ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6964/18 от 08.11.2018 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

№2а-6964/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

08 ноября 2018 года г. Оренбург

Ленинский районный суд г.Оренбурга в составе судьи Нуждина А.В.,

при секретаре Поповой В.С.,

с участием помощника прокурора г. Оренбурга Храмовой А.В.,

представителя ответчика Лапаевой Н.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора города Оренбурга к муниципальному бюджетному учреждению «Гражданская защита населения» о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушения природоохранного законодательства,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Оренбурга обратился в суд с административным иском, указав, что .... в отношении МБУ «Гражданская защита населения» вынесено представление об устранении нарушений природоохранного законодательства в том числе, в части внесения в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду. .... поступил отказ в удовлетворении требований прокурора.

Просил обязать МБУ «Гражданская защита населения» устранить выявленные нарушения природоохранного законодательства, а именно предоставить информацию об образующихся отходах для постановки на учет в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области, произвести расчеты оплаты за негативное воздействие на окружающую среду, предоставить в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области декларацию о плате за негативное воздействие на окружающую среду, составить паспорта на образующие отходы с указанием класса опасности образующихся отходов, разработать и предоставить в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области нормативы образования отходов и лимитов на их размещение.

Помощник прокурора города Оренбурга Храмова А.В. в судебном заседании административное исковое заявление просила удовлетворить.

Представитель МБУ «Гражданская защита населения» Лапаева Н.В., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении административного искового заявления отказать.

Представитель Управления Росприроднадзора по Оренбургской области в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания. Представил письменный отзыв, в котором просил административные исковые требования удовлетворить.

Представители Министерства природных ресурсов, экологии и имущественных отношений Оренбургской области, администрации г.Оренбурга в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Судом на основании положений ст. 226 КАС РФ, вынесено определение о рассмотрении дела в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно статье 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) отходами производства и потребления признаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом; под обращением с отходами понимается деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов. Накопление отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем одиннадцать месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.

В силу пункта 2 статьи 11 Закона N 89-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны, в числе прочего, соблюдать требования, правила и нормы в области обращения с отходами и иные требования, установленные законодательством Российской Федерации в области обращения с отходами; разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства.

Применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение (пункт 2 статьи 18 Закона N 89-ФЗ).

Согласно пункту 4 данной статьи индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты Нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Нормативы образования отходов и лимитов на их размещение разрабатываются и утверждаются в порядке, утвержденном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 50, который предназначен для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (их филиалов и других территориально обособленных подразделений), в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, за исключением индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, отнесенных в соответствии с законодательством Российской Федерации к субъектам малого и среднего предпринимательства, и для территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (территориальные органы Росприроднадзора).

Индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 1 статьи 14 Федерального закона N 89-ФЗ).

Пунктом 3 данной статьи определено, что на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности.

В силу пункта 7 Правил проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712 (далее - Правила проведения паспортизации отходов), на отходы I - IV классов опасности, включенные в федеральный классификационный каталог отходов, индивидуальные предприниматели и юридические лица составляют и утверждают паспорт по форме, утвержденной названным постановлением. Копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту осуществления хозяйственной деятельности индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами способом, позволяющим определить факт и дату их получения, или вручаются ими под роспись.

Пунктом 1 статьи 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) определено, что Нормативы образования отходов производства и потребления и Лимиты на их размещение устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с законодательством.

В соответствии с пунктом 1 статьи 34 Закона N 7-ФЗ эксплуатация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды.

Юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов (пункт 1 статьи 39 Закона N 7-ФЗ).

Как следует из материалов дела, прокуратурой г.Оренбурга проведена проверка исполнения требований природоохранного законодательства в части внесения в установленные законом сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду.

По результатам проверки установлено, что МБУ «Гражданская защита населения» по состоянию .... не внесена плата за негативное воздействие на окружающую среду в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области, отсутствуют расчеты платы и декларация о плате за негативное воздействие на окружающую среду.

Предписанием от .... прокуратура г.Оренбурга обязала МБУ «Гражданская защита населения» устранить данные нарушения и о принятых мерах сообщить в письменной форме.

.... МБУ «Гражданская защита населения» не согласившись с вышеуказанным предписанием направило в прокуратуру г.Оренбурга сообщение об отсутствии в действиях учреждения нарушения федерального законодательства.

В сообщении МБУ «Гражданская защита населения» от .... указано, что Учреждение не является объектом негативного воздействия на окружающую среду и не подлежит постановке на государственный учет.

В соответствии с пунктом 3 статьи 69 Закона N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов. Государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, состоит из федерального государственного реестра и регионального государственного реестра.

При определении поднадзорности объектов негативного воздействия на окружающую среду применяются критерии определения объектов федерального государственного экологического надзора на основании Постановления Правительства Российской Федерации от 28 августа 2015 N 903 "Об утверждении критериев определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору" и Постановления Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 года N 1029 "Критерии отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду к объектам I, II, III, IV категории".

Уровень экологического надзора определяется в ходе процедуры постановки на государственный учет объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.

Согласно части 6 статьи 65 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в утверждаемый уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень.

В соответствии с ч. 7 ст. 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды" органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют и осуществляют региональный государственный экологический надзор при осуществлении хозяйственной и (или) иной деятельности с использованием объектов, подлежащих государственному экологическому надзору, за исключением объектов, указанных в пункте 6 настоящей статьи.

В материалах дела отсутствуют сведения о том, что МБУ «Гражданская защита населения» прошло процедуру постановки на государственной учет объектов НВОС, либо ему отказано в постановке на такой учет, как и о том, что МБУ «Гражданская защита населения» не подходит ни под один из критериев и категорий, определенных указанными выше Постановлениями Правительства Российской Федерации.

Общество не учитывает, что Закон N 89-ФЗ регулирует порядок обращения с отходами, возникающими не только в процессе производства продукции или иной специализированной деятельности, но и любой деятельности, в ходе которой образуются отходы.

МБУ «Гражданская защита населения» в судебном заседании не оспорен тот факт, что при осуществление учреждением деятельности путем выполнения работ, оказания услуг в сфере защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера образуются отходы.

В ходе рассмотрения дела представлен протокол результатов биотестирования №... от .... мусора от офисных и бытовых помещений по адресу места нахождения учреждения: ... согласно которого образцы отхода относятся в ... опасности.

Оформленные должным образом паспорта и свидетельства о классах опасности на образующиеся отходы, а также проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещения в материалы дела не представлены.

Доводы о том, что учреждение не осуществляет деятельность по обращению с отходами производства и потребления, не является юридическим лицом, эксплуатирующим объекты, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, и не относится к хозяйствующим субъектам, которые обязаны вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, является необоснованным.

В силу приведенных выше положений Закона N 89-ФЗ, Закона N 7-ФЗ и Правил проведения паспортизации отходов юридические лица и индивидуальные предприниматели, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), обязаны разработать проект Нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, обеспечить установление специально уполномоченными органами Нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, принять меры к отнесению образующихся отходов к конкретному классу опасности, составлению и утверждению паспорта на отходы IV класса опасности.

Вопросы предоставления декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду, осуществления платы за негативное воздействие окружающей среды и отсутствие нормативов образования отходов и лимитов на их размещение взаимосвязаны.

Ввиду невыполнения учреждением требования об определении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, суд приходит к выводу о том, что возложение обязанности по представлению декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду и уплате названных платежей является преждевременным, поскольку данные требования являются производными.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении заявленных требований и возложении на учреждение обязанности по составлению паспорта на образующиеся отходы с указанием класса опасности образующих отходов, разработки и представления в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.

Руководствуясь 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,

РЕШИЛ:

административное исковое заявление прокурора города Оренбурга к муниципальному бюджетному учреждению «Гражданская защита населения» о признании бездействия незаконным, обязании устранить нарушений природоохранного законодательства, - удовлетворить частично.

Обязать муниципальное бюджетное учреждение «Гражданская защита населения» устранить выявленные нарушения природоохранного законодательства, а именно разработать и предоставить в Управление Росприроднадзора по Оренбургской области нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, составить паспорта на образующиеся отходы с указанием класса опасности образующихся отходов.

В удовлетворении остальной части административного искового заявления прокурора города Оренбурга, - отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г.Оренбурга в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья А.В. Нуждин

В соответствии со ст. 199 ГПК РФ мотивированное решение по делу составлено 13.11.2018 года, последний день для подачи апелляционной жалобы 13.12.2018 года.

Судья А.В. Нуждин