№2а-754/2021 (2а-6960/2020;)
50RS0052-01-2020-009928-32
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 января 2021 года г. Щелково Московской области
Щелковский городской суд Московской области в составе
председательствующего судьи Ванеевой Н.В.,
при секретаре судебного заседания Скорых Д.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области к Общественному движению "Совет избирателей Щелковского муниципального района" о прекращении деятельности в качестве юридического лица и исключении из Единого государственного реестра юридических лиц,
Установил:
Управление Министерства юстиции РФ по Московской области обратилось в Щелковский городской суд Московской области с административным исковым заявлением о прекращении деятельности в качестве юридического лица и исключении из ЕГРЮЛ Общественного движения "Совет избирателей Щелковского муниципального района".
В обоснование требований указано, что Общественное движение "Совет избирателей Щелковского муниципального района" нарушило положения ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ, в соответствии с которым общественное объединение обязано ежегодно информировать Управление о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахождения постоянно действующего руководящего органа, его -названия и данных о руководителях общественного объединения в объеме сведений, включаемых в Единый государственный реестр юридических лиц, Ответчик указанные сведения с 2014 года в уполномоченный орган не представляет.
Кроме того, ответчиком нарушены ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ и пп. «б» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций», в соответствии с которым Общественное движение "Совет избирателей Щелковского муниципального района" обязано представлять в Управление документы, содержащие информацию об объеме получаемых им от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства денежных средств и иного имущества, целях их расходования или использования, а также об их фактическом расходовании или использовании, ежегодно, не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным, по форме № ОН0003, утвержденной приказом Минюста России от 16.08.2018 № 170 «Об утверждении форм отчетности некоммерческих организаций», размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчетов о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган. Ответчик указанные сведения с 2014 года в уполномоченный орган не представляет, в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» их размещает, в средствах массовой информации отчеты не публикует.
За указанные нарушения Управлением Министерства юстиции РФ по Московской области 11.08.2020 г. вынесено предупреждение № в адрес Движения и установлен срок для устранения нарушений действующего законодательства до 14.09.2020 года. В указанный срок нарушения не были устранены, предупреждение в вышестоящий орган и в суд не обжаловалось.
Так же, 07.08.2020г. в Управление поступило письмо от Помощника депутата Совета депутатов городского округа Щелково Московской области ФИО2, в котором сообщается, что Председатель правления Движение умер, Движение не ведет деятельность.
Согласно ч. 3 ст. 54 ГК РФ в едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица. Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу.
В соответствии с ч. 4 ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ неоднократное непредставление общественным объединением в установленный срок сведений, предусмотренных ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ, является основанием для обращения Управления в суд с заявлением о признании данного общественного объединения прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и об исключении его из ЕГРЮЛ.
Административный истец просит признать Общественное движение «Совет избирателей Щелковского муниципального района», зарегистрированное 23.11.2004 Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московской области, ОГРН №, учетный №, прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключить его из ЕГРЮЛ.
В судебное заседание представитель административного истца не явился, извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в свое отсутствие (л.д. 7).
Представитель административного ответчика Общественного движения "Совет избирателей Щелковского муниципального района" не явился, извещен.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п.3,4 ч.3 ст.61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда: по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов; по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае систематического осуществления общественной организацией, общественным движением, благотворительным и иным фондом, религиозной организацией деятельности, противоречащей уставным целям таких организаций.
В силу пункта 4.1 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ контроль за соблюдением некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за деятельностью некоммерческих организаций, который осуществляется уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Согласно Положению о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет федеральный государственный надзор за деятельностью некоммерческих организаций, в том числе религиозных организаций.
Порядок осуществления данного надзора установлен Положением о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2012 г. N 705 (далее - Положение).
Пунктом 2 Положения установлено, что задачами государственного надзора являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации в сфере деятельности некоммерческих организаций.
Предметом проверок является соблюдение некоммерческими организациями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, в том числе требований по расходованию некоммерческими организациями денежных средств и использованию ими иного имущества (подпункт "а" пункта 6 Положения).
Государственный надзор осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации и его территориальными органами посредством проведения плановых и внеплановых документарных и выездных проверок соблюдения некоммерческими организациями требований, установленных Федеральным законом "О некоммерческих организациях", а также выполнения предупреждений (представлений) должностных лиц органов государственного надзора об устранении выявленных нарушений указанных требований (пункт 3 и абзац 1 пункта 5 Положения).
Должностные лица органов государственного надзора, указанные в пункте 9 Положения, при осуществлении государственного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы, за исключением документов, содержащих сведения, которые могут быть получены в соответствии с подпунктом "б" пункта 10 Положения; проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами; в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации и (или) совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, выносить письменное предупреждение (представление) с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее одного месяца, а также принимать иные меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации (подпункты "а", "г" и "д" пункта 10 Положения, а также подпункты 1, 4 и 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ).
В соответствии с п.96 Административного регламента исполнения Министерством юстиции Российской Федерации государственной функции по осуществлению контроля за соответствием деятельности некоммерческих организаций уставным целям и задачам, филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации, утвержденного Приказом Минюста РФ от 30 декабря 2011 г. N 456, центральный аппарат (территориальный орган) по результатам контроля вправе обратиться в суд с заявлением о ликвидации некоммерческой организации по основаниям, предусмотренным пунктом 10 статьи 32 Федерального закона "О некоммерческих организациях", статьей 61 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Таким образом, Управление Министерства юстиции РФ по Московской области является тем государственным органом, которому право на предъявление требования о ликвидации некоммерческой организации предоставлено законом.
Согласно ст. 9 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ "Об общественных объединениях" общественным движением является состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения, в случае государственной регистрации общественного движения его постоянно действующий руководящий орган осуществляет права юридического лица от имени общественного движения и исполняет его обязанности в соответствии с уставом.
Судом установлено, что 27.07.1999 года Управлением Федеральной налоговой службы по Московской области в качестве юридического лица зарегистрировано Общественное движение "Совет избирателей Щелковского муниципального района", о чем внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ.
В соответствии со ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях", п.65 п.6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 30.03.2014 №26 Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций их уставным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации.
В ходе осуществления контроля за деятельностью Общественному движению "Совет избирателей Щелковского муниципального района", административным истцом выявлены нарушения со стороны ответчика положений ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ, ч. 1 ст. 29 Федерального закона № 82-ФЗ и пп. «б» п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 15.04.2006 № 212 «О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций».
Управлением Минюста России по Московской области в отношении общественной организации вынесено предупреждение № от 11.08.2020 г. в адрес Общественного движения "Совет избирателей Щелковского муниципального района" с требованием устранить выявленные нарушения в срок до 14.09.2020 года.
В указанный срок допущенные нарушения законодательства РФ некоммерческим партнерством не устранены, предупреждение в установленном порядке не обжаловалось.
В соответствии с ч. 10 ст.32 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Согласно п.3 ч.3 ст. 61 ГК РФ юридическое лицо ликвидируется по решению суда по иску государственного органа или органа местного самоуправления, которым право на предъявление требования о ликвидации юридического лица предоставлено законом, в случае осуществления юридическим лицом деятельности, запрещенной законом, либо с нарушением Конституции Российской Федерации, либо с другими неоднократными или грубыми нарушениями закона или иных правовых актов.
07.08.2020г. в Управление поступило письмо от Помощника депутата Совета депутатов городского округа Щелково Московской области ФИО2, в котором сообщается, что Председатель правления Движение умер, Движение не ведет деятельность.
В пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъяснено, что согласно подпункту 5 пункта 3 статьи 61 Гражданского кодекса юридическое лицо может быть ликвидировано по иску учредителя (участника) юридического лица в случае невозможности достижения целей, ради которых оно создано, в том числе, если осуществление деятельности юридического лица становится невозможным или существенно затрудняется.
Учитывая данные об отсутствии деятельности указанной организации, а также факта незаинтересованности учредителей в функционировании организации, учитывая обстоятельство недостижения уставных целей юридическим лицом, ради которых оно создавалось, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных административных исковых требований.
В соответствии со ст. 333.36 Налогового кодекса РФ государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины при обращении в суд с аналогичными требованиями, поэтому суд приходит к выводу взыскать с ответчика государственную пошлину в местный бюджет в размере 6000 рублей.
Ввиду изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению. Руководствуясь ст.ст. 175-180, 264 КАС РФ, суд
Решил:
Административные исковые требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Московской области – удовлетворить.
Признать Общественное движение «Совет избирателей Щелковского муниципального района», зарегистрированное 23.11.2004 Управлением Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Московской области, ОГРН №, учетный №, прекратившим свою деятельность в качестве юридического лица и исключить его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Взыскать с Общественного движения «Совет избирателей Щелковского муниципального района» государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 6000 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Щелковский городской суд Московской области в течение одного месяца.
Судья Н.В. Ванеева