ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-694/20 от 25.06.2020 Вышневолоцкого городского суда (Тверская область)

Дело № 2а – 694/2020

Решение

Именем Российской Федерации

25 июня 2020 г. г. Вышний Волочек

Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области в составе:

председательствующего судьи Шустровой С.А.,

при секретаре Терентьеве Д.М.,

с участием представителя административного истца – помощника Вышневолоцкого межрайонного прокурора Ефремовой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Вышневолоцкого межрайонного прокурора, поданному в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, о признании информации, размещенной в сети Интернет, информацией, запрещенной к распространению на территории РФ,

установил:

Вышневолоцкий межрайонный прокурор обратился в суд с административным иском о признании информации, размещенной в сети Интернет, информацией, запрещенной к распространению на территории РФ.

В обоснование административного иска указано, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой в рамках надзорных мероприятий по соблюдению требований законодательства путем осуществления мониторинга сети «Интернет» установлено размещение, информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Так, в период времени с 09 час. 00 мин до 09 час. 45 мин. 28.05.2020 в рамках проводимого мониторинга Интернет-ресурсов произведен осмотр страниц сайтов по адресам:

https://black-area.ru/threads/prodazlia-pasportov-rf-ksivy-voditelskie-prava. 10615/

http://sherlok-store.com/pomogu-kupit-pasport-rf-t6.html

https://unlegal-work.ru/threads/predlagaju-izgotovlenie-dokumentov-izgotovlenie- poddelnyx-dokumentov-pod-klj uch. 8657/

https://grazhdanin76.ni/AktsiiJ_spetspredlozheniya/Grazhdanstvo_RF_za_100_000_rubl еу!/

https://grazhdanstvo-rf.su/

https://kemerovo.thingy.ru/zakazat-pasport-rossii.html, в ходе которого

установлено, что при открытии страниц сайтов появляются графические и текстовые изображения с предложениями купить «Паспорт РФ с проводкой по базе ФМС», «Приобретение гражданства РФ», что фактически способствует совершению таких преступлений как незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков в целях их использования, незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации. Указанная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», размещена на Интернет сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации по адресу eais.rkn.gov.ru. При исследовании данного Интернет сайта установлено, что указатели страниц Интернет сайтов, расположенных по вышеуказанным адресам, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не включены, что подтверждается скриншотом с Интернет сайта eais.rkn.gov.ru. По результатам проверки при помощи общедоступного сервиса Whois, установлено, что администраторов сайтов, а также лиц, разместивших в сети «Интернет» указанные информации установить не представляется возможным. По состоянию на 28.05.2020 сайты по указанным выше адресам являются действующими, отсутствуют в Реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих индентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не заблокированы, что подтверждается скриншотом страниц сайтов. Таким образом, размещенная в свободном доступе информация, позволяющая незаконно получить паспорт гражданина Российской Федерации и приобрести гражданство посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретение и оборота документов. В связи с чем, просит признать информацию, размещенную посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на «Интернет» - странице с электронными адресами:

https://black-area.ru/threads/prodazlia-pasportov-rf-ksivy-voditelskie-prava. 10615/

http://sherlok-store.com/pomogu-kupit-pasport-rf-t6.html

https://unlegal-work.ru/threads/predlagaju-izgotovlenie-dokumentov-izgotovlenie- poddelnyx-dokumentov-pod-klj uch. 8657/

https://grazhdanin76.ni/AktsiiJ_spetspredlozheniya/Grazhdanstvo_RF_za_100_000_rubl еу!/

https://grazhdanstvo-rf.su/

https://kemerovo.thingy.ru/zakazat-pasport-rossii.html, информацией, запрещенной к распространению на территории РФ.

В дальнейшем Вышневолоцкий межрайонный прокурор отказался от административного иска в части исковых требований о признании информации, размещенной посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено на «Интернет» - странице с электронными адресами: http://sherlok-store.com/pomogu-kupit-pasport-rf-t6.html, https://unlegal-work.ru/threads/predlagaju-izgotovlenie-dokumentov-izgotovlenie-poddelnyx-dokumentov-pod-klj uch. 8657/, поскольку информация на указанных сайтах на момент рассмотрения дела признана решениями судов запреhttps://grazhdanstvo-rf.su/, поскольку информация, размещенная в сети Интернет по указанному адресу не является информацией, размещение которой запрещено.

Помощник Вышневолоцкого межрайонного прокурора Ефремова А.В. в судебном заседании административный иск поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в административном иске, с учетом отказа от административного иска в части.

Представитель заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи и информационных коммуникаций по Тверской области в судебное заседание не явился, поступило заявление о рассмотрении дела в отсутствие представителя.

Ранее от представителя заинтересованного лица Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи и информационных коммуникаций по Тверской области поступили письменные возражения на административный иск, в которых указано, что с заявленными требованиями Управление Роскомнадзора по Тверской области согласно частично. Просили отказать в удовлетворении требований в отношении указателя страницы сайта http://sherlok-store.com/pomogu-kupit-pasport-rf-t6.html в связи с тем, что решением суда №2а-344/2020 от 27.05.2020 информация, размещённая на сайте с указанным доменным именем признана запрещенной к распространению на территории РФ. Указатель страницы сайта включен 11.06.2020 в Единый реестр. При проверке установлено, что доступ к данному ресурсу заблокирован. В отношении указателя страницы сайта https://unlegal-work.ru/threads/predlagaju-izgotovlenie-dokumentov-izgotovlenie- poddelnyx-dokumentov-pod-klj uch. 8657/ решением суда №2а-343/2020 от 28.05.2020 информация, размещённая на сайте с доменным именем признана запрещенной к распространению на территории РФ. Указатель страницы сайта включен 11.06.2020 в Единый реестр. При проверке установлено, что доступ к данному ресурсу заблокирован. На странице сайта https://grazhdanstvo-rf.su/ располагается информация о предложении в оказании помощи при оформлении гражданства в соответствии с законодательством России, что не является запрещенной информацией. В отношении удовлетворения исковых требований возражений не имеют, сообщают, что по состоянию на 22.06.2020 указатели страниц сайтов:

https://black-area.ru/threads/prodazlia-pasportov-rf-ksivy-voditelskie-prava. 10615/,

https://grazhdanin76.ni/AktsiiJ_spetspredlozheniya/Grazhdanstvo_RF_za_100_000_rubl еу!/,

- https://kemerovo.thingy.ru/zakazat-pasport-rossii.html, не включены в Единый реестр.

Заслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к убеждению об удовлетворении административного иска.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан»: миграционный учет иностранных граждан и лиц без гражданства - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об иностранных гражданах и о лицах без гражданства и о перемещениях иностранных граждан и лиц без гражданства; органы миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства - федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, в сфере миграции, а также правоприменительные функции по федеральному государственному контролю (надзору) в указанных сферах, и его территориальные органы; место жительства иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, по адресу которого иностранный гражданин или лицо без гражданства зарегистрированы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом; место пребывания иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации - жилое помещение, не являющееся местом жительства, или иное помещение, в котором иностранный гражданин или лицо без гражданства фактически проживает (регулярно использует для сна и отдыха), либо организация, по адресу которой иностранный гражданин или лицо без гражданства подлежит постановке на учет по месту пребывания в случае, предусмотренном частью 2 статьи 21 настоящего Федерального закона; регистрация иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства - фиксация в установленном порядке органами миграционного учета сведений о месте жительства; учет иностранного гражданина или лица без гражданства по месту пребывания - фиксация в установленном порядке уполномоченными в соответствии с настоящим Федеральным законом органами сведений о нахождении иностранного гражданина или лица без гражданства в месте пребывания.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан»: при осуществлении миграционного учета осуществляются сбор, фиксация, хранение, обобщение и использование следующих сведений об иностранном гражданине: вид и реквизиты документа, удостоверяющего личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (наименование, серия, номер, дата и место выдачи, срок действия, а при наличии - биометрические данные, содержащиеся в указанном документе); вид и реквизиты документа, подтверждающего право на пребывание (проживание) в Российской Федерации; фамилия, имя, отчество (последнее - при наличии); дата и место рождения; пол; гражданство (подданство); цель въезда в Российскую Федерацию; профессия; заявленные сроки пребывания (проживания) в Российской Федерации; дата регистрации по последнему месту жительства и его адрес, даты регистрации и снятия с регистрации по предыдущим местам жительства и их адреса; дата постановки на учет по последнему месту пребывания и его адрес, даты постановки на учет и снятия с учета по предыдущим местам пребывания и их адреса; сведения о законных представителях (о родителях, об усыновителях, об опекунах, о попечителях); сведения о депортации, об административном выдворении за пределы Российской Федерации или о реадмиссии (применялись или нет, если применялись, то когда и кем); сведения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации (принималось или нет, если принималось, то когда и кем); сведения о привлечении в Российской Федерации к уголовной или административной ответственности либо к ответственности за совершение налоговых правонарушений; дата и место смерти в Российской Федерации либо дата вступления в законную силу решения суда о признании безвестно отсутствующим или об объявлении умершим, наименование и место нахождения указанного суда; основания постановки на миграционный учет и снятия с миграционного учета.

Сроки и последовательность административных процедур (действий) Главного управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел Российской Федерации, подразделений по вопросам миграции территориальных органов МВД России на региональном и районном уровнях (в том числе подразделений по вопросам миграции отделов (отделений, пунктов) полиции территориальных органов МВД России на районном уровне), а также порядок взаимодействия ГУВМ МВД России и подразделений по вопросам миграции с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления при предоставлении государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации определены Административным регламентом Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации, утвержденным Приказом Министерства внутренних дел России от 13.11.2017 №851.

В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 № 2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний.

Согласно статье 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее - Закон о защите информации) передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности.

Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

Статьей 9 Закона о защите информации предусмотрена возможность ограничения доступа к информации в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Пунктом 17 ст. 2 Закона о защите информации определено, что владелец сайта в сети "Интернет" - это лицо, самостоятельно и по своему усмотрению определяющее порядок использования сайта в сети "Интернет", в том числе порядок размещения информации на таком сайте.

Согласно ч. 1 ст. 15.1 Закона о защите информации в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Закона о защите информации основанием для включения в Реестр является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В течение суток с момента получения от оператора реестра уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр провайдер хостинга обязан проинформировать об этом обслуживаемого им владельца сайта в сети "Интернет" и уведомить его о необходимости незамедлительного удаления интернет-страницы, содержащей информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 7 ст. 15.1 Закона о защите информации).

Частью 8 ст. 15.1 Закона о защите информации установлено, что в течение суток с момента получения от провайдера хостинга уведомления о включении доменного имени и (или) указателя страницы сайта в сети "Интернет" в реестр владелец сайта в сети "Интернет" обязан удалить интернет-страницу, содержащую информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. В случае отказа или бездействия владельца сайта в сети "Интернет" провайдер хостинга обязан ограничить доступ к такому сайту в сети "Интернет" в течение суток.

Таким образом, судебное решение о признании информации, размещенной на сайте в сети "Интернет", запрещенной к распространению на территории Российской Федерации, не только устанавливает правовое состояние такой информации и ограничивает владельца сайта в осуществлении права на свободное распространение информации любым законным способом, но и порождает для владельца сайта обязанность удалить эту информацию.

Из материалов дела следует, что Вышневолоцкой межрайонной прокуратурой в рамках надзорных мероприятий по соблюдению требований законодательства путем осуществления мониторинга сети «Интернет» установлено размещение, информации, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В период времени с 09 час. 00 мин до 09 час. 45 мин. 28.05.2020 в рамках проводимого мониторинга Интернет-ресурсов произведен осмотр страниц сайтов по адресам:

- https://black-area.ru/threads/prodazlia-pasportov-rf-ksivy-voditelskie-prava. 10615/,

https://grazhdanin76.ni/AktsiiJ_spetspredlozheniya/Grazhdanstvo_RF_za_100_000_rubl еу!/,

- https://kemerovo.thingy.ru/zakazat-pasport-rossii.html, в ходе которого установлено, что при открытии страниц сайтов появляются графические и текстовые изображения с предложениями купить «Паспорт РФ с проводкой по базе ФМС», «Приобретение гражданства РФ», что фактически способствует совершению таких преступлений, как незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков в целях их использования, незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации.

Указанная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» размещена на Интернет сайте Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации по адресу eais.rkn.gov.ru.

При исследовании данного Интернет сайта установлено, что указатели страниц Интернет сайтов, расположенных по вышеуказанным адресам, в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащий информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не включены.

Указанные сведения подтверждаются скриншотом с Интернет сайта eais.rkn.gov.ru.

По результатам проверки при помощи общедоступного сервиса Whois, установлено, что администраторов сайтов, а также лиц, разместивших в сети «Интернет» указанные информации установить не представляется возможным.

Сайты по указанным выше адресам являются действующими, отсутствуют в Реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих индентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, не заблокированы, что подтверждается скриншотом страниц сайтов.

По результатам проверки составлен акт проверки от 28.05.2020.

Нахождение в открытом доступе в сети «Интернет» информации, предлагающей приобретение поддельных паспортов РФ и других стран, фактически способствует совершению таких преступлений как незаконные приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков в целях их использования, ответственность за которые предусмотрена статьями 324 и 327 УК РФ.

Кроме того, незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность по ст. 292.1 УК РФ.

Данные преступления посягают на авторитет государственной власти, нарушают установленный порядок создания, приобретение и оборота документов. Таким образом, действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим признаки пропаганды совершения коррупционных преступлений.

Таким образом, размещенная в свободном доступе информация, позволяющая незаконно получить паспорт гражданина Российской Федерации и приобрести гражданство посягает на авторитет государственной власти, нарушает установленный порядок создания, приобретение и оборота документов, в связи с чем, признается запрещенной к распространению на территории РФ.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,

решил:

административный иск заместителя Вышневолоцкого межрайонного прокурора, поданный в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, в порядке статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации о признании информации, размещенной в сети Интернет информацией, запрещенной к распространению на территории РФ удовлетворить.

Признать информацию, размещенную посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на «Интернет»-странице с электронными адресами:

https://black-area.ru/threads/prodazlia-pasportov-rf-ksivy-voditelskie-prava. 10615/,

https://grazhdanin76.ni/AktsiiJ_spetspredlozheniya/Grazhdanstvo_RF_za_100_000_rublеу!/,

- https://kemerovo.thingy.ru/zakazat-pasport-rossii.html, информацией, распространение которой на территории РФ запрещено.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Вышневолоцкий межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий С.А. Шустрова

Дело № 2а – 694/2020