ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-695/2016 от 19.05.2016 Зиминского городского суда (Иркутская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Дело № 2а -695/2016

г. Зима 19 мая 2016г.

Зиминский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Соболевой Т.А., при секретаре Очередных А.В., с участием старшего помощника Зиминского межрайонного прокурора Иркутской области Л.К.Е., административного истца Тетерина В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата на должность мэра Зиминского городского муниципального образования Тетерина В.А. о признании незаконным и отмене решения Зиминской городской территориальной избирательной комиссии от * «О регистрации Б.И.С. кандидатом на должность мэра Зиминского городского муниципального образования», рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению кандидата на должность мэра Зиминского городского муниципального образования Тетерина В.А. о признании незаконным и отмене решения Зиминской городской территориальной избирательной комиссии от * «О регистрации Б.И.С. кандидатом на должность мэра Зиминского городского муниципального образования»,

у с т а н о в и л:

Тетерин В.А. обратился в суд с административным иском к Зиминской городской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным и отменить решение избирательной комиссии от * «О регистрации Б.И.С. кандидатом на должность мэра Зиминского городского муниципального образования».

В обоснование административного иска Тетерин В.А. указал, что решением Зиминской городской территориальной избирательной комиссии от *г. он был зарегистрирован кандидатом на должность мэра Зиминского городского муниципального образования.

Решением Зиминской городской территориальной избирательной комиссии от *г. кандидатом на ту же должность был зарегистрирован Б,И.С., выдвинутый в порядке самовыдвижения. Считает, что решение Зиминской городской территориальной избирательной комиссии от *г. "О регистрации Б.И.С. кандидатом на должность мэра Зиминского городского муниципального образования" нарушает его права, гарантированные ст. 19,32 Конституции РФ по следующим правовым основаниям.

В соответствии с ч.4 ст.** от *г. "О муниципальных выборах в **" лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей собственноручно указывает в подписном листе свои фамилию, имя отчество, дату рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, адрес места жительства, проставляет подпись и дату её внесения. Вопреки процитированной норме Закона в подписных листах кандидата на должность Зиминского городского муниципального образования Б,И.С. отсутствует подпись лица осуществлявшего сбор подписей избирателей.

В соответствии с п. 10 ч.9 ст.61 ОЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей.

В соответствии с п. 7 ч.1 ст. 63 03 основанием для отказа в регистрации кандидата является недостаточное количество достоверных подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата.

Административный истец Тетерин В.А. обратился в суд с дополнениями к исковому заявлению *, из которых следует, что на основании п. 2.2. статьи 33 ФЗ от 12.06. 2002 г. - ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской федерации» вмесите с заявлением о согласии баллотироваться в избирательную комиссию представляются копии документов, подтверждающие указанные в заявлении сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).
В пакете документов, представленных Б.И.С. И.С. в Зиминскую городскую ТИК для уведомления о выдвижении кандидатом на должность мэра Зиминского ГМО отсутствует какой- либо документ, подтверждающий указанные в заявлении на согласие баллотироваться, статус временно не работающего.

В соответствии с п.п. «б» п. 24 ст. 38 ФЗ 67- ФЗ, основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на которой должен рас сматриваться вопрос о регистрации кандидата документов необходимых в соответствии с настоящим федеральным законом иным законом.

Административный истец Тетерин В.А. в судебном заседании поддержал заявленные требования, пояснил, что в том пакете документов, представленном в городскую избирательную комиссию о выдвижении кандидатом на должность мэра Зиминского городского МО, отсутствуют документы подтверждающие его статус, обозначенный как временно не работающий. Б.И.С. не представил документы, такие как копию трудовой книжки, требования федерального закона п. 2.2. ст. 33 67- ФЗ носят обязательный характер и распространяются на всех кандидатов. Также при исследовании подписных истов установлено нарушение федерального закона, а именно : указано, что граждане поддерживают самовыдвижение кандидата на должность главы Мэра Зиминского городского муниципального образования, гр-на Б.И.С., слово «Мэр» записано с заглавной буквы. Таким образом, в подписных листах указана не соответствующая Уставу Зиминского городского муниципального образования должность. Просит удовлетворить его заявленные исковые требования.

Представитель административного ответчика - заместитель председателя **ной территориальной избирательной комиссии- Д.Н.С. предоставила письменные возражения на административный иск кандидата на должность мэра Зиминского городского муниципального образования, в которых пояснила, что, с доводами административного истца не согласна. Факт подтверждения данных в подписных листах кандидата Б.И.С. были заверены собственноручной подписью лица осуществляющего сбор подписей П.Е.Д. в виде фамилии «П.Е.Д.». Обоснованность подписи сборщика подтверждена нотариально заверенной копией паспорта, также предоставленными иными документами на заседании суда *г. самим сборщиком подписей П.Е.Д., следовательно ссылка административного истца на пп. «и» п. 6.4 ст. 38 ФЗ 67 ФЗ, предусматривающие признание недействительными всех подписей избирателей в случае нарушения формы подписного листа, несостоятельна.

Согласно ч. 8 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения).. изготавливаются и оформляются согласно приложению к Федеральному закону.

Данной формой в строке "кандидата на должность главы" предусмотрено наименование в соответствии с Уставом Зиминского городского муниципального образования.

В соответствии с ч. 1 ст. 26 Устава Зиминского городского муниципального образования

" 1. Структуру органов местного самоуправления составляют:

1) Мэр Зиминскогог городского муниципального образования - глава Зиминского городского муниципального образования, именуемый в настоящем Уставе как мэр города".

В данном случае Б.И.С. продолжил строку "кандидата на должность главы" указанием "Мэра Зиминского городского муниципального образования".

Форма представленных Б.И.С. подписных листов соответствует форме, установленной приложением к Федеральному закону № 67-ФЗ. В подписных листах И.С. Б.И.С. правильно указано наименование выборной должности, заполнены все обязательные к заполнению строки и графы. Указание слова "мэра" с прописной буквы, не свидетельствует о нарушении формы подписного листа.

Считаем, что по формальным подходам нет оснований для отказа в регистрации Б.И.С., что не порождает двоякого толкования, не создает препятствий для проверки достоверности подписей. Доводы административного истца являются надуманными и необоснованными.

В порядке ст. ст. 33, 34 Федерального закона № 67-ФЗ И. С. Б.И.С. письменно уведомил Зиминскую городскую территориальную избирательную комиссию о своем выдвижении на должность мэра Зиминского городского муниципального образования в порядке самовыдвижения. В данном заявлении сообщил о себе необходимые сведения, в том числе в графе о месте работы как временно не работающий. В приложении к Федеральному закону № 67-ФЗ установлена форма подписного листа, где кандидат, помимо прочего указал о себе как о "временно не работающем".

Данные сведения не вводят избирателей в заблуждение и позволяют однозначно трактовать статус кандидата Б.И.С. как временно не работающего, в связи, с чем не могут быть признаны недостоверными, не соответствующими действительности.

Отсутствие подтверждающего документа о статусе "временно неработающий", не может быть признано существенным недостатком избирательных документов и служить достаточным основанием к отказу в регистрации кандидата Б.И.С. И.С.

Ни Федеральный закон № 67-ФЗ, ни Областной закон не содержит императивных предписаний по документальному подтверждению статуса "временно неработающий". Сам по себе статус "временно не работающий" не способен ввести избирателей в заблуждение относительно личности кандидата и повлиять на выбор избирателей.

Таким образом, доводы заявителя о несоблюдении требований избирательного законодательства, а именно, о том, что кандидатом Б.И.С. в Зиминскую городскую территориальную избирательную комиссию представлены документы, оформленные с нарушением избирательного законодательства необоснованны.Просит суд отказать в удовлетворении административного искового заявления Тетрина В.А. на решение Зиминской городской территориальной избирательной комиссии «О регистрации Б.И.С. кандидатом на должность мэра Зиминского городского муниципального образования» от *.

Заинтересованное лицо Б.И.С. В.А. в судебное заседание не явился, направил в суд ходатайство, согласно которого просил рассмотреть административное дело в его отсутствие, заявленные исковые требования Тетерина В.А. не поддерживает.

Выслушав лиц, участвующих в судебном заседании, изучив материалы административного дела, выслушав заключение старшего помощника Зиминского межрайонного прокурора Л.К.Е., полагавшего, что заявленное требование административного истца не подлежит удовлетворению, подписные листы удостоверены надлежащим лицом с указанием фамилии, имени, отчества гр. П.Е.Д. даты рождения, места жительства, данных паспорта, ее подписи..Также считает не существенным нарушением написание в подписных листах слова «мэр» Зиминского городского муниципального образования с заглавной буквы.

Суд, выслушав лиц участвующих в деле, изучив письменные документы, оценивая доказательства по правилам ст. 84 КАС РФ, суд приходит к следующему.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, решением Думы Зиминского городского муниципального образования от * назначены досрочные выборы на должность мэра Зиминского городского муниципального образования на *.

Данное решение было официально опубликовано 06.04.2016 г. в газете « Новая Приокская правда» № 13 (155).

Постановлением избирательной комиссии Иркутской области № 108/1221 от 11.01.2007 года полномочия избирательной комиссии Зиминского городского муниципального образования возложены на Зиминскую территориальную избирательную комиссию.

Решением Избирательной комиссии Иркутской области № 43/530 от 10.12.2010 г. сформирована Зиминская городская территориальная избирательная комиссия.

Решением Избирательной комиссии Иркутской области № 99/1124 от 10.12.2015 г. назначена на должность председателя Зиминской городской территориальной избирательной комиссии - Б.С.А.

Б.И.С. И.С. решением Зиминской городской территориальной избирательной комиссии от * зарегистрирован кандидатом на должность мэра Зиминского городского муниципального образования.

Тетерин В.А. решением Зиминской городской территориальной избирательной комиссии от * зарегистрирован кандидатом на должность мэра Зиминского городского муниципального образования.

В соответствии ч.4 ст. 32, ч.2 ст. 34, ч.1, ч.4, ч.8 ст. 62 Закона Иркутской области № 116-ОЗ от 11 ноября 2011 года «О муниципальных выборах в Иркутской области», при подготовке и проведении выборов главы муниципального образования избирательная комиссия муниципального образования: принимает документы, необходимые для выдвижения кандидата на должность главы муниципального образования, проверяет соблюдение порядка такого выдвижения; проверяет достоверность сведений, представленных кандидатами и избирательными объединениями для выдвижения кандидатов; регистрирует кандидатов, аннулирует регистрацию выбывших зарегистрированных кандидатов; регистрирует доверенных лиц кандидатов, выдает им удостоверения; регистрирует уполномоченных представителей кандидатов по финансовым вопросам;

В соответствии ст. 59 Закона Иркутской области № 116-ОЗ от 11 ноября 2011 года «О муниципальных выборах в Иркутской области», для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов в соответствующую избирательную комиссию не позднее чем за 40 дней до дня голосования (до 18 часов по местному времени) должны быть представлены документы, предусмотренные соответственно частями 2 или 3 настоящей статьи.

Избирательная комиссия не вправе ограничивать доступ кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения в занимаемое ею помещение или отказывать указанным лицам в приеме избирательных документов, необходимых для регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов, если такие документы представлены до истечения срока, указанного в настоящей части.

Для регистрации кандидата на должность главы муниципального образования в избирательную комиссию муниципального образования, а для регистрации кандидата в депутаты представительного органа муниципального образования, выдвинутого по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, - в окружную избирательную комиссию соответствующего избирательного округа кандидатом должны быть представлены следующие избирательные документы: подписные листы с подписями избирателей в поддержку выдвижения кандидата (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей); протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе, а также в машиночитаемом виде (если в поддержку выдвижения кандидата осуществлялся сбор подписей); сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии со статьями 49 - 52 настоящего Закона (если такие изменения имеются); первый финансовый отчет кандидата (за исключением предусмотренного частью 1 статьи 84 настоящего Закона случая несоздания кандидатом избирательного фонда); при проведении выборов главы муниципального района, городского округа - уведомление, предусмотренное абзацем вторым части 4(1) настоящей статьи. При проведении выборов главы муниципального района, городского округа кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов. При проведении выборов главы муниципального района, городского округа кандидат представляет в избирательную комиссию муниципального образования вместе с иными документами, необходимыми для его регистрации, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

В соответствии ч.2 ст. 60 Закона Иркутской области № 116-ОЗ от 11 ноября 2011 года «О муниципальных выборах в Иркутской области», избирательная комиссия муниципального образования, при проведении выборов главы муниципального района, городского округа избирательная комиссия муниципального образования проверяет выполнение кандидатом требований, предусмотренных абзацем первым части 4(1) статьи 59 настоящего Закона. Указанная проверка осуществляется по основаниям, установленным Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

Согласно ч.1 ст. 62. Закона Иркутской области № 116-ОЗ от 11 ноября 2011 года «О муниципальных выборах в Иркутской области», избирательная комиссия муниципального образования в течение десяти дней со дня приема документов, необходимых для регистрации кандидата на должность главы муниципального образования, муниципального списка кандидатов, обязана принять решение о регистрации этого кандидата, муниципального списка кандидатов либо мотивированное решение об отказе в регистрации по основаниям, предусмотренным частями 1, 2 статьи 63 настоящего Закона. При этом перед принятием решения о регистрации муниципального списка кандидатов избирательная комиссия муниципального образования при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи 63 настоящего Закона, своим решением исключает отдельных кандидатов из указанного списка.

Согласно ч.4 ст. 62. Закона Иркутской области № 116-ОЗ от 11 ноября 2011 года «О муниципальных выборах в Иркутской области», в решении избирательной комиссии о регистрации кандидата указываются сведения об этом кандидате, предусмотренные частью 3 статьи 57 настоящего Закона, а также дата и время (в часах и минутах) регистрации.

Согласно ч.8 ст. 62 Закона Иркутской области № 116-ОЗ от 11 ноября 2011 года «О муниципальных выборах в Иркутской области», решение избирательной комиссии о регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, муниципального списка кандидатов может быть обжаловано в суд в соответствии с федеральным законодательством.

В соответствии с ч.1, ч.2, ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, избиратели, участники референдума вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие избирательные права этих граждан или их право на участие в референдуме.

Кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.

Согласно ч.10, ч. 11 ст. 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением об оспаривании решения избирательной комиссии о заверении списка кандидатов, об отказе в заверении списка кандидатов, о регистрации кандидата, списка кандидатов, об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, избирательное объединение, в отношении которых вынесено такое решение, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого заверен или зарегистрирован по тому же избирательному округу.

С административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.

В соответствии с ч.4 и ч.5 ст. 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации кандидата, списка кандидатов, инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, об отказе в такой регистрации, о заверении списка кандидатов, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, об отказе в этом заверении, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.

Административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования.

Согласно ч. 6 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо собрать в поддержку инициативы проведения местного референдума, устанавливается законом и не может превышать 5 процентов от числа участников референдума, зарегистрированных на территории проведения референдума в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 25 подписей.

Согласно ч.5 ст.37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда, фонда референдума. На выборах в органы местного самоуправления, при выдвижении инициативы проведения местного референдума подписи могут собираться со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата, заверения списка кандидатов, регистрации инициативной группы по проведению референдума. Установленный законом субъекта Российской Федерации период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, должен составлять не менее 30 дней, а период, в который могут собираться подписи в поддержку инициативы проведения местного референдума, - не менее 20 дней.

В соответствии ч.6 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов, или среди участников референдума, обладающих правом на участие в соответствующем референдуме. Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей, участников референдума в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается. Подписи, собранные с нарушением положений настоящего пункта, являются недействительными.

В соответствии ч.7 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", право сбора подписей избирателей, участников референдума принадлежит гражданину Российской Федерации, достигшему к моменту сбора подписей возраста 18 лет и не признанному судом недееспособным. Кандидат, избирательное объединение, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума могут заключать с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, участников референдума, договор о сборе подписей. Оплата этой работы осуществляется только из средств избирательного фонда кандидата, избирательного объединения, фонда референдума, созданного инициативной группой по проведению референдума.

В соответствии ч.8 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", форма подписного листа для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на должность главы муниципального образования - согласно приложению 6 к настоящему Федеральному закону. Подписные листы для сбора подписей участников референдума в поддержку инициативы проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума изготавливаются и оформляются по форме согласно приложению 9 к настоящему Федеральному закону. Форма подписного листа с подписями избирателей в поддержку выдвижения членов выборного органа местного самоуправления, порядок его заполнения и заверения, порядок проверки подписей избирателей и основания признания подписей избирателей недостоверными и (или) недействительными устанавливаются законом субъекта Российской Федерации.

Согласно ч.7 ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными, с указанием оснований (причин) признания их таковыми. Копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседания комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведении референдума. В случае, если проведенная комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктами "г.1" и "д" пункта 24 или подпунктами "в.1" и "г" пункта 25 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума вправе получить в комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, о результатах выдвижения инициативы проведения референдума. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.

В соответствии ч.12 ст. 37 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", каждый подписной лист должен быть заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, участников референдума, собственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.

Согласно п. з, ч. 6.4, ст. 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 05.04.2016) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", недействительными признаются все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе в случае, если подписной лист не заверен собственноручно подписями лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, либо если хотя бы одна из этих подписей недостоверна, либо если подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, не достигшим к моменту сбора подписей возраста 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным, либо если не указана или не внесена собственноручно хотя бы одна из дат заверения подписного листа, либо если в сведениях о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, и (или) в дате внесения подписи указанным лицом, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума имеются исправления, специально не оговоренные соответственно лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, участников референдума, кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, о кандидате, об уполномоченном представителе избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, уполномоченном представителе инициативной группы по проведению референдума указаны в подписном листе не в полном объеме или не соответствуют действительности, либо если сведения о лице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, участников референдума, не внесены им собственноручно либо внесены нерукописным способом или карандашом;

В соответствии с пунктом 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного Федерального закона, иных требований, предусмотренных данным Федеральным законом, иным законом.

В соответствии с ч. 4 ст. 57 Закона Иркутской области от 11 ноября 2011г. № 116-03 "О муниципальных выборах в Иркутской области" лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей собственноручно указывает в подписном листе свои фамилию, имя отчество, дату рождения, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа, адрес места жительства, проставляет подпись и дату её внесения.

Судом установлено, что кандидат должность мэра Зиминского городского муниципального образования Б.И.С. И.С. предоставил в Зиминскую городскую ТИК подписные листы, в количестве 31, количество подписей 137.

В указанных документах, представленных кандидатом должность мэра Зиминского городского муниципального образования Б.И.С. И.С. каждый подписной лист заверен подписью лица, осуществлявшего сбор подписей избирателей, подписью кандидата. При заверении подписного листа лицо, осуществлявшее сбор подписей избирателей, указало свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адрес места жительства, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также имеется подпись и дату ее внесения - П.Е.Д.,* года рождения, **, паспорт <данные изъяты>, подпись - П.Е.Д., дата -*.

Свидетель П.Е.Д. в судебном заседании пояснила, что собирала подписи избирателей на кандидата на должность мэра Зиминского городского муниципального образования Б,И.С.. Строки «подписной лист удостоверяю…» она подписывала в соответствии с требованиями федерального закона, она расписывается всегда в виде полного написания своей фамилии «П.Е.Д.». Данная подпись в виде полного написания своей фамилии у нее стоит в паспорте, заграничном паспорте, иных документах.

В судебном заседании были исследованы документы подписанные, П.Е.Д.

В заграничном паспорте на имя П.Е.Д., в графе подпись владельца- указано « П.Е.Д.».

Из кредитного договора от *г. заключенного между ОАО «Сбербанк России» и П.Е.Д., на каждой из страниц договора, также на последней странице договора, указана подпись заёмщика «П.Е.Д.»

Согласно договора купли- продажи квартиры от *г. стороной которого является П.Е.Д., подпись покупателя П.Е.Д. указана в виде написания слова «П.Е.Д.».

Следовательно, нельзя согласиться с доводами административного истца Тетерина В.А. об отсутствии в подписных листах кандидата на должность мэра Зиминского городского муниципального образования Б,И.С. подписи лица осуществлявшего сбор подписей избирателей и в соответствии с п. 10 ч.9 ст.61 ОЗ признании недействительными всех подписей избирателей в подписном листе, что могло бы в соответствии с п. 7 ч.1 ст. 63 ОЗ послужить основанием для отказа в регистрации кандидата.

В судебном заседании исследовался Устав Зиминского городского муниципального образования в редакции решения Зиминской городской Думы от 24.03. 2016. .

В главе 4 указанного Устава в статье 26 ч.1 пункт 1 « Структура и наименование органов местного самоуправления», структуру и наименование органов местного самоуправления составляют : Мэр Зиминского городского муниципального образования - глава Зиминского городского муниципального образования, именуемый в настоящем Уставе как мэр города.

Доводы административного истца Тетерина В.А. о неверном написании должности главы городского муниципального образования, слова мэр с большой буквы в подписных листах кандидата Б.И.С. нарушает Устав Зиминского городского муниципального образования является несостоятельными, данные нарушения в оформлении подписного листа не являются значительными.

В силу ст. 57 ч.1 Закона Иркутской области… от11.11. 2011 № 116 ФЗ, 1. Сбор подписей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидата на должность главы муниципального образования осуществляется посредством их внесения в подписные листы, изготовленные по форме, установленной в приложении 2 к настоящему Закону.

На основании части 3 указанного областного Закона, подписной лист должен содержать следующие сведения о кандидате:

1) фамилия, имя и отчество;

11) сведения о гражданстве;

2) дата рождения;

3) основное место работы или службы кандидата, занимаемая им должность, а в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий кандидата (документально подтвержденная деятельность кандидата, приносящая ему доход, а также статус неработающего кандидата: пенсионер, безработный, обучающийся (с указанием наименования организации, осуществляющей образовательную деятельность), домохозяйка, временно неработающий); если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа;

(в ред. Законов Иркутской области от 07.11.2012 № 118-ОЗ, от 14.01.2014 № 6-ОЗ)

Таким образом, как областной закон так и федеральный законы. регламентирующие регистрацию кандидатов на выборах, не содержат указания на обязательное подтверждение факта отсутствия временно у лица работы. По смыслу указанной статьи лицу, имеющему место работы или службы, имеющему занятие, вид деятельности необходимо подтвердить свой статус в том случае, если работа приносит ему доход. Также учащемуся необходимо подтвердить, в каком образовательном учреждении он обучается.

Суд считает, что кандидат, имеющий статус временно не работающего, не должен быть ущемлен в своих гражданских правах. В законе не содержится императивных требований подтверждать документами свой статус временно не работающего лица.

Суд не усматривает нарушение прав кандидата на должность Зиминского городского муниципального образования Тетерина В.А., гарантированных ст. 19, 32 Конституции РФ по данным правовым основаниям. Суд также не усматривает нарушения прав, свобод граждан избирателей.

Таким образом, Б.И.С. И.С. были соблюдены требования Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ "Об основных га­рантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Россий­ской Федерации", Закона Иркутской области от 11 ноября 2011г. № 116-03 "О муниципальных выборах в Иркутской области".

Доказательств, свидетельствующих о принятии Зиминской городской территориальной избирательной комиссией решения о регистрации Б.И.С. И.С. кандидатом на должность мэра Зиминского городского муниципального образования в противоречие закону Иркутской области № 116-ОЗ от 11 ноября 2011 года «О муниципальных выборах в Иркутской области», в противоречие требованиям федерального законодательства, влекущего его признание незаконным и отмене, материалы дела не содержат.

Таким образом, суд приходит к выводу, что в условиях отсутствия доказательств подтверждающих обоснованность заявленных требований, административный иск кандидата на должность мэра Зиминского городского муниципального образования Тетерина В.А. удовлетворению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-177, 243,244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления кандидата на должность мэра Зиминского городского муниципального образования Тетерина В.А., о признании незаконным и отмене решения Зиминской городской территориальной избирательной комиссии от * «О регистрации Б.И.С. кандидатом на должность мэра Зиминского городского муниципального образования» отказать.

Разъяснить сторонам, что мотивированное решение будет изготовлено в Зиминском городском суде в срок не позднее *

Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Зиминский городской суд ** в течение 5 дней со дня изготовления полного текста решения.

Судья Т.А. Соболева

Мотивированное решение в Зиминском городском суде изготовлено *г.

Судья Т.А. Соболева