ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6965/19 от 02.09.2019 Вахитовского районного суда г. Казани (Республика Татарстан)

16RS0046-01-2019-009494-61

Дело № 2а-6965/2019

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

02 сентября 2019 года Вахитовский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи М.А. Идрисовой, при секретаре Ф.Р. Фазулзяновой, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску Прокуратуры города Казани в интересах неопределенного круга лиц к Управлению федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Казани обратился в суд с административным иском в защиту интересов неопределенного круга лиц к Управлению федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Республике Татарстан (далее по тексту – Управление Роскомнадзора по Республике Татарстан) о признании информации запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. В обоснование требований указано, что прокуратурой города Казани осуществлен мониторинг сети Интернет на предмет выявления материалов запрещенной к распространению.

В ходе проверки выявлен интернет сайт ....

На указанной интернет-странице предлагается получить кредитную историю для физических лиц за плату.

В ходе проверки установлено, что доступ к интернет –странице не ограничен, записей об указанной интернет-странице в Едином реестре запрещенной информации не имеется.

На сайте ... для получения кредитной истории предлагается указать данные (фамилия, имя, отчество, дата рождения, адрес электронной почты) и оплатить услугу.

Открытый доступ к Интернет-ресурсу, предполагающему получение кредитной истории любым лицом без установленной законом идентификации, является прямым нарушением действующего законодательства о кредитных историях.

На основании изложенного, истец просит признать запрещенной на всей территории Российской Федерации информацию, содержащуюся на интернет сайте ... направить копию решения суда с отметкой о вступлении в законную силу оператору Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (Управление Роскомнадзора по РТ, улица Гарифьянова, 28а, а/я 25, город Казань, 420138) для внесения сведений в Единый реестр.

Представитель административного истца в судебное заседание явился, административное исковое заявление поддержал.

Представитель административного ответчика в судебное заседание представителя не направил, судом извещался.

Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Пунктом 6 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации", запрещено распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу ч. 1 ст. 9 Закона, ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях", кредитная история - информация, состав которой определен настоящим Федеральным законом и которая хранится в бюро кредитных историй;

запись кредитной истории - информация, входящая в состав кредитной истории и характеризующая исполнение субъектом кредитной истории принятых на себя обязательств по одному договору займа (кредита), а также иному договору или обязательству, предусмотренным настоящим Федеральным законом;

бюро кредитных историй - юридическое лицо, зарегистрированное в соответствии с законодательством Российской Федерации, являющееся коммерческой организацией и оказывающее в соответствии с настоящим Федеральным законом услуги по формированию, обработке и хранению кредитных историй, а также по предоставлению кредитных отчетов и сопутствующих услуг;

государственный реестр бюро кредитных историй - открытый и общедоступный федеральный информационный ресурс, содержащий сведения о бюро кредитных историй, внесенных в указанный реестр Банком России.

В соответствии с ч. 1 ст. 5, ч. 1, 6, 7, 7.1, 7.2, 7.3 ст. 6 Федерального закона от 30.12.2004 N 218-ФЗ "О кредитных историях", источники формирования кредитной истории представляют всю имеющуюся информацию, определенную статьей 4 настоящего Федерального закона, в бюро кредитных историй на основании заключенного договора об оказании информационных услуг. Допускается заключение договора об оказании информационных услуг с несколькими бюро кредитных историй.

1. Бюро кредитных историй предоставляет кредитный отчет:

1) пользователю кредитной истории - по его запросу;

2) субъекту кредитной истории - по его запросу для ознакомления со своей кредитной историей;

3) в Центральный каталог кредитных историй - титульную часть кредитного отчета;

4) в суд (судье) по уголовному или гражданскому делу, находящемуся в его производстве, финансовому управляющему, утвержденному в деле о несостоятельности (банкротстве) субъекта кредитной истории - физического лица, а при наличии согласия руководителя следственного органа в органы предварительного следствия по возбужденному уголовному делу, находящемуся в их производстве, - дополнительную (закрытую) часть кредитной истории в соответствии с частью 13 настоящей статьи;

5) в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов и исполнению судебных актов и актов других органов, - титульную и основную части кредитной истории по его запросу;

6) нотариусу в связи с необходимостью осуществления проверки состава наследственного имущества при совершении нотариальных действий по выдаче свидетельства о праве на наследство - титульную, основную и дополнительную (закрытую) части кредитной истории;

7) в Банк России - по его запросу титульную, основную, дополнительную (закрытую) и информационную части кредитной истории.

Формат и порядок предоставления информации из бюро кредитных историй устанавливаются Банком России.

Кредитные отчеты предоставляются субъекту кредитной истории по его запросу в одной из двух форм:

1) в письменной форме, заверенной печатью бюро кредитных историй и подписью руководителя бюро кредитных историй или его заместителя;

2) в форме электронного документа, подписанного электронной подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации или иным аналогом собственноручной подписи руководителя либо иного уполномоченного лица бюро кредитных историй.

Бюро кредитных историй, осуществив идентификацию субъекта кредитной истории, предоставляет ему кредитный отчет:

1) при личном обращении в бюро кредитных историй - в день обращения;

2) в ином случае - в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня получения запроса.

Бюро кредитных историй, осуществив идентификацию пользователя кредитной истории, предоставляет ему кредитный отчет в срок, не превышающий трех рабочих дней со дня обращения с запросом о его предоставлении.

7.2. Идентификация субъекта кредитной истории - физического лица, за исключением индивидуального предпринимателя, в целях предоставления ему кредитного отчета проводится бюро кредитных историй одним из следующих способов:

1) посредством личного представления субъектом кредитной истории паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;

2) посредством прохождения субъектом кредитной истории авторизации в единой системе идентификации и аутентификации при использовании усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи, ключ которой получен при личной явке в соответствии с правилами использования простой электронной подписи при обращении за получением государственных и муниципальных услуг в электронной форме, установленными Правительством Российской Федерации. Идентификация, предусмотренная настоящим пунктом, проводится на основании следующих сведений о субъекте кредитной истории, предоставленных из единой системы идентификации и аутентификации, - фамилии, имени, отчества (при наличии), серии и номера документа, удостоверяющего личность, а также даты рождения;

3) на основании информации о субъекте кредитной истории, содержащейся в запросах, направленных в соответствии с подпунктом "г" пункта 2, пунктами 3 и 4 части 6.1 настоящей статьи.

7.3. Идентификация субъекта кредитной истории - индивидуального предпринимателя или субъекта кредитной истории - юридического лица в целях предоставления им кредитного отчета проводится бюро кредитных историй одним из следующих способов:

1) посредством личного представления субъектом кредитной истории - индивидуальным предпринимателем паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, а уполномоченным представителем юридического лица, являющегося субъектом кредитной истории, паспорта или иного документа, удостоверяющего личность, а также документа, подтверждающего его полномочия;

2) с использованием квалифицированного сертификата ключа проверки электронной подписи при направлении субъектом кредитной истории - индивидуальным предпринимателем или субъектом кредитной истории - юридическим лицом запроса о предоставлении кредитного отчета в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью;

3) на основании информации о субъекте кредитной истории, содержащейся в запросах, направленных в соответствии с подпунктом "в" пункта 2, пунктами 3 и 4 части 6.4 настоящей статьи.

Статьей 256 УК РФ, установлена ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну.

Статьей 5.53 КоАП РФ, установлена ответственность за незаконные действия по получению и (или) распространена информации, составляющей кредитную историю.

Пунктом 1 статьи 9 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» установлено, что ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Статьей 15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», в который включаются, в том числе сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр сведений, указанных в части 2 статьи 15.1 ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», является, в том числе вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Представленным суду доказательствами подтверждается, что прокуратурой города Казани в интересах Российской Федерации осуществлен мониторинг сети Интернет на предмет выявления материалов запрещенной к распространению.

В ходе проверки выявлен следующий интернет сайт,....

Данный сайт предполагает получение кредитной истории любым лицом без установленной законом идентификации, что является прямым нарушением действующего законодательства о кредитных историях.

Указанная информация находится на интернет сайтах в свободном доступе и побуждает неограниченный круг лиц к совершению действий, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

В ходе рассмотрения административного искового заявления владельцы сайтов не выявлены.

Оснований ставить под сомнение достоверность изложенных выводов не имеется. В подтверждении указанного представлены распечатки снимков экрана с отображением информации, содержащихся на данных сайтах.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление удовлетворить.

Признать запрещенной на всей территории Российской Федерации информацию, содержащуюся на интернет сайтах (доменных адресах): ....

Направить копию решения суда с отметкой о вступлении в законную силу оператору Единого реестра доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (Управление Роскомнадзора по РТ, улица Гарифьянова, 28а, а/я 25, город Казань, 420138) для внесения сведений в Единый реестр.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан через Вахитовский районный суд города Казани Республики Татарстан в течение месяца с момента вынесения.

Судья М.А. Идрисова