ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-69/19 от 22.02.2019 Олекминского районного суда (Республика Саха (Якутия))

Дело №2а-69/2019

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

город Олекминск 22 февраля 2019 года

Судья Олекминского районного суда Республики Саха (Якутия) Чемпосова У.Д., рассмотрев единолично в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному исковому заявлению прокурора Олекминского района Республики Саха (Якутия) к администрации муниципального образования «Абагинский наслег» Олекминского района Республики Саха (Якутия) о признании бездействия администрации муниципального образования «Абагинский наслег» Олекминского района Республики Саха (Якутия), выразившееся в ненадлежащей организации похоронного дела и оказания услуг по погребению умерших, незаконным; о возложении обязанности на администрацию муниципального образования «Абагинский наслег» Олекминского района Республики Саха (Якутия) в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, на которую в соответствии с действующим законодательством возложить обязанность по осуществлению погребения умерших,

у с т а н о в и л:

Прокурор Олекминского района Республики Саха (Якутия) Шульженко М.А. обратился в суд с административным исковым заявлением о признании бездействия администрации муниципального образования «Абагинский наслег» Олекминского района Республика Саха (Якутия) (далее по тексту – администрация МО «Абагинский наслег») выразившееся в ненадлежащей организации похоронного дела и оказания услуг по погребению умерших, незаконным; о возложении обязанности на администрацию МО «Абагинский наслег» в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, на которую в соответствии с действующим законодательством возложить обязанность по осуществлению погребения умерших.

В обоснование заявленных требований административный истец указал, что прокуратурой Олекминского района на основании решения №88 от 31 августа 2018 года проведена проверка исполнения органами местного самоуправления Олекминского района требований законодательства о похоронном деле, в частности, разработки, принятия и утверждения нормативных правовых актов, регулирующих организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения, создание специализированных служб по вопросам похоронного дела, на которые возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. По итогам проверки установлено, что в нарушение ч.1 ст.7 Федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее по тексту – ФЗ №131 о местном самоуправлении) и Федерального закона от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (далее по тексту – ФЗ о погребении и похоронном деле) администрацией МО «Абагинский наслег» муниципальные правовые акты по указанным вопросам в сфере организации похоронного дела и оказания услуг по погребению умерших не разработаны и не утверждены, специализированная служба по вопросам похоронного дела не создана. В связи с чем, ранее прокуратурой района в адрес главы МО «Абагинский наслег» внесено представление от 12 сентября 2018 года об устранении выявленных нарушений в сфере законодательства о похоронном деле. По результатам рассмотрения представления прокурора района, администрацией МО «Абагинский наслег» разработаны нормативные правовые акты, регулирующие организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения, вынесено решение наслежного Совета депутатов МО «Абагинский наслег» «Об утверждении Положения о погребении и похоронном деле на территории МО «Абагинский наслег». Однако, до настоящего времени, специализированная служба по вопросам похоронного дела, на которые возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших, не создана, что является нарушением требований федерального законодательства и бездействием администрации МО «Абагинский наслег». Потому просит признать бездействие администрации муниципального образования «Абагинский наслег» Олекминского район Республики Саха (Якутия) (ИНН 1421007998, КПП 142101001, ОГРН 1061421000442), выразившееся в ненадлежащей организации похоронного дела и оказания услуг по погребению умерших, - незаконным и обязать в течение 1 года со дня вступления в законную силу решения суда создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, на которую в соответствии с действующим законодательством возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

В соответствии со ст.292 Кодекса административного судопроизводства РФ административному истцу и ответчику в ходе подготовки дела к судебному заседанию были разъяснены особенности упрощенного (письменного) производства по административным делам, в частности, возможность применения правил упрощенного (письменного) производства к настоящему административному делу.

От административного истца и административного ответчика поступили письменные заявления о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства.

Определением суда от 12 февраля 2019 года дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства.

В соответствии с частью 4 статьи 292 Кодекса административного судопроизводства РФ в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела рассматриваются без проведения устного разбирательства. При рассмотрении административного дела в таком порядке судом исследуются только доказательства в письменной форме.

Исследовав письменные доказательства по делу, оценив их с точки зрения относимости, допустимости, достоверности каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, нахожу установленным следующее:

Согласно п.4 ст.27, п.3 ст.35 Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

В соответствии с ч.1 ст.39 Кодекса административного судопроизводства в Российской Федерации, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц.

В силу п.22 ч.1 ст.14 ФЗ №131 о местном самоуправлении организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относятся к вопросам местного значения сельского поселения.

Согласно п.2 Указа Президента РФ от 29 июня 1996 года №1001 «О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших» органам местного самоуправления предписано выделять специализированным службам по вопросам похоронного дела необходимые средства для оказания на безвозмездной основе услуг, предусмотренных ст.9 ФЗ о погребении и похоронном деле.

В порядке ст.9 ФЗ о погребении и похоронном деле качество предоставляемых услуг должно соответствовать требованиям, устанавливаемым органами местного самоуправления. Супругу, близким родственникам; иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего, гарантируется оказание на безвозмездной основе следующего перечня услуг по погребению: 1) оформление документов, необходимых для погребения; 2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения; 3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий); 4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).

При этом услуги по погребению оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, определяется органами местного самоуправления по согласованию с соответствующими отделениями: 1) Пенсионного фонда Российской Федерации – на погребение умерших пенсионеров, не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти; федерального бюджета - на погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости (в случае, если смерть пенсионера наступила в период получения досрочной пенсии до достижения им возраста, дающего право на получение соответствующей пенсии). Расчеты со специализированной службой по вопросам похоронного дела за погребение умерших не подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти пенсионеров, досрочно оформивших пенсию по предложению органов службы занятости, осуществляются Пенсионным фондом Российской Федерации с последующим возмещением расходов Пенсионному фонду Российской Федерации за счет средств федерального бюджета в размерах, определяемых в соответствии с п.3 ст.9 ФЗ о погребении и похоронном деле; 2) Фонда социального страхования Российской Федерации - на погребение умерших граждан, подлежавших обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти, и умерших несовершеннолетних членов семей граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти указанных членов семей; 3) бюджетов субъектов Российской Федерации - в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности. 4) Фонда социального страхования Российской Федерации, а также с органами государственной власти субъектов Российской Федерации и возмещается специализированной службе по вопросам похоронного дела в десятидневный срок со дня обращения этой службы за счет средств: Пенсионного фонда Российской Федерации, федерального бюджета, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации. Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации возмещают специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, в размере, не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст.12 ФЗ о погребении и похоронном деле при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников, либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Погребение умерших, личность которых не установлена органами внутренних дел в определенные законодательством Российской Федерации сроки, осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела с согласия указанных органов путем предания земле на определенных для таких случаев участках общественных кладбищ. Услуги, оказываемые специализированной службой по вопросам похоронного дела при погребении умерших, указанных в пунктах 1 и 2 ст.12 ФЗ о погребении и похоронном деле, включают: оформление документов, необходимых для погребения; облачение тела; предоставление гроба; перевозку умершего на кладбище (в крематорий); погребение. Стоимость указанных услуг определяется органами местного самоуправления и возмещается в порядке, предусмотренном п.3 ст.9 ФЗ о погребении и похоронном деле.

В силу ч.2 ст.25 ФЗ о погребении и похоронном деле во взаимосвязи с ч.2 ст.29 ФЗ о погребении и похоронном деле организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления.

Уставом МО «Абагинский наслег» Олекминского района Республики Саха (Якутия) определено, что администрация «Абагинский наслег» является муниципальным образованием и исполнительно-распорядительным органом.

Согласно ч.1 ст.14 ФЗ №131 о местном самоуправлении и положений Устава администрации МО «Абагинский наслег» Олекминского района Республики Саха (Якутия) к вопросам местного значения поселения относятся, в том числе, организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения (п.26 ч.1 ст.5 Устава).

Таким образом, в компетенцию администрации МО «Абагинский наслег» входят полномочия по организации ритуальных услуг и созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела.

По итогам прокурорской проверки соблюдения администрацией МО «Абагинский наслег» законодательства в сферах оказания социально значимых услуг населению в части организации похоронного дела, внесения представления прокурором, установлено, что администрацией МО «Абагинский наслег» разработаны нормативно-правовые акты, регулирующие организацию ритуальных услуг и содержание мест захоронения. Однако, данным органом местного самоуправления не создана специализированная служба по вопросам похоронного дела, ответственная за организацию захоронений на территории указанного сельского поселения. Не определен порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела. Также не установлены и требования к качеству предоставления услуг в рамках гарантированного перечня услуг по погребению, не определена стоимость услуг по погребению, оказываемых в рамках гарантированного перечня услуг по погребению, также услуг, оказываемых при погребении лиц, личность которых не установлена или у которых отсутствуют лица, взявшие на себя обязанность по погребению.

Представитель администрации МО «Абагинский наслег» Мартынова Е.В. с административным иском прокурора не согласна, в своем объяснении на представление прокурору сообщала, что 12 декабря 2011 года постановлением №67 утвержден административный регламент по предоставлению муниципальной услуги «Предосталение выписки из решения главы администрации поселения о стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению». 14 сентября 2018 года постановлением №15 утверждено «Положение об организации ритуальных услуг и содержания мест захоронения на территории МО «Абагинский наслег». На территории Абагинского наслега погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляется специализированным службами по вопросам похоронного дела – обслуживает агентство ритуальных услуг «Реквием» города Олекминска. По результатам служебной проверки главному специалисту МО «Абагинский наслег» ФИО1 рекомендовано усилить работу по вопросам похоронного дела.

При этом административным ответчиком представлены следующие доказательства: 1) договор по оказанию ИП ФИО2 – «Специализированная служба «Реквием», услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению на территории МО «Олекминский район» Республик Саха (Якутия) на 2019 год. При этом, согласно указанному выше договору, администрация МО «Абагинский наслег» и индивидуальный предприниматель ФИО2 заключили договор для обеспечения Специализированной службой «Реквием» предоставления на безвозмездной основе гарантированного перечня услуг по погребению (п.1.1 договора). В пункте же 1.3 договора указано, что оплата по погребению осуществляется в порядке, определяемом ФЗ о погребении и похоронном деле. В правах и обязанностях сторон оговорен предмет договора. Срок действия договора по 31 декабря 2019 года включительно. 2) постановление заместителя главы МО «Абагинский наслег» Мартыновой Е.В. от 14 сентября 2018 года №15 об утверждении Положения об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории МО «Абагинский наслег» Олекминского района Республики Саха (Якутия). 3) Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории МО «Абагинский наслег» Олекминского района Республики Саха (Якутия), с установлением порядка организации похоронного дела; указанием гарантированного перечня услуг по погребению; установлением порядка деятельности кладбищ, находящихся в ведении органов местного самоуправления; определением порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела; разъяснением правил семейных (родовых) захоронений; с указанием правил содержания мест погребения.

При этом, заключенный договор с индивидуальным предпринимателем ФИО2, а также Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории МО «Абагинский наслег», утвержденное постановлением главы наслега, суд в рамках ФЗ о погребении и похоронном деле не может расценивать, как создание органом местного самоуправления специализированной службы в том смысле, в котором законодатель вкладывает это понятие. Поскольку «Реквием» создан индивидуальным предпринимателем ФИО2, имеющей свидетельство о государственной регистрации индивидуального предпринимателя без образования юридического лица от 27 мая 2008 года, для оказания услуг населению Олекминского района по погребению умерших на возмездной основе, для оказания ритуальных услуг именно как индивидуальным предпринимателем. При этом организационно-правовая форма индивидуального предпринимателя отличается от организационно-правовой формы специализированной службы, создаваемой органом местного самоуправления, различен их правовой статус, формирование бюджета.

Кроме того, административным ответчиком разработано Положение об организации ритуальных услуг и содержании мест захоронения на территории МО «Абагинский наслег» с определением порядка деятельности специализированной службы по вопросам похоронного дела. Однако, до настоящего времени эта служба, на которую возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших, администрацией МО «Абагинский наслег» с определением структурного состава не создана. Стоимость услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, органом местного самоуправления не определена. Доказательства обратного и иные сведения суду не представлены.

Таким образом, суд находит достоверно установленным, что бездействием администрации МО «Абагинский наслег», выразившемся в самоустранении от предусмотренной законодательством обязанности по установлению требований к качеству предоставления услуг в рамках гарантированного перечня услуг по погребению, определению стоимости услуг по погребению, оказываемых в рамках гарантированного перечня услуг по погребению, также услуг, оказываемых при погребении лиц, личность которых не установлена или у которых отсутствуют лица, взявшие на себя обязанность по погребению, по созданию специализированной службы по вопросам похоронного дела, нарушаются гарантированные законом права неопределенного круга лиц, права родственников и близких умершего на безвозмездное получение гарантированных услуг по погребению, поскольку такая специализированная служба осуществляет функции исполнителя волеизъявления умершего, оказывает гарантированные законом услуги по погребению лицам, взявшим на себя обязанность осуществить погребение умершего, осуществляет погребение умерших, личность которых не установлена, и иные функции, предусмотренные законом (статьи 6, 9, 12 Федерального закона от 12 января 1996 года №8-ФЗ «О погребении и похоронном деле»).

При указанных обстоятельствах прихожу к выводу о незаконности бездействия администрации МО «Абагинский наслег» Олекминского района Республики Саха (Якутия), а также необходимости возложить на указанную администрацию обязанность устранить выявленные нарушения законодательства, поэтому административное исковое заявление прокурора Олекминского района Республики Саха (Якутия) подлежит безусловному удовлетворению.

В соответствии с п.9 ч.1 ст.333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, освобождаются прокуроры - по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований; в соответствии с п.19 ч.1 ст.333.36 НК РФ - органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции в качестве истцов или ответчиков.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227, 291-294 Кодекса административного судопроизводства РФ, судья

р е ш и л :

Административное исковое заявление прокурора Олекминского района Республики Саха (Якутия) удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации муниципального образования «Абагинский наслег» Олекминского района Республики Саха (Якутия) по организации похоронного дела на территории муниципального образования.

Возложить обязанность на администрацию Муниципального образования «Абагинский наслег» Олекминского района Республики Саха (Якутия) (ИНН 1421007860, КПП 142101001, ОГРН 1061421000035) в течение 1 (Одного) года со дня вступления в законную силу решения суда создать специализированную службу по вопросам похоронного дела, на которую в соответствии с действующим законодательством возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного суда Республики Саха (Якутия) в течение 15 (Пятнадцати) дней со дня получения копии решения суда через Олекминский районный суд Республики Саха (Якутия).

Судья: п./п.

Копия верна:

Председатель Олекминского районного

суда Республики Саха (Якутия): У.Д. Чемпосова