ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-69/19 от 16.01.2019 Беляевского районного суда (Оренбургская область)

N 2а-69/2019

Решение

Именем Российской Федерации

Беляевский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего – врио судьи Беляевского районного суда Колдаева Р.Ю. при секретаре Лотоцкой Т.В., с участием старшего помощника прокурора Беляевского района Кулешовой К.А., представителя административного истца - УМВД России по Оренбургской области Мухамедзянова Р.Ш., административного ответчика Мигачева Е.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Министерства внутренних дел России по Оренбургской области к Мигачеву Е.В. о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение,

установил:

Управление Министерства внутренних дел России по Оренбургской области (УМВД) обратилось в суд с административным иском о помещении в Центр временного содержания иностранных граждан отделения МВД России по Беляевскому району по адресу: <адрес>, иностранного гражданина, Мигачева Е.В., подлежащего депортации. Заявленные требования мотивированы тем, что Мигачев Е.В. приговором Октябрьского районного суда г. Орска от ДД.ММ.ГГГГ. осужден к <данные изъяты> лишения свободы. В отношении него распоряжением Минюста России -рн от ДД.ММ.ГГГГ принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации. 21.12.2018г. УМВД России по Оренбургской области вынесено решение о депортации административного ответчика. ДД.ММ.ГГГГ. Мигачев Е.В.. освобожден из ФКУ ИК-<данные изъяты> УФСИН России по Оренбургской области по отбытию наказания. По мнению административного истца, до исполнения решения о депортации административный ответчик должен содержаться в специальном учреждении. В связи с изложенным, УМВД России по Оренбургской области просит вынести решение о помещении в Центр временного содержания иностранных граждан отделения МВД России по Беляевскому району по адресу: <адрес>, иностранного гражданина Мигачева Е.В. подлежащего депортации, на срок – до ДД.ММ.ГГГГ

В судебном заседании представитель УМВД России по Оренбургской области Мухамедзянов Р.Ш. требования поддержал, просил суд удовлетворить их.

Административный ответчик Мигачев Е.В. возражал против требований административного истца, пояснил, что он не является гражданином ДД.ММ.ГГГГ просил приобщить к материалам дела ответ из консульства республики <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ.

Выслушав стороны, заслушав прокурора полагавшего, что оснований для удовлетворения административного искового заявления не имеется, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно частям 3 и 4 ст.25.10 Федерального закона от 15.08.1996 N114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", в отношении иностранного гражданина или лица без гражданства, незаконно находящихся на территории Российской Федерации, либо лица, которому не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также в случае, если пребывание (проживание) иностранного гражданина или лица без гражданства, законно находящихся в Российской Федерации, создает реальную угрозу обороноспособности или безопасности государства, либо общественному порядку, либо здоровью населения, в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, прав и законных интересов других лиц может быть принято решение о нежелательности пребывания (проживания) данного иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных абзацем вторым пункта 3 статьи 11 Федерального закона от 30.03.1995 N 38-ФЗ "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)". Порядок принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации и перечень федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных принимать такие решения, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, в отношении которых принято решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию или решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, обязаны выехать из Российской Федерации в порядке, предусмотренном федеральным законом.

Иностранный гражданин или лицо без гражданства, не покинувшие территорию Российской Федерации в установленный срок, подлежат депортации.

В судебном заседании установлено, что в отношении административного ответчика распоряжением Минюста России -рн от ДД.ММ.ГГГГ. принято решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации.

ДД.ММ.ГГГГ УМВД России по Оренбургской области вынесено решение о депортации Мигачева Е.В.

ДД.ММ.ГГГГ. административный ответчик освобожден из ФКУ ИК<данные изъяты> УФСИН России по Оренбургской области по отбытию наказания.

В соответствии с пунктом 11 статьи 31 Федерального закона от 25.07.2002 N115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" в случае, если федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами юстиции, в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, указанное решение в течение трех дней со дня его вынесения направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.

В соответствии с пунктом 9 настоящей статьи иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.

Указанное законоположение согласуется с подпунктом "f" пункта 1 статьи 5 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, который допускает лишение свободы в случае законного задержания или заключения под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого принимаются меры по его высылке или выдаче.

В силу пункта 2 статьи 2 настоящего Федерального закона эти правила применяются к лицам без гражданства, за исключением случаев, когда федеральным законом для лиц без гражданства устанавливаются специальные правила, отличающиеся от правил, установленных для иностранных граждан.

Вместе с тем положение пункта 9 статьи 31 настоящего Федерального закона о том, что иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации, подлежит применению во взаимосвязи с положениями главы 28 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 269 настоящего Кодекса содержание решения суда по административному делу о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, должно соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 180 настоящего Кодекса. Кроме того, в мотивировочной части решения, которым удовлетворено административное исковое заявление, должен быть также установлен и обоснован разумный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, а в резолютивной части - конкретный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении.

Таким образом, действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком содержания иностранного гражданина или лица без гражданства, в отношении которого принято решение о депортации, в специальном учреждении, и лицо, в отношении которого принято решение о депортации, не может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его содержания в специальном учреждении.

Имеющийся в представленных материалах ответ из Консульства Республики <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ. информирует о том, что Мигачев Е.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на регистрационный учет и снятии с регистрационного учета в <данные изъяты> не значится, национальным паспортом и удостоверением личности Республики <данные изъяты> не документирован, в связи с чем, определить принадлежность к гражданству республики <данные изъяты> не представляется возможным.

Из приговора Октябрьского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что ранее, в ДД.ММ.ГГГГ г., ДД.ММ.ГГГГ Мигачев Е.В. осуждался Новотроицким городским судом Оренбургской области, отбывал наказание в местах лишения свободы.

Вместе с тем, имеющиеся в материалах дела доказательства с достоверностью не свидетельствуют о наличии у Мигачева Е.В. гражданства России или иностранного государства.

Сведений о том, в какое иностранное государство подлежит депортации административный ответчик, и какие действия необходимо совершить административному истцу для исполнения решения о депортации, а также сведений о возможности оформления документов, необходимых для депортации административного ответчика в страну исхода и исполнения решения о депортации, суду не представлено.

При разрешении вопроса о помещении Мигачева Е.В. в центре, суд исходит из того, что не представлено сведений о возможности исполнения решения о депортации в ближайшее время, отсутствуют данные о том, что административный ответчик может скрыться или уклониться от исполнения решения о депортации.

Анализируя изложенное, суд приходит к выводу о том, что ввиду неопределенности срока пребывания иностранного гражданина в специальном учреждении при отсутствии доказательств о возможности получения свидетельства на возвращение Мигачева Е.В. в другое государство и решению вопроса о депортации, отсутствие достаточного обоснования нахождения указанного лица в специальном учреждении приведет к явному нарушению его прав и свобод.

Наличие распоряжения о нежелательности пребывания Мигачева Е.В. на территории Российской Федерации и решения о его депортации не может служить при вышеназванных обстоятельствах достаточным основанием для временного размещения Мигачева Е.В. и пребывания его в специальном учреждении.

Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 25.09.2014 №1830-О разъяснил, что действующей системой правового регулирования предусматривается судебный контроль за сроком пребывания лица, в отношении которого принято решение о депортации, в специализированном учреждении, и, соответственно, оно не предполагает, что лицо, в отношении которого принято решение о депортации, может быть оставлено в неопределенности относительно сроков его пребывания в специализированном учреждении.

При таких обстоятельствах нахождение административного ответчика в специальном учреждении не обосновано, и в удовлетворении административного иска должно быть отказано, поскольку административный ответчик не может быть оставлен в неопределенности относительно сроков его содержания в специальном учреждении.

Согласно ч.1 ст.269 КАС РФ суд, рассмотрев по существу административное исковое заявление о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, принимает решение, которым удовлетворяет административный иск или отказывает в его удовлетворении.

Следовательно, административное исковое заявление Управления Министерства внутренних дел России по Оренбургской области не подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", ст. 118, 269 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд

РЕШИЛ:

в удовлетворении административного иска Управления Министерства внутренних дел России по Оренбургской области к Мигачеву Е.В. о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение отказать.

Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Оренбургского областного суда через Беляевский районный суд в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья Р.Ю. Колдаев