ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-690/2021 от 16.03.2021 Воткинского районного суда (Удмуртская Республика)

Дело № 2а-690/2021

УИД 18RS0009-01-2021-000595-86

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

16 марта 2021 года г. Воткинск

Воткинский районный суд Удмуртской Республики в составе:

судьи Шкробова Д.Н.,

при секретаре Сокуровой М.В.,

с участием представителя административного истца – Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике – Коробейниковой О.А., представителя административного ответчика – некоммерческой организации «Фонд организации и координации защиты прав граждан» – Закирова И.Ш.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике к некоммерческой организации «Фонд организации и координации защиты прав граждан» о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц,

у с т а н о в и л:

Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике обратилось в суд с иском, в котором просит ликвидировать некоммерческую организацию «Фонд организации и координации защиты прав граждан», ОГРН №***, исключить некоммерческую организацию «Фонд организации и координации защиты прав граждан», ОГРН №*** из Единого государственного реестра юридических лиц.

Заявленные требования обоснованы тем, что в соответствии с п. 2 ст. 13.1, п. 4.1 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ), подп. 66, 68 п. 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утв. приказом Минюста России от 03.03.2014 г. № 26 (далее – Положение об Управлении), Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике (далее – Управление) наделено полномочиями по принятию решений о государственной регистрации некоммерческих организаций и осуществлению контроля за их деятельностью.

В результате реализации контрольных полномочий Управления и в соответствии с распоряжением от 02.12.2020 г. № 694-р «О проведении внеплановой документарной проверки Некоммерческой организации «Фонд организации и координации защиты прав граждан» (далее – распоряжение о проведении проверки, Фонд) в отношении Фонда в период с <дата> по <дата> проведена внеплановая документарная проверка на предмет соблюдения им требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных его учредительными документами, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества.

При проведении проверки установлены факты воспрепятствования деятельности Управления по проведению контрольно-надзорных мероприятий.

Управлением установлено, что деятельность некоммерческой организации «Фонд организации и координации защиты прав граждан» (далее – Фонд), в том числе по расходованию денежных средств и использованию его имущества не соответствует целям, предусмотренным учредительными документами и осуществляется с неоднократными и грубыми нарушениями обязательных требований федерального законодательства.

В ходе проверки установлено, что решение о создании Фонда принято <дата> единственным учредителем – Закировым И.Ш., сведения о котором содержатся в Едином государственном реестре юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ).

Решение о государственной регистрации Фонда в качестве юридического лица принято Управлением <дата>.

Сведения о Фонде внесены в ЕГРЮЛ <дата> Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №*** по Удмуртской Республике за основным государственным регистрационным номером (ОГРН) №***, в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Управления за учетным номером №***.

Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, адрес места нахождения Фонда: <*****>.

Согласно п. 5.25-5.26 устава единоличным исполнительным органом (лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Фонда), является Директор. Директор Фонда назначается на 5 (пять) лет.

Директором при создании Фонда <дата> назначен Закиров И.Ш., сведения о котором в установленном порядке внесены в ЕГРЮЛ.

В соответствии с ч. 12 ст. 9 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Управлением <дата> по адресу места нахождения Фонда (<*****>), указанному в ЕГРЮЛ, являющемуся также адресом места жительства лица, имеющего право без доверенности действовать от его имени, сведения о котором внесены в реестр на основании заявления о государственной регистрации юридического лица при создании, было направлено уведомление о проведении проверки №*** с приложением распоряжения о проведении проверки от №***-р, которое содержало дату представления необходимых для проведения проверки документов - не позднее <дата>. Согласно сведениям, размещенным в разделе «Отслеживание почтовых отправлений» на сайте ФГУП «Почта России» в сети Интернет (https://www.pochta.ru/tracking#), уведомление о проведении проверки (почтовый идентификатор №***) адресатом получено <дата>.

Указанное уведомление <дата> также было направлено по адресу электронной почты директора, указанному в заявлении о государственной регистрации юридического лица при создании (<***>).

Кроме того, директор Фонда Закиров И.Ш. <дата> посредством телефонной связи проинформирован о проведении проверки в отношении Фонда, необходимости обеспечения получения почтовой корреспонденции и предоставлении в Управление в установленный срок (<дата>) документов, перечисленных в пункте 12 распоряжения о проверке от №***-р (номер телефона №***).

В нарушение подп. 1 и 4 п. 5 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ документы, перечисленные в п. 12 распоряжения о проверке от <дата>№***-р и необходимые для проведения проверки, в полном объеме в Управление в установленный срок (<дата>) не представлены, представитель Фонда (руководитель или иное уполномоченное им лицо) на проверку не явился, аргументированного пояснения отсутствия документов, подтверждающих деятельность Фонда в период с <дата> по <дата>, направленную на достижение уставных целей, не представил.

Анализ информации о деятельности Фонда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также информации полученной от органов государственной власти, иных государственных органов в ходе проверки показывает, что деятельность Фонда, в том числе по расходованию денежных средств и использованию ее имущества не соответствует целям, предусмотренным учредительными документами.

Так, согласно акту проверки от <дата>№*** Фондом допускаются следующие неоднократные и грубые нарушения обязательных требований законодательства Российской Федерации.

1. В соответствии с п. 2 ст. 123.18 ГК РФ фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе.

Согласно ст. 24 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами. Некоммерческая организация может осуществлять предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых она создана и соответствует указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

В соответствии с п. 6.5 устава источниками формирования имущества Фонда являются:

- поступления от учредителя (под поступлениями от учредителя понимается единовременный взнос в размере 10 000 рублей, а также ежегодные денежные или имущественные поступления);

- благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной и натуральной форме;

- поступления от мероприятий, проводимых Организацией;

- доходы от гражданско-правовых сделок;

- иные не запрещенные законом источники.

Вместе с тем, проведенный анализ движения денежных средств по расчетным счетам Фонда в филиале «<***>», показал, что Фондом по договорам, заключенным иными юридическими и физическими лицами, осуществлялись перечисления в качестве арендной платы:

- ИП Г. на основании договора, заключенного <дата> между ИП Г. и Фондом «Правового обеспечения граждан» (сумма: <сумма>., даты оплаты: <дата>, <дата>, 26.07.2019г., <дата>);

- Т. на основании договора, заключенного <дата> между Т. и Фондом «Правового обеспечения граждан» (сумма: <сумма>., даты оплаты: <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>, <дата>);

- П. на основании договора, заключенного <дата> между П. и Фондом «Правового обеспечения граждан» (<дата>, <дата>, <дата> в сумме <сумма>., <дата> в сумме <сумма>., <дата> в сумме <сумма>.);

и другие.

Пункт 2.2 устава определяет следующие цели деятельности Фонда: формирование и развитие системы оказания материальной, юридической и иной помощи и защиты любыми законными способами лицам, столкнувшимся с возможным случаем коррупции, а также со случаями незаконных действий или бездействий должностных лиц в системе органов государственной или муниципальной власти.

Таким образом, денежные средства расходуются Фондом на неуставные цели.

Кроме того, Фондом осуществляется расходование денежных средств на неуставные цели путем оплаты изготовления полиграфической продукции, текстильных изделий агитационного характера с реквизитами других организаций.

Так, <дата> согласно счету на оплату №*** от <дата> Фондом произведена оплата в сумме <сумма> ООО «<***>» за изготовление и монтаж таблички с наименованием «616 Н.».

На проверку не представлены копии договоров гражданско-правового характера, на основании которых Фондом выплачивались денежные средства за услуги по изготовлению флага, значков, силиконовых браслетов, визиток, халатов, стикеров, монтажу камер, нанесению логотипа на ручки, за индивидуальные дистанционные занятия по английскому языку, за микрофон и радиопетличку и др., в связи с указанным противодействием комиссии не удалось установить соответствие расходования денежных средств уставным целям Фонда.

Учитывая изложенное, деятельность Фонда и расходование денежных средств не соответствуют целям и предмету его деятельности, указанным в пункте 2.1 и 2.2 устава Фонда.

Таким образом, в нарушение п. 2 ст. 14 Федерального закона № 7-ФЗ Фондом не соблюдались положения п. 2 ст. 123.18 ГК РФ, ст. 24 Федерального закона № 7-ФЗ, устава, в части порядка управления и использования имущества для целей и предмета деятельности, определенных в его уставе.

2. Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона № 7-ФЗ требования учредительных документов (устава) некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

Пунктом 1 ст. 53 ГК РФ определено, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.

В проверяемый период деятельности с <дата> по <дата> Фонд действовал на основании устава, утвержденного <дата> решением №*** единственного учредителя (далее - устав).

Уставом, в соответствии с требованиями ГК РФ, предусмотрено формирование и деятельность Наблюдательного и Попечительского советов Фонда, Ревизора.

Документы, подтверждающие проведение заседаний Наблюдательного совета Фонда в 2019-2020 гг., а также рассмотрение Наблюдательным советом вопросов, относящихся к его исключительной компетенции (пункт 5.13 устава, в том числе вопросов по утверждению годовых отчетов и годовой, бухгалтерской (финансовой) отчетности и принятию решений о создании филиалов и (или) открытию представительств), на проверку не представлены.

Протоколы Попечительского совета, подтверждающие соблюдение периодичности проведения заседаний надзорного органа Фонда, являющегося в соответствии с ГК РФ обязательным органом, на проверку не представлены.

Документы, подтверждающие осуществление возложенных уставом на Ревизора функций, на проверку не представлены.

Таким образом, Фондом допускаются неоднократные и грубые нарушения законодательства и собственного устава - не осуществляется выполнение функций Наблюдательного и Попечительского советов, Ревизора.

3. Установлено, что Фондом заключен ряд договоров аренды нежилых помещений – офисов в различных субъектах Российской Федерации:

- <*****>;

- <*****>;

- <*****>А, кабинет №***;

- <*****>, помещение №***;

- <*****>;

- <*****>, офис №***.

Пунктом 2 ст. 11 НК РФ определено, что обособленное подразделение организации – это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Местом нахождения обособленного подразделения организации признается место осуществления этой организацией деятельности через свое обособленное подразделение, определяемое адресом.

В соответствии с п. 1 ст. 83 НК РФ организации, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории Российской Федерации, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

При этом организации, в состав которых входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода обязаны представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям, данные положения установлены п. 5 ст. 289 НК РФ.

Непредставление сообщения о создании обособленного подразделения квалифицируется как правонарушение, предусмотренное ст. 126 НК РФ.

В случае если организация осуществляет деятельность посредством создания оборудованного стационарного рабочего места, находящегося по адресу, отличному от места нахождения юридического лица, независимо от того, находится это стационарное рабочее место в арендованном помещении или в собственности организации, указанная деятельность приводит к созданию обособленного структурного подразделения юридического лица.

В соответствии со ст. 55 ГК РФ и ст. 5 Федерального закона № 7-ФЗ для осуществления деятельности вне места своего нахождения некоммерческая организация может создавать филиалы и открывать представительства на территории Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами, сведения о которых в соответствии с указанной статьей подлежат обязательному указанию в ЕГРЮЛ.

В нарушение ст. 55 ГК РФ и ст. 5 Федерального закона № 7-ФЗ в ЕГРЮЛ не внесены сведения о филиалах или представительствах Фонда.

4. Согласно сведениям, содержащимся в ЕГРЮЛ, адрес места нахождения Фонда: <*****>.

Согласно информации, предоставленной Межмуниципальным отделом Министерства внутренних дел Российской Федерации «Воткинский», по адресу: <*****>, находится частный жилой дом. Видимые признаки осуществления какой-либо общественной или юридической деятельности, а также вывеска о нахождении по данному адресу Некоммерческой организации «Фонд организации и координации защиты прав граждан» отсутствуют.

Установлено, что фактически руководящие органы Фонда по указанному адресу не располагаются, в связи с чем, можно сделать вывод, что адрес, указанный в ЕГРЮЛ, не является адресом места нахождения постоянно действующего руководящего органа Фонда, что противоречит п. 2 ст. 54 ГК РФ, согласно которому государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа.

Кроме того, на проверку не представлены документы, на основании которых собственником предоставлено Фонду жилое помещение по адресу: <*****>.

5. Согласно ст. 582 ГК РФ пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях. К пожертвованиям применяются положения главы 32 ГК РФ, в том числе ст. 574, в соответствии с п. 2 которой договор дарения движимого имущества должен быть совершен в письменной форме в случаях, когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей.

В ходе проверки установлено, что источниками финансирования Фонда в проверяемом периоде являлись, в том числе пожертвования от юридического лица <***> (в сумме боле <сумма> операции). Указанные средства поступили на счет Фонда в Филиале <***>». Однако договор пожертвований с юридическим лицом <***>» на проверку не представлен.

В нарушение ст. 574 ГК РФ Фондом не заключен договор пожертвования с юридическим лицом в письменной форме.

6. В соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

Вместе с тем на проверку не представлены документы, подтверждающие соблюдение Фондом требования, предусмотренного данной нормой.

В нарушение абз. 2 п. 1 ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ Фонд в проверяемый период не утверждал самостоятельный баланс и (или) смету.

7. В силу п. 1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1, 3 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон № 402-ФЗ) экономический субъект (в том числе и некоммерческая организация) обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с указанным федеральным законом. Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.

В силу ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 402-ФЗ экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

Пунктами 1, 3 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ установлено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных.

Вместе с тем согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона № 402-ФЗ некоммерческие организации вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Однако документы, подтверждающие ведение бухгалтерского учета, в соответствии с законодательством Российской Федерации на проверку не представлены.

По информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике Фондом не представлена статистическая отчетность по следующим формам:

№ 11 (краткая) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций», годовая (за 2019 год), 1 апреля;

№ П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», ежемесячно не позднее 15 числа после отчетного периода;

№ 1-Т «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», годовая (2019 года), 30 января после отчетного периода..

В нарушение абз. 1 п. 1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ Фондом бухгалтерский учет в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, не велся, информация о деятельности органам государственной статистики в полном объеме не представлялась.

8. Согласно п. 2 ст. 123.18 ГК РФ фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Ежегодно фонд обязан опубликовывать отчеты об использовании своего имущества.

На проверку не представлены документы, подтверждающие соблюдение Фондом, указанного требования закона и положения устава.

В нарушение п. 2 ст. 123.18 ГК РФ в проверяемый период Фонд не публиковал отчет об использовании своего имущества или не обеспечил доступность ознакомления с указанным отчетом.

9. В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в случае, если организация является фондом.

На проверку не представлены документы, подтверждающие соблюдение Фондом указанного требования закона.

В нарушение п. 3 ст. 5 Федерального закона от 30.12.20018 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» Фондом не проводился обязательный аудит.

Согласно ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Статьей 33 Федерального закона № 7-ФЗ установлено, что в случае нарушения Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу п. 1 ст. 18 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены ГК, Федеральным законом № 7-ФЗ и другими федеральными законами.

Согласно подп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Согласно подп. 4 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций.

Право Управления на обращение в суд с данным заявлением предусмотрено п. 1.1 ст. 18 Федерального закона № 7-ФЗ, подп. «д» п. 10 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 705, и подп. 74 п. 6 Положения об Управлении.

Учитывая неоднократные и грубые нарушения Фондом законодательства Российской Федерации, не устраненные на протяжении длительного периода времени, и осуществление им деятельности, противоречащей уставным целям, руководствуясь подп. 3, 4 п. 3 ст. 61 ГК РФ, п. 1.1 ст. 18, п. 10 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, ст.ст. 19, 125, 126 КАС РФ, административный истец обратился в суд с данным административным иском.

Представитель административного истца – Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике – Коробейникова О.А., в судебном заседании заявленные требования поддержала, дополнительно пояснила, что административным ответчиком, несмотря на получение акта проверки, какие-либо возражения на него представлены не были, акт проверки не оспорен.

Представитель административного ответчика директор некоммерческой организации «Фонд организации и координации защиты прав граждан» Закиров И.Ш. в судебном заседании требования административного истца не признал по основаниям, изложенным в возражении на административный иск, согласно которому административный ответчик считает административный иск удовлетворению не подлежащим, полагая, что указанные административным истцом обстоятельства и замечания не являются доказательствами нарушений законов, не нарушают Конституцию Российской Федерации, не являются неоднократными и грубыми нарушениями закона или иных правовых актов, а также не носят неустранимого характера. Административный ответчик просит в удовлетворении требований отказать, ссылаясь на следующее.

1. В соответствии с пп. 3 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.

Из административного искового заявления и приложенных документов не усматривается деятельности, запрещенной законом, нарушений конкретных статей Конституции Российской Федерации или законов.

Предположения административного истца о том, что фонд оплачивает обязательства по договорам, заключенным с иными юридическими и физическими лицами, документально административным истцом не подтверждены, кроме того, ГК РФ не исключает исполнения обязательств как третьим лицом (ст. 313 ГК РФ), так и перемену лиц в обязательстве, а также переход права аренды к третьим лицам, в том числе на основании соглашения сторон.

Выводы административного истца о том, что на проверку не представлены копии договоров гражданско-правового характера, не могут быть приняты во внимание, поскольку требований об истребовании конкретных договоров административным истцом во время проверки не заявлялось.

Заявления административного истца относительно непредоставления документов на проверку прямо опровергаются материалами дела (приложения № 9-11 к административному исковому заявлению), согласно которым все истребованные документы, имеющие юридическое отношение к проверке, были предоставлены, а относительно отсутствующих у фонда документов были даны соответствующие разъяснения.

2. Место нахождения юридического лица по месту жительства учредителя Фонда соответствует действующему законодательству.

В п. 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30.07.2013 г. № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» разъяснено, что, учитывая, что адрес юридического лица определяется местом нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа – иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности (п. 2 ст. 54 ГК РФ), и может отличаться от адреса, по которому осуществляется непосредственная деятельность юридического лица, в том числе хозяйственная (производственный цех, торговая точка и т.п.), регистрирующий орган не вправе отказывать в государственной регистрации на основании того, что помещение или здание, адрес которого указан для целей осуществления связи с юридическим лицом, непригодно для осуществления деятельности юридического лица в целом либо вида деятельности, который указан в документах, представленных для государственной регистрации. В то же время регистрация по адресу жилого объекта недвижимости допустима только в тех случаях, когда собственник объекта дал на это согласие; согласие предполагается, если названный адрес является адресом места жительства учредителя (участника) или лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Поскольку согласно имеющимся в деле сведениям из ЕГРЮЛ, Закиров И.Ш. является учредителем и директором Фонда, размещение по адресу его места жительства адреса Фонда является законным.

Таким образом, ликвидация юридического лица не может быть применена по одному лишь формальному замечанию, возникшему вследствие того, что регистрирующий орган скрыл тот факт, что место нахождения административного ответчика является адресом регистрации учредителя, а суд рассмотрел дело без извещения Административного ответчика.

3. У Административного ответчика отсутствуют филиалы и представительства, в связи с этим указание их в учредительных документах не требуется.

Согласно п. 2 ст. 55 ГК РФ филиалом является обособленное подразделение юридического лица, расположенное вне места его нахождения и осуществляющее все его функции или их часть, в том числе функции представительства.

В силу ст. 11 НК РФ обособленное подразделение организации – любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту нахождения которого оборудованы стационарные рабочие места. Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах организации, и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. При этом рабочее место считается стационарным, если оно создается на срок более одного месяца.

Как следует из материалов проверки, у фонда нет сотрудников и, соответственно, отсутствуют рабочие места. Иного административным истцом документально не подтверждено. Административным истцом не представлено доказательств наличия филиалов у Административного ответчика, а также не приведено ни одного документально подтвержденного свидетельства наличия рабочих мест.

Выводы относительно сроков и порядка отчетности также является необоснованным, поскольку не подтвержден документами о привлечении фонда к ответственности за ее непредоставление, а также не входит в предмет проверки и контроля, которые законом отнесены к полномочиям иных органов, а не Министерства юстиции Российской Федерации.

Кроме того, Административный истец не уполномочен проводить налоговые проверки, которые могут проводиться исключительно в порядке, установленном налоговым законодательством. Отсутствует вынесенный акт такой проверки налоговым органом, поэтому ссылки Административного истца на нарушение налогового законодательства являются несостоятельными.

Отсутствуют также доказательства совершения неоднократных и грубых нарушений закона или иных правовых актов.

Также следует отметить, что среди перечня полномочий административного истца, установленных исчерпывающим образом в п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» отсутствует право обращения в суд с иском о ликвидации после первой проверки.

Согласно подп. 5 п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» уполномоченный орган вправе в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.

Административным истцом не представлено доказательств вынесения соответствующего предупреждения с установлением срока не менее месяца.

Таким образом, административный ответчик полагает, что основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.

Представитель заинтересованного лица Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России № 3 по Удмуртской Республике в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя инспекции.

В соответствии с положениями ст. 150, ч. 4 ст. 263 КАС РФ дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Заслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

<дата> в Едином государственном реестре юридических лиц зарегистрирована некоммерческая организация «Фонд организации и координации защиты прав граждан», ОГРН №***, ИНН №***, место нахождения: <*****>.

Согласно Уставу Фонда, в редакции от <дата> предметом его деятельности является формирование имущества и денежных средств на основе добровольных взносов и иных поступлений и направление их на цели деятельности Фонда (п. 2.1 Устава).

Целями создания и деятельности Фонда являются:

- формирование и развитие системы оказания материальной, юридической и иной помощи и защиты любыми законными способами лицам столкнувшихся с возможным случаем коррупции, а так же со случаями незаконных действий или бездействий должностных лиц в системе органов государственной или муниципальной власти (п. 2.2 Устава).

Управлением Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике на основании Распоряжения Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике от <дата>№***-р на основании подп. 4 п. 4.2 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» с целью исполнения требования первого заместителя прокурора Удмуртской Республики К. от <дата> в период с <дата> по <дата> проведена проверка деятельности некоммерческой организации «Фонд организации и координации защиты прав граждан» за период деятельности с <дата> по <дата>, в результате которой выявлены, в том числе, следующие нарушения.

В ходе проверки Фондом документы, необходимые для проведения проверки и подтверждающие осуществление Фондом деятельности, направленной на достижение уставных целей, не были представлены в полном объеме.

Управлением <дата> Фонду по электронному адресу Директора Фонда (<***>) и <дата> по месту его нахождения, указанному в ЕГРЮЛ направлено уведомление о проведении проверки №*** от <дата>, с приложением копии распоряжения о проведении проверки, формы акта приема-передачи документов, содержащее, в том числе, дату представления необходимых для проведения проверки документов - <дата> Уведомление, согласно письму Фонда от <дата>№***, им получено.

Управлением в ответ на уведомление о проведении проверки <дата> получено письмо от <дата>№*** представителя Фонда, согласно которому часть документов для проведения проверки представить не представляется возможным в виду того, что документы изъяты в ходе проведения следственных действий по адресу: <***>» <*****>, в рамках уголовного дела.

В соответствии с п. 2.3 Устава Фонда видами деятельности Фонда являются:

содействие информационному и правовому обеспечению в выявлении случаев коррупции и злоупотребления должностным (служебным) положением лиц государственных или иных организаций и служб;

мониторинг и выявление случаев коррупции и злоупотребления должностным (служебным) положением лиц государственных или иных организаций и служб;

содействие гражданам и лицам без гражданства, некоммерческим организациям в реализации их конституционных прав и свобод, которые необоснованно нарушаются либо ограничиваются;

распространение правовых знаний, проведение просветительских мероприятий (лекций, семинаров, конференций, симпозиумов) в сфере, соответствующей уставной деятельности Фонда;

ведение информационной деятельности путем издания и распространения печатной продукции публицистского и научно-исследовательского характера, организации и проведения пресс-конференций и других мероприятий, направленных на распространение информации о деятельности Фонда среди широкой общественности;

создание банка Данных по направлениям деятельности Фонда.

В ЕГРЮЛ содержатся сведения об одном виде экономической деятельности, осуществляемом Фондом: «Деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки», код 94.99 по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), утв. приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от <дата>№***-ст. Собственного сайта в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть Интернет) Фонд не имеет.

Согласно сведениям о зарегистрированных средствах массовой информации, содержащимся на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) http://rkn.gov.ru, а также сведениям, представленным Роскомнадзором, Фонд не является учредителем средств массовой информации, а также сам Фонд непосредственно не является средством массовой информации.

Документы, подтверждающие осуществление Фондом уставной деятельности, на проверку не представлены.

В силу п. 1 ст. 25 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон № 294-ФЗ) при проведении проверок юридические лица обязаны обеспечить присутствие руководителей, иных должностных лиц или уполномоченных представителей юридических лиц.

В соответствии с подп. 1, 4 п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Федеральный закон № 7-ФЗ) в отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом 2 настоящего пункта, проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами.

Вместе с тем, в нарушение указанных требований закона, в установленный срок – <дата> – документы, указанные в распоряжении Управления от <дата>№***-р «О проведении внеплановой документарной проверки Фонда «Правового обеспечения граждан», Фондом представлены в полном объеме не были. Присутствие руководителя или уполномоченного представителя Фонда при проведении проверки Фондом не обеспечено.

При этом суд считает необоснованной ссылку административного ответчика на то, что часть документов не представляется возможным представить в виду того, что документы изъяты в ходе проведения следственных действий по адресу: <***><*****>, поскольку изъятие документов Фонда <дата> не может являться причиной непредставления документов за период с <дата> по <дата>, являющийся большей частью проверяемого периода.

Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона № 7-ФЗ требования учредительных документов (устава) некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).

Пунктом 1 ст. 53 ГК РФ определено, что юридическое лицо приобретает гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через свои органы, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительным документом.

В соответствии с п. 5.1 устава органами управления Фондом являются: высший коллегиальный орган Фонда - Наблюдательный совет; единоличный исполнительный орган Фонда - Директор. Орган, осуществляющий надзор за деятельностью Фонда - Попечительский совет. Контрольно-ревизионный орган - Ревизор.

Согласно п. 5.2-5.14 устава Наблюдательный совет состоит из 3 человек; члены наблюдательного совета назначаются при первом формировании Наблюдательного совета решением учредителя. Последующее принятие в члены Наблюдательного совета и досрочное исключение членов Наблюдательного совета осуществляется решением Наблюдательного совета. Срок полномочий членов Наблюдательного совета составляет 10 (десять) лет. Наблюдательный совет собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в год.

В материалах учетного дела Фонда содержится решение единственного учредителя от <дата>№***, в соответствии с которым членами Наблюдательного совета Фонда назначены: З. И.Ш. (председатель Наблюдательного совета), С., Р.

Документы, подтверждающие проведение заседаний Наблюдательного совета в 2019-2020 г.г., а также рассмотрение Наблюдательным советом вопросов, относящихся к его исключительной компетенции (пункт 5.13 устава, в том числе вопросов по утверждению годовых отчетов и годовой, бухгалтерской (финансовой) отчетности и принятию решений о создании филиалов и (или) открытию представительств), на проверку не представлены.

Согласно пунктам 5.25-5.26 устава единоличным исполнительным органом (лицом, имеющим право без доверенности действовать от имени Фонда), является Директор. Директор Фонда назначается Наблюдательным советом на 5 (пять) лет.

Директором при создании Фонда <дата> избран Закиров И.Ш., сведения о котором внесены в ЕГРЮЛ <дата> за ОГРН №*** и в ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций Управления.

В соответствии с пунктом 5.15 устава органом, осуществляющим надзор за деятельностью Фонда, является Попечительский совет.

Согласно пунктам 5.15-5.24 устава Попечительский совет осуществляет надзор за деятельностью Фонда, за принятием другими органами Фонда решений и обеспечением их исполнения, за использованием средств Фонда, за соответствием деятельности Фонда действующему законодательству. Попечительский совет назначается сроком на 5 (пять) лет. Попечительский совет осуществляет свою деятельность на общественных началах. Количество членов Попечительского совета определяется решением Наблюдательного совета. Попечительский совет собирается по мере необходимости, но не реже одного раза в год. Согласно решению единственного учредителя от <дата>№*** членами Попечительского совета Фонда назначены: М. и В.

Протоколы Попечительского совета, подтверждающие соблюдение периодичности проведения заседаний надзорного органа Фонда, являющегося в соответствии с ГК РФ обязательным органом, на проверку не представлены.

В соответствии с пунктом 5.27-5.26 устава контрольно-ревизионным органом Фонда является Ревизор. Ревизор назначается Наблюдательным советом на срок 1 (один) год. Согласно решению единственного учредителя от <дата>№*** Ревизором Фонда назначена Е.

Ревизор ежегодно проводит ревизию финансово-хозяйственной деятельности Фонда и ежегодно представляет отчет о результатах финансово-хозяйственной деятельности Наблюдательному совету и одни раз в пять лет представляет отчет о своей деятельности на утверждение Наблюдательного совета.

Документы, подтверждающие осуществление возложенных уставом на Ревизора функций, на проверку не представлены.

Таким образом, актом проверки установлено, что в проверяемом периоде Фондом не соблюдаются положения своего устава в части предусмотренного уставом порядка управления и осуществления контроля, что является нарушением п. 2 ст. 14 Федерального закона № 7-ФЗ.

В соответствии с пунктом 6.5 устава источниками формирования имущества Фонда являются: поступления от учредителя (под поступлениями от учредителя понимается единовременный взнос в размере 10 000 руб., а также ежегодные денежные или имущественные поступления); благотворительные пожертвования, в том числе носящие целевой характер (благотворительные гранты), предоставляемые гражданами и юридическими лицами в денежной и натуральной форме; поступления от мероприятий, проводимых Организацией; доходы от гражданско-правовых сделок; иные не запрещенные законом источники.

Согласно п. 2 ст. 123.18 ГК РФ фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе.

Согласно размещенным Фондом в соответствии с требованиями п. 3.2 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ отчетам по форме № ОН0001 и № ОН0002, на Информационном портале Минюста России, в 2019 году источниками формирования имущества Фонда являлись целевые поступления от российских физических лиц. Общая сумма израсходованных Фондом средств составила <сумма>.

На расчетные счета Фонда в проверяемый период поступили денежные средства в общем размере более <сумма>.

Источниками финансирования Фонда в проверяемом периоде являлись добровольные пожертвования на уставную деятельность от граждан.

Проанализировав информацию о движении денежных средств по расчетным счетам Фонда, орган государственного контроля установил, что за проверяемый период поступившие на счет Фонда денежные средства в основной части расходовались на:

выплаты и переводы физическим лицам по договорам гражданско-правового характера - более <сумма>;

аренду, субаренду нежилых помещений - более <сумма>;

изготовление листовок, значков, футболок, флагов, бейсболок, приобретение ноутбуков - в общей сумме около <сумма>;

оплату по соглашению на оказание юридической помощи - более <сумма>;

иные расходы (штрафы, налоги и страховые платежи, в том числе расходные операции по оплате услуг охраны, технического сопровождения, связи и коммунальных платежей).

Копии договоров гражданско-правового характера Фонда, на основании которых выплачивались денежные средства физическим лицам, на проверку не представлены. В связи с указанным противодействием комиссии не удалось установить расходование денежных средств на достижение уставных целей Фонда.

На проверку не представлены копии договоров гражданско-правового характера, на основании которых Фондом выплачивались денежные средства за услуги по изготовлению флага, значков, силиконовых браслетов, визиток, халатов, стикеров, монтажу камер, нанесению логотипа на ручки, за индивидуальные дистанционные занятия по английскому языку, за микрофон и радиопетличку и др., в связи с указанным противодействием комиссии не удалось установить соответствие расходования денежных средств уставным целям Фонда.

Кроме того, Фондом осуществляется расходование денежных средств на неуставные цели путем оплаты изготовления полиграфической продукции, текстильных изделий агитационного характера с реквизитами других организаций.

Так, <дата> согласно счету на оплату №*** от <дата> Фондом произведена оплата в сумме <сумма>. ООО «<***>» за изготовление и монтаж таблички с наименованием «616 Н.».

Учитывая изложенное, деятельность Фонда и расходование денежных им средств также не соответствуют целям и предмету его деятельности, указанным в пунктах 2.1 и 2.2 устава Фонда.

Реализация предусмотренной законом возможности оплаты товаров, услуг за третьих лиц должна в силу специальной правоспособности Фонда соответствовать целям и предмету его деятельности. Вместе с тем, в ходе проверки, рассмотрения настоящего административного дела, доказательства того, что расходы Фонда, в том числе при исполнении обязательств за иных лиц, понесены для достижения целей его деятельности, не представлены.

В силу п. 1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Согласно ч. 1, ч. 3 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Федеральный закон № 402-ФЗ) экономический субъект (в том числе и некоммерческая организация) обязан вести бухгалтерский учет в соответствии с указанным федеральным законом. Бухгалтерский учет ведется непрерывно с даты государственной регистрации до даты прекращения деятельности в результате реорганизации или ликвидации.

В силу ч. 2 ст. 8 Федерального закона № 402-ФЗ экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами.

Пунктами 1, 3 ст. 9 Федерального закона № 402-ФЗ установлено, что каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. Первичный учетный документ должен быть составлен при совершении факта хозяйственной жизни, а если это не представляется возможным - непосредственно после его окончания. Лицо, ответственное за оформление факта хозяйственной жизни, обеспечивает своевременную передачу первичных учетных документов для регистрации содержащихся в них данных в регистрах бухгалтерского учета, а также достоверность этих данных.

Согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона № 402-ФЗ некоммерческие организации вправе применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Вместе с тем, Фондом документы, подтверждающие ведение бухгалтерского учета, в соответствии с законодательством Российской Федерации на проверку не представлены.

По информации Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике Фондом не представлена статистическая отчетность по следующим формам:

№ 11 (краткая) «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) некоммерческих организаций», годовая (за 2019 год), 1 апреля;

№ П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», ежемесячно не позднее 15 числа после отчетного периода;

№ 1-Т «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», годовая (2019 года), 30 января после отчетного периода.

Также на проверку не представлены документы, подтверждающие соблюдение Фондом требования, предусмотренного абз. 2 п. 1 ст. 3 Федерального закона № 7-ФЗ, согласно которому некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

По сообщению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Удмуртской Республике (далее - МИФНС № 3) Фонд привлечен к ответственности по ст. 123 НК РФ по результатам камеральной проверки «Расчет сумм налога на доходы физических лиц» за первое полугодие 2019 года. Решение от <дата>№***. Отчетность по НДФЛ и страховым взносам представлена в полном объеме. Выездная налоговая проверка не проводилась.

Также МИФНС № 3 предоставлена информация о том, по состоянию на 20.03.2020 Фонд имел задолженность по уплате обязательных платежей, с учетом установленных законодательством Российской Федерации пеней, штрафов (с учетом взносов на обязательное пенсионное страхование), в размере <сумма>., в том числе по налогам (основной долг) в размере – <сумма>. Директор Фонда Закиров И.Ш. был проинформирован об образовавшейся задолженности, о наличии признаков банкротства и необходимости погашения задолженности. За неисполнение обязанности по обращению в Арбитражный суд с заявлением о признании Фонда банкротом на основании ст. 6, 9 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» Директор Фонда Закиров И.Ш. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 5 ст. 14.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере <сумма> руб.

На основании сведений бухгалтерской отчетности, сданной Фондом в МИФНС № 3, движение денежных средств осуществлялось, следовательно, финансово-хозяйственная деятельность Фондом в 2019 году велась.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» обязательный аудит проводится в случае, если организация является фондом.

На проверку не представлены документы, подтверждающие соблюдение Фондом указанного требования закона.

Согласно п. 2 ст. 123.18 ГК РФ фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Ежегодно фонд обязан опубликовывать отчеты об использовании своего имущества.

На проверку не представлены документы, подтверждающие соблюдение Фондом, указанного требования закона и положения устава.

Нарушения, отраженные в акте проверки от <дата>№***, достоверно подтверждены материалами проверки, представленными суду.

В соответствии с ч. 12 ст. 16 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, проверка которых проводилась, в случае несогласия с фактами, выводами, предложениями, изложенными в акте проверки, либо с выданным предписанием об устранении выявленных нарушений в течение пятнадцати дней с даты получения акта проверки вправе представить в соответствующие орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля в письменной форме возражения в отношении акта проверки и (или) выданного предписания об устранении выявленных нарушений в целом или его отдельных положений. При этом юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе приложить к таким возражениям документы, подтверждающие обоснованность таких возражений, или их заверенные копии либо в согласованный срок передать их в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля.

Административный ответчик, несмотря на получение <дата> акта проверки от <дата>№***, каких-либо возражений в отношении акта проверки в орган государственного контроля не представил.

Сведения, опровергающие обстоятельства, указанные в акте проверки,
не представлены и в ходе рассмотрения настоящего административного дела.

Возражения административного ответчика на административный иск в части того, что указанные административным истцом обстоятельства и замечания не являются доказательствами нарушения законов и из приложенных документов не усматривается ведение Фондом деятельности, запрещенной законом, нарушений конкретных статей Конституции Российской Федерации или законов, опровергаются исследованными судом материалами дела, в том числе приобщенными административным истцом в ходе рассмотрения дела. При этом, административным истцом Фонду не вменяется ведение запрещенной законом деятельности.

Довод административного ответчика о том, что административным истцом не представлено доказательств вынесения в соответствии с подп. 5 п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» соответствующего предупреждения с установлением срока устранения нарушения не менее месяца, несостоятелен, так как право административного истца на обращение в суд с иском о ликвидации некоммерческой организации после первой проверки предусмотрено п. 1.1 ст. 18 Федерального закона № 7-ФЗ, подп. «д» п. 10 Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 705, и подп. 74 п. 6 Положения об Управлении.

На основании п. 61, 78, 96-98 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утв. приказом Минюста России от 30.12.2011 г. № 456, центральный аппарат (территориальный орган) Министерства юстиции Российской Федерации по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным п. 10 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ, ст. 61 ГК РФ.

При этом суд считает возможным принять во внимание доводы административного ответчика о том, что регистрация юридического лица по месту жительства его учредителя и директора Закирова И.Ш. не противоречит действующему законодательству. Закон не обязывает регистрировать юридические лица по месту осуществления их деятельности, а регистрация по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа прямо предусмотрена п. 2 ст. 54 ГК РФ. При этом, административным истцом не оспаривается то, что Фонд зарегистрирован по месту жительства его учредителя и директора. Как следует из представленных суду доказательств, Фондом обеспечено получение корреспонденции по месту его регистрации.

Административным истцом также не доказано наличие у Фонда филиалов и представительств. Аренда помещений, оплата арендных платежей не является достаточным доказательством наличия филиалов и представительств.

Вместе с тем данные доводы не исключают наличия выявленных в ходе проведенной проверки иных нарушений федерального законодательства в деятельности Фонда, включая нецелевое использование денежных средств и наряду с отказом Фонда предоставить документы для проверки, данные нарушения являются множественными, существенными и грубыми, достаточными для ликвидации Фонда, в том числе, принимая во внимание характер нарушений, свидетельствующий об отсутствии возможности их устранения законным способом, специальную правоспособность Фонда.

Кроме того, допущенные Фондом нарушения свидетельствуют, в том числе и об отсутствии прозрачности и публичности его деятельности, препятствуют должному контролю за его деятельностью со стороны общества и государства.

Ввиду отсутствия доказательств, опровергающих доводы административного истца, учитывая исследованные судом материалы проверки, проведенной административным истцом в отношении административного ответчика, суд приходит к выводу о том, что нарушения, допущенные Фондом, указанные в акте проверки от <дата>№***, доказаны представленными доказательствами, за исключением нарушений, связанных с местом нахождения Фонда и наличием у него филиалов и представительств.

В силу п. 4.1 ст. 32 Федерального закона № 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утв. Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 г. № 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.

Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 г. № 705 (далее - Положение).

Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.

Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (под. «а» п. 6 Положения).

Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (п. 3 и абз. 1 п. 5 Положения).

Должностные лица органов государственного надзора, указанные в п. 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с под. «б» п. 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подп. «а», «г» и «д» п. 10 Положения, а также подп. 1, 4 и 5 п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).

В соответствии с п. 96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утв. Приказом Минюста РФ от 30.12.2011 г. № 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным п. 10 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Таким образом, Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.

В соответствии с подп. 3, 4 п. 3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов или в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций.

В силу п. 9 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование после внесения сведений о его прекращении в единый государственный реестр юридических лиц в порядке, установленном законом о государственной регистрации юридических лиц.

Представленные суду доказательства свидетельствуют о том, что Фондом грубо и неоднократно нарушены требования закона, Фондом осуществляется деятельность, в том числе по расходованию денежных средств и использованию имущества, не соответствующая целям, предусмотренным его учредительными документами, в связи с чем, заявленные требования обоснованы и подлежат удовлетворению.

При подаче административного иска административный истец от оплаты госпошлины освобожден согласно под. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ.

В соответствии ст. 111 КАС РФ, подп. 8 п. 1 ст. 333.20 НК РФ госпошлина, от уплаты которой административный истец освобожден, подлежит взысканию с административного ответчика в размере 6 000 руб. в бюджет МО «Город Воткинск».

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

р е ш и л :

административное исковое заявление Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Удмуртской Республике к некоммерческой организации «Фонд организации и координации защиты прав граждан» о ликвидации некоммерческой организации и исключении сведений о ней из Единого государственного реестра юридических лиц, – удовлетворить.

Ликвидировать некоммерческую организацию «Фонд организации и координации защиты прав граждан», ОГРН №***, исключить некоммерческую организацию «Фонд организации и координации защиты прав граждан», ОГРН №***, из Единого государственного реестра юридических лиц.

Взыскать с некоммерческой организации «Фонд организации и координации защиты прав граждан» государственную пошлину в размере 6 000 руб. в пользу бюджета МО «Город Воткинск».

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Воткинский районный суд Удмуртской Республики.

Мотивированное решение суда составлено 23 марта 2021 года.

Судья Д.Н. Шкробов