Дело № 2а-69/2020 г. 26RS0004-01-2019-001166-55
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
30 января 2020 года с. Александровское
Судья Александровского районного суда Ставропольского края Штанько Т.Г.
при секретаре Кудиновой И.В., с участием помощника прокурора Александровского района Тимченко Я.И., старшего помощника <адрес>ФИО6, представителей административного ответчика, администрации Александровского муниципального района, ФИО4, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО5, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, ФИО8, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ№, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах РФ и неопределенного круга лиц к администрации Александровского муниципального района о признании незаконным бездействие и обязании обустроить стационарным электрическим освещением участки автомобильных дорог,
у с т а н о в и л :
<адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Александровского муниципального района о признании незаконным бездействия и обязании обустроить стационарным электрическим освещением.
В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Александровского муниципального района <адрес> законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
Установлено, что на автомобильной дороге «Александровское – Дубовая Роща» на участках км. 1, км. 3 водопроводная труба не обустроена направляющими устройствами, на км. 2 отсутствуют сигнальные столбики на кривой в плане, предусмотренные проектом организации дорожного движения.
На участках автомобильной дороги «Северное – Калиновское» не обеспечена нормативная видимость дорожных знаков: на км. 10 + 345 м. –1.11.1 «Опасный поворот», км. 10 +395 – 3.20 м. «Обгон запрещен», км. 10 + 465м. – 3.20 «Обгон запрещен», 3.21 «Конец зоны всех ограничений», км. 11 + 653 – 2.1 «Главная дорога», км. 17 + 305 – 1.11.1 «Опасный поворот». На км. 11 – дорожный знак 6.13 «Указатель километра №» - имеет деформацию. На км. 11 + 432 м. - изменено положение дорожного знака 2.1 «Главная дорога». На км. 11 + 679 м., км. 14 + 621 м. - отсутствуют дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход». С км. 10 + 800 м. до км. 14 + 679 м., км. 15 + 0 м. до км. 19 + 153 м. – отсутствуют тротуары в местах, где они должны быть предусмотрены. С км. 10+ 0 до км. 13 + 0 м., с км. 17 + 0 по км. 19 + 0 м. – не обустроено стационарное электрическое освещение.
До настоящего времени не внесены изменения в имеющийся проект организации дорожного движения, и не переутвержден разработанный в 2014 году проект на автомобильные дороги: «Северное – Калиновское», «<адрес> – <адрес>», «Садовое – Круглолесское», «Александровское – Дубовая Роща».
Не разработаны проекты, схемы и иная документация на автомобильную дорогу «Новокавказский – Малостепновский».
Не внесены изменения в соответствующие разделы имеющихся технических паспортов на эксплуатируемые администрацией автомобильные дороги.
Не проведено обследование мостового перехода, расположенного на автомобильной дороге «Северное – Калиновское», не разработаны паспорт и книга инженерного сооружения мостового перехода.
Не разработаны: порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест», расположенных на автомобильных дорогах местного значения Александровского муниципального района, решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог местного значения, стоимость и перечень платных услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам местного значения Александровского муниципального района.
Автомобильным дорогам Александровского муниципального района не присвоены идентификационные номера.
Автомобильные дороги по вышеуказанным адресам находятся в ведении администрации Александровского муниципального района <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ внесено представление главе администрации Александровского муниципального района об устранении нарушений. ДД.ММ.ГГГГ главой Александровского муниципального района <адрес> дан ответ на представление согласно которому оно рассмотрено, удовлетворено, автомобильная дорога «Александровское - Дубовая Роща» полностью оборудована направляющими устройствами (сигнальными столбиками) согласно проекту организации дорожного движения. На автомобильной дороге «Северное - Калиновское» обеспечена нормативная видимость дорожных знаков 1.11.1 «Опасный поворот» - км 10+345, 3.20 «Обгон запрещен» - км 10+395, 3.20 «Обгон запрещен», 3.21 «Конец зоны всех ограничений» - км 10+465, 2.1 «Главная дорога» - км 11+653, 1.11.1 «Опасный поворот» - км 17+305. Восстановлены дорожные знаки 2.1 «Главная дорога» - км 11+432, 1.11.1 «Опасный поворот» км 11+679, 5.19.1 и 5.19.2 - «Пешеходный переход». ДД.ММ.ГГГГ главой <адрес> утвержден план - график закупок товаров, работ услуг для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд на 2019 год (копия прилагается), пункт 26 которого содержит указание на запланированную конкурсную процедуру в виде электронного аукциона по оказанию услуг разработки проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования Александровского муниципального района. Специалистами администрации района своевременно разработана вся необходимая техническая и конкурсная документация для проведения аукциона в электронной форме. В настоящее время администрацией Александровского муниципального района проводятся необходимые конкурентные процедуры на право заключения муниципального контракта по разработке проектов организации дорожного движения автомобильных дорог общего пользования Александровского муниципального района в 2019 году. При условии определения победителя и заключения муниципального контракта работы по разработке проектов, схем и иной документации на дороги, указанные в представлении будут выполнены в 2019 году. В свою очередь, после подведения итогов электронного аукциона и исполнения обязательств муниципального контракта по разработке проектов организации дорожного движения автомобильных дорог общего пользования Александровского муниципального района, автомобильным дорогам района будут присвоены требуемые идентификационные номера. С целью строительства новых и ремонта имеющихся тротуаров, обустройству автодорог уличным освещением, разработке технической документации на автомобильную дорогу «Новокавказский - Малостепновский» и мостовое сооружение, расположенное на автомобильной дороге «Северное - Калиновское», администрацией Александровского муниципального района подготовлено предложение на Совет Александровского муниципального района о дополнительной потребности в финансовых средствах на дорожную деятельность в размере 48 823,38 тыс. рублей. В случае принятия Советом Александровского муниципального района положительного решения, вышеуказанные работы будут выполнены в кратчайшие сроки.
Вместе с тем, до настоящего времени нарушения в полном объеме не устранены.
В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 и старший помощник прокурора ФИО6 с учетом уточнения просили иск удовлетворить, признать незаконным бездействия администрации Александровского муниципального района <адрес>, выразившееся: в не обустройстве стационарным электрическим освещением участков автомобильных дорог с км. 10 + 800 м. до км. 14 + 679 м., км. 15 + 0 м. до км. 19 + 153 м.; не обустройстве тротуаров в местах, где они должны быть предусмотрены с км. 10+ 0 до км. 13 + 0 м., с км. 17 + 0 по км. 19 + 0 м.; не проведении обследования мостового перехода, расположенного на автомобильной дороге «Северное – Калиновское» и не разработке паспорта и книги инженерного сооружения мостового перехода; не разработке порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест», расположенных на автомобильных дорогах местного значения Александровского муниципального района; не присвоении автомобильным дорогам Александровского муниципального района идентификационных номеров; не принятии решения об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог местного значения, стоимости и перечня платных услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам местного значения Александровского муниципального района. Обязать администрацию Александровского муниципального района <адрес> в течение одного года обустроить стационарным электрическим освещением участки автомобильных дорог с км. 10 + 800 м. до км. 14 + 679 м., км. 15 + 0 м. до км. 19 + 153 м.; в течение 6 месяцев: обустроить тротуары в местах, где они должны быть предусмотрены с км. 10+ 0 до км. 13 + 0 м., с км. 17 + 0 по км.19 + 0 м.; провести обследование мостового перехода, расположенного на автомобильной дороге «Северное – Калиновское» и разработать паспорт и книгу инженерного сооружения мостового перехода; разработать порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах местного значения Александровского муниципального района; присвоить автомобильным дорогам Александровского муниципального района идентификационные номера; принять решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог местного значения, стоимости и перечня платных услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам местного значения Александровского муниципального района.
Представители административного ответчика ФИО7 и ФИО8 в судебном заседании исковые требования не признали по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск, приобщенных к материалам дела, и просили в иске отказать, и суду сообщили, что обустройство стационарным электрическим освещением участка автомобильных дорог с км. 10+800 м до км. 14+679 м, с км. 15+0 м до км.19+153 м. Длина участков автомобильных дорог, требующих освещения, составляет 8032 м. Общая предварительная стоимость работ составляет № рубля. Учитывая, что бюджет Александровского муниципального района дотационный, выполнить вышеуказанные работы за счет собственных средств не представляется возможным. В 2020 году планируется подача заявки на участие в программе «Комплексное развитие сельских территорий». При принятии заявки будет проведено обустройство стационарным электрическим освещением данных участков автомобильных дорог. Требование об отсутствии тротуаров на участках автомобильных дорог с км 10+0 м до км. 13+0 м, с км. 17+0 м по км. 19+0 м считают необоснованными ввиду того, что в соответствии с техническим паспортом автомобильной дороги наличие тротуаров на указанных участках дороги не предусмотрены, поскольку относятся к четвертой категории и по действующему ГОСТу не обязательны. Проведение обследования мостового перехода, расположенного на автомобильной дороге «Северное-Калиновское», и разработка паспорта и книги инженерного сооружения планируется в 2020 году. Разработка порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест, расположенных на автомобильных дорогах местного значения Александровского муниципального района), принятие решения об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог местного значения, стоимости и перечня платных услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам местного значения Александровского муниципального района, присвоение автомобильным дорогам Александровского муниципального района идентификационных номеров планируются в 2020 году.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав в судебном заседании письменные доказательства, суд находит исковые требования прокурора <адрес> подлежащими удовлетворению.
Судом установлено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения органами местного самоуправления.
Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
В соответствии ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 3 ст. 9 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ№-кз «О местном самоуправлении в <адрес>» к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений.
Статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» регламентировано, что в целях совершенствования условий дорожного движения органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Согласно п.п.1, 6 ч. 1, ч. 2 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.
Согласно ст. 3, 6, 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ№ – ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечением дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.
В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
также планируется в 2020 году.
В связи с чем довод ответчика об отсутствии в бюджете Александровского муниципального района денежных средств для реализации мероприятий по устранению нарушений федерального законодательства, суд находит необоснованным и отвергает.
Доводы возражений стороны ответчика в части отсутствия государственного регулирования обязанности по обустройству тротуара на дорогах 4 категории, основаны на неверном понимании содержания пункта 4.5.1.1 ФИО9 52766-2007, поскольку согласно п. 4.5.1.1 ФИО9№, что основным критерием необходимости наличия тротуара является твердое дорожное покрытие и прохождение дороги по населенному пункту «тротуары или пешеходные переходы устанавливают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты». Второе предложение указанного пункта об обязательности тротуаров на дорогах I-III категорий, относится к обстоятельствам того, что на дорогах указанных категорий тротуары обязательны, и на тех участках дороги, где отсутствует твердое покрытие.
Таким образом, содержание указанного пункта не свидетельствует о необязательности обустройства тротуаров для дорог 4 категории, при наличии твердого покрытия (в том числе асфальт) и прохождения дороги в населенном пункте.
Учитывая, что администрацией Александровского муниципального района Ставропольского края до настоящего времени в полном объёме не выполнены мероприятия, направленные на устранение нарушений законодательства в области дорожного движения неопределенного круга граждан, находящегося на территории поселения, что создает опасность причинения вреда граждан.
Указанные нарушения закона приобрели особенное общественное значение, поскольку затрагивают и нарушают права и свободы значительного числа граждан.
Оценивая в совокупности добытые доказательства, суд считает заявленный уточненный иск законным и обоснованным, в связи с чем считает необходимым признать незаконным бездействия администрации Александровского муниципального района Ставропольского края, выразившееся: в не обустройстве стационарным электрическим освещением участков автомобильных дорог с км. 10 + 800 м. до км. 14 + 679 м., км. 15 + 0 м. до км. 19 + 153 м.; не обустройстве тротуаров в местах, где они должны быть предусмотрены с км. 10+ 0 до км. 13 + 0 м., с км. 17 + 0 по км. 19 + 0 м.; не проведении обследования мостового перехода, расположенного на автомобильной дороге «Северное – Калиновское» и не разработке паспорта и книги инженерного сооружения мостового перехода; не разработке порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест», расположенных на автомобильных дорогах местного значения Александровского муниципального района; не присвоении автомобильным дорогам Александровского муниципального района идентификационных номеров; не принятии решения об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог местного значения, стоимости и перечня платных услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам местного значения Александровского муниципального района.
Обязать администрацию Александровского муниципального района Ставропольского края в течение 1 года: обустроить стационарным электрическим освещением участки автомобильных дорог с км. 10 + 800 м. до км. 14 + 679 м., км. 15 + 0 м. до км. 19 + 153 м.; в течении 6 месяцев: обустроить тротуары в местах, где они должны быть предусмотрены с км. 10+ 0 до км. 13 + 0 м., с км. 17 + 0 по км.19 + 0 м.; провести обследование мостового перехода, расположенного на автомобильной дороге «Северное – Калиновское» и разработать паспорт и книгу инженерного сооружения мостового перехода; разработать порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах местного значения Александровского муниципального района; присвоить автомобильным дорогам Александровского муниципального района идентификационные номера; принять решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог местного значения, стоимости и перечня платных услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам местного значения Александровского муниципального района.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,
Р Е Ш И Л :
Административное исковое заявление прокурора Александровского района Ставропольского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Александровского муниципального района о признании незаконным бездействия и обязании обустроить стационарным электрическим освещением участки автомобильных дорог, удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Александровского муниципального района Ставропольского края выразившееся: в не обустройстве стационарным электрическим освещением участков автомобильных дорог с км. 10 + 800 м. до км. 14 + 679 м., км. 15 + 0 м. до км. 19 + 153 м.; не обустройстве тротуаров в местах, где они должны быть предусмотрены с км. 10+ 0 до км. 13 + 0 м., с км. 17 + 0 по км. 19 + 0 м.; не проведении обследования мостового перехода, расположенного на автомобильной дороге «Северное – Калиновское» и не разработке паспорта и книги инженерного сооружения мостового перехода; не разработке порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест», расположенных на автомобильных дорогах местного значения Александровского муниципального района; не присвоении автомобильным дорогам Александровского муниципального района идентификационных номеров; не принятии решения об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог местного значения, стоимости и перечня платных услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам местного значения Александровского муниципального района.
Обязать администрацию Александровского муниципального района Ставропольского края в течение 1 года: обустроить стационарным электрическим освещением участки автомобильных дорог с км. 10 + 800 м. до км. 14 + 679 м., км. 15 + 0 м. до км. 19 + 153 м.; в течение 6 месяцев: обустроить тротуары в местах, где они должны быть предусмотрены с км. 10+ 0 до км. 13 + 0 м., с км. 17 + 0 по км.19 + 0 м.; провести обследование мостового перехода, расположенного на автомобильной дороге «Северное – Калиновское» и разработать паспорт и книгу инженерного сооружения мостового перехода; разработать порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах местного значения Александровского муниципального района; присвоить автомобильным дорогам Александровского муниципального района идентификационные номера; принять решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог местного значения, стоимости и перечня платных услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам местного значения Александровского муниципального района.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Александровский районный суд Ставропольского края.
Судья Т.Г.Штанько