ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-695/2022 от 14.06.2022 Лысьвенского городского суда (Пермский край)

Дело № 2а-695/2022

59RS0028-01-2022-000896-77

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 июня 2022 года Лысьвенский городской суд Пермского края в составе судьи Ведерниковой Е.Н. при секретаре Наугольных Д.С., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Лысьве административное дело по административному иску Лысьвенского городского прокурора к администрации Лысьвенского городского округа Пермского края о признании бездействия незаконным и возложении обязанности устранить нарушения

УСТАНОВИЛ:

Лысьвенский городской прокурор в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным заявлением к администрации Лысьвенского городского округа с требованием о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по демонтажу, вывозу и ликвидации отходов IV класса опасности, расположенных на земельном участке с северо-западной стороны в края с координатами места расположения и возложении обязанности в срок до 01.10.2022 произвести демонтаж, вывоз и ликвидацию отходов IV класса опасности, расположенных на земельном участке с северо-западной стороны в края с координатами места расположения

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе проведенной по заявлению ФИО4 проверки соблюдения требований законодательства об отходах производства и потребления, были выявлены нарушения законодательства, регламентирующего порядок обращения с отходами, администрацией Лысьвенского городского округа. Установлено, что на земельном участке с координатами расположенном с северо-западной стороны в края имеется игровая площадка, выполненная с использованием автомобильных отработанных шин (код ). Использование отходов – отработанных автомобильных шин для целей благоустройства законодательством Российской Федерации не предусмотрено. По итогам проверки, 09.08.2021 главе городского округа ФИО5 было вынесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах потребления. 15.04.2022 прокуратурой проведена проверка по контролю устранения нарушений, изложенных в представлении от 09.08.2022, в ходе которой установлено, что до настоящего времени нарушения не устранены. В связи с отнесением отработанных автомобильных шин к отходам IV класса опасности, нахождение их на земле создает угрозу причинения вреда окружающей среде, санитарно-эпидемиологическому благополучию населения. Просил признать незаконным бездействие администрации Лысьвенского городского округа, выразившееся в непринятии мер по демонтажу, вывозу и ликвидации отходов IV класса опасности, расположенных на земельном участке с северо-западной стороны в края с координатами места расположения и возложить обязанность в срок до 01.10.2022 произвести демонтаж, вывоз и ликвидацию отходов IV класса опасности, расположенных на земельном участке с северо-западной стороны в края с координатами места расположения .

В судебном заседании помощник Лысьвенского городского прокурора Пермского края Гурьев П.А. исковые требования поддержал, пояснил, что в прокуратуру поступило обращение ФИО4 о том, что на придомовой территории с южной и северной стороны многоквартирного дома по , расположены объекты благоустройства, в том числе детская площадка, из отработанных автомобильных шин. В ходе проведенной проверки было установлено, что на придомовой территории многоквартирного дома с юго-восточной стороны расположены цветочные клумбы в количестве 37 штук, выполненные из автомобильных отработанных шин. С северно-восточной стороны дома расположена игровая площадка и цветочные клумбы, выполненные из отработанных автомобильных шин. В связи с отнесением отработанных автомобильных шин к отходам IV класса опасности в адрес управляющей многоквартирным домом организации и администрации Лысьвенского городского округа вынесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах потребления. Управляющей организацией представление прокурора исполнено, с принадлежащей многоквартирному дому территории, убраны отработанные шины, главой администрации Лысьвенского городского округа представление не исполнено. Поскольку земельный участок на котором расположена игровая площадка из отработанных автомобильных шин расположен на территории городского округа, относится к землям государственная собственность на которые не разграничена, использование отходов – отработанных шин для целей благоустройства не предусмотрено, и создает угрозу причинения вреда окружающей среде и санитарно-эпидемиологическому благополучию населения, администрация Лысьвенского городского округа обязана устранить нарушения действующего законодательства, осуществить демонтаж, вывоз и ликвидацию отходов. Более того, постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды глава городского округа привлечен к административной ответственности за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ.

Представитель административного ответчика – администрации Лысьвенского городского округа Журавлева О.Ю. в судебном заседании с административным иском не согласна, поскольку администрация собственником детской площадки из отработанных шин не является. Кроме того, согласно ГОСТ Р 54095-2010 автомобильные шины, а также материалы из которых они изготовлены, в обычных условиях не представляют угрозы для здоровья, так как они не токсичны, не являются взрыво- или пожароопасными, и могут быть использованы для создания, в том числе, детских площадок. Полагает, что наличие детской площадки облагораживает внешний вид города, жители дома по неоднократно получали грамоты в конкурсах по благоустройству города.

Привлеченный судом к участию в деле в качестве заинтересованного лица представитель УК «Микрорайон ленинский» Пирожников Д.В. в судебном заседании пояснил, что земельный участок на котором расположена игровая площадка из отработанных автомобильных шин не является общим имуществом многоквартирного дома по , находится за пределами придомовой территории многоквартирного дома. Кто и когда возвел детскую площадку из автомобильных шин управляющей компании не известно.

Выслушав прокурора, представителя административного ответчика, представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд считает требования подлежащими удовлетворению, при этом суд исходил из следующего.

Согласно ст. 42 Конституции РФ каждому гарантировано право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.

Согласно ст. 11 Федерального закона N 7-ФЗ от 10.01.2002 "Об охране окружающей среды" каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.

Согласно ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.

В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия (пп. 2 п. 2 ст. 13 Земельного кодекса Российской Федерации).

Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации).

В силу ч.2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации» распоряжение земельными участками, расположенными на территории городского округа и государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления.

Согласно ст. 51 Федеральный закон от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещаются: сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву; размещение отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

По правилам, установленным ст. 13 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

Организация деятельности по сбору (в том числе раздельному сбору), транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов на территориях муниципальных образований осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом.

В соответствии со ст.16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к вопросам местного значения и полномочиям органов местного самоуправления городского округа относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, организация мероприятий по охране окружающей среды.

Согласно п. 27 ст. 7 устава Муниципального образования «Лысьвенский городской округ» к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Анализ вышеприведенных норм свидетельствует о том, что положения действующего законодательства направлены на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.

Как следует из материалов дела, в Лысьвенскую городскую прокуратуру поступило заявление жительницы дома по адресу: ФИО4 с просьбой принять меры по разрешению ситуации с нахождением на придомовой территории автомобильных покрышек (л.д. 7).

На основании данного заявления прокуратурой проведена проверка по результатам которой установлено, что на земельном участке с координатами месторасположения с северо-западной стороны в края расположена игровая площадка, выполненная с использованием автомобильных шин. Использование отходов – отработанных автомобильных шин для целей благоустройства законодательством Российской Федерации не предусмотрено. Данный факт подтверждается фототаблицей (л.д. 37-40), справкой от 15.04.2022 (л.д. 36) и не оспаривался в судебном заседании ответчиком.

Земельный участок на котором расположена игровая площадка является участком государственная собственность на который не разграничена (л.д. 53).

Главе городского округа – главе администрации Лысьвенского городского округа 09.08.2021 прокурором внесено представление об устранении нарушений законодательства об отходах потребления (л.д. 19).

По состоянию на 15.04.2022 представление прокурора не удовлетворено.

Согласно ст. 4.1 Федерального закона от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:I класс - чрезвычайно опасные отходы;II класс - высокоопасные отходы;III класс - умеренно опасные отходы;IV класс - малоопасные отходы;V класс - практически неопасные отходы.

В соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, утвержденным приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 отходы шин, покрышек, камер автомобильных относятся к IV классу опасности (код 9 21 100 00 00 0).

Приказом Минприроды России от 11.06.2021 N 399 "Об утверждении требований при обращении с группами однородных отходов I - V классов опасности" утверждены требования при обращении с группой однородных отходов - отходов "Отходы шин, покрышек, камер".

Согласно п. 69-70 Приказа отходы шин подлежат сбору, накоплению, хранению, транспортированию, утилизации, обезвреживанию, условия и способы которых должны обеспечивать безопасность окружающей среды и здоровья человека.

Отходы шин подлежат накоплению отдельно от других отходов. Не допускается смешивать отходы шин с иными отходами производства и потребления, в том числе с твердыми коммунальными отходами. Не допускается осуществлять сброс отходов шин в водные объекты, на водосборные площади, на почву.

Накопление, хранение отходов шин осуществляются соответственно в местах (площадках) накопления отходов, на специализированных объектах хранения, представляющих собой помещения или крытые площадки, имеющие ограждение, оснащенные средствами пожаротушения, в которые исключен доступ посторонних лиц. Допускается хранение отходов шин на открытых площадках при условии их укрытия влагостойкими материалами ( п. 75).

Таким образом, судом установлено, что на земельном участке с координатами расположенном с северо-западной стороны в края, на земле государственная собственность на которую не разграничена, расположена игровая площадка, выполненная с использованием отработанных автомобильных шин. В связи с отнесением отработанных автомобильных шин к отходам IV класса опасности их накопление, хранение в силу действующего законодательства должно осуществляться в местах (площадках) накопления отходов, на специализированных объектах хранения, представляющих собой помещения или крытые площадки, имеющие ограждение, оснащенные средствами пожаротушения, в которые исключен доступ посторонних лиц. Административным ответчиком в нарушение ч.1 ст. 34, ч. 1,2 ст. 51 Федерального закона № 7-ФЗ, ст. ст. 12-13, 42 Земельного кодекса РФ, п. 11 ч.1 ст. 16 Федерального закона № 131 ФЗ не организован надлежащим образом процесс сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, выявленные нарушения на момент рассмотрения дела не устранены.

Постановлением государственного инспектора РФ в области охраны окружающей среды Западно-Уральского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 07.06.2022 Глава городского округа- глава администрации Лысьвенского городского округа Пермского края признан виновным в совершении административного правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования в области охраны собственности по ч.1 ст. 8.2 КоАП РФ, выразившегося в несоблюдении требований в области охраны окружающей среды при сборе, накоплении, транспортировании, обработке, утилизации или обезвреживании отходов производства и потребления, за исключением случаев, предусмотренных ст. 8.2.3 КоАП РФ (л.д. 84).

При таких обстоятельствах, заявленный прокурором на основании ст. 39 КАС РФ иск, направленный в защиту неопределенного круга лиц, ответственность перед которыми за решение вопросов местного значения возложена на Администрацию Лысьвенского городского округа подлежит удовлетворению.

Доводы административного ответчика о том, что администрация не вправе распоряжаться автомобильными шинами, поскольку собственником детской площадки не является, не могут быть приняты во внимание, поскольку организация сбора и вывоза мусора относится к вопросам местного значения. Доказательств принадлежности автомобильных шин кому-либо на праве собственности, суду не представлено.

Также не могут быть признаны обоснованными доводы административного ответчика о том, что согласно требованиям ГОСТ Р 54095-2010 автомобильные шины могут быть использованы для создания детских площадок, поскольку данный ГОСТ устанавливает требования к утилизации отработавших автомобильных шин, с целью обеспечения мер по защите окружающей среды, и им установлены именно способы использования шин в виде вторичных материальных и энергетических ресурсов после соответствующей переработки.

В соответствии с ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

Суд, учитывая мнение представителя административного ответчика относительно необходимого срока для исполнения обязанности по ликвидации несанкционированной свалки, считает срок, указанный Лысьвенским городским прокурором для устранения нарушений, будет отвечать требованиям разумности.

Руководствуясь ст. 180, 215 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

административный иск Лысьвенского городского прокурора удовлетворить.

Признать бездействие администрации Лысьвенского городского округа Пермского края, выразившееся в непринятии мер по демонтажу, вывозу и ликвидации отходов IV класса опасности, расположенных на земельном участке с северо-западной стороны в края с координатами места расположения

Возложить на администрацию Лысьвенского городского округа Пермского края обязанность в срок до 01.10.2022 произвести демонтаж, вывоз и ликвидацию отходов IV класса опасности, расположенных на земельном участке с северо-западной стороны в края с координатами места расположения .

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пермский краевой суд через Лысьвенский городской суд в течение месяца со дня приятия решения в окончательной форме.

Судья (подпись).