ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6962/17 от 22.12.2017 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело № 2а-6962/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

22 декабря 2017 года г. Хабаровск

Центральный районный суд г. Хабаровска в составе председательствующего судьи Чижовой Н.А.,

при секретаре судебного заседания Магомедовой Д.С.,

с участием представителя административного истца – помощника Хабаровского транспортного прокурора Дальневосточной транспортной прокуратуры Кирилловой А.Г.,

представителя Хабаровской таможни ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Хабаровского транспортного прокурора к ИП ФИО2 об обязании исчислить и уплатить утилизационный сбор,

УСТАНОВИЛ:

Хабаровский транспортный прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением к ИП ФИО2 об обязании исчислить и уплатить утилизационный сбор, ссылаясь на то, что Хабаровской транспортной прокуратурой в рамках надзорной деятельности ДД.ММ.ГГГГ установлен факт ввоза на таможенную территорию Российской Федерации специального автотранспорта (самоходной машины), без уплаты утилизационного сбора. Проверкой установлено, что ИП ФИО2 по декларации на товары для внутреннего потребления на таможенную территорию Российской Федерации из Японии ввезен товар - минитрактор сельскохозяйственный с дизельным ДВС 1422 см. куб., мощностью 21 л.с. (15,4 КВТ), колесный, 1995 года выпуска, с сидением для водителя, марки КUВОТА, модель GT-3, модель двигателя бывший в употреблении, изготовитель «KUBOTA CORP.», классифицированный кодом ТН ВЭД.

В нарушение действующего порядка, утилизационный сбор за ввезенный ИП ФИО2 минитрактор сельскохозяйственный не уплачен.

Утилизационный сбор взимается в целях обеспечения экологической безопасности, в том числе для защиты здоровья человека и окружающей среды от вредного воздействия при эксплуатации транспортных средств с учетом их технических характеристик оказывающих влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством (шасси) своих потребительских свойств. Кроме того, утилизационный сбор является одним из источников дохода бюджета Российской Федерации, поскольку его уплата осуществляется плательщиком в валюте Российской Федерации по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства. О факте неуплаты утилизационного сбора за ввезенный ИП ФИО2 минитрактор по декларации на товары транспортному прокурору стало известно в ходе проведения проверки, а именно - ДД.ММ.ГГГГ, согласно письму Хабаровской таможни от ДД.ММ.ГГГГ (исх. ).

Действиями ИП ФИО2 по неуплате утилизационного сбора нарушается гарантированное Конституцией Российской Федерации право неопределенного круга лиц на безопасную окружающую среду, а также влечет неполучение в доход Российской Федерации обязательных к уплате сумм денежных средств.

Просит суд обязать ИП ФИО2 исчислить утилизационный сбор на ввезенный по декларации на товары товар -минитрактор сельскохозяйственный с дизельным ДВС 1422 см. куб., мощностью 21 л.с. (15,4 КВТ), колесный, 1995 года выпуска, с сидением для водителя, марки КUВОТА, модель GT-3, модель двигателя , бывший в употреблении, изготовитель «KUBOTA CORP.», классифицированный кодом ТН ВЭД, в соответствии с пунктом 5 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 № 81, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать ИП ФИО2 уплатить утилизационный сбор за ввезенный по декларации на товары - товар - минитрактор сельскохозяйственный с дизельным ДВС 1422 см. куб., мощностью 21 л.с. (15,4 КВТ), колесный, 1995 года выпуска, с сидением для водителя, марки КUВОТА, модель GT-3, модель двигателя , бывший в употреблении, изготовитель «KUBOTA CORP.», классифицированный кодом ТН ВЭД в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 № 81 в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебное заседание ответчик ИП ФИО3 не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещён надлежащим образом.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание мнение представителя административного истца, заинтересованного лица, руководствуясь ст. 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного ответчика.

В судебном заседании представитель административного истца Кириллова А.Г. исковые требования поддержала в полном объеме, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в иске.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица Хабаровской таможни ФИО1 исковые требования полагала обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Выслушав пояснения представителя административного истца, заинтересованного лица, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

На основании п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных отношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Согласно п. 2 ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения.

В соответствии с п. 1 ст. 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», в целях обеспечения экологической безопасности возложена обязанность по уплате утилизационного сбора за каждое колесное транспортное средство (шасси), ввозимое в Российскую Федерацию или произведенное, изготовленное в Российской Федерации, за исключением колесных транспортных средств, указанных в пункте 6 настоящей статьи.

Согласно п. 3 ст. 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» плательщиками утилизационного сбора для целей настоящей статьи признаются лица, которые осуществляют ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию.

В соответствии с п. 3 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении колесных транспортных средств (шасси) и прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26.12.2013 г. № 1291, взимание утилизационного сбора, уплату которого осуществляют плательщики, указанные в абзаце втором пункта 3 статьи 24.1 федерального закона, осуществляет Федеральная таможенная служба.

Уплата утилизационного сбора осуществляется плательщиком в валюте Российской Федерации отдельными расчетными (платежными) документами по соответствующему коду бюджетной классификации на счет органа Федерального казначейства (п. 6 Правил).

В соответствии с ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор, в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации, вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Следовательно, право прокурора на обращение в суд с требованием о защите прав государства, предусмотрено как специальным законом, так и нормами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Поскольку финансовые средства, направляемые в Федеральное казначейство, являются собственностью Российской Федерации, взыскания с виновных лиц денежных средств в интересах государства по инициативе прокурора допустимы.

Правила взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 г. № 81, согласно которых установлен перечень видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор.

В соответствии с п. 5 Правил, утилизационный сбор исчисляется плательщиком самостоятельно в соответствии с перечнем видов и категорий самоходных машин и прицепов к ним, в отношении которых уплачивается утилизационный сбор, а также размеров утилизационного сбора, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 № 81.

Взимание утилизационного сбора, плательщиками которого являются лица, осуществляющие ввоз транспортных средств в Российскую Федерацию, в силу положений п. 3 Правил, осуществляет Федеральная таможенная служба.

В разделе XIV Перечня указаны тракторы сельскохозяйственные колесные, классифицируемые по коду 8701 90 в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза. Идентификационный код М01 определяет тракторы сельскохозяйственные колесные мощностью силовой установки не более 30 л.с., с даты выпуска которых прошло более трех лет, для которых установлен коэффициент расчета размера утилизационного сбора 2,2, для погрузчиков массой не более 4 тонн, с даты выпуска которых прошло более 3 лет - равный 6.

Транспортное средство, согласно Федеральному закону от 10.12.1995 г. № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» это устройство, предназначенное для перевозки по дорогам людей, грузов или оборудования, установленного на нем (ст. 2). Мощность силовой установки самоходной машины относится к физическим характеристикам самоходных машин, то есть к факторам, оказывающим влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, что соответствует п. 5 статьи 24.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления».

В соответствии с данной нормой Федерального закона при установлении размера утилизационного сбора учитываются год выпуска транспортного средства, его масса и другие физические характеристики, оказывающие влияние на затраты в связи с осуществлением деятельности по обращению с отходами, образовавшимися в результате утраты таким транспортным средством своих потребительских свойств.

В сноске 4 Перечня приведена базовая ставка для расчета утилизационного сбора в отношении самоходных машин и прицепов к ним. Базовая ставка является составляющим элементом утилизационного сбора, на ее основе определяется размер утилизационного сбора.

Согласно сведениям, заявленным в декларации на товар, а также информации, содержащейся в документах о массе, мощности, годе выпуска и др., в отношении ввезенных транспортных средств установлен коэффициент расчета размера утилизационного сбора для тракторов сельскохозяйственных колесных с мощностью силовой установки не более 30 л.с., с даты выпуска которых прошло более 3 лет - равный 2,2, для погрузчиков массой не более 4 тонн, с даты выпуска которых прошло более 3 лет - равный 6.

Сноской 4 к Перечню предусмотрено, что размер утилизационного сбора на категорию (вид) самоходной машины и прицепа к ней равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной позиции. Базовая ставка для расчета суммы утилизационного сбора, в отношении самоходных машин и прицепов к ним равна 150000 руб.

Как следует из представленной в материалы дела декларации для внутреннего потребления на таможенную территорию Российской Федерации ИП ФИО2 из Японии ввезен товар – минитрактор сельскохозяйственный с дизельным ДВС 1422 см. куб., мощностью 21 л.с. (15,4 КВТ), колесный, 1995 года выпуска, с сидением для водителя, марки КUВОТА, модель GT-3, модель двигателя , бывший в употреблении, изготовитель «KUBOTA CORP.», классифицированный кодом ТН ВЭД/

Материалы дела не содержат сведений об исчислении и уплате ИП ФИО2 утилизационного сбора.

Поскольку утилизационный сбор при ввозе транспортного средства ИП ФИО2 не был исчислен и уплачен, в адрес административного ответчика Хабаровской таможней направлено уведомление об обязанности уплатить утилизационный сбор, которое исполнено не было.

Таким образом, действиями ИП ФИО2 по неуплате утилизационного сбора нарушается гарантированное Конституцией РФ право неопределенного круга лиц на безопасную окружающую среду, а также влечет неполучение в доход Российской Федерации обязательных к уплате сумм денежных средств.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции РФ, органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы. Однако, как показала проведенная проверка, вышеназванные требования законодательства не соблюдаются.

При таких обстоятельствах, суд находит требования прокурора обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.

Согласно ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом. Суд вправе указать предельные сроки исполнения решения суда в соответствии с характером соответствующих требований.

В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административный иск Хабаровского транспортного прокурора к ИП ФИО2 об обязании исчислить и уплатить утилизационный сбор удовлетворить.

Обязать ИП ФИО2 исчислить утилизионный сбор на ввезенные по декларации на товары товар - минитрактор сельскохозяйственный с дизельным ДВС 1422 см. куб., мощностью 21 л.с. (15,4 КВТ), колесный, 1995 года выпуска, с сидением для водителя, марки КИВОТА, модель GT-3, модель двигателя бывший в употреблении, шасси GTA-58196, изготовитель «KUBOTA CORP.», классифицированный кодом ТН ВЭД, в соответствии с пунктом 5 Правил взимания, исчисления, уплаты и взыскания утилизационного сбора в отношении самоходных машин и (или) прицепов к ним, а также возврата и зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора, утвержденных постановлением Правительства Российкой Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, в течение 3 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.

Обязать ИП ФИО2 уплатить утилизионный сбор за ввезенный по декларации на товары товар - минитрактор сельскохозяйственный с дизельным ДВС 1422 см. куб., мощностью 21 л.с. (15,4 КВТ), колесный, 1995 года выпуска, с сидением для водителя, марки КИВОТА, модель GT-3, модель двигателя , бывший в употреблении, шасси GTA-58196, изготовитель «KUBOTA CORP.», классифицированный кодом ТН ВЭД, в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2016 № 81, в течение 3 месяцев с момента вступления суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме – 29 декабря 2017 года путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Хабаровска.

Председательствующий: Н.А. Чижова