<данные изъяты>
Дело № 2а-693/2022
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 апреля 2022 года г. Смоленск
Смоленский районный суд Смоленской области
в составе:
председательствующего судьи Гавриловой О.Н.,
при секретаре Сухановой И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Смоленского района Смоленской области, действующего в защиту интересов неопределенного круга лиц, к Администрации Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области о признании бездействия незаконным,
установил:
прокурор Смоленского района Смоленской области, действующий в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском к Администрации Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области о признании бездействия незаконным.
Мотивировал требования тем, что прокуратурой Смоленского района Смоленской области по поручению прокуратуры Смоленской области проведена проверка исполнения требований законодательства о защите прав предпринимателей, а также законодательства о реализации национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации». Целями реализации Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» являются предоставление гражданам и организациям доступа к приоритетным государственным, муниципальным услугам и сервисам в цифровом виде, создание национальной системы управления данными, развитие инфраструктуры электронного правительства, внедрение сквозных платформенных решений в государственное управление. Одной из задач Федерального проекта «Цифровое государственное управление» национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» является обеспечение предоставления приоритетных массовых социально значимых государственных (муниципальных) и иных сервисов в цифровом виде. Таким образом, возможность получения государственных муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, является одним из принципов системы публичных услуг, содержание которого раскрывается в праве заявителей на их получение и обязанности уполномоченных органов местного самоуправления обеспечить реализацию данного права. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.12.2009 №1993-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти и субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде. Согласно Распоряжению №1993-р переход на предоставление муниципальных услуг в электронном виде должен был быть окончен в 2013 году. Причем в разделе VII Приложения №1 к Распоряжению №1993-р указан перечень услуг в сфере имущественно-земельных отношений, строительства и регулирования предпринимательской деятельности, которые предоставляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. В частности, к ним относится предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в государственной и муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду. В ходе проведенной проверки прокуратурой района выявлено, что на региональном портале государственных и муниципальных услуг Смоленской области, а также на портале государственных услуг Российской Федерации не содержится информация о возможности предоставления вышеуказанной услуги в электронной форме Администрацией Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области. Данное бездействие нарушает права субъектов малого и среднего предпринимательства на получение муниципальных услуг в электронной форме, а также нарушает установленные законом требования об оказании имущественной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства продолжительный период времени, а именно – с 2013 года, что явилось основанием для обращения с настоящим иском.
Просит суд признать бездействие Администрации Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области по обеспечению предоставления информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в государственной и муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду в электронной форме, обязать Администрацию Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области обеспечить возможность предоставления муниципальной услуги «Получение информации об объектах недвижимого имущества, находящегося в муниципальной собственности сельского поселения и предназначенных для сдачи в аренду» в электронной форме в течение двух месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании требования иска поддержала в полном объеме, по указанным в нем основаниям.
Представитель административного ответчика Администрации Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области ФИО2 пояснила, что готовы исполнить требования иска в полном объеме, только просят увеличить срок исполнения до трех месяцев.
Выслушав представителей сторон, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.6 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в том числе являются: обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства; оказание содействия субъектам малого и среднего предпринимательства в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на рынок Российской Федерации и рынки иностранных государств. Основными принципами государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации, в том числе являются: разграничение полномочий по поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
Согласно п.3 ст.11 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления по вопросам развития малого и среднего предпринимательства относится формирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства на территориях муниципальных образований и обеспечение ее деятельности.
В силу ч. 1 ст.16 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, включает в себя финансовую, в том числе гарантийную, имущественную, информационную, консультационную поддержку таких субъектов и организаций, поддержку в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации их работников, поддержку в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность, поддержку субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.
В соответствии с ч.1 ст.18 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» оказание имущественной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства, а также организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства (за исключением указанных в статье 15 настоящего Федерального закона государственных фондов поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, осуществляющих деятельность в форме государственных учреждений), осуществляется органами государственной власти, органами местного самоуправления в виде передачи во владение и (или) в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков (за исключением земельных участков, предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства), зданий, строений, сооружений, нежилых помещений, оборудования, машин, механизмов, установок, транспортных средств, инвентаря, инструментов, на возмездной основе, безвозмездной основе или на льготных условиях в соответствии с государственными программами (подпрограммами) Российской Федерации, государственными программами (подпрограммами) субъектов Российской Федерации, муниципальными программами (подпрограммами).
Частью 1 ст.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусматривает, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с предоставлением государственных и муниципальных услуг соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также местными администрациями и иными органами местного самоуправления, осуществляющими исполнительно-распорядительные полномочия (далее - органы местного самоуправления).
Услуги, предоставляемые государственными и муниципальными учреждениями и другими организациями, в которых размещается государственное задание (заказ) или муниципальное задание (заказ), подлежат включению в реестр государственных или муниципальных услуг и предоставляются в электронной форме в соответствии с настоящим Федеральным законом в том случае, если указанные услуги включены в перечень, установленный Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 1).
В пункте 6 статьи 4 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» указано, что основными принципами предоставления государственных и муниципальных услуг являются возможность получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
При получении государственных и муниципальных услуг заявители имеют право на: получение полной, актуальной и достоверной информации о порядке предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе в электронной форме; получение государственных и муниципальных услуг в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме (пункты 2, 3 статьи 5 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»).
Пункт 2 части 1 статьи 6 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» возлагает на органы, предоставляющие государственные услуги, и органы, предоставляющие муниципальные услуги, обязанность обеспечивать возможность получения заявителем государственной или муниципальной услуги в электронной форме, если это не запрещено законом, а также в иных формах, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по выбору заявителя, за исключением случая, если на основании федерального закона предоставление государственной или муниципальной услуги осуществляется исключительно в электронной форме.
Согласно п.2 ч.1 ст.10 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме могут осуществляться: подача запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и иных документов, необходимых для предоставления государственной или муниципальной услуги, в том числе документов и информации, электронные образы которых ранее были заверены в соответствии с пунктом 7.2 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, и прием таких запроса о предоставлении государственной или муниципальной услуги и документов органом, предоставляющим государственную услугу, органом, предоставляющим муниципальную услугу, либо подведомственной государственному органу или органу местного самоуправления организацией, участвующей в предоставлении государственной или муниципальной услуги, с использованием информационно-технологической и коммуникационной инфраструктуры, в том числе единого портала государственных и муниципальных услуг и (или) региональных порталов государственных и муниципальных услуг.
Пунктом 1.2 ч.4 ст.29 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрено обеспечение реализации не позднее 1 июля 2012 года органами местного самоуправления требований пункта 3 части 1 и пункта 1 части 2 статьи 6, пункта 2 части 1 статьи 7 настоящего Федерального закона в отношении документов и информации, используемых в рамках государственных услуг, предоставляемых исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации или территориальными государственными внебюджетными фондами, и муниципальных услуг, а также в отношении документов и информации, находящихся в распоряжении государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, территориальных государственных внебюджетных фондов либо подведомственных государственным органам субъекта Российской Федерации или органам местного самоуправления организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, осуществляется в соответствии с решениями высших исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 года N 1993-р утвержден сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых в электронном виде.
Приложением N 2 к указанному распоряжению предусмотрены этапы перехода на предоставление услуг (функций) в электронном виде.
В соответствии с этапом N 5 до 1 января 2014 года органам местного самоуправления необходимо обеспечить возможность получения результатов предоставления услуги в электронном виде на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций), если это не запрещено федеральным законом.
Приложением N 1 к распоряжению Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2009 г. N 1993-р «Сводный перечень первоочередных государственных и муниципальных услуг, предоставляемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в электронном виде» поименованы государственные и муниципальные услуги - предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в государственной и муниципальной собственности и предназначенных для сдачи в аренду (пункт 52 Сводного перечня).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 марта 2016 года № 236 утверждены Требования к предоставлению в электронной форме государственных и муниципальных услуг федеральными органами исполнительной власти, органами государственных внебюджетных фондов, а также органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, регламентирующие порядок формирования и направления запроса, его рассмотрения, направления результата рассмотрения запроса заявителю, оплаты услуг, записи на прием и др.
В судебном заседании установлено, что прокуратурой Смоленского района Смоленской области по поручению прокуратуры Смоленской области проведена проверка исполнения требований законодательства о защите прав предпринимателей, а также законодательства о реализации национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации».
В ходе проведенной проверки прокуратурой района выявлено, что на региональном портале государственных и муниципальных услуг Смоленской области (http://www.pgu.admin-smolensk.ru), а также на портале государственных услуг Российской Федерации (https://www.gosuslugi.ru), не содержится информация о возможности предоставления вышеуказанной услуги в электронной форме Администрацией Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области.
Установленные обстоятельства приводят к выводу об обоснованности доводов административного истца о том, что выявленные нарушения создают административные барьеры для реализации прав граждан на получение муниципальных услуг, создают условия для нарушения прав субъектов предпринимательской деятельности, что не способствует реализации целей проводимой в Российской Федерации административной реформы, в том числе, по повышению качества и доступности муниципальных услуг.
На основании изложенного, административный иск подлежит удовлетворению, на административного ответчика необходимо возложить обязанность по устранению нарушения законодательства в сфере предоставления муниципальных услуг.
Статья 187 КАС РФ закрепляет, что решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.
В соответствии с характером заявленных административным истцом требований, с учетом объема работ, требующих временных затрат, суд считает целесообразным указать предельный срок исполнения решения суда в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст.175-180 КАС РФ, судья
решил:
административный иск прокурора Смоленского района Смоленской области удовлетворить.
Признать незаконным бездействие Администрации Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению возможности получения в электронном виде муниципальной услуги «Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области и предназначенных для сдачи в аренду».
Возложить на Администрацию Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области обязанность обеспечить возможность получения в электронном виде муниципальной услуги «Предоставление информации об объектах недвижимого имущества, находящихся в муниципальной собственности муниципального образования Стабенского сельского поселения Смоленского района Смоленской области и предназначенных для сдачи в аренду» в течение трех месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Смоленский областной суд через Смоленский районный суд Смоленской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий <данные изъяты> О.Н.Гаврилова
Мотивированное решение составлено <дата>