ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-692/20 от 10.11.2020 Урванского районного суда (Кабардино-Балкарская Республика)

07RS0003-01-2020-002021-71

Дело № 2а-692/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

10 ноября 2020г. г. Нарткала

Урванский районный суд КБР в составе председательствующего Гутова В.Л., при секретаре Дзуганове Р.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО1 к Местной администрации <адрес> муниципального района КБР и Совету местного самоуправления с.<адрес> муниципального района КБР о признании решения незаконным,установил:ФИО1 обратился в суд с административным иском к Местной администрации <адрес> муниципального района КБР о признании незаконным решения об исключении его и его членов семьи из мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, реализующийся в рамках государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий, утвержденной постановлением Правительства РФ от 31.05.2019г. , и обязании ответчика восстановить его и членов его семьи в список участников мероприятия по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, реализующийся в рамках государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий» утвержденной постановлением Правительства РФ от 31.05.2019г. .

Заявленные требования мотивированы тем, что административный истец работает в ГКУ «Центр труда, занятости и социальной защиты Лескенского района», осуществляющего деятельность в области социальной сферы, в связи с чем является работником социальной сферы и подпадает под критерии участников названной выше программы.

Поскольку из материалов дела следует, что административный истец исключен из числа участников программы решением от 16.07.2019г. Совета местного самоуправления с.п. Анзорей Лескенского муниципального района КБР данный орган местного самоуправления привлечен к участию в деле в качестве административного соответчика.

ФИО1 извещенный о дате и времени рассмотрения дела, в суд не явился. Поскольку явка административного истца не признана обязательной, в соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ, дело рассмотрено в его отсутствие.

В судебном заседании представитель Местной администрации с. Анзорей Лескенского муниципального района КБР ФИО2 и представитель Совета местного самоуправления с.п. Анзорей Лескенского муниципального района КБР ФИО3 заявленные требования не признали и просили отказать в их удовлетворении.

Заслушав присутствующих лиц, исследовав материалы дела, представленные доказательства, суд приходит к следующему.

По смыслу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд.

Как установлено ранее ФИО1 исключен из числа участников программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий» утвержденной постановлением Правительства РФ от 31.05.2019г. решением Совета местного самоуправления с.<адрес> муниципального района КБР от 16.07.2019г.

В заявлении об исправлении недостатков административного иска ФИО1 указывает, что в связи с исключением его из списка участников названной программы он обращался в Министерство сельского хозяйства КБР с соответствующей жалобой, при этом им представлено письмо от 15.01.2020г. указанного Министерства, в котором административному истцу также сообщается об основаниях его исключения.

В судебном заседании 10.09.2020г. ФИО1 подтвердил, что названное выше письмо получено им в январе 2020г., представив почтовый конверт с указанием почтового идентификатора 36002842584620, а согласно отчета об отслеживании данного почтового отправления оно было доставлено адресату 21.01.2020г.

Таким образом, суд приходит к выводу, что о существовании оспариваемого решения Совета местного самоуправления с.<адрес> муниципального района КБР от 16.07.2019г. ФИО1 стало известно как минимум 21.01.2020г.

Согласно штампа с входящим номером на административном исковом заявлении ФИО1 последний обратился в суд с рассматриваемым административным иском 14.07.2020г., то есть с пропуском установленного ч. 1 ст. 219 КАС РФ срока обращения в суд.

В соответствии с ч. 8 ст. 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

В суд не представлено доказательств наличия уважительных причин пропуска ФИО1 срока обращения в суд.

Постановлением Правительства РФ от 31.05.2019г. № 696 утверждена государственная программа РФ «Комплексное развитие сельских территорий» (далее Программа), а также Положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающим на сельских территориях (далее Положение).

Подпунктом а) п. 5 Программы предусмотрено, что право на получение социальной выплаты имеет гражданин, постоянно проживающий на сельских территориях (подтверждается регистрацией в установленном порядке по месту жительства) и при этом: осуществляющий деятельность по трудовому договору или индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере агропромышленного комплекса, или социальной сфере, или в организациях (независимо от их организационно-правовой формы), осуществляющих ветеринарную деятельность для сельскохозяйственных животных (основное место работы), и имеющий высшее или среднее ветеринарное образование, на сельских территориях (непрерывно в организациях одной сферы деятельности в течение не менее одного года на дату включения в сводные списки участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих на сельских территориях, - получателей социальных выплат, формируемые в соответствии с пунктом 24 настоящего Положения) (далее соответственно - участники мероприятий, сводный список). Форма сводного списка утверждается Министерством сельского хозяйства Российской Федерации.

При этом абз.3 п. 4 Программы установлено, что под социальной сферой понимаются организации независимо от их организационно-правовой формы, а также индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги на сельских территориях в области здравоохранения, образования, социального обслуживания, культуры, физической культуры и спорта.

Правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в РФ урегулированы Федеральным законом от 28.12.2013г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее Закон).

В соответствии со ст. 3 Закона социальное обслуживание граждан (далее - социальное обслуживание) - деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам; социальная услуга - действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности; получатель социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги; поставщик социальных услуг - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы и (или) индивидуальный предприниматель, осуществляющие социальное обслуживание.

Одним из принципов социального обслуживания является адресность предоставления социальных услуг (ст. 4 Закона).

В соответствии со ст. 14 Закона основанием для рассмотрения вопроса о предоставлении социального обслуживания является поданное в письменной или электронной форме заявление гражданина или его законного представителя о предоставлении социального обслуживания либо обращение в его интересах иных граждан, обращение государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений непосредственно в уполномоченный орган субъекта РФ либо переданные заявление или обращение в рамках межведомственного взаимодействия.

Перечень обстоятельств, ухудшающих или влекущих ухудшение условий жизнедеятельности гражданина, при наличии которых он признается нуждающимся в социальном обслуживании приведен в ст. 15 Закона.

В соответствии с ч. 1 ст. 19 того же Закона социальные услуги предоставляются их получателям в форме социального обслуживания на дому, или в полустационарной форме, или в стационарной форме. При этом частями 2 и 3 данной нормы предусмотрено, что социальные услуги в полустационарной форме предоставляются их получателям организацией социального обслуживания в определенное время суток, а социальные услуги в стационарной форме предоставляются их получателям при постоянном, временном (на срок, определенный индивидуальной программой) или пятидневном (в неделю) круглосуточном проживании в организации социального обслуживания.

Согласно ч. 1 и ч. 2 ст. 23 Закона организациями социального обслуживания являются организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание. Организации социального обслуживания в субъектах РФ создаются и действуют с учетом методических рекомендаций по расчету потребностей субъектов РФ в развитии сети организаций социального обслуживания и в соответствии с правилами организации деятельности организаций социального обслуживания, их структурных подразделений.

По смыслу приведенных законоположений социальная услуга носит заявительный, индивидуальный и персонифицированный характер и оказывается адресно непосредственно созданными организациями социального обслуживания и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание.

Из содержания представленной административным истцом выписки от 13.02.2020г. из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении ГКУ «Центр труда, занятости и социальной защиты Лескенского района» следует, что к видам экономической деятельности данного юридического лица, не относится деятельность, связанная с социальным обслуживанием на дому, полустационарным социальным обслуживанием или стационарным социальным обслуживанием в смысле, придаваемом такому обслуживанию приведенными выше законоположениями.

Таким образом, суд приходит к выводу, что ФИО4, осуществляя трудовую деятельность в ГКУ «Центр труда, занятости и социальной защиты Лескенского района», не являющемся организацией социального обслуживания, не подпадает под требования, предъявляемые к участникам государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий» утвержденной постановлением Правительства РФ от 31.05.2019г. .

В связи с этим суд считает законным решение от 16.07.2019г. Совета местного самоуправления с.<адрес> муниципального района КБР в части исключения ФИО4 из числа участников государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий» утвержденной постановлением Правительства РФ от 31.05.2019г. №696., а при таких данных, с учетом пропуска административным истцом срока обращения в суд, оснований для удовлетворения заявленных по настоящему делу требований не имеется

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований ФИО1 к Местной администрации с. Анзорей Лескенского муниципального района КБР и Совету местного самоуправления с.п. Анзорей Лескенского муниципального района КБР о признании незаконны решения Совета Местного самоуправления с.п. Анзорей Лескенского муниципального района КБР от 16.07.2019г. в части исключения его из участников государственной программы РФ «Комплексное развитие сельских территорий» утвержденной постановлением Правительства РФ от 31.05.2019г. и возложении обязанности восстановления в списке участников данной программы отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд КБР через Урванский районный суд КБР в течение месяца с момента изготовления в окончательной форме.

Председательствующий В.Л. Гутов

Копия верна В.Л. Гутов

Решение в окончательной форме изготовлено 16.11.2020г.