ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-6983/2016 от 21.12.2016 Кировского районного суда г. Астрахани (Астраханская область)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

21 декабря 2016 года г. Астрахань

Кировский районный суд г. Астрахани в составе:

председательствующего судьи Рахматулиной Е.А.,

при секретаре Вьюсовой Г.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Кировского районного суда г.Астрахани, расположенном по адресу: <...>, административное дело № 2а-6983/2016 по административному иску прокурора г. Астрахани к администрации муниципального образования «Город Астрахань» об оспаривании нормативного правового акта,

установил:

административный истец прокурор г. Астрахани обратился в суд с административным иском к администрации муниципального образования «Город Астрахань» об оспаривании нормативного правового акта органа местного самоуправления полностью.

Требования мотивированы тем, что постановлением администрации г. Астрахани от 29.04.2015 года № 2560 утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов во время проведения массовых мероприятий на территории МО «Город Астрахань». Прокурор считает, что данный нормативный правовой акт противоречит своими положениями Постановлению минэкономразвития Астраханской области от 03.07.2012 года № 046-п, а также его принятие превышает полномочия органа местного самоуправления.

Прокурор просит признать постановление администрации МО «Город Астрахань» от 29.04.2015 года № 2560 «Об утверждении Порядка размещения нестационарных торговых объектов во время проведения массовых мероприятий на территории МО «Город Астрахань» недействующим полностью со дня его принятия.

В судебном заседании прокурор Лаисцева Н.В. требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.

Представитель административного ответчика ФИО1 с требованиями не согласилась, просила в удовлетворении отказать.

Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу о том, что требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно ч. 3 ст. 208 КАС РФ прокурор в пределах своей компетенции может обратиться с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта, в том числе принятого референдумом субъекта Российской Федерации или местным референдумом, не действующим полностью или в части в суд, полагающий, что принятый нормативный правовой акт не соответствует иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

В силу статьи 43 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ Устав муниципального образования является основным муниципальным нормативным правовым актом, обладающим высшей юридической силой в составе норм, принимаемых органами местного самоуправления или местным сообществом.

Основы государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации определяет Федеральный закон от 28 декабря 2009 года № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 381-ФЗ), который регулирует также отношения, возникающие между органами государственной власти, органами местного самоуправления и хозяйствующими субъектами в связи с организацией и осуществлением торговой деятельности, а также отношения, возникающие между хозяйствующими субъектами при осуществлении ими торговой деятельности (торговли).

Под торговой деятельностью для целей этого Закона понимается вид предпринимательской деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров, которая осуществляется в виде оптовой торговли (вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в предпринимательской деятельности (в том числе для перепродажи) или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием) или розничной торговли (вид торговой деятельности, связанный с приобретением и продажей товаров для использования их в личных, семейных, домашних и иных целях, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности) (часть 3 статьи 1, пункты 1 - 4 статьи 2 Федерального закона № 381-ФЗ).

Таким образом, участниками общественных отношений, регулирующих упомянутым Законом, являются хозяйствующие субъекты, осуществляющие торговую деятельность, хозяйствующие субъекты, осуществляющие поставки товаров, а также органы государственной власти и органы местного самоуправления, то есть физические лица не входят в круг субъектов правоотношений в области торговой деятельности.

Подпунктом 69 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон № 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, отнесено решение вопросов реализации государственной политики в области торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, проведения информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, разработки и реализации мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности на территории субъекта Российской Федерации, иные полномочия, предусмотренные Федеральным законом № 381-ФЗ.

Правовое регулирование отношений в области торговой деятельности осуществляется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации наряду с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом № 381-ФЗ, Законом Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 "О защите прав потребителей", а также другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (часть 1 статьи 3 Федерального закона № 381-ФЗ).

По смыслу пункта 4 части 2 статьи 1 указанного Закона государственное регулирование торговой деятельности в Российской Федерации основывается на разграничении полномочий между федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях обеспечения единства экономического пространства в Российской Федерации (пункт 1 части 2 статьи 1 Федерального закона № 381-ФЗ).

Из приведенных законоположений следует, что полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области регулирования общественных отношений в сфере торговой деятельности устанавливаются именно Федеральным законом № 381-ФЗ, который указал в качестве таковых на территории субъекта Российской Федерации реализацию государственной политики в области торговой деятельности; разработку и принятие в соответствии с названным Законом законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в названной сфере общественных отношений; установление нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов; проведение информационно-аналитического наблюдения за состоянием рынка определенного товара и осуществлением торговой деятельности; разработку и реализацию мероприятий, содействующих развитию торговой деятельности, а также иные предусмотренные этим Законом полномочия (статья 6).

Федеральным законом № 381-ФЗ иные полномочия субъекта Российской Федерации определены в части 3 статьи 10 (установление порядка разработки и утверждения схемы размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности), в частях 1 и 6 статьи 11 (организация ярмарок, а также установление порядка их организации и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), требований к организации продажи товаров (в том числе товаров, подлежащих продаже соответствующих типов и включению в соответствующий перечень) с учетом требований, установленных федеральным законодательством), в частях 1 и 2 статьи 17 (разработка и реализация региональных программ развития торговли, в пределах своей компетенции осуществляют в соответствии с законодательством Российской Федерации мероприятия, содействующие развитию торговой деятельности), в частях 1 и 2 статьи 18 (установление порядка программ развития торговли), в частях 4 и 6 статьи 20 (формирование торговых реестров в соответствии с утвержденными федеральным органом исполнительной власти формой и порядком его формирования, ежеквартальное представление обобщенных сведений названного реестра).

Реализуя данные требования закона, министерством экономического развития Астраханской области 31.07.2012 г. принято постановление № 046-п «О порядке разработки и утверждения органами местного самоуправления муниципальных образований Астраханской области схем размещения нестационарных торговых объектов», согласно которому требования настоящего Порядка не распространяются на отношения, связанные с размещением нестационарных торговых объектов, находящихся на территории розничных рынков; при проведении праздничных, общественно-политических, культурно-массовых и спортивных мероприятий, имеющих временный характер; при проведении ярмарок, выставок-ярмарок.

16.08.2012 г. министерством экономического развития Астраханской области 31.07.2012 г. принято постановление № 355-п «О порядке организации ярмарок на территории Астраханской области и продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) на них».

Постановлением администрации муниципального образования «Город Астрахань» № 7645 от 05.11.2015 г. утверждено Положение о размещении нестационарных торговых объектов, расположенных на территории муниципального образования «Город Астрахань», согласно которому к нестационарным торговым объектам относятся торговые объекты, представляющие собой временные сооружения или временные конструкции, не связанные прочно с земельным участком вне зависимости от присоединения или неприсоединения к сетям инженерно-технического обеспечения, в том числе передвижное сооружение (торговый автомат - временное техническое сооружение или конструкция, предназначенные для продажи товаров (оказания услуг) без участия продавца; места для реализации бахчевых культур - специально оборудованная временная конструкция в виде обособленной открытой площадки или установленной торговой палатки, предназначенная для продажи сезонных бахчевых культур; елочный базар - специально оборудованная временная конструкция в виде обособленной открытой площадки для новогодней (рождественской) продажи натуральных хвойных деревьев и веток хвойных деревьев; передвижные сооружения - автомагазины (автолавки, автоприцепы), изотермические емкости и цистерны, тележки, лотки, палатки, корзины и иные специальные приспособления; аттракцион - устройство или комбинация устройств для создания непосредственного развлекательного эффекта для посетителей или пассажиров; павильон - строение, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест; киоск - строение, которое не имеет торгового зала и рассчитано на одно рабочее место продавца; палатка - легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавца, на площади которых размещен товарный запас на один день; торгово-остановочный комплекс - место остановки транспортных средств по маршруту регулярных перевозок, оборудованное для ожидания городского наземного пассажирского транспорта (навес), объединенное единой архитектурной композицией и (или) элементом благоустройства с одним или несколькими НТО; биотуалет - переносной туалет без канализации, содержимое которого разлагается под действием специальных биодобавок.

Согласно пункту 1.5. настоящее Положение не распространяется на отношения, связанные с размещением нестационарных торговых объектов, находящихся в зданиях, строениях, сооружениях или на земельных участках, находящихся в частной собственности, а также на территории розничных рынков, ярмарок, а также при проведении праздничных и иных массовых мероприятий, имеющих временный характер.

При этом постановление министерства экономического развития Астраханской области 31.07.2012 г. № 046-п не содержит запрета органам местного самоуправления утверждать Порядок размещения нестационарных торговых объектов во время проведения массовых мероприятий.

Постановлением администрации МО «Город Астрахань» № 2560 от 29.04.2015 г. в целях упорядочения размещения нестационарных торговых объектов во время проведения массовых мероприятий на территории муниципального образования «Город Астрахань» утвержден Порядок размещения нестационарных торговых объектов во время проведения массовых мероприятий на территории МО «Город Астрахань».

Согласно пункту 1.2 настоящий Порядок не распространяется на массовые публичные мероприятия, предусмотренные Федеральным законом «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях»; религиозные обряды и церемонии; мероприятия личного характера (свадьбы, юбилеи, корпоративные мероприятия) независимо от их численности; иные мероприятия, порядок организации и проведения которых урегулирован федеральным законодательством.

В соответствии с пунктом 1.3 Порядка, массовое мероприятие - праздничное, культурное, спортивное, зрелищное и иное подобное массовое мероприятие, проводимое на территории муниципального образования «Город Астрахань» на открытой территории и предполагающее массовое скопление населения. Нестационарные торговые объекты - кеговые установки или бойлеры для реализации кваса, тонары, палатки, лотки, автолавки, площадки для оказания услуг катания на лошадях, проката роликовых коньков, электромобилей, велосипедов, коньков, санок, площадки для размещения батут-горок, пневматического тира, надувных аттракционов, зоопарков, цирков, аттракционов; летние кафе, объекты общественного питания. Ассортимент товаров и (или) перечень услуг - набор товаров и (или) услуг, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков, планируемых к реализации и (или) оказанию во время проведения массового мероприятия.

Таким образом, суд приходит к выводу, что оспариваемое постановление № 2560 не противоречит постановлению министерства экономического развития Астраханской области 31.07.2012 г. № 046-п.

Что касается доводов иска о том, что данный муниципальный нормативный правовой акт принят с превышением полномочий органа местного самоуправления, то суд находит их несостоятельными по следующим основаниям.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа относятся в том числе создание условий для массового отдыха жителей городского округа и организация обустройства мест массового отдыха населения.

При реализации своих полномочий по решению вопросов местного значения органы местного самоуправления в силу статьи 1 указанного Закона должны действовать, исходя из интересов населения с учетом сложившихся исторических и местных традиций.

В соответствии с приведенными нормами права органы местного самоуправления городского округа имеют право осуществлять в рамках предоставленных полномочий деятельность по организации проведения массовых мероприятий на территории муниципального образования.

Уставом МО «Город Астрахань» также предусмотрено, что к вопросам местного значения муниципального образования "Город Астрахань" относится, в том числе, создание условий для массового отдыха жителей муниципального образования «Город Астрахань» и организация обустройства мест массового отдыха населения.

Согласно статье 51 Устава глава администрации МО «Город Астрахань» в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами, законами Астраханской области, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Городской Думы, издает постановления администрации города по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами Астраханской области, а также распоряжения администрации города по вопросам организации работы администрации города.

Таким образом, оспариваемый нормативный акт принят уполномоченным органом с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правового акта, порядку принятия и введения его в действие.

На основании вышеизложенного административное исковое заявление удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления прокурора г. Астрахани к администрации муниципального образования «Город Астрахань» об оспаривании нормативного правового акта отказать.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Астраханский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено 26.12.2016 года.

Судья: