ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-697/2021 от 02.12.2021 Одоевского районного суда (Тульская область)

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2 декабря 2021 г. рп. Дубна Тульской области.

ФИО1 межрайонный суд Тульской области в составе:

председательствующего Яшиной В.И.,

помощника ФИО2,

с участием прокурора Дубенского района Тульской области Фридрих Г.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-697/2021 по административному исковому заявлению прокурора Дубенского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Дубенский район о признании незаконным бездействия, выразившееся в не передаче права пользования объектами недвижимого имущества для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения в соответствии с требованиями закона о концессионных соглашениях, о возложении обязанности передать права пользования указанными объектами теплоснабжения и горячего водоснабжения в соответствии с требованиями закона о концессионных соглашениях,

установил:

прокурор Дубенского района Фридрих Г.Л. в интересах неопределенного круга лиц, с учетом уточненных административных исковых требований в порядке ст. 46 КАС РФ, обратилась в суд с административным иском к администрации муниципального образования Дубенский район о признании незаконным бездействия, выразившееся в не передаче права пользования объектами недвижимого имущества для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения в соответствии с требованиями закона о концессионных соглашениях, о возложении обязанности передать права пользования указанными объектами теплоснабжения и горячего водоснабжения в соответствии с требованиями закона о концессионных соглашениях. Требования мотивировала тем, что прокуратурой Дубенского района проведена проверка исполнения требований законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и о концессионных соглашениях должностными лицами администрации муниципального образования Дубенский район.

В ходе проверки установлено, что в муниципальной собственности администрации МО Дубенский район находятся нежилые здания котельных, расположенных по адресу: <данные изъяты>.

Администрацией муниципального образования Дубенский район ежегодно на сайте torgi.gov.ru размещался только список объектов планируемых к передаче по концессионному соглашению, не осуществлялось планирование заключения концессионного соглашения, поскольку отчет о техническом обследовании имущества, предлагаемого к включению в объект концессионного соглашения, сведения о порядке получения которого должны размещаться на официальном сайте в сети «Интернет», отсутствует.

Извещение о проведении конкурса на право заключения конкурса на право заключения концессионного соглашения администрацией муниципального образования Дубенский район не публиковалось, поскольку решение о проведении конкурса не принималось.

Администрация муниципального образования Дубенский район на сайте torgi.gov.ru размещала сообщение о проведении конкурса на указанные объекты коммунальной инфраструктуры, однако конкурсы не состоялись по причине отсутствием допущенных участников.

Котельные, по которым не заключены концессионные соглашения, имеют износ, а именного котельная в н.п. <данные изъяты> имеет износ – 50%, котельная в н.п. <данные изъяты> износ – 42%, котельная в н.п. <данные изъяты> износ – 60%, котельная в н.п. <данные изъяты> износ – 40%.

Администрацией муниципального образования Дубенский район, вышеуказанные объекты теплоснабжения, находящиеся в муниципальной собственности, срок ввода которых в эксплуатацию составляет свыше пяти лет, переданы ООО «КСС» на основании договоров аренды от 19.02.2013.

Объекты теплоснабжения, а именно котельные в н.п. <данные изъяты> (ввод в эксплуатацию в 2001 году, расположенной по адресу: <данные изъяты>), н.п. <данные изъяты> (ввод в эксплуатацию в 2004 году, расположенной по адресу: <данные изъяты>), н.п. <данные изъяты> (ввод в эксплуатацию в 1982 году, расположенной по адресу: <данные изъяты> (ввод в эксплуатацию в 2010 году, расположенной по адресу: <данные изъяты>), а также тепловые сети в указанных населенных пунктах более трех лет находятся в аренде ООО «ККС».

На выявленные нарушения закона указывалось в представлении, внесенном 18.05.2021 на имя главы администрации муниципального образования Дубенского района.

Однако, требования прокурора органом местного самоуправления до настоящего времени не исполнены. Права на объекты теплоснабжения по концессионному соглашению не переданы.

Сложившаяся ситуация препятствует эффективному и законному вовлечению муниципального имущества в оборот, развитию конкуренции, приводит к ненадлежащему содержанию муниципального имущества, нарушает права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и иных участников правоотношений в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности путем ограничения их участия в предусмотренных законом конкурсных мероприятиях на право заключения соответствующих договоров.

Непринятие административным ответчиком мер к передаче права пользования объектами жилищного-коммунального хозяйства в соответствии с требованиями федерального законодательства нарушает права неопределенного круга лиц – жителей муниципального образования Дубенский район на бесперебойное водоснабжение, подачу коммунальных услуг надлежащего качества в объемах, необходимых потребителям.

Просит признать бездействия администрации муниципального образования Дубенский район, выразившиеся в не передаче права пользования нижеуказанными объектами недвижимого муниципального имущества для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения в соответствии с требованиями закона о концессионных соглашениях, незаконными.

Обязать администрацию муниципального образования Дубенский район в срок 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения в соответствии с требованиями закона о концессионных соглашениях передать право пользования на объекты недвижимости, теплоснабжения - нежилые здания котельных, тепловых сетей, расположенных на территории Дубенского района Тульской области: тепловых сетей: <данные изъяты>.

Представитель административного истца прокурор Дубенского района Тульской области Фридрих Г.Л. в судебном заседании заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить, при этом пояснила, что доводы заинтересованного лица ООО «ККС», изложенные в отзыве на исковое заявление не соответствуют действующему законодательству и реально сложившимся обстоятельствам по рассматриваемому делу. Договор о передаче в аренду имущества являющегося муниципальной собственностью № 6 заключен между отделом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Дубенский район и ООО «ККС» 19.02.2013. Согласно п. 2.1 договор аренды действует с 01.02.2013 по 25.01.2014. Пунктом 2.2 установлено также, что при желании продлить аренду Имущества на следующий срок Арендатор письменно уведомляет об этом Арендодателя за 2 месяца до истечения срока действия Договора. Однако заинтересованным лицом не представлено доказательств направления указанных уведомлений в адрес Арендодателя. Таким образом, доказательств того, что дополнительное соглашение № 1 к договору аренды заключено сторонами не за пределами истечения его срока не представлено.

Редакция Федерального закона № 190-ФЗ «О теплоснабжении», действующая на дату заключения Договора, не содержала ст. 28.1, то есть никаких запретов на заключение договора аренды не содержало. Однако, дополнительное соглашение № 1 от 17.08.2017 о продлении срока аренды заключено уже после вступления в силу требования данного нормативно-правового акта, то есть в нарушение требований действующего законодательства.

Ссылка заинтересованного лица на действующий договор аренды не состоятельна, так как дополнительное соглашение к договору является ничтожным в силу несоответствия требованиям законодательства, а доказательств пролонгации договора аренды № 6 от 19.02.2013 г. не представлено. Соответственно, заключение концессионного соглашения не противоречит требованиям действующего законодательства.

Представитель административного ответчика администрации муниципального образования Дубенский район в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. В письменном заявлении указал, что расторжение договора аренды нецелесообразно, так как договоры аренды систем и объектов, заключенные до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, сохраняют силу до истечения срока действия данных договоров аренды, просит рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и вынести решение в соответствии с действующим законодательством.

Представитель заинтересованного лица ООО «ККС» в судебное заседание не явился. О дате, времени и месте рассмотрения дела извещены в установленном законом порядке. Просил рассмотреть дело в их отсутствие. В отзыве на административное исковое заявление возражал против удовлетворения требований, при этом пояснив, что нежилые здания котельных, расположенных по адресу: <данные изъяты> были переданы ООО «ККС» на основании договора о передаче в аренду имущества, являющегося муниципальной собственностью, от 19.02.2013 №6. Срок аренды спорных объектов истекает 31.01.2023. Договор аренды спорных объектов теплоснабжения был заключен до момента вступления в силу положений главы 6.1 ФЗ от 07.05.2013г. №103-Ф3 "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Редакция ФЗ от 27.07.2010 №190-ФЗ «О теплоснабжении», действующая на тот момент, не содержала ст. 28.1, то есть на дату заключения Договора никаких запретов на заключение договоров аренды в отношении объектов теплоснабжения и обязанности заключения только концессионного соглашения для администрации МО Дубенский район законодательство не содержало. Объект концессионного соглашения на момент его передачи концедентом концессионеру должен быть свободным от прав третьих лиц. Таким образом, при наличии действующего договора аренды в отношении спорных объектов теплоснабжения заключение концессионного соглашения не представляется возможным.

Выслушав прокурора Дубенского района Фридрих Г.Л., изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ст. 16 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления относится организация теплоснабжения и водоснабжения населения, водоотведения.

В соответствии с ч. ч. 1, 2 статьи 51 ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ органы местного самоуправления от имени муниципального образования самостоятельно владеют, пользуются и распоряжаются муниципальным имуществом в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами органов местного самоуправления; органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти РФ (органам государственной власти субъекта РФ) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 209 ГК РФ собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

При этом, из норм, содержащихся в статье 51 Федерального закона № 131-ФЗ и статье 209 ГК РФ, следует, что собственник вправе совершать в отношении принадлежащего ему имущества действия, не противоречащие закону и иным правовым актам, в том числе соблюдать установленные этими законами и нормативными актами ограничения.

В частности, такие ограничения установлены следующими положениями федерального законодательства.

В силу ч. ч. 1, 3 ст. 28.1 Федерального закона "О теплоснабжении" от 27 июля 2010 г. №190-ФЗ (введена в действие Федеральным законом от 07.05.2013 № 103-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О концессионных соглашениях" и отдельные законодательные акты Российской Федерации") передача прав владения и (или) пользования объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется только по договорам их аренды, которые заключаются в соответствии с требованиями гражданского законодательства, антимонопольного законодательства РФ и принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов РФ с учетом предусмотренных настоящим Федеральным законом особенностей, или по концессионным соглашениям, заключенным в соответствии с требованиями законодательства РФ о концессионных соглашениях, за исключением предусмотренных законодательством РФ о несостоятельности (банкротстве) и законодательством РФ о приватизации случаев передачи прав на такие объекты.

В случае если срок, определяемый как разница между датой ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа объектов теплоснабжения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и датой опубликования извещения о проведении соответствующего конкурса, превышает пять лет либо дата ввода в эксплуатацию хотя бы одного объекта из числа данных объектов не может быть определена, передача прав владения и (или) пользования данными объектами осуществляется только по концессионному соглашению.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 ФЗ № 115-ФЗ от 21 июля 2005 г. "О концессионных соглашениях" по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением) (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которые принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона № 115-ФЗ целями Закона о концессионных соглашениях являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации, обеспечение эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на условиях концессионных соглашений и повышение качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Согласно части 1 статьи 13 Федерального закона №115-ФЗ концессионное соглашение заключается путем проведения конкурса на право заключения концессионного соглашения.

Согласно п. 11 ч. 1 ст. 4 Федерального закона №115-ФЗ объектами концессионного соглашения являются, в том числе объекты коммунальной инфраструктуры.

В судебном заседании установлено, что в собственности администрации муниципального образования Дубенский район, находятся: нежилые здания котельных, тепловых сетей, расположенных на территории Дубенского района Тульской области: тепловых сетей: <данные изъяты>., что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 01.09.2015 71-71/007-71/007/001/2015-982/1, от 10.07.2014, от 02.07.2014 71-АД №052364, от 14.07.2014 71-АД №052479, от 12.07.2014 №71-АД №052459, от 22.03.2011 71-АГ №311765, а также решениями Одоевского районного и межрайонного суда Тульской области (л.д. 21, 24-27, 91-124).

Из письма администрации муниципального образования Дубенский район от 16.02.2021 №04-29/186 на имя прокурора Дубенского района следует, что на территории муниципального образования Дубенский район в собственности администрации МО Дубенский район находится 1706,0 м. тепловых сетей по адресу: <данные изъяты>. Объекты теплоснабжения были переданы ООО «ККС» по договору аренды от №6 от 19.02.2013 и дополнительного соглашения №1 от 17.08.2017. Котельная <адрес>, год ввода в эксплуатацию – 2001, имеет износ 50%; Котельная <адрес>, год ввода в эксплуатацию – 2004, имеет износ 42%; Котельная <адрес>, год ввода в эксплуатацию – 1982, имеет износ 60%; котельная <адрес>, год ввода в эксплуатацию – 2010, имеет износ 40% (л.д. 17-18).

Согласно договору №6 от 19.02.2013 отделом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Дубенский район Обществу с ограниченной ответственностью «Дубенская коммунальная компания» предоставлено за плату во временное пользование (аренду) недвижимое имущество: <данные изъяты>. Срок действия договора с 01.02.2013 по 25.01.2014. Настоящий договор заключен по итогам торгов, состоявшихся 7 февраля 2013г. в форме аукциона и на основании Постановления администрации муниципального образования Дубенский район от 08.08.2013 №111 «Об итогах аукциона и заключении договора аренды муниципального имущества» (п.п.1.1, 1.5, 2.1 Договора) (л.д.29-40).

17.08.2017 между отделом имущественных и земельных отношений администрации муниципального образования Дубенский район и ООО «ККС» заключено дополнительное соглашение №1 к договору №6 от 19.02.2013 о передаче в аренду имущества, являющегося муниципальной собственность, в соответствии с которым стороны договорились, в связи с прекращением с прекращением деятельности ООО «Дубенская коммунальная компания» путем реорганизации в форме присоединения к ООО «ККС», о правопреемстве прав и обязанностей по договору о ООО «ДКК» к ООО «ККС» (л.д. 41-45).

Как следует из материалов дела и не опровергается сторонами извещения о проведении конкурса на право заключения концессионного соглашения администрацией муниципального образования Дубенский район не публиковалось, решение о проведении конкурса не принималось.

До настоящего времени спорные объекты теплоснабжения и горячего водоснабжения в соответствии с законами о теплоснабжении, о концессионных соглашениях не переданы, хотя административный ответчик имел реальную возможность передать объекты данные объекты.

Кроме того, объекты теплоснабжения по дополнительному соглашению №1 от 17.08.2017 к договору №6 от 19.02.2013 о передаче в аренду имущества, являющегося муниципальной собственность переданы в пользование хозяйствующего субъекта необоснованно вне процедуры конкурентного отбора.

С учетом приведенных положений действующего законодательства, принимая во внимание срок ввода в эксплуатацию вышепоименованных объектов централизованных систем теплоснабжения, указанные объекты должны быть переданы в пользование хозяйствующего субъекта путем заключения концессионного соглашения, институт которого направлен на развитие систем теплоснабжения и коммунальной инфраструктуры, обеспечение устойчивого теплоснабжения и водоснабжения, водоотведения, однако административным ответчиком действенных мер, направленных на заключение концессионного соглашения в отношении указанных объектов, длительное время не принимается, вопрос о заключении концессионных соглашений в порядке, предусмотренном законодательством, ни по одному из комплексов спорных объектов не решен, в связи с чем суд приходит к выводу о том, что имеющееся со стороны административного ответчика бездействие создает угрозу нарушения прав потребителей на получение коммунальных услуг надлежащего качества и угрозу срыва отопительного сезона, нарушает права неопределенного круга лиц - населения указанных муниципальных образований на качественное оказание коммунальных услуг, благоприятные и безопасные условия проживания.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 180, 226, 227 КАС РФ, суд

решил:

административное исковое заявление прокурора Дубенского района Тульской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Дубенский район о признании незаконным бездействия, выразившееся в не передаче права пользования объектами недвижимого имущества для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения в соответствии с требованиями закона о концессионных соглашениях, о возложении обязанности передать права пользования указанными объектами теплоснабжения и горячего водоснабжения в соответствии с требованиями закона о концессионных соглашениях, удовлетворить.

Признать бездействия администрации муниципального образования Дубенский район, выразившиеся в не передачи права пользования нижеуказанными объектами недвижимого муниципального имущества для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения в соответствии с требованиями закона о концессионных соглашениях, незаконными.

Обязать администрацию муниципального образования Дубенский район в срок 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу для осуществления теплоснабжения и горячего водоснабжения в соответствии с требованиями закона о концессионных соглашениях передать право пользования на объекты недвижимости, теплоснабжения:

- нежилые здания котельных, тепловых сетей, расположенных на территории Дубенского района Тульской области: тепловых сетей: <данные изъяты>;

- нежилые здания котельных, расположенных по адресу: <данные изъяты>.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда в течение месяца путем подачи апелляционной жалобы в ФИО1 межрайонный суд Тульской области.

Председательствующий В.И.Яшина.

Мотивированное решение изготовлено 8 декабря 2021г.