ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-692/2023 от 15.11.2023 Ботлихского районного суда (Республика Дагестан)

05RS0007-01-2023-000882-76

Дело № 2а-692/2023

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15 ноября 2023 г. с. Карата

Ботлихский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего судьи Саидов Д.Р., при секретаре судебного заседания ФИО5, с участием административного истца - ФИО1, представителя административного истца ФИО1 по доверенности ФИО6 и.о. прокурора <адрес>ФИО7, представителя ОМВД России по <адрес>ФИО8, действующего на основании доверенности, рассмотрев административное исковое заявление представителя административного истца - ФИО1 по доверенности ФИО6 об отмене следующих видов административных ограничений, установленные в отношении административного истца Решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ: - запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения в ночное время суток с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток; - запрещения выезда за пределы административно-территориального образования, являющегося местом его жительства, пребывания или фактического нахождения без разрешения ОВД; - изменить обязательную явку два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации до одного раза в месяц, в связи с трудоустройством в ЗАО «Ростовагропромзапчасть», расположенный по адресу: <адрес>, согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, в должности сторожа (вахтера),

УСТАНОВИЛ:

Представитель административного истца – ФИО1, по доверенности ФИО9 обратился в Ботлихский районный суд Республики Дагестан с административным исковым заявлением об отмене следующих видов административных ограничений, установленные в отношении административного истца Решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ: - запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения в ночное время суток с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток; - запрещения выезда за пределы административно-территориального образования, являющегося местом его жительства, пребывания или фактического нахождения без разрешения ОВД; - изменить обязательную явку два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации до одного раза в месяц, в связи с трудоустройством в ЗАО «Ростовагропромзапчасть», расположенный по адресу: <адрес>, согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, в должности сторожа (вахтера).

В обосновании иска ссылается на то, что Решением Кировского районного суда <адрес> Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, номер дела a-1969/2021 в отношении административного истца был установлен административный надзор, предусматривающий следующие виды административных ограничений: - обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; - запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения в ночное время суток с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток; - запрещения выезда за пределы административно-территориального образования, являющегося местом его жительства, пребывания или фактического нахождения без разрешения ОВД.

Срок административного надзора в отношении административного истца - ФИО1, установлено до погашения судимости.

Апелляционным Определением Верховного суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ оставлена в силе Решение Кировского районного суда <адрес> Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, номер дела a-1969/2021, а апелляционная жалоба без удовлетворения.

Между административным истцом и ЗАО «Ростовагропромзапчасть», расположенный по адресу: <адрес>, заключен трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ в должности сторожа (вахтера).

Согласно п. 5.1 «продолжительность рабочего времени для работника 48 часов в неделю при сменном режиме работы в соответствии с графиком сменности, утвержденным работодателем. Продолжительность смены составляет 24 часа».

Административный истец по роду своей деятельности вынужден часто выезжать за пределы своего домовладения, но так как ему приходится отмечаться в ОМВД РФ по <адрес> Республики Дагестан по 2 раза в месяц, а также в период с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток должен находится в домовладении, в котором зарегистрирован и проживает, это вызывает определенные трудности, так как трудно качественно выполнять свои обязанности по работе, а также имеется постоянный риск нарушить ограничения по надзору, что влияет отрицательно на деятельность административного истца.

Работа - единственный способ прокормить административного истца, создать семью и содержать ее.

Считает, что административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности и устанавливается не в порядке исполнения наказания, а в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления, и защиты государственных и общественных интересов, что согласуется с нормой статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей.

Административный истец не совершал административные правонарушения против порядка управления.

Согласно бытовой характеристике ФИО3 М.Г., характеризуется положительно.

Учитывая требования закона и установленные по делу обстоятельства, в целях предупреждения совершения преступлений и других правонарушений, с учетом личности и оказания индивидуального профилактического воздействия, считает, что имеются все основания для удовлетворения исковых требований.

Административный истец – ФИО1 исковые требования поддержал полностью и просил удовлетворить их по изложенным в административном иске основаниям.

Представитель административного - ответчика ФИО8, исковые требования не признал, хотя характеризует ФИО1 с положительной стороны. В период административного надзора соблюдал ограничения, установленные решением суда, к административной ответственности не привлекался.

Выслушав административного истца, представителя административного истца, представителя административного ответчика, заключение прокурора, полагавшего административные исковые требования, подлежащими оставлению без удовлетворения, исследовав материалы административного дела в их совокупности, проанализировав положения действующего законодательства, суд приходит к следующему выводу.

Административный надзор, как осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 64-ФЗ "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных данным Федеральным законом (пункт 1 статьи 1), относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия (статья 2), а не к мерам ответственности за совершенное преступление. При этом применение административного надзора, в отличие от уголовной ответственности, связывается не со временем совершения преступления, а с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами (статья 86 УК Российской Федерации). Установление судом административных ограничений не может рассматриваться как возложение ответственности за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением, или ее отягчение.

Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, преступления при рецидиве преступлений, умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего, при наличии предусмотренных Федеральным законом "Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" оснований и в целях защиты государственных и общественных интересов (статьи 2 и 3), в частности административные ограничения в виде запрещения пребывания в определенных местах, посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в таких мероприятиях, пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток, выезда за установленные судом пределы территории, а также в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания поднадзорного для регистрации (часть 1 статьи 4), согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых административный надзор вводится (Определения Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ-О-О, от ДД.ММ.ГГГГ-О, от ДД.ММ.ГГГГ-О, от ДД.ММ.ГГГГ-О, от ДД.ММ.ГГГГ-О, от ДД.ММ.ГГГГ-О и от ДД.ММ.ГГГГ-О).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 64-ФЗ, пунктом 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор устанавливается судом в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную или неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо преступления при рецидиве преступлений или умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего.

На основании пункта 1 статьи 10 данного Федерального закона поднадзорное лицо имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.

В силу части 2 статьи 9 указанного Закона административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.

Согласно разъяснениям пункта 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы" административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства либо пребывания.

Приговором Ростовского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ и приговором Бабаюртовского районного суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГФИО3 М.Г. по совокупности приговоров осужден за совершение умышленного особо тяжкого преступления в отношении несовершеннолетнего лица, т.е. совершил преступление, предусмотренное п. «а, г», ч. 2 ст. 161, п. «а», ч. 3 ст. 131, ч. 2 ст. 162 УК РФ к 10 года лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.

Решением Кировского районного суда <адрес> Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, номер дела a-1969/2021 в отношении административного истца был установлен административный надзор, предусматривающий следующие виды административных ограничений: - обязательной явки два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; - запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения в ночное время суток с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток; - запрещения выезда за пределы административно-территориального образования, являющегося местом его жительства, пребывания или фактического нахождения без разрешения ОВД.

Срок административного надзора в отношении административного истца - ФИО1, установлено до погашения судимости.

Апелляционным Определением Верховного суда Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ оставлена в силе Решение Кировского районного суда <адрес> Республики Дагестан от ДД.ММ.ГГГГ, номер дела a-1969/2021, а апелляционная жалоба без удовлетворения.

На момент подачи ФИО1 в лице представителя ФИО6 административного искового заявления в суд, срок, установленный частью 2 статьи 9 Федерального закона № 64-ФЗ, не истек.

Поводом для установления административного надзора в отношении ФИО1, как следует из решения суда от ДД.ММ.ГГГГ, послужило то, что за период отбывания наказания неоднократно привлекался к дисциплинарной ответственности.

Административный надзор в отношении ФИО1 осуществляет Отделом МВД России по <адрес> Республики Дагестан.

Согласно характеристике УУП ОУУП и ПДН ОМВД России по <адрес> ст. лейтенанта полиции ФИО10ФИО1 по месту жительства характеризуется положительно.

Согласно характеристике главы администрации СП «сельсовет Тиндинский» <адрес> Республики Дагестан ФИО11 по месту жительства ФИО1 характеризуется положительно.

Как усматривается из характеристики Генерального директора ЗАО «РОСТОВАГРОПРОМЗАПЧАСТЬ» ФИО2 с места работы ЗАО «РОСТОВАГРОПРОМЗАПЧАСТЬ» ФИО1 характеризуется положительно.

В соответствии с рапортом – характеристики УУП отдела МВД России по <адрес> капитана полиции ФИО12, ФИО1 характеризуется с положительной стороны.

Согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГФИО1, работает в закрытом акционерном обществе «Ростовагропромзапачасть» на должности сторожа (вахтера).

Разрешая настоящий спор, суд, руководствуясь требованиями действующего законодательства, оценив по правилам статьи 84 КАС РФ собранные по делу доказательства в их совокупности, не нашел законных оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований.

При этом суд исходит из того, что административный надзор не является мерой уголовной или административной ответственности и устанавливается в целях предупреждения совершения лицом повторного преступления, защиты государственных и общественных интересов, что согласуется с нормой статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей.

Учитывая обстоятельства данного дела, степень и тяжесть общественной опасности совершенного ФИО1 преступления, суд приходит к выводу о том, что досрочное прекращение административного надзора в отношении него не будет соответствовать его целям и задачам.

Представленные административным истцом характеристики не являются бесспорными доказательствами, подтверждающими достаточность для досрочного прекращения в отношении ФИО1 административного надзора.

При таких обстоятельствах суд обоснованно исходил из того, что сохранение установленного в отношении ФИО1 административного надзора является необходимым, установленные административные ограничения соразмерны и обусловлены интересами общественной безопасности и соответствуют задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения преступлений и других правонарушений, оказание индивидуального профилактического воздействия на поднадзорное лицо в целях защиты государственных и общественных интересов.

Доводы административного истца о том, что принятые меры препятствуют осуществлению его трудовой деятельности, не могут служить основанием для частичного снятия ограничений, поскольку в целях соблюдения баланса публичных и частных интересов ограничения, установленные в отношении ФИО1, являются необходимыми и соразмерными, обусловлены интересами общественной безопасности и соответствуют задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения ФИО1 преступлений и других правонарушений, оказание на него индивидуального профилактического воздействия.

Заявителем не представлено бесспорных доказательств, свидетельствующих о возможной отмене ограничений.

С учетом установленных обстоятельств, суд считает необходимым сохранение мер административного надзора, поскольку они обусловлены интересами общественной безопасности и соответствуют задачам административного надзора, которыми являются предупреждение совершения административным истцом преступлений и других правонарушений, оказание на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов.

На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 289, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного искового заявления представителя административного истца - ФИО1 по доверенности ФИО6 об отмене следующих видов административных ограничений, установленные в отношении административного истца Решением Кировского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ: - запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, пребывания или фактического нахождения в ночное время суток с 22 часов 00 минут до 06 часов 00 минут следующих суток; - запрещения выезда за пределы административно-территориального образования, являющегося местом его жительства, пребывания или фактического нахождения без разрешения ОВД; - изменить обязательную явку два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации до одного раза в месяц, в связи с трудоустройством в ЗАО «Ростовагропромзапчасть», расположенный по адресу: <адрес>, согласно трудовому договору от ДД.ММ.ГГГГ, в должности сторожа (вахтера), отказать.

Разъяснить, что административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя, по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора, при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства или пребывания.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Ботлихский районный суд Республики Дагестан, в течение одного месяца со дня вынесения его в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ

Судья Д.Р. Саидов