ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-695/18 от 20.07.2018 Нижнеудинского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Нижнеудинск 20 июля 2018 г.

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе:

председательствующего судьи Папиной Е.П.,

при секретаре судебного заседания Овчинниковой С.И.,

с участием старшего помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Митрофановой М. В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-695/2018 по административному исковому заявлению Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц, Шебертинского муниципального образования к Думе Шебертинского муниципального образования- Думе сельского поселения о возложении обязанности инициировать внеочередное заседание Думы поселения,

У С Т А Н О В И Л:

Нижнеудинский межрайонный прокурор в интересах неопределённого круга лиц, Шебертинского муниципального образования обратился в суд с административным иском к Думе Шебертинского муниципального образования - Думе сельского поселения о возложении обязанности инициировать внеочередное заседание Думы поселения для рассмотрения и решении вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата.

В обоснование административных исковых требований указано, что Нижнеудинской межрайонной прокуратурой установлено следующее. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет законность деятельности и ответственность органов местного самоуправления, депутатов и иных выборных лиц местного самоуправления в качестве принципов местного самоуправления (часть 2 статьи 1, статьи 70 - 72). Одной из форм ответственности и элементом статуса депутата является предусмотренное названным Федеральным законом досрочное прекращение их полномочий в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ). Аналогичное положение закреплено в Уставе Шебертинского муниципального образования. В соответствии с частями 10, 10.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом, а также в иных случаях, установленных Законом № 131-ФЗ и иными федеральными законами. Согласно ч. 11 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания. Частью 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Частью 2 ст. 3 Закона Иркутской области от 07.11.2017 №73-ОЗ «О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты представленных ими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» закреплено, что лицо, замещающее муниципальную должность, представляет ежегодно, не позднее 31 мая года, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и членов своей за отчетный период. Частью 5 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. Депутат - это член представительного органа поселения. Депутат признается лицом, замещающим муниципальную должность (ст. 2). В соответствии с решением Нижнеудинской территориальной избирательной комиссии от 13.09.2017 №143/1312 в Думу Шебертинского муниципального образования было избрано 10 депутатов, в числе которых Толкачева О.М.. Таким образом, из приведенных положений закона следует, что Толкачева О.М., являясь депутатом представительного органа Шебертинского муниципального образования, обязана соблюдать все ограничения, запреты и обязанности, установленные для лиц, занимающих муниципальную должность, в том числе обязана представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера как в отношении себя, так и в отношении своих супруга и несовершеннолетних детей. Как установлено в ходе проведенного прокуратурой анализа состояния законности по исполнению депутатами представительных органов муниципальных образований Нижнеудинского района требований антикоррупционного законодательства и законодательства о местном самоуправлении, депутат Толкачева О.М. в срок до 31.05.2018 не исполнила свою обязанность по предоставлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, как в отношении себя, так и в отношении членов своей семьи. Указанный факт подтверждается информацией администрации Шебертинского муниципального образования от 28.05.2018 и от 01.06.2018. С учетом вышеприведенных положений закона следует, что досрочное прекращение полномочий депутата является безальтернативным последствием неисполнения депутатом обязанности по предоставлению указанных выше сведений, установленной Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Вместе с тем вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Думы Шебертинского муниципального образования Перфильевой Н.М. на заседаниях Думы не рассматривался, несмотря на то, что по состоянию на 17.05.2018 Дума поселения достоверно знала, что указанный депутат отказывается предоставлять предусмотренные законом сведения, а каких-либо уважительных причин в обоснование невозможности представления вышеуказанных сведений в установленный срок депутат Думе поселения не представил (информация администрации поселения от 17.05.2018 №139). Несоблюдение вышеуказанных требований антикоррупционного законодательства ставит под угрозу реализацию основных принципов организации и деятельности органов местного самоуправления, предусмотренных ст.ст.130, 132 Конституции Российской Федерации, федеральным законодательством о местном самоуправлении, антикоррупционным законодательством. Кроме того, неисполнение представительным органом местного самоуправления законодательства о противодействии коррупции влечет недоверие граждан к местной власти, создает негативный имидж муниципального образования, тем самым нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, муниципального образования на осуществление местного самоуправления через выборные органы местного самоуправления. В связи с чем Нижнеудинский межрайонный прокурор обращается с настоящим заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц, муниципального образования. В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами. Пунктом 4 статьи 27, пунктом 3 статьи 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» также определено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В судебном заседании старший помощник Нижнеудинского межрайонного прокурора Митрофанова М. В. поддержала административные исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Просила суд обязать Думу Шебертинского муниципального образования - Думу сельского поселения инициировать внеочередное заседание Думы поселения для рассмотрения и решения вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Думы Шебертинского муниципального образования – Думы сельского поселения Толкачевой О.М. в соответствии с требованиями ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации» в срок не позднее вступления в законную силу решения суда.

Представитель административного ответчика Думы Шебертинского муниципального образования - Думы сельского поселения по доверенности Ануфриева А. Н. направила заявление, в котором административные исковые требования Нижнеудинского межрайонного прокурора признала в полном объеме, последствия признания административного иска понятны, просила принять признание иска, а также рассмотреть дело в её отсутствие.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Выслушав старшего помощника Нижнеудинского межрайонного прокурора Митрофанову М.В., считавшую возможным принять признание административного иска, исследовав материалы дела, суд считает возможным удовлетворить административный иск по следующим основаниям.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Пунктом 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» определено, что прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет законность деятельности и ответственность органов местного самоуправления, депутатов и иных выборных лиц местного самоуправления в качестве принципов местного самоуправления (часть 2 статьи 1, статьи 70 - 72).

Одной из форм ответственности и элементом статуса депутата является предусмотренное названным Федеральным законом досрочное прекращение их полномочий в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 №273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральным законом от 03.12.2012 №230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», Федеральным законом от 07.05.2013 №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (ч. 7.1 ст. 40 Федерального закона №131-ФЗ).

Аналогичное положение закреплено в Уставе Шебертинского муниципального образования.

В соответствии с частями 10, 10.1 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, установленных настоящим Федеральным законом, а также в иных случаях, установленных Законом № 131-ФЗ и иными федеральными законами.

Согласно ч. 11 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ решение представительного органа муниципального образования о досрочном прекращении полномочий депутата представительного органа муниципального образования принимается не позднее чем через 30 дней со дня появления основания для досрочного прекращения полномочий, а если это основание появилось в период между сессиями представительного органа муниципального образования, - не позднее чем через три месяца со дня появления такого основания.

Частью 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» установлено, что лица, замещающие муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Частью 2 ст. 3 Закона Иркутской области от 07.11.2017 №73-ОЗ «О представлении гражданами, претендующими на замещение муниципальной должности, лицами, замещающими муниципальные должности, сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и проверке достоверности и полноты представленных ими сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» закреплено, что лицо, замещающее муниципальную должность, представляет ежегодно, не позднее 31 мая года, сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера в отношении себя и членов своей за отчетный период.

Частью 5 ст. 40 Федерального закона № 131-ФЗ установлено, что депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия, как правило, на непостоянной основе. Депутат - это член представительного органа поселения. Депутат признается лицом, замещающим муниципальную должность (ст. 2).

В соответствии с решением Нижнеудинской территориальной избирательной комиссии от 13.09.2017 №143/1312 в Думу Шебертинского муниципального образования было избрано 10 депутатов, в числе которых Толкачева О.М.. Толкачева О.М., являясь депутатом представительного органа Шебертинского муниципального образования, обязана соблюдать все ограничения, запреты и обязанности, установленные для лиц, занимающих муниципальную должность, в том числе, депутат обязана представлять сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, как в отношении себя, так и в отношении своих супруга и несовершеннолетних детей.

Как установлено судом, депутат Толкачева О.М. в срок до 31.05.2018 не исполнила свою обязанность по предоставлению сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, как в отношении себя, так и в отношении членов своей семьи. Указанный факт подтверждается информацией администрации Шебертинского муниципального образования от 28.05.2018 и от 01.06.2018. Досрочное прекращение полномочий депутата является безальтернативным последствием неисполнения депутатом обязанности по предоставлению указанных выше сведений, установленной Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Вместе с тем вопрос о досрочном прекращении полномочий депутата Думы Шебертинского муниципального образования на заседаниях Думы не рассматривался, несмотря на то, что по состоянию на 17.05.2018 Дума поселения достоверно знала, что указанный депутат отказывается предоставлять предусмотренные законом сведения, а каких-либо уважительных причин в обоснование невозможности представления вышеуказанных сведений в установленный срок депутат Думе поселения не представил (информация администрации поселения от 17.05.2018 №139).

В силу ч.3 ст. 46 КАС РФ административный ответчик вправе при рассмотрении административного дела в суде любой инстанции признать административный иск полностью или частично.

Суд принимает признание иска административным ответчиком, так как это не противоречит КАС РФ, другим федеральным законам и не нарушает прав других лиц.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление Нижнеудинского межрайонного прокурора в интересах неопределённого круга лиц, Шебертинского муниципального образования к Думе Шебертинского муниципального образования- Думе сельского поселения о возложении обязанности инициировать внеочередное заседание Думы поселения удовлетворить.

Обязать Думу Шебертинского муниципального образования - Думу сельского поселения инициировать внеочередное заседание Думы поселения для рассмотрения и решения вопроса о досрочном прекращении полномочий депутата Думы Шебертинского муниципального образования – Думы сельского поселения Толкачевой О.М. в соответствии с требованиями ч. 10 ст. 40 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправлении в Российской Федерации» в срок не позднее вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Нижнеудинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Е.П. Папина

Решение в окончательной форме принято 25.07.2018г.