ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-695/2021 от 10.11.2021 Веневского районного суда (Тульская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

10 ноября 2021 года г. Венев

Веневский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Стукаловой О.А.,

при секретаре Макаровой С.Ю.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> к администрации муниципального образования <адрес> о признании бездействия, выразившегося в не передаче права пользования объектами недвижимого муниципального имущества для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения в соответствии с требованиями закона о концессионных соглашениях, незаконными, обязании обеспечить передачу права пользования объектами недвижимого муниципального имущества,

у с т а н о в и л:

прокурор Веневского района Тульской области обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Веневский район о признании бездействия, выразившегося в не передаче права пользования объектами недвижимого муниципального имущества для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения в соответствии с требованиями закона о концессионных соглашениях, незаконными, обязании обеспечить передачу права пользования объектами недвижимого муниципального имущества.

В обоснование исковых требований ссылается на то, что муниципальное образование Веневский район является собственником следующего недвижимого имущества:

- нежилого здания котельной общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес> ( год постройки – 1989, собственность от 24 марта 2016 года);

- нежилого здания котельной общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (год подстройки – А1-1983, А2-1987, собственность от 27 марта 2012 года);

- трубопровода тепловой протяженностью <данные изъяты> м, расположенного по адресу: <адрес> (год постройки – 1973, собственность от 10 августа 2011 года).

Указанные объекты теплоснабжения преданы по договору хранения от 13 августа 2015 года на хранение с правом пользования ООО «ТеплоРесурс». К вышеуказанному договору заключено 2 дополнительных соглашения: от 15 ноября 2017 года в части условий продления договора и от 28 октября 2019 года в части дополнения перечня объектов, переданных по договору, и п. 5.5 в части сроков действия договора.

Статьей 13 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» определено, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Вместе с тем, вышеуказанное имущество передано ООО «ТеплоРесурс» для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения без проведения конкурсных процедур, что является нарушением названного закона.

Администрацией муниципального образования Веневский район вышеуказанные объекты теплоснабжения переданы ООО «ТеплоРесурс», срок ввода которых в эксплуатацию составляет свыше пяти лет, находящиеся в муниципальной собственности на основании договора хранения от 13 августа 2015 года в нарушение статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», поскольку указанный договор хранения объектов теплоснабжения, находящихся в муниципальной собственности заключен не по результатам проведения конкурса на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры (пункт 5).

В ходе проверки установлено, что администрацией муниципального образования Веневский район на протяжении длительного периода времени не в полном объеме приняты меры по передаче права пользования объектами недвижимого муниципального имущества для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения в соответствии с требованиями закона о концессионных соглашениях.

Так, постановлением администрации муниципального образования Веневский район от 05 февраля 2020 года «Об утверждении перечня объектов теплоснабжения, в отношении которых планируется заключение концессионного соглашения в 2020 году» сформирован перечень с максимально подробным описанием объектов концессионного соглашения и иного имущества, планируемых к передаче в концессию в 2020 году, проведены мероприятия по организации публичных слушаний по внесению изменений в схему теплоснабжения на территории муниципального образования Грицовское Веневского района, постановлением администрации муниципального образования от 12 августа 2020 года утверждена схема теплоснабжения муниципального образования Грицовское Веневского района, на протяжении длительного времени проводятся мероприятия по подготовке конкурсной документации.

В настоящее время конкурсная документация в полном объеме не подготовлена, соответственно конкурсные процедуры не объявлены.

Таким образом, администрацией муниципального образования Веневский район нарушены требования статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и положения Федерального закона «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ.

Устранение выявленных нарушений способствует профилактике коррупции в сфере распоряжения муниципальной собственностью.

Просит суд признать бездействия администрации муниципального образования Веневский район, выразившиеся в не передачи права пользования нижеуказанными объектами недвижимого муниципального имущества для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения в соответствии с требованиями закона о концессионных соглашениях, незаконными.

Обязать администрацию муниципального образования Веневский район обеспечить передачу права пользования объектами недвижимого муниципального имущества:

- нежилого здания котельной общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес> ( год постройки – 1989, собственность от 24 марта 2016 года);

- нежилого здания котельной общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (год подстройки – А1-1983, А2-1987, собственность от 27 марта 2012 года);

- трубопровода тепловой протяженностью <данные изъяты> м, расположенного по адресу: <адрес> (год постройки – 1973, собственность от 10 августа 2011 года), для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения в соответствии с требованиями закона о концессионных соглашениях.

В дальнейшем истец уточнил исковые требования в части срока передачи права пользования объектами недвижимого муниципального имущества для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения в соответствии с требованиями закона о концессионных соглашениях в срок до 1 сентября 2022 года.

Представитель административного истца заместитель прокурора Веневского района Тульской области Шутова О.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила их удовлетворить.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Веневский район по доверенности Андреева А.Н. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований в полном объеме по основаниям, изложенным в письменных возражениях. Ссылалась на то, что действующее законодательство не содержит запрета на передачу и закрепление имущества на праве хозяйственного ведения или оперативного управления за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями. Наложение обязанности на муниципальное образование заключить концессионное соглашение ограничивает права собственника имущества распоряжаться принадлежащим имуществом по своему усмотрению в рамках, установленных законом. Кроме того, граждане, проживающие на территории <адрес> и <адрес> не будут являться стороной концессионного соглашения, инвестиций в их адрес не предполагается, следовательно, и отсутствие указанного соглашения никоим образом не нарушает права и законные интересы граждан. Принятие решения о заключении концессионного соглашения на объекты, принадлежащие муниципальному образованию, с учетом лимитов бюджетных обязательств, относится к исключительной компетенции данного муниципального образования.

Администрацией муниципального образования Веневский район прорабатывается вопрос передачи в концессию объектов теплоснабжения, расположенных на территории муниципального образования Грицовское, однако, возникает ряд проблем, из-за которых передача в концессию откладывается. Подготовка документов для заключения концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, централизованных систем горячего водоснабжения, отдельных объектов таких систем является длительным процессом.

Тепловой трубопровод протяженностью <данные изъяты>, 1973 года постройки, расположенный в <адрес>, технологически и функционально связан с котельной <данные изъяты>, принадлежащей <данные изъяты>, в связи с чем ООО «Вектор» имеет преимущественное право на передачу права пользования. Нежилое здание котельной, площадью <данные изъяты> кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, 1989 года постройки, было реконструировано, год завершения реконструкции – 2019. Для оформления права собственности поставлен на учет как бесхозяйный 24 июня 2021 года, котельная поставляет тепло в <данные изъяты> Объект не может быть объектом концессионного соглашения, так как ему менее 5 лет.

Выслушав доводы сторон, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

Судом установлено, что муниципальное образование Веневский район является собственником следующего недвижимого имущества:

- нежилого здания котельной общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенного по адресу: <адрес> ( год постройки – 1989, собственность от 24 марта 2016 года);

- нежилого здания котельной общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенного по адресу: <адрес> (год подстройки – А1-1983, А2-1987, собственность от 27 марта 2012 года);

- трубопровода тепловой протяженностью <данные изъяты> м, расположенного по адресу: <адрес> (год постройки – 1973, собственность от 10 августа 2011 года).

Указанные объекты теплоснабжения преданы по договору хранения от 13 августа 2015 года на хранение с правом пользования <данные изъяты>. К вышеуказанному договору заключено 2 дополнительных соглашения: от 15 ноября 2017 года в части условий продления договора и от 28 октября 2019 года в части дополнения перечня объектов, переданных по договору, и п. 5.5 в части сроков действия договора.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Федеральный закон № 115-ФЗ) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Согласно пункту 11 части 1 статьи 4 Федерального закона № 115-ФЗ объектами концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем.

Согласно п. 4.1 части 4 статьи 3 Федерального закона № 115-ФЗ передача концедентом концессионеру объекта концессионного соглашения осуществляется по подписываемому сторонами концессионного соглашения акту приема-передачи.

Статьей 13 Федерального закона № 115-ФЗ определено, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 1 статьи 21 Федерального закона № 115-ФЗ конкурс на право заключения концессионного соглашения (далее - конкурс) может быть открытым (заявки на участие в конкурсе могут представлять любые лица) или закрытым (заявки на участие в конкурсе могут представлять лица, которым направлены приглашения принять участие в таком конкурсе в соответствии с решением о заключении концессионного соглашения).

Положениями статей 22, 23, 24, 25, 26, 27 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрен порядок заключения концессионного соглашения: принятие решения о заключении концессионного соглашения, подготовка конкурсной документации, установление критерий конкурса, сообщение о проведении конкурса, представление заявок на участие в конкурсе.

В соответствии со статьей 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства Российской Федерации и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве) и законодательством Российской Федерации о приватизации случаев передачи прав на такие объекты (пункт 1).

В случае если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению (за исключением предоставления в соответствии с антимонопольным законодательством Российской Федерации указанных прав на такое имущество лицу, обладающему правами владения и (или) пользования сетью инженерно-технического обеспечения, в случае, если передаваемое имущество является частью соответствующей сети инженерно-технического обеспечения и данные часть сети и сеть являются технологически связанными в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности) (пункт 3).

Договоры аренды объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, заключаются по результатам проведения конкурсов на право заключения этих договоров в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры (пункт 5).

Согласно статьи 4 Устава муниципального образования Веневский район в редакции решения Собрания представителей муниципального образования Веневский район от 01 июня 2018 года к вопросам местного значения муниципального образования Веневский район относится владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности муниципального образования Веневский район (п. 3 ч. 1 ст. 4).

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 11 Устава в исключительной компетенции Собрания представителей муниципального образования находится определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 16 Устава к компетенции администрации муниципального образования относится обеспечение, исполнения решений органов местного самоуправления муниципального образования Веневский район по реализации вопросов местного значения.

Статьей 13 Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» определено, что концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения, за исключением случаев, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона.

Администрацией муниципального образования Веневский район объекты теплоснабжения, срок ввода в эксплуатацию которых составляет свыше пяти лет, находящиеся в муниципальной собственности, на основании договора хранения от 13 августа 2015 года переданы ООО «ТеплоРесурс» в нарушение статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении», поскольку указанный договор хранения заключен не по результатам проведения конкурса на право заключения этих договоров и в порядке, установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей и на условиях, указанных в конкурсной документации и в заявках на участие в таких конкурсах, поданных участниками торгов, с которыми заключаются эти договоры (пункт 5).

В ходе проверки, проведенной прокуратурой Веневского района Тульской области, установлено, что администрацией муниципального образования Веневский район на протяжении длительного периода времени не в полном объеме приняты меры по передаче права пользования объектами недвижимого муниципального имущества для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения в соответствии с требованиями закона о концессионных соглашениях.

Так постановлением администрации муниципального образования Веневский район от 05.02.2020 № 111 «Об утверждении перечня объектов теплоснабжения, в отношении которых планируется заключение концессионного соглашения в 2020 году» сформирован перечень с максимально подробным описанием объектов концессионного соглашения и иного имущества, планируемых к передаче в концессию в 2020 году, проведены мероприятия по организации публичных слушаний по внесению изменений в схему теплоснабжения на территории муниципального образования Грицовское Веневского района, постановлением администрации муниципального образования от 12 августа 2020 года № 627 утверждена схема теплоснабжения муниципального образования Грицовское Веневского района, на протяжении длительного времени проводятся мероприятия по подготовке конкурсной документации.

В настоящее время конкурсная документация в полном объеме не подготовлена, соответственно конкурсные процедуры не объявлены.

Таким образом, администрацией муниципального образования Веневский район нарушены требования статьи 28.1 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении» и положения Федерального закона «О концессионных соглашениях» от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ.

Административным ответчиком не оспаривалось, что с момента передачи спорных объектов в собственность муниципального образования концессионные соглашения не заключены.

В силу законодательства о концессионных соглашениях, с момента поступления имущества в собственность, администрация муниципального образования Веневский район обязана была незамедлительно в предусмотренном законом порядке предпринять меры по организации конкурса на право заключения концессионного соглашения, тем самым, выступив самостоятельно с инициативой о заключении концессионного соглашения и создав необходимые условия для заключения концессионного соглашения в наиболее ранние сроки.

Конкурсные процедуры для заключения концессионных соглашений в отношении спорных объектов административным ответчиком не проводились.

Доводы возражений стороны ответчика о том, что не заключение концессионного соглашения не повлекло нарушения жилищно-коммунальных прав граждан, а также о длительности процедуры подготовки необходимой документации для выполнения указанной обязанности не исключают необходимость выполнения муниципальным образованием прямого указания закона.

Учитывая недостаточность принятых административным ответчиком мер, направленных на определение лиц, в пользование которых могли быть переданы объекты в установленном законом порядке, суд приходит к выводу о том, что со стороны административного ответчика имеет место незаконное бездействие, нарушающее права и законные интересы неопределенного круга лиц - жителей, пользующихся услугами теплоснабжения предоставляемых посредством указанных объектов.

Доводы административного ответчика о невозможности передачи по договору концессии нежилого здания котельной, не нашли своего подтверждения в ходе судебного разбирательства, поскольку нежилое здание котельной в реконструированном виде не зарегистрировано как новый и самостоятельный объект недвижимости. Относительно объекта - теплового трубопровода, напротив, последний зарегистрирован в качестве самостоятельного объекта недвижимости и выступает в гражданском обороте как таковой.

Доводы административного ответчика о нарушении права органа местного самоуправления на самостоятельное решение вопросов местного значения являются несостоятельными, поскольку решение вопросов местного значения не может осуществляться административным ответчиком в нарушение вышеприведенных норм действующего законодательства.

Учитывая изложенное, суд считает требования административное исковое заявление прокурора Веневского района Тульской области к администрации муниципального образования Веневский район обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 177-180 КАС РФ,

р е ш и л:

административное исковое заявление прокурора Веневского района Тульской области к администрации муниципального образования Веневский район удовлетворить.

Признать бездействия администрации муниципального образования Веневский район, выразившиеся в не передаче права пользования объектами недвижимого муниципального имущества для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения в соответствии с требованиями закона о концессионных соглашениях, незаконными.

Обязать администрацию муниципального образования Веневский район обеспечить передачу права пользования объектами недвижимого муниципального имущества: нежилого здания котельной, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес> (, год постройки-1989, собственность от 24 марта 2016 года); нежилого здания котельной общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу<адрес> (год постройки- А1-1983, А2-1987, собственность от 27 марта 2021 года); трубопровода теплового протяженностью <данные изъяты> м., расположенного по адресу: <адрес> (год постройки- 1973, собственность от 10 августа 2011 года), для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 года № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» в срок до 1 сентября 2022 года.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Веневский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Председательствующий О.А. Стукалова