УИД 07RS 0007-01-2021-001080-79 Дело № 2а-68/2022 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Черекский районный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:
председательствующего - судьи Березгова А.Х.,
при секретаре Татаровой М.В.,
с участием старшего помощника прокурора Черекского района Кабардино-Балкарской Республики Шогенова З.Б., главы местной администрации с.п. Зарагиж Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики Шереужева Х.Х.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Черекского района Кабардино-Балкарской Республики в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению «Администрация сельского поселения Зарагиж» Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики об оспаривании бездействия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Черекского района Кабардино-Балкарской Республики обратился в суд с административным иском в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному учреждению «Администрация сельского поселения Зарагиж» Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики о признании незаконным бездействия по непринятию мер по заключению договора (контракта) на содержание и обслуживание автомобильных дорог местного значения, возложении обязанности в установленном законом порядке заключить договор (контракт) на содержание и обслуживание автомобильных дорог местного значения.
Исковые требования мотивированы тем, что в результате проведенной прокуратурой Черекского района Кабардино-Балкарской Республики проверки исполнения законодательства уполномоченными органами по организации дорожного движения на территории Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики в части содержания автомобильных дорог, установлено нарушение администрацией с.п. Зарагиж требований Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесений изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», а также приказа Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст Об утверждении ГОСТ Р 50597-2017 «Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», по организации и осуществлению работы по надлежащему содержанию автомобильных дорог на территории данного муниципального образования. В частности, администрацией с.п. Зарагиж контракт (договор) по удовлетворительному содержанию автомобильных дорог местного значения, в том числе в условиях зимнего периода 2020-2021 г.г., не заключен.
Выявленные факты свидетельствуют о нарушениях требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения, а также ненадлежащем исполнении должностными лицами администрации с.п. Зарагиж, Черекского муниципального района КБР своих прямых полномочий (обязанностей), в результате чего нарушаются охраняемые законом интересы общества и государства, создается реальная угроза безопасности жизни и здоровья для неопределенного круга участников дорожного движения.
16.03.2021 в адрес главы администрации сельского поселения Зарагиж внесено представление об устранении нарушений требований федерального законодательства.
Вместе с тем, по состоянию на 22.12.2021 нарушения не устранены.
В судебном заседании старший помощник прокурора Черекского района Кабардино-Балкарской Республики Шогенов З.Б. поддержал административные исковые требования прокурора Черекского района Кабардино-Балкарской Республики по изложенным в нем основаниям.
Законный представитель административного ответчика – глава местной администрации сельского поселения Зарагиж Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики Шереужев Х.Х., в суде исковые требования прокурора признал и пояснил, что администрацией сельского поселения Зарагиж в ближайшее время будут приняты необходимые меры по надлежащему содержанию автомобильных дорог местного значения.
Суд, выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, считает исковые требования прокурора подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Также, согласно ч. 4 ст. 5 и ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления городского поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относятся осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов городского поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов городского поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения.
Мероприятия по организации дорожного движения в границах населенных пунктов, осуществляются в целях повышения безопасности дорожного движения и пропускной способности дорог федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, юридическими и физическими лицами, являющимися собственниками или иными владельцами автомобильных дорог (ст. 21 вышеназванного Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ).
В ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.
Требования к содержанию автомобильных дорог в зимний период, виды работ, мероприятия по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам определены: «ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст.
Как следует из материалов дела: пояснений представителя административного ответчика, представления прокурора Черекского района Кабардино-Балкарской Республики от 16.03.2021 в адрес главы администрации сельского поселения Зарагиж, ответа на данное представление от 22.12.2021, администрацией с.п.Зарагиж Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики требования вышеуказанных положений федерального законодательства в части содержания автомобильных дорог на территории данного муниципального образования надлежащим образом не выполняются, контракт (договор) по выполнению необходимых работ в указанных целях, в том числе в условиях зимнего периода, не заключен.
При таких обстоятельствах, доводы административного истца о нарушении со стороны административного ответчика требований федерального законодательства о безопасности дорожного движения, ненадлежащем исполнении должностными лицами администрации с.п. Зарагиж Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики своих полномочий (обязанностей) в данной области, в результате чего нарушаются охраняемые законом интересы общества и государства, а также создается реальная угроза безопасности жизни и здоровья для неопределенного круга участников дорожного движения, являются обоснованными.
Административным ответчиком в суд не представлены доказательства в опровержение доводов административного иска прокурора Черекского района Кабардино-Балкарской Республики.
Право прокурора обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц закреплено в ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
В связи с указанным, административные исковые требования прокурора Черекского района Кабардино-Балкарской Республики подлежат удовлетворению в полном объеме.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации административный ответчик - администрация Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики, освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Административные исковые требования прокурора Черекского района Кабардино-Балкарской Республики в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.
Признать незаконным бездействие муниципального учреждения «Администрация сельского поселения Зарагиж» Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики по непринятию мер по заключению договора (контракта) на содержание и обслуживание автомобильных дорог местного значения.
Обязать муниципальное учреждение «Администрация сельского поселения Зарагиж» Черекского муниципального района Кабардино-Балкарской Республики в установленном законом порядке заключить договор (контракт) на содержание и обслуживание автомобильных дорог местного значения.
На решение может быть подана апелляционная жалоба, прокурором – апелляционное представление, в Верховный Суд Кабардино-Балкарской Республики в течение одного месяца со дня его принятия через Черекский районный суд Кабардино-Балкарской Республики.
Председательствующий А.Х.Березгов