13
Дело № 2а-698/2021
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<данные изъяты> городской суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Параевой С.В.,
при секретаре Могиленец О.А.,
с участием помощника прокурора <адрес> Борисовой И.А.,
представителя административного истца – председателя Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа <адрес> Малютиной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес> 19 сентября 2021 г.
административное дело по административному исковому заявлению Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа <адрес> к члену Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа <адрес> с правом совещательного голоса Лунегову Кириллу Николаевичу о признании действий незаконными, нарушающими законодательство о выборах, отстранении от участия в работе Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа <адрес> и участковых избирательных комиссиях <данные изъяты> городского округа <адрес>, прекращении полномочий,
УСТАНОВИЛ:
Территориальная избирательная комиссия <данные изъяты> городского округа <адрес> обратилась в суд с административным исковым заявлением о признании незаконными, нарушающими законодательство о выборах действий члена Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа <адрес> с правом совещательного голоса Лунегова Кирилла Николаевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, о немедленном отстранении от участия в работе члена Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа <адрес> с правом совещательного голоса Лунегова Кирилла Николаевича и прекращения его полномочий.
Требования обоснованы тем, что <данные изъяты> было подано заявление в соответствии с пунктом 20 ст. 29 от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» о назначении членом ТИК <данные изъяты> городского округа с правом совещательного голоса от кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва <данные изъяты> гражданина Лунегова Кирилла Николаевича ДД.ММ.ГГГГ г.р.
ДД.ММ.ГГГГ - ДД.ММ.ГГГГ при проведении голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Лунегов К.Н., будучи членом Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа с правом совещательного голоса, находился непосредственно в месте нахождения избирательных бюллетеней в УИК №, № вел себя вызывающее, что отвлекало членов указанных УИК от выдачи избирательных бюллетеней голосующим избирателям, воспрепятствовал голосованию избирателей, подходил к столу Председателя комиссии и секретаря, самовольно знакомился с документами на их столах, осуществлял фотофиксацию персональных данных избирателей; делал звонки избирателям по данным, указанным в реестрах; производил фото-видео съемку в месте, не определенном председателем Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа, постоянно перемещался по помещениям указанных УИК, в которых производится голосование, требовал открыть ящики с избирательными бюллетенями, пытался сорвать с них пломбы, что подтверждается актами о нарушении избирательного законодательства в ходе выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва на избирательном участке №, №, в том числе подписанными наблюдателями.
В обоснование своих требований административный истец ссылается на ч. 2 Постановления ЦИК России от 03.10.2012 года № 143/1085-6, п. «к» ч. 9, п. «е» ч.10 ст. 30, п.12. ст. 64, ст. 65 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», ч.5 ст.239, ч.6 ст.244 КАС РФ.
В судебном заседании представитель административного истца председатель Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа <адрес> Малютина М.А. административные исковые требования поддержала в полном объеме, при этом, в части уточнила их, просит отстранить от участия в работе Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа <адрес> и участковых избирательных комиссиях №<данные изъяты> городского округа <адрес> члена Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа с правом совещательного голоса Лунегова Кирилла Николаевича, доводы, изложенные в административном иске поддержала, также пояснила, что Лунегов К.Н., находясь на вышеуказанных избирательных участках, требовал открыть сейфы с сейф-пакетами, в которых находились бюллетени уже проголосовавших избирателей, и показать ему копии актов, а также целостность сейф-пакетов с бюллетенями.
Административный ответчик - член Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа Лунегов К.Н. в судебное заседание не явился, о дате, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, что подтверждается актом о его уведомлении от ДД.ММ.ГГГГ, распиской в получении повестки о вызове в суд, причин неявки в суд не сообщил.
Представитель избирательной комиссии <адрес> – <данные изъяты> в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, оценив представленные доказательства в соответствии со статьей 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, а также заключение прокурора, полагавшего, что исковые требования административного истца подлежат частичному удовлетворению только в части отстранения административного ответчика от участия в работе Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа <адрес> и участковых избирательных комиссиях №<данные изъяты> городского округа <адрес>, суд считает административные исковые требования Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 5 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации избирательная комиссия, комиссия референдума вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об отстранении члена участковой избирательной комиссии, комиссии референдума от участия в работе комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах.
В силу части 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) избирательной комиссией, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу.
Судом установлено, на основании Постановления избирательной комиссии <адрес>-<данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ «О формировании территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа», сформирована территориальная избирательная комиссия <данные изъяты> городского округа <адрес> в количестве 9 членов с правом решающего голоса, в том числе: ФИО6, <данные изъяты><данные изъяты>. ( л.д. 19-21).
Согласно Постановления избирательной комиссии <адрес>-<данные изъяты>№ от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с п. 7 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Методическими рекомендациями о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий, утвержденными постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от <данные изъяты>, Малютина Марина Александровна назначена председателем территориальной избирательной комиссий <данные изъяты><данные изъяты> городского округа, главного специалиста Избирательной комиссии <данные изъяты> области - <данные изъяты>, государственного служащего, предложенную для назначения в состав комиссии <данные изъяты> региональным отделением Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» ( л.д. 17-18).
Указом Президента РФ от 17 июня 2021 г. № выборы депутатов Государственной думы РФ VIII созыва назначены на ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением Центризбиркома России от ДД.ММ.ГГГГ№ постановлено провести голосование на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва, назначенных на 19 сентября 2021 года, в течение трех дней – 17, 18 и 19 сентября 2021 г.
13.092021 в Территориальную избирательную комиссию <данные изъяты> городского округа поступило заявление от кандидата в депутаты Государственной Думы Федерального собрания РФ восьмого созыва <данные изъяты>. о назначении членом территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса Лунегова К.Н. с указанием о том, что он не подпадает под ограничения, установленные пунктом 21.1 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие референдуме граждан Российской Федерации» ( л.д.8).
Согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ в Территориальную избирательную комиссию <данные изъяты> городского округа Лунегов К.Н. дал согласие на назначение его членом территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа с правом совещательного голоса кандидатом в депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва Фроловой К.О., выдвинутой по одномандатному избирательному округу <адрес> - <данные изъяты> одномандатный избирательный округ № <данные изъяты>, в котором также подтвердил, что не подпадает под ограничения, установленные в п. 21.1 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» ( л.д. 9).
Решением Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа <адрес> созыв <данные изъяты> г.г. № от ДД.ММ.ГГГГ принята к сведению информация о назначении членом территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа с правом совещательного голоса Лунегов К.Н., которому постановлено выдать удостоверение ( л.д. 6-7).
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" от 12.06.2002 N 67-ФЗ (далее по тексту - Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ) гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Частью 7 статьи 3 Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ установлено, что выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается.
В силу статьи 7 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ голосование на выборах и референдуме является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.
Пунктом 23 статьи 29 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ предусмотрено, что член комиссии с правом совещательного голоса: а) заблаговременно извещаются о заседаниях соответствующей комиссии; б) вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования; в) вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу; г) вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий; д) вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, вариантам ответа на вопрос референдума; е) обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд.
Согласно пункта 5 статьи 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ бюллетени выдаются избирателям, участникам референдума, включенным в список избирателей, участников референдума, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель, участник референдума голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения (пункт 5 статьи 64 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации").
Согласно пункту 7 статьи 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ голосование проводится путем внесения избирателем, участником референдума в избирательный бюллетень любого знака в квадрат (квадраты), относящийся (относящиеся) к кандидату (кандидатам) или списку кандидатов, в пользу которого (которых) сделан выбор, либо (на выборах в органы местного самоуправления) к позиции "Против всех кандидатов" ("Против всех списков кандидатов"), а в бюллетень для голосования на референдуме или в бюллетень для голосования по одной кандидатуре в соответствии с пунктом 35 статьи 38 настоящего Федерального закона - любого знака в квадрат, относящийся к тому из вариантов волеизъявления, в отношении которого сделан выбор.
Заполненные бюллетени опускаются избирателями, участниками референдума в опечатанные (опломбированные) ящики для голосования либо в технические средства подсчета голосов при их использовании. Если комиссией, организующей выборы, референдум, в соответствии с пунктом 4 статьи 63 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ принято решение об использовании конвертов, избиратель, участник референдума вне кабины или иного специально оборудованного места для тайного голосования помещает заполненный бюллетень (заполненные бюллетени) в конверт, который выдается ему членом участковой комиссии с правом решающего голоса, запечатывает его, после чего опускает этот конверт в ящик для голосования (пункт 11 статьи 64 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Таким образом, не допускается осуществление действий, нарушающих тайну голосования и препятствующих работе избирательной комиссии.
Согласно части 11.1 статьи 64 Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ председатель участковой комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя участковой комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя участковой комиссии его полномочия исполняет заместитель председателя участковой комиссии, а в отсутствие заместителя председателя участковой комиссии - секретарь или иной член участковой комиссии с правом решающего голоса, уполномоченный ею.
В соответствии с частью 12 статьи 64 Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ член участковой комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах. Решение об отстранении члена участковой комиссии от участия в работе данной комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования принимается судом по месту нахождения участковой комиссии. Исполнение соответствующего судебного решения обеспечивают правоохранительные органы.
Конституция Российской Федерации устанавливает, что каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени; сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (статья 23 часть 1; статья 24 часть 1).
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации, эти конституционные установления в полной мере относятся к любой информации - независимо от места и способа ее производства, передачи и распространения, включая сведения, размещаемые в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (Постановление от 9 июля 2013 года N 18-П).
Как указано в пункте 8.2 Методических рекомендаций по организации голосования отдельных категорий избирателей при проведении выборов на территории Российской Федерации, утвержденных Постановлением Центральной избирательной комиссии России от 8 августа 2018 года N 174/1414-7, при проведении фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования лицам, присутствующим при проведении голосования и подсчете голосов избирателей, необходимо руководствоваться постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 3 октября 2012 года N 143/1085-6 "О Разъяснении порядка ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования". Лица, присутствующие при проведении голосования и подсчете голосов избирателей, вправе проводить фото- и (или) видеосъемку в помещении для голосования при соблюдении следующих условий:
проведение фото- и (или) видеосъемки только с места, определенного председателем участковой комиссии;
обязательное предварительное уведомление о проведении фото- и (или) видеосъемки председателя, заместителя председателя или секретаря участковой комиссии.
Проведение фото- и (или) видеосъемки не должно препятствовать работе членов УИК и создавать препятствия избирателям при голосовании. При проведении фото- и (или) видеосъемки работы членов УИК со списком избирателей, реестром избирателей, подавших заявления о предоставлении возможности проголосовать вне помещения для голосования, в соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" должна обеспечиваться конфиденциальность персональных данных, которые содержатся в списке избирателей, реестре избирателей.
Согласно Постановлению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 3 октября 2012 года N 143/1085-6 "О Разъяснении порядка ведения наблюдателями фото- и (или) видеосъемки в помещении для голосования", фото- и (или) видеосъемка работы членов избирательной комиссии со списком избирателей должна осуществляться таким образом, чтобы сохранялась конфиденциальность персональных данных, которые в нем содержатся.
В силу норм Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ "О персональных данных" персональными данными является любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).
Обработка персональных данных осуществляется с согласия на это субъекта.
Из имеющихся в материалах дела документов, представленных административным истцом, и исследованных в ходе рассмотрения настоящего административного дела, установлено следующее.
Согласно заявлению председателя участковой избирательной комиссии №ФИО11 от ДД.ММ.ГГГГ в период времени с <данные изъяты> часов до <данные изъяты> часов ДД.ММ.ГГГГ членом территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа с правом совещательного голоса Лунеговым К.Н. был нарушен закон № 152-ФЗ ст. 24 «О персональных данных», а именно: при проверке участка № он запросил реестр избирателей, подлежащих исключению из списка по месту нахождения, полученного из ТИК, при доскональной проверке которого заинтересовался персональными данными ФИО12, ДД.ММ.ГГГГ рождения, <адрес>, <адрес><адрес>, которая была включена в перечень реестра ошибочно и сделал звонок неизвестному для проверки, на предупреждение о недопустимости разглашения персональных данных, был получен грубый ответ, что он имеет право ознакомиться с этими данными ( л.д. 10).
Согласно Акта, составленного и подписанного наблюдателями избирательного участка №<данные изъяты> городского округа в составе трех человек член территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа с правом совещательного голоса Лунегов К.Н. неоднократно втечение дней голосования <данные изъяты> и ДД.ММ.ГГГГ злоупотреблял своим правом, нарушал законодательство о выборах, а именно: подходил к столу Председателя и секретаря, знакомился с документами расположенными на столе, в частности с заявлениями избирателей, голосовавших вне помещения для голосования, а также с реестром заявлений о голосовании вне помещения, списками избирателей, делал из них выписки и пытался произвести фото и видеосъемку, тем самым, нарушая тайну голосования, работал с персональными данными избирателей, создавая препятствия работе участковой избирательной комиссии №, в связи с чем, Лунегову К.Н. неоднократно делали замечания, которые оставались без внимания (л.д.11).
Аналогичный акт о нарушении избирательного законодательства в ходе выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации восьмого созыва на избирательном участке №, составлен и подписан председателем, секретарем и восьмью членами вышеуказанной участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса ( л.д. 12).
Из Акта, составленного и подписанного председателем, секретарем и членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут член территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа с правом совещательного голоса Лунегов К.Н., находясь на вышеуказанном избирательном участке, неоднократно и в течение дня голосования ДД.ММ.ГГГГ злоупотреблял своим правом, нарушал законодательство о выборах, а именно: подходил к столу Председателя и секретаря, знакомился с документами, расположенными на столе, в частности с заявлениями избирателей, голосовавших вне помещения для голосования, а также с реестром заявлений о голосовании вне помещения, списки избирателей, делал из них выписки и пытался произвести фото и видеосъемку, тем самым нарушая тайну голосования, работает с персональными данными избирателей, создавая препятствия работе участковой избирательной комиссии №, в связи с чем, Лунегову К.Н. неоднократно делали замечания, которые оставались без внимания ( л.д. 13).
Согласно Акта, составленного и подписанного председателем и тремя членами с правом решающего голоса участковой избирательной комиссии №<данные изъяты> городского округа, ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут член территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа с правом совещательного голоса Лунегов К.Н., находясь на вышеуказанном избирательном участке, в день голосования ДД.ММ.ГГГГ злоупотреблял своим правом, нарушал законодательство о выборах, а именно: подходил к столу и требовал показать ему списки избирателей, тем самым, нарушая тайну голосования, работал с персональными данными избирателей, создавая препятствия работе участковой избирательной комиссии №, требовал открыть ему сейф с находящимися в нем избирательными бюллетенями и печатью УИК №, в связи с чем, Лунегову К.Н. неоднократно делали замечания, которые оставались без внимания ( л.д.14).
Из Акта, составленного и подписанного председателем, секретарем и шестью членами участковой избирательной комиссии №<данные изъяты> городского округа с правом решающего голоса установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минуты член территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа с правом совещательного голоса Лунегов К.Н., находясь на вышеуказанном избирательном участке, неоднократно и в течение дня голосования ДД.ММ.ГГГГ злоупотреблял своим правом, нарушал законодательство о выборах, а именно: подходил к столу Председателя и секретаря, знакомился с документами, расположенными на столе, в частности с заявлениями избирателей, голосовавших вне помещения для голосования, а также с реестром заявлений о голосовании вне помещения, списками избирателей, делал из них выписки и пытался произвести фото и видеосъемку, тем самым, нарушая тайну голосования, работает с персональными данными избирателей, создавая препятствия работе участковой избирательной комиссии, в связи с чем, Лунегову К.Н. неоднократно делали замечания, которые оставались без внимания ( л.д. 15).
Согласно Акта, составленного и подписанного председателем территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа Малютиной М.А., а также секретарем и членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты> часов <данные изъяты> минут член территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа с правом совещательного голоса Лунегов К.Н., находясь на вышеуказанном избирательном участке, неоднократно в течение дня голосования ДД.ММ.ГГГГ злоупотреблял своим правом, нарушал законодательство о выборах, а именно: подходил к стационарным ящикам, трогал опломбировку, мешал работе участковой избирательной комиссии, нарушал избирательный процесс, создавая препятствия работе участковой избирательной комиссии №, в связи с чем, Лунегову К.Н. неоднократно делали замечания, которые оставались без внимания, что подтверждается видеофиксацией (л.д. 16).
Изложенные в вышеуказанном Акте обстоятельства также объективно подтверждаются исследованной в судебном заседании видеозаписью, представленной административным истцом, в части того, что Лунегов К.Н., находясь на вышеуказанном участке, подходит к стационарному ящику для голосования, со всех сторон осматривает его, прикасается к нему руками, чем привлекает к себе внимание председателя и членов избирательной комиссии, которые вынуждены были подойти к нему с целью предотвращения его действий ( л.д. 25).
Анализируя вышеуказанные документы, суд считает, что они не подтверждают доводы административного истца, указанные в административном иске и в судебном заседании относительно того, что он делал звонки избирателям по данным, указанным в реестрах, производил фото и видео-съемку в месте, не определенном председателем ТИК Березовского городского округа, поскольку таких сведений не содержат.
При этом, указанные в Актах обстоятельства относительно ознакомления Лунегова К.Н. с заявлениями, реестрами и списками избирателей, находящихся на вышеуказанных избирательных участках, сами по себе не свидетельствуют о нарушении требований вышеуказанного Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ, поскольку в соответствии с подп. «г» п. 23 ст. 29 данного закона член комиссии с правом совещательного голоса: вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, сведениями об избирателях, подавших заявления о включении в список избирателей по месту своего нахождения, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом).
Вместе с тем, указанный в административном иске, а также вышеизложенных актах факт того, что вышеуказанные действия осуществлялись Лунеговым К.Н. самовольно, без разрешения председателей вышеуказанных избирательных участков, а также его действия, связанные с изготовлением выписок из списков избирателей с попытками произвести их фото и видеосъемку, и его нахождение у стационарного ящика для голосования на избирательном участке № с его доскональным осмотром и прикосновения руками к его опломбировке, а также его требования относительно открытия сейфа и предоставления ему избирательных бюллетеней и печати избирательного участка № достоверно подтверждают факт нарушения членом Территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса Лунеговым К.Н. вышеуказанных требований закона, в том числе избирательного процесса, тайны голосования, Закона о персональных данных, создание препятствий нормальной работе вышеуказанных избирательных комиссий, которые также происходили в присутствие находящихся на избирательном участке избирателей и наблюдателей.
Факт вышеуказанных нарушений зафиксирован вышеизложенными заявлением и Актами о нарушении избирательного законодательства, которые не вызывают у суда сомнений, поскольку составлены и подписаны уполномоченными на то лицами, и достоверно подтверждают, что член территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа с правом совещательного голоса Лунегов К.Н. неоднократно в течение дней голосования - ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ нарушал указанное выше законодательство о выборах, осуществляя вышеуказанные действия.
При таких обстоятельствах, суд считает, что административные исковые требования территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа в части немедленного отстранить от участия в работе Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа <адрес> и участковых избирательных комиссиях №<данные изъяты> городского округа <адрес> члена Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа с правом совещательного голоса Лунегова Кирилла Николаевича, подлежат удовлетворению.
При этом, решение суда в данной части в соответствии с ч.6 ст. 244 КАС РФ подлежит обращению к немедленному исполнению с возложением обязанности по его исполнению на Отдел МВД России по <адрес>.
Вместе с тем, суд считает, что административные исковые требования Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа о признании действий члена Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа с правом совещательного голоса Лунегова Кирилла Николаевича незаконными, нарушающими законодательство о выборах самостоятельному разрешению при рассмотрении данного административного иска не подлежат, поскольку фактически являются основанием заявленного административного иска, которые оценены судом в мотивировочной части настоящего решения, и явились основанием для его удовлетворения в вышеуказанной части, таким образом, заявлены излишне, в связи с чем, в данной части административных исковых требований административному истцу должно быть отказано.
Кроме того, суд также не находит оснований для удовлетворения административных исковых требований Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа о прекращении полномочий члена Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа с правом совещательного голоса Лунегова Кирилла Николаевича, поскольку не предусмотрены Главой 24 КАС РФ при рассмотрении дел данной категории.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ч.1 ст. 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административному исковое заявление Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа <адрес> к члену Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа <адрес> с правом совещательного голоса Лунегову Кириллу Николаевичу о признании действий незаконными, нарушающими законодательство о выборах, отстранении от участия в работе Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа <адрес> и участковых избирательных комиссиях <данные изъяты> городского округа <адрес>, прекращении полномочий, удовлетворить частично.
Немедленно отстранить от участия в работе Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа <адрес> и участковых избирательных комиссиях №<данные изъяты> городского округа <адрес> члена Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа с правом совещательного голоса Лунегова Кирилла Николаевича.
Обратить настоящее решение суда к немедленному исполнению, возложить обязанность по его исполнению на Отдел МВД России по <адрес>.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований к члену Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа <адрес> с правом совещательного голоса Лунегову Кириллу Николаевичу о признании действий незаконными, нарушающими законодательство о выборах, прекращении полномочий, Территориальной избирательной комиссии <данные изъяты> городского округа <адрес> - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <данные изъяты> областной суд в течение пяти дней со дня его принятия.
Председательствующий: С.В. Параева