ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-691/18 от 24.10.2018 Московского гарнизонного военного суда (Город Москва)

Дело: № 2а-691/2018

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

24 октября 2018 года город Москва

Московский гарнизонный военный суд в открытом судебном заседании в помещении суда в составе председательствующего судьи Леньшина П.И., при секретаре судебного заседания Лёвине И.А., с участием административного истца и представителя 1-го отдела Федерального государственного казенного учреждения «Западное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации (далее – 1 отдел) Конкиной О.Ю., рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего войсковой части 11135 капитана Овсянникова Юрия Леонидовича об оспаривании действий 1-го отдела, связанных с исключением из списка на предоставление служебных жилых помещений,

установил:

Овсянников обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просит:

- признать незаконным решение 1-го отдела от 22 августа 2018 года № 114/628/ТС об исключении его из списка на предоставление служебных жилых помещений;

- обязать заместителя начальника 1-го отдела отменить решение об исключении его из списка на предоставление служебных жилых помещений;

- обязать восстановить его в списке на предоставление служебных жилых помещений с 02 марта 2017 года.

В судебном заседании административный истец указанные требования поддержал и пояснил, что он проходит военную службу по контракту в войсковой части 11135, расположенной по адресу г. Москва, Свободный проспект, д. 4. Состоял списке на предоставление служебных жилых помещений по месту службы в г. Москве. 9 августа 2018 года он представил в 1-й отдел документы о приобретении в порядке, предусмотренном для участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее – НИС), жилого помещения по адресу: <адрес>. В этой связи оспариваемым решением его исключили из списка на предоставление служебных жилых помещений на том основании, что он обеспечен жилым помещением в близлежащем к месту прохождения военной службы населенном пункте. Данное решение он полагает незаконным, поскольку <адрес> расположен в <адрес>, т.е. в ином субъекте Российской Федерации по отношению к <адрес>, также <адрес> не входит в Московский гарнизон. Кроме того, время в пути от указанного жилого помещения до места его службы составляет около полутора часов. Таким образом, <адрес>, по его мнению, не является близлежащим по отношению к <адрес> населенным пунктом. Помимо этого, действующее законодательство предусматривает обеспечение военнослужащих служебными жилыми помещениями непосредственно в населенном пункте, где они проходят военную службу.

Представитель 1-го отдела в судебном заседании возражала против удовлетворения требований Овсянникова и пояснила, что оспариваемое решение является правомерным, поскольку предоставление военнослужащим служебных жилых помещений, в соответствии с действующим законодательством, осуществляется не только по месту прохождения ими военной службы, но и в близлежащих к этому месту населенных пунктах и при условии отсутствия у них своего жилья. Поскольку административным истцом было приобретено жилое помещение в <адрес>, расположенном в непосредственной близости к месту его военной службы, то основания для обеспечения его служебным жилым помещением отпали, в связи с чем он и был исключен из списка на предоставление служебных жилых помещений.

Заместитель начальника 1-го отдела, надлежаще извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыл.

Заслушав объяснения административного истца и представителя 1-го отдела, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

Согласно копии послужного списка, административный истец проходит военную службу с августа 2006 года. С 2011 года местом его военной службы является войсковая часть 11135, дислоцированная в <адрес>.

Как усматривается из копии уведомления 1-го отдела от 22 августа 2018 года № 114/628/М, было установлено, что Овсянников реализовал право на жилое помещение как участник НИС путем приобретения квартиры по адресу: <адрес>. Поскольку в связи с приобретением указанной квартиры Овсянников стал обеспеченным жилым помещением в близлежащем к месту прохождения военной службы населенном пункте, что в силу пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» и части 2 статьи 99 ЖК РФ исключает возможность обеспечения его служебным жильем, принято решение исключить его из списка на предоставление служебных жилых помещений с 1 марта 2018 года.

Копиями выписки из Единого государственного реестра недвижимости и передаточного акта подтверждается, что Овсянников как участник накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих приобрел жилое помещение в виде квартиры общей площадью 55,9 кв.м. по адресу: <адрес>. Данное жилое помещение передано ему застройщиком 1 марта 2018 года.

В соответствии с частью 2 статьи 99 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются по установленным этим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте.

Согласно абзацу 2 пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон), военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы служебные жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить служебные жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах.

В соответствии с пунктом 2 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 8 июня 1973 года № 388 «О схеме районной планировки <адрес>», в состав пригородной зоны <адрес> входят следующие районы <адрес>: Красногорский, Химкинский, Мытищинский, Балашихинский, Люберецкий, Ленинский, Одинцовский, Истринский, Солнечногорский, Пушкинский, Щелковский, Ногинский, Раменский, Домодедовский, Подольский, а также часть <адрес> до Большого кольца Московской железной дороги.

Таким образом, <адрес> входит в состав пригородной зоны <адрес>, а как следует из распечаток из программного обеспечения «Яндекс карты», с <адрес> данный населенный пункт имеет общую границу, развитую транспортную инфраструктуру, большое количество маршрутов общественного, автомобильного и железнодорожного сообщения.

Изложенное позволяет суду прийти к выводу, что <адрес> является близлежащим к месту прохождения Овсянниковым военной службы – <адрес> населенным пунктом.

Что касается указаний административного истца о том, что <адрес> расположен в ином субъекте Российской Федерации по отношению к его месту службы и не входит в Московский гарнизон, то с учетом вышеизложенных обстоятельств они не могут являться основанием для непризнания <адрес> близлежащим населенным пунктом к <адрес>.

Исходя из системного толкования вышеприведенных положений Федерального закона, вопреки мнению административного истца, обеспеченность военнослужащего жильем в соответствующем близлежащем к месту прохождения военной службы населенном пункте не порождает у него права на получение служебного жилого помещения, следовательно, основания для нахождения такого военнослужащего в списке на предоставление служебных жилых помещений отсутствуют.

В этой связи, поскольку в судебном заседании установлено, что Овсянников обеспечен жилым помещением в близлежащем к месту прохождения им военной службы населенном пункте, то суд приходит к выводу, что оспариваемое решение 1-го отдела является обоснованным и отказывает в удовлетворении требований административного истца о признании незаконным решения 1-го отдела от 22 августа 2018 года № 114/628/ТС об исключении его из списка на предоставление служебных жилых помещений; о возложении на заместителя начальника 1-го отдела обязанности по отмене решения об исключении его из списка на предоставление служебных жилых помещений; о возложении обязанности по восстановлению его в списке на предоставление служебных жилых помещений с 02 марта 2017 года.

Приходя к указанному выводу, суд также учитывает, что согласно распечаткам из программного обеспечения «Яндекс карты» расстояние от приобретенного Овсянниковым жилого помещения по адресу: <адрес> до войсковой части 11135, расположенной по адресу <адрес>, Свободный проспект, <адрес>, по кратчайшему маршруту составляет 15 километров, а время в пути на общественном транспорте менее одного часа.

Довод административного истца о неправомерности оспариваемого решения по причине указания в п. 8 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, служебных жилых помещений, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 года № 1280, о праве военнослужащих, ранее обеспеченных служебными жилыми помещениями в близлежащих населенных пунктах, по мере возможности быть обеспеченными служебными жилыми помещениями по месту прохождения военной службы, суд не может признать состоятельным, поскольку данные положения Инструкции имеют отношение к случаям обеспечения военнослужащих служебным жильем в близлежащих населенных пунктах жилищным органом Министерства обороны Российской Федерации, а не наличия у военнослужащих самостоятельного права пользования такими жилыми помещениями.

Поскольку в удовлетворении административного искового заявления Овсянникова отказано, то с учетом положений части 1 статьи 111 КАС РФ, не имеется оснований для возмещения ему судебных расходов.

Руководствуясь статьями 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении административного искового заявления Овсянникова Юрия Леонидовича о признании незаконным решения 1-го отдела от 22 августа 2018 года № 114/628/ТС об исключении его из списка на предоставление служебных жилых помещений; о возложении на заместителя начальника 1-го отдела обязанности по отмене решения об исключении его из списка на предоставление служебных жилых помещений; о возложении обязанности по восстановлению его в списке на предоставление служебных жилых помещений с 02 марта 2017 года – отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Московский окружной военный суд через Московский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий