ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-696/2022 от 31.08.2022 Краснокутского районного суда (Саратовская область)

Дело № 2а-696/2022

64RS0018-01-2022-000985-21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

31 августа 2022 года г. Красный Кут

Краснокутский районный суд Саратовской области в составе:

председательствующего судьи Ходжаян Н.В.,

при секретаре судебного заседания Жмакиной В.В.,

с участием представителя административного истца ФИО1,

представителя административного ответчика администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области ФИО2,

представителя административного ответчика ГКУ Саратовской области «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» ФИО3

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Краснокутского района Саратовской области к администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области, Государственному казенному учреждению Саратовской области «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» о признании незаконным бездействие, возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения,

установил:

прокурор Краснокутского района Саратовской области обратился в суд с исковым заявлением (уточненным) к административному ответчику администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области (далее по тексту администрация Краснокутского муниципального района), Государственному казенному учреждению Саратовской области «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» (далее ГКУ Саратовской области «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства») в котором просит признать незаконным бездействие администрации Краснокутского муниципального района, выразившееся в неукомплектовании дорожными знаками улично-дорожной сети, возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения.

Требования мотивированы тем, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

Органы местного самоуправления в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

К вопросам местного значения поседения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее по тексту - ГОСТ Р 52289-2019) устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений.

В соответствии с п.3,5 ст. 3 Устава Краснокутского муниципального района к вопросам местного значения Краснокутского муниципального района относится: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности и Краснокутского муниципального района; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 решения Краснокутского городского Совета депутатов от 27.09.2013 № 7 «О правопреемстве» определено, что администрация Краснокутского муниципального района является правопреемником Краснокутской городской администрации по решению вопросов местного значения.

Согласно акту приема передачи имущества от 23.08.2021 г. автомобильная дорога по ул. Придорожной передана администрацией Краснокутского муниципального района государственному казенному учреждению Саратовской области «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области» в безвозмездное позьзование.

Кроме того, 25.08.2022 г. между администрацией Краснокутского муниципального района и государственным казенным учреждением Саратовской области «Дирекция транспорта i дорожного хозяйства Саратовской области» заключено дополнительное соглашение к договору безвозмездного пользования №12-21/БП от 23.08.2021 г.

Согласно данному дополнительному соглашению Ссудодатель передает в безвозмездное пользование Пользователю недвижимое имущество, в части дорожной одежды (дорожного покрытия, основания) поименованное в Приложении «Перечень передаваемого имущества» к договору, а Пользователь принимает и обязуется вернуть имущество в порядке и сроки, установленные договором.

В Приложении к Акту приема-передачи имуп ества (Приложение №2 к договору) по всем объектам (автомобильным дороам) исключить позиции: «1. Земляное полотно, полоса отвода», «4. Элементы обустройства автомобильных дорог».

В силу п. 5 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся в том числе дорожные знаки.

В связи с тем, что элементы обустройства автомобильной дороги по ул. Придорожной г. Красный Кут администрацией Краснокутского муниципального района не переданы в ГКУ СО «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области», именно на администрацию Краснокутского муниципального района возложена обязанность по их содержанию и установке.

Просит

1. Признать незаконным бездействие администрации Краснокутского муниципального района, выразившегося в неукомплектовании дорожными знаками перекрестов:

№62 ул. Придорожная - территория Элеватора г. Красный Кут отсутствуют дорожные знаки 2.1 «Главная дорога» - 1 шт., 3.24 «Ограничение максимальной скорости» - 1 шт., 8.2.1 «Зона действия» - 1 шт.;

№63 ул. Придорожная г. Красный Кут отсутствуют дорожные знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости» - 2 шт., 3.20 «Обгон запрещен» - 1 шт., 8.2.1 «Зона действия» - 1 шт.;

№64 ул. Придорожная - ул. Урожайная г. Красный Кут отсутствуют дорожные знаки 3.20 «Обгон запрещен» - 2 шт., 3.24 «Ограничение максимальной скорости» - 2 шт., 8.2.1 «Зона действия» - 1 шт.

№65 ул. Придорожная - с. Верхний Еруслан г. Красный Кут (со стороны с. Верхний Еруслан отсутствует знак 6.10.1 «Указатель направлений»).

3. Обязать администрацию Краснокутского муниципального района в срок до 01.07.2023 г. устранить нарушения федерального законодательства в области дорожного движения на перекрестках:

№62 ул. Придорожная - территория Элеватора г. Красный Кут отсутствуют дорожные знаки 2.1 «Главная дорога» - 1 шт., 3.24 «Ограничение максимальной скорости» - 1 шт., 8.2.1 «Зона действия» - 1 шт.;

№63 ул. Придорожная г. Красный Кут отсутствуют дорожные знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости» - 2 шт., 3.20 «Обгон запрещен» - 1 шт., 8.2.1 «Зона действия» - 1 шт.;

№64 ул. Придорожная - ул. Урожайная г. Красный Кут отсутствуют дорожные знаки 3.20 «Обгон запрещен» - 2 шт., 3.24 «Ограничение максимальной скорости» - 2 шт., 8.2.1 «Зона действия» - 1 шт.

№65 ул.Придорожная – с.Верхний Еруслан г.Красный Кут (со стороны с. Верхний Еруслан отсутствует знак 6.10.1 «Указатель направлений»).

Представитель административного истца ФИО1 в судебном заседании поддержал заявленные требования (уточненные) в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области ФИО2 в судебном заседании возразил против удовлетворения административных исковых требований. Представил возражения на административное исковое заявление, в том числе уточненное, в которых указал, что согласно договора № 0102/19 от 31.12.2019 бремя содержания автомобильной дороги по ул.Придорожная в г.Красный Кут возложено на ЗАО «Дородный участок», считают, что администрация Краснокутского муниципального района необоснованно привлечена в качестве административного ответчика.

Представитель административного ответчика ГКУ Саратовской области «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» ФИО3 в судебном заседании возразил против удовлетворения административных исковых требований. Представил отзыв, в соответствии с которым между администрацией Краснокутского муниципального района и ГКУ Саратовской области «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» заключен договор безвозмездного пользования № 12-21/БП от 23.08.2021, на основании которого дороги переданы в безвозмездное пользование, то есть согласно договору ГКУ Саратовской области «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» несет ответственность на переданных дорогах только за дорожную одежду (покрытие, основание).

Заслушав административного истца, административных ответчиков, исследовав материалы дела, суд считает административные исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.12.1995 №196-ФЗ безопасности дорожного движения» (далее по тексту Федеральный закон № 196) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно - целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В силу ч. 4 ст. 6 Федерального закона № 196 органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов РФ в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Частью 1 статьи 24 Федерального закона № 196 предусмотрено, что права граждан на безопасные условия движения по дорогам Российской Федерации гарантируются государством и обеспечиваются путем выполнения законодательства РФ о безопасности дорожного движения и международных договоров Российской Федерации.

Исходя из положений п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131 - ФЗ общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту Федеральный закон № 131) к вопросам местного значения городского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирование парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п. 6 абз. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257 «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.

В соответствии с п.3,5 ст. 3 Устава Краснокутского муниципального района к вопросам местного значения Краснокутского муниципального района относится: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности и Краснокутского муниципального района; дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве вне границ населенных пунктов в границах муниципального района, организация дорожного движения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2 решения Краснокутского городского Совета депутатов от 27.09.2013 № 7 «О правопреемстве» определено, что администрация Краснокутского муниципального района является правопреемником Краснокутской городской администрации по решению вопросов местного значения.

ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (далее по тексту – ГОСТ Р 52289-2019) устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения: дорожных знаков, дорожной разметки, дорожных светофоров, а также боковых дорожных ограждений и направляющих устройств на автомобильных дорогах общего пользования, улицах и дорогах городов и сельских поселений.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» социальная инфраструктура для детей – система объектов (зданий, строений, сооружений), необходимых для жизнеобеспечения детей, а также организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, которые оказывают социальные услуги населению, в том числе детям, и деятельность которых осуществляется в целях обеспечения полноценной жизни, охраны здоровья, образования, воспитания, отдыха и оздоровления, развития детей, удовлетворения их общественных потребностей.

В рамках национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги», утвержденного президиумом Совета при Президенте РФ (протокол от 24.12.2018 №15) предусмотрено снижение смертности в результате дорожно-транспортных происшествий.

Согласно методики инструментального обследования: п. 6.2.1 дороги и улицы должны быть обустроены дорожными знаками по ГОСТ 32945, изображения, символы и надписи, фотометрические и колометрические характеристики которых должны соответствовать ГОСТ Р 52290, знаками переменной информации по ГОСТ 32865. Знаки должны быть установлены по ГОСТ Р 52289 в соответствии с утвержденными проектом (схемой) организации дорожного движения и 6.2.4 Дорожные знаки и знаки переменной информации не должны иметь дефектов.

Прокуратурой Краснокутского района проведена проверка соблюдения администрацией Краснокутского муниципального района требований законодательства о безопасности дорожного движения.

В результате проведенной прокуратурой проверкой, проводимой 31.07.2022 установлено, что выявлены нарушения администрации Краснокутского муниципального района, выразившиеся в неукомплектовании дорожными знаками по ул.Придорожная г.Красный Кут, от ул. Краснокутской до ул.Урожайной г. Красный Кут Саратовской области.

Указанное обстоятельство подтверждается актом проверки помощника прокурора от 31.07.2022, протоколом инструментального обследования с приложенным фотоматериалом (л.д.9-27).

Данные дорожные знаки должны быть установлены в соответствии с дислокацией дорожных знаков в Краснокутском муниципальном районе Саратовской области.

По факту выявленных нарушений прокуратурой района внесено представление на имя главы Краснокутского муниципального района Саратовской области (л.д.32-39). Однако, до настоящего времени нарушения не устранены.

Согласно договора № 0102/19 от 31.12.2019 года, заключенному между ООО «Автодорожник» и, ЗАО «Дорожный участок» приняло на себя обязательство по содержанию автомобильных дорог в Краснокутском районе Саратовской области.

Согласно договора безвозмездного пользования № 12-21 от 23.08.2021 года, заключенного между администрация Краснокутского муниципального района и ГКУ Саратовской области «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства», по условиям которого в безвозмездное пользование ГКУ Саратовской области «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» передано недвижимое имущество, в том числе ул. Придорожная г.Красный Кут.

Согласно дополнительному соглашению к договору № 12-21/БП от 25.08.2022 года пункт 1.1 договора изложен в новой редакции: «1.1 Ссудодатель передает в безвозмездное пользование Пользователю недвижимое имущество в части дорожной одежды (дорожного покрытия, основания).

Исходя из изложенного, суд полагает необходимым административные исковые требования (уточненные) прокурора удовлетворить в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление (уточненное) прокурора Краснокутского района Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области, Государственному казенному учреждению Саратовской области «Дирекция транспорта и дорожного хозяйства» о признании незаконным бездействие, возложении обязанности устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Краснокутского муниципального района Саратовской области, выразившегося в неукомплектовании дорожными знаками перекрестков:

- №62 ул. Придорожная - территория Элеватора г. Красный Кут дорожные знаки 2.1 «Главная дорога»- 1шт., 3.24 «Ограничение максимальной скорости»- 1 шт., 8.2.1. «Зона действия» - 1 шт.;

- №63 ул. Придорожная г. Красный Кут дорожные знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости» - 2 шт., 3.20 «Обгон запрещен»- 1 шт., 8.2.1 «Зона действия» - 1шт.;

- №64 ул. Придорожная- ул. Урожайная г. Красный Кут дорожные знаки 3.20 «Обгон запрещен»- 2 шт., 3.24 «Ограничение максимальной скорости» - 2 шт., 8.2.1 «Зона действия» - 1шт.;

- №65 ул. Придорожная- с. Верхний Еруслан г. Красный Кут дорожный знак 6.10.1 «Указатель направлений» - 1 шт.

Обязать администрацию Краснокутского муниципального района Саратовской области в срок до 01.07.2023 устранить нарушения федерального законодательства в области дорожного движения на перекрестках:

- на перекрестке №62 ул. Придорожная - территория Элеватора г. Красный Кут установить дорожные знаки 2.1 «Главная дорога»- 1шт., 3.24 «Ограничение максимальной скорости»- 1 шт., 8.2.1. «Зона действия» - 1 шт.;

- на перекрестке №63 ул. Придорожная г. Красный Кут установить дорожные знаки 3.24 «Ограничение максимальной скорости» - 2 шт., 3.20 «Обгон запрещен»- 1 шт., 8.2.1 «Зона действия» - 1шт.;

- на перекрестке №64 ул. Придорожная- ул. Урожайная г. Красный Кут установить дорожные знаки 3.20 «Обгон запрещен»- 2 шт., 3.24 «Ограничение максимальной скорости» - 2 шт., 8.2.1 «Зона действия» - 1шт;

- на перекрестке №65 ул. Придорожная- с. Верхний Еруслан г. Красный Кут установить дорожный знак 6.10.1 «Указатель направлений» - 1 шт.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Саратовский областной суд через Краснокутский районный суд Саратовской области в течение месяца.

Срок изготовления мотивированного решения 01 сентября 2022 года.

Судья: (подпись).

Копия верна.

Судья: Н.В. Ходжаян