РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
4 мая 2022 года город Чита
Читинский гарнизонный военный суд в составе председательствующего Буданова А.А., при секретаре судебного заседания Субботиной Е.Е., с участием административного истца Шияна М.М., его представителя - адвоката Р., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело №2а-68/2022 по административному исковому заявлению бывшего военнослужащего войсковой части № подполковника запаса Шияна М.М. об оспаривании действий начальника территориального отдела «Читинский» филиала «Восточный» федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, связанных со снятием с учёта военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания,
установил:
Шиян М.М. обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором указал, что решением начальника территориального отдела «Читинский» филиала «Восточный» федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации (далее ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ) от 24 декабря 2021 года № он на основании решения заместителя Министра обороны РФ принят на учёт военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания, с составом семьи один человек с формой обеспечения - жилищная субсидия, однако 4 февраля 2022 года начальником указанного выше территориального отдела «Читинский» приято решение № о снятии его с данного учёта, в связи с наличием в период прохождения военной службы в собственности жилого помещения.
Полагая незаконным решение начальника территориального отдела «Читинский» филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ от 4 февраля 2022 года № о снятии с учёта военнослужащих,
нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом для постоянного проживания, административный истец просил суд признать данное решение таковым и отменить.
В обоснование административного иска Шиян М.М. указал, что относится к категории военнослужащих, обеспечиваемых жилыми помещениями в соответствии со статьёй 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих", а его право собственности на жилые помещения прекращено более 8 лет назад, в связи с чем административный ответчик необоснованно учёл их при принятии оспариваемого решения.
Судом к участию в деле привлечены ФГАУ «Росжилкомплекс», его филиал «Восточный», территориальный отдел «Читинский» филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ и его начальник.
Надлежащим образом извещённые о времени и месте судебного заседания ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ, его филиал «Восточный» и начальник территориального отдела «Читинский» филиала «Восточный» в суд не прибыли, в связи с чем суд, руководствуясь ч. 6 ст. 226 КАС РФ, счёл возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
В судебном заседании административный истец и его представитель - адвокат Р., требования поддержали, административный иск просили удовлетворить в полном объёме, ссылаясь на доводы, изложенные в нём.
Выслушав доводы сторон, исследовав доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Как видно из оспариваемого решения начальника территориального отдела «Читинский» филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ от 4 февраля 2022 года №Шиян М.М. был снят с регистрационного учета нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых для постоянного проживания, на основании п. 6 ч. 1 ст.56 ЖК РФ. При этом жилищный орган учёл, что в 1997 году административный истец приобрёл в собственность жилое помещение, в связи с чем утратил право на обеспечение жильём за счёт Министерства обороны РФ.
В силу пункта 6 части 1 статьи 56 ЖК РФ граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае выявления в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет.
Из решения начальника территориального отдела «Читинский» филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ от 24 декабря 2021 года № усматривается, что в соответствии со статьёй 52 ЖК РФ, статьёй 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих», решением заместителя Министра обороны РФ и на основании заявления, поданного в порядке Постановления Правительства РФ от 22 октября 2020 года № 1768, Шиян М.М. принят на учёт нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания с составом семьи один человек с 21 февраля 1995 года, форма обеспечения - жилищная субсидия.
Между тем, в силу статьи 4 ГК РФ акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие.
Согласно выпискам из приказов командующего войсками Забайкальского военного округа от августа 1998 года № и командира войсковой части № от 18 августа 1998 года №, Шиян М.М. досрочно уволен с военной службы в запас в связи с признанием его военно-врачебной комиссией ограниченного годным к военной службе и с 10 октября 1998 года исключён из списков личного состава части. При этом его выслуга составила более 23 лет в календарном исчислении.
Из сообщения руководителя Департамента жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны РФ от 17 сентября 2021 года усматривается, что Шиян М.М. приказом командующего войсками Сибирского военного округа от 10 сентября 1999 года № исключён из сводного списка военнослужащих, подлежащих обеспечению жилой площадью в западных регионах Российской Федерации, а в 2000 году исключён из списка кандидатов на получение государственного жилищного сертификата.
В судебном заседании Шиян М.М. подтвердил данные обстоятельства и пояснил, что указанные действия воинских должностных лиц им в судебном порядке не оспаривались.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 32 ЖК РСФСР граждане снимаются с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случае улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения.
При этом пунктом 1 части 1 статьи 29 ЖК РСФСР определено, что нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов.
Согласно подп. «а» п.11.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений по договорам социального найма, найма либо приобретения жилья за счет собственных средств в домах государственного и муниципального жилого фонда в Читинской области, утвержденных постановлением Главы Администрации Читинской области от 17 ноября 1997 года № 977, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи в г.Чите, Борзе, Балее, Краснокаменске, Петровск-Забайкальском в квартирах с полным и частичным благоустройством - 6,5 кв. м. и менее.
Как видно в выписке из Единого государственного реестра недвижимости от 20 декабря 2021 года, Шиян М.М. в период с 18 августа 1997 года по 17 января 2004 года имел в общей долевой собственности жилое
помещение, расположенное по адресу: <адрес>, площадью 57,9 кв.м.
Как пояснил в судебном заседании административный истец, он проживал в данном жилом помещении совместно с супругой и двумя детьми.
Как видно из рапорта Шияна М.М. от 22 февраля 1995 года он имеет состав семьи 4 человека.
Таким образом, на момент увольнения с военной службы и исключения из списков личного состава части Шиян М.М. и члены его семьи были обеспечены жилым помещением в размере 14,5 кв.м., что менее нормы, установленной в Читинской области на тот момент, в связи с чем основания для признания его нуждающимся в улучшении жилищных условий на момент увольнения с военной службы отсутствовали.
Помимо этого, в силу абз.З пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих» военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационноштатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Пунктом 13 статьи 15 определено, что граждане, уволенные с военной службы, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилищной субсидией или жилыми помещениями, не могут быть без их согласия сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилищной субсидией или жилыми помещениями в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом для военнослужащих.
Согласно п. 2, 6 и 11 Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, утвержденных Постановлением
Правительства Российской Федерации от 30.10.2020 N 1768, признание военнослужащих нуждающимися в жилых помещениях осуществляется уполномоченными органами федеральных органов. Для признания нуждающимся в жилом помещении военнослужащий подает в уполномоченный орган заявление о признании нуждающимся в жилом помещении. В отношении военнослужащих, увольняемых с военной службы, заявление и документы, указанные в пункте 6 настоящих Правил, должны быть поданы в сроки, обеспечивающие возможность принятия решения о принятии на учет (отказе в принятии на учет) до даты исключения военнослужащих из списков личного состава воинской части.
Таким образом, и статья 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих», и Правила, установленные Постановления Правительства РФ от 22 октября 2020 года № 1768, на которые ссылался жилищный орган принимая решения о принятии Шияна М.М. на учёт нуждающихся в жилом помещении, определяют право на получение жилищной субсидии военнослужащими, а также гражданами, уволенными с военной службы, но принятыми на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в период прохождения военной службы.
Между тем, в соответствии с пунктами 4 и 9 Правил учета военнослужащих, подлежащих увольнению с военной службы, и граждан, уволенных с военной службы в запас или в отставку и службы в органах внутренних дел, а также военнослужащих и сотрудников Государственной противопожарной службы, нуждающихся в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 06.09.1998 N 1054, вопросы постановки на очередь и предоставления жилья рассматриваются в созданных при органах местного самоуправления общественных комиссиях по жилищным вопросам, решения которых являются основанием для издания главами муниципальных образований соответствующих актов. Граждане, признанные нуждающимися в получении жилых помещений или улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства по основаниям, указанным в пункте 6 настоящих Правил, и уволенные с военной службы, ставятся на очередь органами местного самоуправления по личному заявлению.
Как видно из заявления Шияна М.М. от 25 ноября 2021 года, административный истец обратился в территориального отдела «Читинский» филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ с просьбой принять его на учёт нуждающихся в жилом помещении в городе Чита.
Анализируя изложенное, суд находит установленным, что Шиян М.М. в период прохождения военной службы состоял на учёте военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении, однако был снят с данного учёта в связи с отсутствием оснований для признания его нуждающимся, данные действия не оспаривал, а лишь 25 ноября 2021 года обратился в территориальный отдел «Читинский» филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФс заявлением о признании его нуждающимся в жилом помещении, которое приняло решение о принятии Шияна М.М. на учёт военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания, с 21 февраля 1995 год с составом семьи один человек с формой обеспечения - жилищная субсидия. Между тем, данное решение не соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку признание нуждающимся в жилом помещении бывшего военнослужащего не относится к компетенции данного жилищного органа, а сам Шиян М.М. на момент его увольнения с военной службы был обеспечен жилым помещением. В связи с неправомерными действиями должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет нуждающихся в жилом помещении начальником территориального отдела «Читинский» филиала «Восточный» ФГАУ «Росжилкомплекс» МО РФ было приято обоснованное решение № о снятии административного истца с данного учёта.
Таким образом, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении административного иска Шияна М.М.
Разрешая вопрос, связанный с возмещением судебных расходов по делу, суд руководствуется положениями статьи 111 КАС РФ и не усматривает оснований для их возврата административному истцу в связи с отказом в удовлетворении иска.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 111, 175-180 и 227 КАС РФ, суд
решил:
в удовлетворении административного искового заявления Шияна М.М. об оспаривании действий начальника территориального отдела «Читинский» филиала «Восточный» федерального государственного автономного учреждения «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны Российской Федерации, связанных со снятием с учёта военнослужащих, нуждающихся в жилом помещении для постоянного проживания, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Восточный окружной военный суд через Читинский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Буданов
<данные изъяты>