16RS0051-01-2020-017600-35 СОВЕТСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА КАЗАНИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН П. Лумумбы ул., д. 48, г. Казань, Республика Татарстан, 420081, тел. (843) 264-98-00, http://sovetsky.tat.sudrf.ru е-mail: sovetsky.tat@sudrf.ru Р Е Ш Е Н И Е И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и г. Казань Дело №2а-692/21 9 апреля 2021 года Советский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе: председательствующего судьи Бусыгина Д.А. с участием представителя административного истца ФИО1 представителя административных соответчиков МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани», ИК МО г. Казани ФИО2 представителя заинтересованного лица АО «КАПО им. С.П. Горбунова» - филиал ПАО «Туполев» ФИО3 при секретаре Перваковой М.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску ФИО4 к к МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани», начальнику МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» ФИО5, главному специалисту отдела по образованию земельных участков на торги МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» ФИО6, МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани», Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о признании решения незаконным и понуждении к устранению допущенных нарушений, суд У С Т А Н О В И Л: ФИО4 (далее – административный истец) обратилась в суд с административным исковым заявлением по тем основаниям, что 25 июля 2018 года она обращалась с заявлением в МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» о подготовке схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории по адресу: <адрес изъят>. 22 августа 2018 года МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» письмом уведомило административного истца, о том, что срок рассмотрения продлен на 30 дней, в соответствии с пунктом 2 статьи 12 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59 –ФЗ «О порядке рассмотрения обращения граждан Российской Федерации. 23 ноября 2018 года административному истцу было сообщено, что подготовлена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории. Кроме того, было сообщено, что для дальнейшей возможности оформления земельных участков, необходимо обратиться в МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани» с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельных участков. 5 декабря 2018 года административный истец обратилась в МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани» с заявлением о предварительном согласовании предоставления в собственность земельных участков для индивидуального жилищного строительства. 23 января 2019 года МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани» сообщил, что в соответствии с действующим законодательством, предоставление земельных участков для индивидуального жилищного строительства осуществляется в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса Российской Федерации, согласно которой предоставление земельных участков в указанных целях осуществляется публикацией извещения на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», и что граждане, заинтересованные в приобретении прав на испрашиваемый земельный участок, могут подавать заявление о намерении участвовать в аукционе. 4 сентября 2020 года административный истец получила на электронную почту письмо от 28 июля 2020 года, в котором ей было отказано в реализации земельного участка с кадастровым номером 16:50:140201:623 для индивидуального жилищного строительства с аукционных торгов. Отказ был мотивирован тем, что решением Казанской городской думы от 28 февраля 2020 года «Об утверждении Генерального плана городского округа Казань» был утвержден Генеральный план г. Казани, согласно которому, земельный участок с кадастровым номером 16:50:140201:623 большей частью расположен в зоне застройки многоэтажными домами. Данное решение административный истец считает незаконным, поскольку, оно не содержит каких-либо обоснованных причин, указывающих на то, что земельный участок расположен в зоне застройки многоэтажными домами. Кроме того, административный истец полагает, что генеральный план, является лишь прогнозом, а также является лишь основанием для подготовки и утверждения градостроительной документации по планировке территории. К тому же, в общедоступных источниках, на официальном сайте, указывается, что спорный земельный участок находится в зоне Ж2, то есть индивидуальной жилой застройки. На основании изложенного административный истец просит суд признать незаконным решение МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» от 28 июля 2020 года об отказе в реализации земельного участка с кадастровым номером 16:50:140201:623 для индивидуального жилищного строительства с аукционных торгов; обязать МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» в установленный законом срок выставить земельный участок с кадастровым номером 16:50:140201:623 на аукцион в виде торгов для заключения договора купли-продажи с видом разрешенного использования индивидуального жилищного строительства. В порядке подготовки дела к судебному разбирательству к участию в деле в качестве административного соответчика привлечен Исполнительный комитет муниципального образования г. Казани. В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены начальник МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» ФИО5, главный специалист отдела по образованию земельных участков на торги МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» ФИО6, а в качестве заинтересованных лиц - Религиозная Организация «Казанская Епархия Русской Православной Церкви» (Московский Патриархат), АО «Казанский авиационный завод им. С.П. Горбунова – филиал ПАО «Туполев». На судебном заседании представитель административного истца требования поддержал в полном объеме. Представитель административных соответчиков явилась, требования не признала, просила отказать. Представитель заинтересованного лица АО «КАПО им. С.П. Горбунова»- филиал ПАО «Туполев» на судебное заседание явился, оставил вопрос по принятию решения на усмотрение суда. Иные участники судебного разбирательства не явились, надлежащим образом извещены. Изучив материалы дела, выслушав представителей административного истца, административных соответчиков, а также заинтересованного лица АО «КАПО им. С.П. Горбунова»- филиал ПАО «Туполев», суд приходит к выводу, что административные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ), гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. В силу частей 9, 11 статьи 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения. Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие). В соответствии с пунктом 1 статьи 11.2 Земельного кодекса РФ (далее - ЗК РФ), земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности. Согласно пункту 2 статьи 11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи. В силу пункта 8 статьи 11.10 ЗК РФ, в случае образования земельных участков путем перераспределения земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства, и земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подготовка схем расположения земельных участков обеспечивается гражданами, являющимися собственниками таких земельных участков. Согласно части 1 статьи 39.1 ЗК РФ, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование. Согласно статьи 39.2 ЗК РФ предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9 - 11 настоящего Кодекса (далее - уполномоченный орган). В соответствии с частью 1 статьи 39.11 ЗК РФ решение о проведении аукциона по продаже земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, аукциона на право заключения договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности (далее также - аукцион), принимается уполномоченным органом, в том числе по заявлениям граждан или юридических лиц. Образование земельного участка для его продажи или предоставления в аренду путем проведения аукциона по инициативе органа государственной власти или органа местного самоуправления и подготовка к проведению аукциона осуществляются в следующем порядке: 1) подготовка и утверждение уполномоченным органом схемы расположения земельного участка в случае, если такой земельный участок предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории; 2) обеспечение уполномоченным органом выполнения в отношении земельного участка, образование которого предусмотрено проектом межевания территории или схемой расположения земельного участка, в соответствии с требованиями, установленными Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов, содержащих необходимые для осуществления государственного кадастрового учета сведения о таком земельном участке (далее - кадастровые работы); 3) осуществление на основании заявления уполномоченного органа государственного кадастрового учета земельного участка, а также государственной регистрации прав на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена; 4) получение технических условий подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений; 5) принятие уполномоченным органом решения о проведении аукциона. Часть 1 статьи 39.18 ЗК РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: 1) обеспечивает опубликование извещения о предоставлении земельного участка для указанных целей (далее в настоящей статье - извещение) в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа, по месту нахождения земельного участка и размещает извещение на официальном сайте, а также на официальном сайте уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"; 2) принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса. Статья 11.10 ЗК РФ содержит в себе понятие схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории. Так, схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее - схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера. Генеральный план – это официальный проектный документ, на основании которого осуществляется планировка, застройка, реконструкция и иные виды градостроительного освоения территории. Основной частью генерального плана является масштабное изображение, полученное методом графического наложения чертежа проектируемого объекта на топографический, инженерно-топографический или фотографический план территории. При этом объектом проектирования может являться как земельный участок с расположенным на нем отдельным архитектурным сооружением, так территория целого города или муниципального района. Более того, статья 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) содержит в себе понятие генерального плана поселения и генерального плана городского округа. Подготовка генерального плана поселения, генерального плана городского округа (далее также - генеральный план) осуществляется применительно ко всей территории такого поселения или такого городского округа. Подготовка генерального плана может осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа, с последующим внесением в генеральный план изменений, относящихся к другим частям территорий поселения, городского округа. Подготовка генерального плана и внесение в генеральный план изменений в части установления или изменения границы населенного пункта также могут осуществляться применительно к отдельным населенным пунктам, входящим в состав поселения, городского округа. Согласно статьи 25 ГК РФ проект генерального плана подлежит согласованию с уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти в порядке, установленном этим органом, в следующих случаях: 1) в соответствии с документами территориального планирования Российской Федерации планируется размещение объектов федерального значения на территориях поселения, городского округа; 2) предусматривается включение в соответствии с указанным проектом в границы населенных пунктов (в том числе образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения, городского округа, земельных участков из земель лесного фонда, за исключением случаев, предусмотренных частью 19 статьи 24 настоящего Кодекса; 3) на территориях поселения, городского округа находятся особо охраняемые природные территории федерального значения; 4) предусматривается размещение в соответствии с указанным проектом объектов местного значения поселения, городского округа, которые могут оказать негативное воздействие на водные объекты, находящиеся в федеральной собственности. Судом установлено, что 25 июля 2018 года административный истец обратилась в МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» с заявлением о подготовке схемы расположения земельных участков на кадастровом плане территории по улице Коновалова, д. 17 Советского района г. Казани, под индивидуальное жилищное строительство. Письмом от 23 ноября 2018 года административному истцу было сообщено, что МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» подготовлена схема расположения земельных участков на кадастровом плане территории. Для дальнейшей возможности оформления земельных участков в собственность, административному истцу было рекомендовано обратиться в МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани» с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка. При таких обстоятельствах, 5 декабря 2018 года административный истец обратилась в МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани» с заявлением №5605/КЗИО-ВХ/ОГ о предварительном согласовании предоставления в собственность земельных участков площадью 570 и 743 кв. м. по улице Коновалова г. Казани для индивидуального жилищного строительства. Письмом от 28 июля 2020 года №15/21-ИСХ-ОГ/7665 административному истцу было сообщено, что земельный участок с кадастровым номером 16:50:14-201:623 площадью 570 кв. м. образован на основании постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 19 июня 2019 года № 2237 «Об утверждении схемы расположения земельного участка по улице Коновалова, на кадастровом плане территории для реализации с торгов», земельный участок с кадастровым номером 16:50:140201:624 с площадью 743 кв. м. образован на основании постановления Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 19 июня 2019 года № 2238 «Об утверждении схемы расположения земельного участка по улице <адрес изъят> на кадастровом плане территории для реализации с торгов». МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» для дальнейшей работы по земельному участку с кадастровым номером 16:50:140201:624 по улице Коновалова подготовлен и направлен паспорт земельного участка в МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани» для реализации с аукционных торгов. Решением Казанской городской Думы от 28 февраля 2020 года «Об утверждении Генерального плана городского округа Казань» был утвержден Генеральный план г. Казани, согласно которому, земельный участок с кадастровым номером 16:50:140201:623 большей частью оказался расположен в зоне застройки многоэтажными жилыми домами. При таких обстоятельствах, реализация земельного участка с кадастровым номером 16:50:140201:623, для индивидуального жилищного строительства с аукционных торгов не возможна. Посчитав такой отказ незаконным в части земельного участка с кадастровым номером 16:50:140201:623, административный истец обратилась в суд с вышеуказанным иском. Проанализировав материалы дела и действующее законодательство, суд приходит к выводу, что оспариваемое решение от 28 июля 2020 года исх. №15/21-ИСХ-ОГ/7665 является законным и обоснованным по следующим основаниям. Так, постановлением Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 19 июня 2019 года № 2237 «Об утверждении схемы расположения земельного участка по улице Коновалова, на кадастровом плане территории для реализации с торгов» утверждена схема расположения земельного участка площадью 570 кв. м. по улице Коновалова Советского района г. Казани, с кадастровым номером 16:50:140201:623, расположенного согласно карте зон градостроительных регламентов Правил землепользования и застройки (II Градостроительного устава) в зоне Ж2 - зоне индивидуальной жилой застройки, на кадастровом плане территории. Между тем, ходе судебного разбирательства административными соответчиками представлено постановление Исполнительного комитета муниципального образования от 26 июня 2020 года №1767 о внесении изменений в постановление Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 19 июня 2019 года №2237 «Об утверждении схемы расположения земельного участка по улице Коновалова, на кадастровом плане территории для реализации с торгов». Из его содержания следует, что из пункта 1.1. вышеуказанного постановления были исключены в названии слова «для реализации с торгов». Кроме того, в преамбуле слова «со статьями 11.10, 39.11» заменены словами « статьей 11.10», подпункты 3.3, 4.2, 4.3, 4.5 признаны утратившими силу, в подпункте 4.4 слова «при заключении договора купли продажи» заменены словами «при использовании земельного участка». Таким образом, ввиду утверждения генерального плана г. Казани постановлением ИК МО г. Казани были внесены изменения в ранее вынесенное постановление, в соответствии с которыми указанный земельный участок не подлежит реализации с торгов. Суд приходит к выводу, что до вынесения оспариваемого решения административным ответчиком были внесены соответствующие коррективы в постановление Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани от 19 июня 2019 года №2237, что явилось основанием для отказа административному истцу в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка площадью 570 кв. м., с кадастровым номером 16:50:140201:623, путем проведения аукциона. Кроме того, суд отмечает, что задачами Генерального плана городского округа Казань являются: - определение и закрепление функционального назначения территорий городского округа; - определение зон планируемого размещения объектов местного значения городского округа; - определение перечня мероприятий по реализации Генерального плана г. Казани и этапов их реализации. Суд отмечает, что территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации). При этом генеральным планом муниципального образования определяется стратегия градостроительного развития, планирование территории направлено не на фиксацию существующего положения, а на развитие территории, то есть на ее возможное изменение в будущем, при этом территориальное планирование должно обеспечивать не только права и законные интересы собственников и обладателей иных прав на земельные участки, но и защищаемые законом права и интересы иных физических и юридических лиц, а также публичные интересы, связанные, в частности, с устойчивым развитием территории муниципальных образований, сохранением окружающей среды и объектов культурного наследия, улучшением инвестиционной привлекательности соответствующих территорий и т.п., которые могут вступать в объективное противоречие с интересами собственников и обладателей иных прав на земельные участки, что согласуется с положениями статей 2, 9 и 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации. С учетом необходимости гармоничного развития территорий задача органов муниципальных образований при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов. Одновременно суд принимает во внимание разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, изложенные в пункте 28 Постановления от 25 декабря 2018 года №50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»", согласно которым суды не вправе обсуждать вопрос о целесообразности принятия органом или должностным лицом оспариваемого акта, поскольку это относится к исключительной компетенции органов местного самоуправления. К доводам административного истца, о том, что Генеральный план г. Казани является лишь основанием для подготовки и утверждения градостроительной документации по планировке территории суд относится критически, поскольку Генеральный план, в соответствии с вышеуказанным имеет большую юридическую силу. Ввиду того, что оспариваемое решение является законным, суд не находит оснований для понуждения административных соответчиков к совершению определенных действий. Таким образом, исходя из обстоятельств дела, представленных документов, суд приходит к выводу, что требования административного истца удовлетворению не подлежат. Руководствуясь ст. ст. 175, 180, 227 КАС РФ, суд Р Е Ш И Л: В удовлетворении административного иска ФИО4 к к МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани», начальнику МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» ФИО5, главному специалисту отдела по образованию земельных участков на торги МКУ «Управление архитектуры и градостроительства ИК МО г. Казани» ФИО6, МКУ «Комитет земельных и имущественных отношений ИК МО г. Казани», Исполнительному комитету муниципального образования г. Казани о признании решения незаконным и понуждении к устранению допущенных нарушений отказать. Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение месяца через районный суд. Судья Советского районного суда г. Казани Д.А. Бусыгин Мотивированное решение суда составлено 23 апреля 2021 года Судья Д.А. Бусыгин |