ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6982/21 от 11.11.2021 Ленинскогого районного суда г. Оренбурга (Оренбургская область)

56RS0018-01-2021-009341-66

2а-6982/21

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

11 ноября 2021 года г. Оренбург

Ленинский районный суд г.Оренбурга в составе председательствующего судьи Пименовой О.А.,

при секретаре Сотникове Н.Ю.,

с участием:

представителя административного истца Назмутдиновой Г.С.,

представителя административного ответчика Аминовой О.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора г.Оренбурга к администрации города Оренбурга о признании противоречащим закону, недействующим и не подлежащим применению нормативного правового акта,

УСТАНОВИЛ:

прокурор города Оренбурга обратилсяв суд с административным исковым заявлением к администрации города Оренбурга с требованием о признании противоречащим закону, недействующим и не подлежащим применению нормативного правового акта.

В обоснование требований, ссылаясь на Федеральный закон №131-ФЗ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральный закон №257-ФЗ от 08 ноября 2007 года «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», Федеральный закон №443-ФЗ от 29 декабря 2017 года «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» указал, что осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения отнесено к полномочиям органов местного самоуправления. Органами местного самоуправления должна быть разработана комплексная схема организации дорожного движения (далее - КСОДД), которая должна соответствовать действующему законодательству. Постановлением администрации города ОренбургаN-п от ..., опубликованном в газете «...» (выпуск N от ...),утверждена комплексная схема организации дорожного движения. Однако, опубликованная схема не отвечает требованиям закона. Так, КСОДД не содержит подписи Главы города Оренбурга, лиц, согласовавших КСОДД, не содержит оценку и анализ показателей качества содержания дорог, анализ перспектив развития дорог на территории, оценку и анализ параметров эффективности организации дорожного движения, анализ прохождения маршрутов регулярных перевозок по участкам дорог, движение по которым связано с потерями времени (задержками) при движении транспортных средств, не содержит пояснительную записку, не устанавливает конкретные сроки реализации, технические характеристики, стоимость мероприятий по организации дорожного движения на расчетные сроки. Приложением к постановлению администрации города Оренбурга N-п от ... являются документы разработчика КСОДД ООО «...». Просит признать противоречащим закону, недействующими и неподлежащими применению со дня принятия приложение – «Комплексная схема организации дорожного движения муниципального образования «город Оренбург» на ... годы», утвержденное постановлением администрации города Оренбурга от ...N-п.

В судебном заседании представитель административного истца Назмутдинова Г.С. поддержала административное исковое заявление, просила удовлетворить в полном объеме.

Представитель административного ответчика администрации г. Оренбурга Аминова О.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований. В обоснование своих возражений указала, что комплексная схема организации дорожного движения утверждена исполняющим обязанности заместителя Главы города Оренбурга по градостроительству и земельным вопросам и дорожному хозяйству, и полностью отвечает требованиям, предъявляемым к ней действующим законодательством.

Заслушав объяснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, проверив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

Согласно п.п.7,8,9 ст.213 Кодекса административного судопроизводства РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд проверяет законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются. При проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.

При рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление;соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов;форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.

Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт.

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

В соответствии со ст. 46 Устава муниципального образования «город Оренбург» правовые акты органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления города Оренбурга не могут противоречить действующему законодательству Российской Федерации и Оренбургской области.

Согласно п.п.5 ч.1 ст.14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского поселения относитсядорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно п.п. 6,12 части 1 статьи 3 Федерального закона №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность представляет собой деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, а содержание автомобильной дороги – это комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

Пунктом 6 части 1 статьи 13 Федерального закона от 8 ноября 2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» закреплено, что к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.

Исходя из частей 1 - 6 статьи 16 Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»(далее - Закон об организации дорожного движения, Федеральный закон №443-ФЗ), документация по организации дорожного движения разрабатывается на основе документов территориального планирования, подготовка и утверждение которых осуществляются в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципальных образований (при их наличии), долгосрочных целевых программ, программ комплексного развития транспортной инфраструктуры городских округов, поселений, материалов инженерных изысканий, результатов исследования существующих и прогнозируемых параметров дорожного движения, статистической информации. В состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения.Требования к составу и содержанию комплексных схем организации дорожного движения и проектов организации дорожного движения, а также к порядку их подготовки, согласования и утверждения устанавливаются правилами подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Комплексные схемы организации дорожного движения для территории муниципального района, городского округа или городского поселения либо части муниципального района, городского округа или городского поселения разрабатываются и утверждаются органом местного самоуправления (часть 7 статьи 17 Федерального закона № 443-ФЗ).

Согласно п.12 ст.17 Федерального закона № 443-ФЗ утвержденная комплексная схема организации дорожного движения подлежит размещению на официальном сайте органа местного самоуправления, утвердившего данную схему, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

Требования к составу и содержанию комплексных схем организации дорожного движения и проектов организации дорожного движения, а также к порядку их подготовки, согласования и утверждения устанавливаются правилами подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, с учетом положений настоящего Федерального закона.

Проекты организации дорожного движения разрабатываются в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения (часть 1 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2017 №443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Приказом Минтранса России от 30.07.2020 № 274 утверждены Правила подготовки документации по организации дорожного движения (далее также - Правила).

Правила подготовки документации по организации дорожного движения устанавливают требования к составу и содержанию комплексных схем организации дорожного движения и проектов организации дорожного движения за исключением проектов организации дорожного движения, разрабатываемых в составе проектной документации объектов капитального строительства (далее - Правила, КСОДД, ПОДД соответственно), а также порядку их подготовки, согласования и утверждения.

Разделом II Правил закреплен порядок согласования и утверждения КСОДД, согласно которому подготовка, согласование и утверждение КСОДД осуществляется в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2017 года № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления либо организации, осуществляющие разработку КСОДД, представляют его на согласование в органы и организации, указанные в части 9 статьи 17 Закона «Об организации дорожного движения», в том числе, в подразделения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации.

КСОДД должна быть утверждена: не позднее 30 календарных дней со дня получения согласований всех органов и организаций, рассматривающих КСОДД; должностным лицом органа местного самоуправления в верхней части титульного листа КСОДД грифом "УТВЕРЖДЕНА" (без кавычек) с указанием наименования должности такого лица, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения или муниципальным правовым актом (п.15 Правил).

В соответствии с пунктом 17 Правил КСОДД должна включать: паспорт КСОДД; характеристику существующей дорожно-транспортной ситуации; мероприятия по организации дорожного движения и очередность их реализации; оценку объемов и источников финансирования мероприятий по организации дорожного движения; оценку эффективности мероприятий по организации дорожного движения.

В целях обеспечения эффективности организации дорожного движения и обеспечения качества транспортного обслуживания населения на территории муниципальных образований разработчиком КСОДД в составе КСОДД могут быть подготовлены предложения по корректировке документов. Данные предложения направляются разработчиком КСОДД в адрес органов местного самоуправления для принятия решения о целесообразности их реализации.

Согласно пункту 21 Правил, характеристика существующей дорожно-транспортной ситуации приводится для территории, в отношении которой осуществляется разработка КСОДД, и должна включать в том числе: оценку и анализ показателей качества содержания дорог, анализ перспектив развития дорог на территории; оценку и анализ параметров, характеризующих дорожное движение, параметров эффективности организации дорожного движения; анализ прохождения маршрутов регулярных перевозок по участкам дорог, движение по которым связано с потерями времени (задержками) при движении транспортных средств.

КСОДД следует оформлять в виде брошюры в переплете формата 297 x 420 (A3) и (или) 210 x 297 (A4), и (или) электронного носителя информации. КСОДД должна содержать: титульный лист; лист согласований и ответов органов и организаций, рассматривающих КСОДД; содержание; характеристику дорожного движения; паспорт КСОДД; пояснительную записку; графический материал (схемы, чертежи) (пункт 33 Правил).

Пояснительная записка должна содержать следующую информацию: оценку существующей дорожно-транспортной ситуации; описание мероприятий по организации дорожного движения, включающее результаты моделирования дорожного движения на расчетный срок и обоснование принятых решений; предложения по очередности реализации мероприятий по организации дорожного движения; результаты расчета объемов финансирования мероприятий по организации дорожного движения и источники такого финансирования; результаты расчета эффективности мероприятий по организации дорожного движения.

Судом установлено, что постановлениемадминистрации города Оренбурга ...N-п утверждена комплексная схема организации дорожного движения муниципального образования «...» на ... годы.

Указанное постановление опубликовано ... в газете «...» (выпуск N).

Таким образом, оспариваемый акт принят в пределах полномочий органа с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.

Проанализировав утвержденную постановлением администрации города Оренбурга от ...N-пкомплексную схему организации дорожного движения муниципального образования «...» на ... годы, суд приходит к выводу о том, что она не соответствует требованиямФедерального закона от 29 декабря 2017 года № 443-ФЗ и Правилам подготовки документации по организации дорожного движения, утвержденными приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 30 июля 2020 года № 274.

Утвержденная КСОДД является отчетным материалом по выполнению ООО «...» работ по муниципальному контракту N от ..., заключенному с администрацией г.Оренбурга,о разработке комплексной схемы организации дорожного движения и комплексной схемы организации транспортного обслуживания населения общественным транспортом по муниципальным маршрутам г.Оренбурга.

Указанный отчетный материалсодержит в себе сбор и анализ исходных данных, характеристику существующей транспортной ситуации на территории г.Оренбурга, разработку КСОДД на существующее положение (I этап), а также разработку транспортной макромодели и КСОДД (в том числе КСОТ) г.Оренбурга (II этап).

Таким образом, утвержденная постановлением КСОДД, не отвечает требованиям к порядку ее подготовки, согласования и утверждения, а также требованиям к ее составу и содержанию.

Учитывая, что бремя доказывания обстоятельств, связанных с принятием оспариваемого нормативного правового акта, возложено на орган государственной власти, принявший такой акт (статья 213 КАС РФ), который никаких доказательств соответствия оспариваемого акта нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, не представил, требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь статьями 175-180,227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

административное исковое заявление прокурора г.Оренбурга к администрации города Оренбурга о признании противоречащим закону, недействующим и не подлежащим применению нормативного правового акта удовлетворить.

Признать недействующим и не подлежащим применению с момента вступления решения суда в законную силу приложение «Комплексная схема организации дорожного движения муниципального образования «...» на ... годы», утвержденное постановлением администрации ... о т ...N-п.

Обязать администрацию г. Оренбурга опубликовать сообщение о настоящем решении в течение месяца со дня его принятия в официальном печатном издании МО «город Оренбург».

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Оренбургский областной суд через Ленинский районный суд г. Оренбурга в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: подпись О.А. Пименова

Решение в окончательной форме принято 25 ноября 2021 года.

Судья: подпись О.А. Пименова

Копия верна. Судья:

Секретарь:

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...

...