 1997 года по 17 января 2004 года имел в общей долевой собственности жилое

помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 57,9 кв.м.

Как пояснил в судебном заседании административный истец, он проживал в данном жилом помещении совместно с супругой и двумя детьми.

Как видно из рапорта Шияна М.М. от 22 февраля 1995 года он имеет состав семьи 4 человека.

Таким образом, на момент увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава части Шиян М.М. и члены его семьи были обеспечены жилым помещением в размере 14,5 кв.м., что менее нормы, установленной в Читинской области на тот момент, в связи с чем основания для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий на момент увольнения с военной службы отсутствовали.

Помимо этого, в силу абз.З пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационноштатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.

Пунктом 13 статьи 15 определено, что граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.

Согласно п. 2, 6 и 11 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденных Постановлением

Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1768, признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченными органами федеральных органов. Для признания нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган заявление о признании нуждающимся в жилом помещении. В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, заявление и документы, указанные в пункте 6 настоящих Правил, должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.

Таким образом, и статья 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих», и Правила, установленные Постановления Правительства РФ от 22 октября 2020 года № 1768, на которые ссылался жилищный орган принимая решения о принятии Шияна М.М. на учёт нуждающихся в жилом помещении, определяют право на получение жилищной субсидии военнослужащими, а также гражданами, уволенными с военной службы, но принятыми на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в период прохождения военной службы.

Между тем, в соответствии с пунктами 4 и 9 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054, вопросы постановки на очередь и предоставления жилья рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам, решения которых являются основанием для издания главами муниципальных образований соответствующих актов. Граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению.

Как видно из заявления Шияна М.М. от 25 ноября 2021 года, административный истец обратился в территориального отдела «Читинский» филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ с просьбой принять его на учёт нуждающихся в жилом помещении в городе Чита.

Анализируя изложенное, суд находит установленным, что Шиян М.М. в период прохождения военной службы состоял на учёте военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении, однако был снят с данного учёта в связи с отсутствием оснований для признания его нуждающимся, данные действия не оспаривал, а лишь 25 ноября 2021 года обратился в территориальный отдел «Читинский» филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФс заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении, которое приняло решение о принятии Шияна М.М. на учёт военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания, с 21 февраля 1995 год с составом семьи один человек с формой обеспечения - жилищная субсидия. Между тем, данное решение не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку признание нуждающимся в жилом помещении бывшего военнослужащего не относится к компетенции данного жилищного органа, а сам Шиян М.М. на момент его увольнения с военной службы был обеспечен жилым помещением. В связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении начальником территориального отдела «Читинский» филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ было приято обоснованное решение о снятии административного истца с данного учёта.

Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска Шияна М.М.

Разрешая вопрос, связанный с возмещением судебных расходов по делу, суд руководствуется положениями статьи 111 КАС РФ и не усматривает оснований для их возврата административному истцу в связи с отказом в удовлетворении иска.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 111, 175-180 и 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Шияна М.М. об оспаривании действий начальника территориального отдела «Читинский» филиала «Восточный» федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, связанных со снятием с учёта военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания, отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Восточный окружной военный суд через Читинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Председательствующий А.А. Буданов

<данные изъяты>