РЕШЕНИЕ |
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
Административное дело №2а-69/2019
26 марта 2019 года город Воронеж
Воронежский гарнизонный военный суд в составе
председательствующего Маринкина О.В.,
при секретаре Максимовой А.Ю.,
с участием представителя ДЖО МО РФ и начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по административному исковому заявлению военнослужащего учебной авиационной базы (2 разряда, <адрес>) (далее УАБ) подполковника ФИО2 ФИО7 об оспаривании действий начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ДЖО МО РФ и ФКУ «УФО МО РФ по Западному военному округу», связанных заключением соглашения о сдаче жилого помещения,
установил:
ФИО2 26 февраля 2019 года направил в суд административный иск, в котором указал, что он проходит военную службу в УАБ, а в июне 2018 года ему была выплачена субсидия для приобретения или строительства жилого помещения. При этом до предоставления данной субсидии начальник 2 отдела и ФИО2 25 января 2018 года заключили соглашение о сдаче жилого помещения после перечисления средств жилищной субсидии на банковский счет, в котором указано, что ФИО2 обязуется в течение одного месяца с момента приобретения жилья за счет средств жилищной субсидии, но не позднее 4 месяцев с момента перечисления жилищной субсидии освободить квартиру №57 в доме №23, расположенном <адрес>.
Полагая заключение данного соглашения нарушающим его права, ФИО2 просит суд признать соглашение о сдаче жилого помещения после перечисления средств жилищной субсидии от 25 января 2018 года недействительным.
ФИО2, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыл и просил рассмотреть дело в его отсутствие, при этом доказательств уважительности пропуска срока на обращение в суд не представил, а также в своем заявлении настаивал на рассмотрении данного дела в порядке ГПК РФ.
Представитель административного истца ФИО3, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыл и просил рассмотреть дело в его отсутствие, а также в своем заявлении настаивал на рассмотрении данного дела в порядке ГПК РФ.
Представитель ДЖО МО РФ и начальника 2 отдела ФИО1 в судебном заседании просил суд отказать в удовлетворении требований ФИО2, указывая при этом также на пропуск административным истцом срока на обращение в суд. При этом пояснил, что заключение такого рода соглашений с военнослужащими осуществляется на основании указаний руководителя ДЖО МО РФ, которые обязательны для исполнения начальником 2 отдела, в связи с чем само соглашение является неотъемлемой частью процедуры обеспечения жильем военнослужащих, а правоотношения при такой процедуре никогда не были основаны на равенстве сторон, поскольку начальник 2 отдела наделен административной властью по отношению к ФИО2 в сфере жилищного обеспечения за счет средств МО РФ. Так же ФИО1 пояснил, что заключение данного соглашения не нарушает права ФИО2, а наоборот их улучшает, поскольку из смысла п.18 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом МО РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, следует, что решение о предоставлении субсидии возможно лишь при представлении справки о сдаче жилья, а также в соответствии с данным пунктом Инструкции невыполнение ФИО2 заключенного соглашения может в повлечь отмену решения о предоставлении субсидии и ее взыскание.
Представитель ФКУ «УФО МО РФ по Западному военному округу» ФИО4, надлежащим образом уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не прибыл и просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
Согласно указаний руководителя ДЖО МО РФ от 1 июня 2015 года №194/5/18564 на территориальные органы жилищного обеспечения возложена обязанность по приему и учету обязательств военнослужащих (соглашений с военнослужащими) об освобождении жилых помещений под принятое решение о предоставлении военнослужащему жилищной субсидии.
Из копии решения начальника 3 отдела ФГУ «ЗРУЖО» МО РФ от 2 декабря 2011 года №01-22/2/333 следует, что ФИО2 на состав семьи из трех человек была предоставлена служебная квартира №57 в доме №23, расположенном по улице <адрес>.
В копии договора найма служебного жилого помещения №01-23/2/131 от 29 февраля 2012 года указано, что ФИО2 на состав семьи из трех человек была предоставлена для проживания служебная квартира №57 в доме №23, расположенном по <адрес>.
Согласно копии решения заместителя начальника ЗРУЖО от 24 мая 2018 года №03-28/721 ФИО2 на состав семьи из трех человек была предоставлена субсидия для приобретения или строительства жилого помещения.
Из копии платежного поручения от 30 мая 2018 года следует, что ФИО2 по решению от 24 мая 2018 года №03-28/721 была перечислена субсидия для приобретения или строительства жилого помещения.
В соглашении, заключенном между 2 отделом и ФИО2, от 25 января 2018 года указано, что ФИО2 и члены его семьи обязуется в течение одного месяца с момента приобретения жилья за счет средств жилищной субсидии, но не позднее 4 месяцев с момента перечисления жилищной субсидии освободить квартиру №57 в доме №23, расположенном по улице <адрес>.
В ч.9 ст.2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» указано, что военнослужащие, граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей, имеющие право на социальные гарантии и компенсации в соответствии с настоящим Федеральным законом, пользуются социальными гарантиями и компенсациями, установленными для граждан федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Если указанные лица одновременно имеют право на получение одной и той же социальной гарантии и компенсации по нескольким основаниям, то им предоставляются по их выбору социальная гарантия и компенсация по одному основанию, за исключением случаев, особо предусмотренных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В п.18 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом МО РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, указано, что с военнослужащими не может быть заключен договор социального найма предоставленного жилого помещения до сдачи жилого помещения, указанного в пункте 17 настоящей Инструкции, в случаях истечения срока реализации решения о предоставлении им жилых помещений, а также утраты ими до заключения договора социального найма жилого помещения оснований на получение предоставляемого ему жилого помещения, о чем уполномоченный орган вручает под расписку или иным способом, свидетельствующим о факте и дате его получения, военнослужащим мотивированный отказ.
Анализ исследованных в судебном заседании доказательств и нормативных актов позволяет суду прийти к следующим выводам.
В судебном заседании установлено, что ФИО2 на состав семьи из трех человек была предоставлена для проживания служебная квартира №57 в доме №23, расположенном по улице <адрес>, о чем был заключен договор наймаслужебного жилого помещения №01-23/2/131 от 29 февраля 2012 года.
При этом в отношении ФИО2, находившегося на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, было принято решение о предоставлении ему жилищной субсидиидля приобретения или строительства жилого помещения, однако, в силу положений ч.9 ст.2 Федерального закона «О статусе военнослужащих» и п.18 Инструкции о предоставлении военнослужащим - гражданам РФ, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах РФ, жилых помещений по договору социального найма, утвержденной приказом МО РФ от 30 сентября 2010 года № 1280, ФИО2 реализуя предоставленную Федеральным законом «О статусе военнослужащих» социальную гарантию на обеспечение жильем, выбрав способ своего обеспечения жильем посредствам жилищной субсидии, не сдал полученную служебную квартиру, как того требует закон.
Но учитывая то, что 2 отдел при заключении 25 января 2018 года с ФИО2 соглашения о сдаче им служебной квартиры №57 в доме №23, расположенном по улице <адрес>, не требовал от ФИО2 сдачи данной квартиры до принятия решения о предоставлении жилищной субсидии, а фактически отсрочил таковую сдачу до 4 месяцев после перечисления средств жилищной субсидии на его банковский счет, то есть не ухудшил положения ФИО2, суд приходит к выводу о том, что данное соглашение не нарушает прав ФИО2, тогда как не выполнение ФИО2 данного соглашения может повлечь отмену решения о предоставлении ему жилищной субсидии и последующее взыскание ее с ФИО2.
В связи с изложенным выше суд полагает, что надлежит отказать в удовлетворении требования ФИО2 о признании соглашения о сдаче жилого помещения после перечисления средств жилищной субсидии от 25 января 2018 года недействительным.
В ч.1 ст. 219 КАС РФ указано, что если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов, при этом в ч. 6 данной статьи указано, что несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины пропуска срока обращения в суд, а в ч.8 названной статьи указано, что пропуск срока обращения в суд без уважительной причины является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Исходя из штемпеля на конверте, ФИО5 26 февраля 2019 года направил в Воронежский гарнизонный военный суд данное административное исковое заявление.
Учитывая, что заключение оспариваемого соглашения обусловлено распоряжением руководителя ДЖО МО РФ, а также то, что вся процедура жилищного обеспечения военнослужащих и оформление всех, связанных с этим документов, является административно-прописанными действиями должностных лиц жилищных органов МО РФ, совершение которых не является добровольным волеизъявлением равных сторон, а основано на административной власти должностных лиц жилищных органов МО РФ к заявителям - военнослужащим, суд полагает, что оснований для рассмотрения данного дела в порядке гражданского судопроизводства не имеется, в связи с чем доводы административного истца и его представителя суд отвергает, как надуманные.
При изложенных выше обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что о заключении оспариваемого соглашения от 25 января 2018 года ФИО2 стало известно в этот же день, а в Воронежский гарнизонный военный суд с данным административным исковым заявлением ФИО2 обратился только 26 февраля 2019 года, значительно пропустив установленный законом трехмесячный срок на обращение в суд (около 10 месяцев), при этом, не представив доказательств уважительности пропуска названного срока, полагает, что на основании ст. 219 КАС РФ надлежит отказать ФИО2 в удовлетворении его административного искового заявления.
Согласно квитанции ФИО2 при подаче административного искового заявления уплатил государственную пошлину в размере 300 рублей.
Поскольку решение суда состоялось не в пользу ФИО2, то в соответствии со ст. 111 КАС РФ, оснований для взыскания с ФКУ «УФО МО РФ по Западному военному округу» понесенных им судебных расходов по уплате государственной пошлины не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 и 227 Кодекса административного судопроизводства РФ, военный суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявления военнослужащего учебной авиационной базы (2 разряда, г. <адрес>) подполковника ФИО2 ФИО8 об оспаривании действий начальника 2 отдела (г. Воронеж) ФГКУ «Западное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, ДЖО МО РФ и ФКУ «УФО МО РФ по Западному военному округу», связанных заключением соглашения о сдаче жилого помещения, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский окружной военный суд через Воронежский гарнизонный военный суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.