ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-69/20 от 30.01.2020 Александровского районного суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-69/2020 г. 26RS0004-01-2019-001166-55

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

30 января 2020 года с. Александровское

Судья Александровского районного суда Ставропольского края Штанько Т.Г.

при секретаре Кудиновой И.В., с участием помощника прокурора Александровского района Тимченко Я.И., старшего помощника <адрес>ФИО6, представителей административного ответчика, администрации Александровского муниципального района, ФИО4, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО5, действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО8, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в зале суда административное дело по административному исковому заявлению прокурора <адрес> в интересах РФ и неопределенного круга лиц к администрации Александровского муниципального района о признании незаконным бездействие и обязании обустроить стационарным электрическим освещением участки автомобильных дорог,

у с т а н о в и л :

<адрес> в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации Александровского муниципального района о признании незаконным бездействия и обязании обустроить стационарным электрическим освещением.

В обоснование своих требований административный истец ссылается на то, что прокуратурой района проведена проверка исполнения администрацией Александровского муниципального района <адрес> законодательства в сфере безопасности дорожного движения.

Установлено, что на автомобильной дороге «Александровское – Дубовая Роща» на участках км. 1, км. 3 водопроводная труба не обустроена направляющими устройствами, на км. 2 отсутствуют сигнальные столбики на кривой в плане, предусмотренные проектом организации дорожного движения.

На участках автомобильной дороги «Северное – Калиновское» не обеспечена нормативная видимость дорожных знаков: на км. 10 + 345 м. –1.11.1 «Опасный поворот», км. 10 +395 – 3.20 м. «Обгон запрещен», км. 10 + 465м. – 3.20 «Обгон запрещен», 3.21 «Конец зоны всех ограничений», км. 11 + 653 – 2.1 «Главная дорога», км. 17 + 305 – 1.11.1 «Опасный поворот». На км. 11 – дорожный знак 6.13 «Указатель километра » - имеет деформацию. На км. 11 + 432 м. - изменено положение дорожного знака 2.1 «Главная дорога». На км. 11 + 679 м., км. 14 + 621 м. - отсутствуют дорожные знаки 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход». С км. 10 + 800 м. до км. 14 + 679 м., км. 15 + 0 м. до км. 19 + 153 м. – отсутствуют тротуары в местах, где они должны быть предусмотрены. С км. 10+ 0 до км. 13 + 0 м., с км. 17 + 0 по км. 19 + 0 м. – не обустроено стационарное электрическое освещение.

До настоящего времени не внесены изменения в имеющийся проект организации дорожного движения, и не переутвержден разработанный в 2014 году проект на автомобильные дороги: «Северное – Калиновское», «<адрес><адрес>», «Садовое – Круглолесское», «Александровское – Дубовая Роща».

Не разработаны проекты, схемы и иная документация на автомобильную дорогу «Новокавказский – Малостепновский».

Не внесены изменения в соответствующие разделы имеющихся технических паспортов на эксплуатируемые администрацией автомобильные дороги.

Не проведено обследование мостового перехода, расположенного на автомобильной дороге «Северное – Калиновское», не разработаны паспорт и книга инженерного сооружения мостового перехода.

Не разработаны: порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест», расположенных на автомобильных дорогах местного значения Александровского муниципального района, решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог местного значения, стоимость и перечень платных услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам местного значения Александровского муниципального района.

Автомобильным дорогам Александровского муниципального района не присвоены идентификационные номера.

Автомобильные дороги по вышеуказанным адресам находятся в ведении администрации Александровского муниципального района <адрес>.

ДД.ММ.ГГГГ внесено представление главе администрации Александровского муниципального района об устранении нарушений. ДД.ММ.ГГГГ главой Александровского муниципального района <адрес> дан ответ на представление согласно которому оно рассмотрено, удовлетворено, автомобильная дорога «Александровское - Дубовая Роща» полностью оборудована направляющими устройствами (сигнальными столбиками) согласно проекту организации дорожного движе­ния. На автомобильной дороге «Северное - Калиновское» обеспечена нор­мативная видимость дорожных знаков 1.11.1 «Опасный поворот» - км 10+345, 3.20 «Обгон запрещен» - км 10+395, 3.20 «Обгон запрещен», 3.21 «Конец зоны всех ограничений» - км 10+465, 2.1 «Главная дорога» - км 11+653, 1.11.1 «Опасный поворот» - км 17+305. Восстановлены дорожные знаки 2.1 «Главная дорога» - км 11+432, 1.11.1 «Опасный поворот» км 11+679, 5.19.1 и 5.19.2 - «Пешеходный переход». ДД.ММ.ГГГГ главой <адрес> утвержден план - график закупок товаров, работ услуг для обеспечения нужд субъекта РФ и муниципальных нужд на 2019 год (копия прилагается), пункт 26 которого содержит указание на за­планированную конкурсную процедуру в виде электронного аукциона по оказанию услуг разработки проектов организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования Александровского муниципаль­ного района. Специалистами администрации района своевременно разработана вся необходимая техническая и конкурсная документация для проведения аукци­она в электронной форме. В настоящее время администрацией Александров­ского муниципального района проводятся необходимые конкурентные про­цедуры на право заключения муниципального контракта по разработке про­ектов организации дорожного движения автомобильных дорог общего поль­зования Александровского муниципального района в 2019 году. При усло­вии определения победителя и заключения муниципального контракта работы по разработке проектов, схем и иной документации на дороги, указанные в представлении будут выполнены в 2019 году. В свою очередь, после подведения итогов электронного аукциона и исполнения обязательств муниципального контракта по разработке проек­тов организации дорожного движения автомобильных дорог общего пользо­вания Александровского муниципального района, автомобильным дорогам района будут присвоены требуемые идентификационные номера. С целью строительства новых и ремонта имеющихся тротуаров, обу­стройству автодорог уличным освещением, разработке технической доку­ментации на автомобильную дорогу «Новокавказский - Малостепновский» и мостовое сооружение, расположенное на автомобильной дороге «Северное - Калиновское», администрацией Александровского муниципального района подготовлено предложение на Совет Александровского муниципального района о дополнительной потребности в финансовых средствах на дорожную деятельность в размере 48 823,38 тыс. рублей. В случае принятия Советом Александровского муниципального района положительного решения, выше­указанные работы будут выполнены в кратчайшие сроки.

Вместе с тем, до настоящего времени нарушения в полном объеме не устранены.

В судебном заседании помощник прокурора ФИО3 и старший помощник прокурора ФИО6 с учетом уточнения просили иск удовлетворить, признать незаконным бездействия администрации Александровского муниципального района <адрес>, выразившееся: в не обустройстве стационарным электрическим освещением участков автомобильных дорог с км. 10 + 800 м. до км. 14 + 679 м., км. 15 + 0 м. до км. 19 + 153 м.; не обустройстве тротуаров в местах, где они должны быть предусмотрены с км. 10+ 0 до км. 13 + 0 м., с км. 17 + 0 по км. 19 + 0 м.; не проведении обследования мостового перехода, расположенного на автомобильной дороге «Северное – Калиновское» и не разработке паспорта и книги инженерного сооружения мостового перехода; не разработке порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест», расположенных на автомобильных дорогах местного значения Александровского муниципального района; не присвоении автомобильным дорогам Александровского муниципального района идентификационных номеров; не принятии решения об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог местного значения, стоимости и перечня платных услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам местного значения Александровского муниципального района. Обязать администрацию Александровского муниципального района <адрес> в течение одного года обустроить стационарным электрическим освещением участки автомобильных дорог с км. 10 + 800 м. до км. 14 + 679 м., км. 15 + 0 м. до км. 19 + 153 м.; в течение 6 месяцев: обустроить тротуары в местах, где они должны быть предусмотрены с км. 10+ 0 до км. 13 + 0 м., с км. 17 + 0 по км.19 + 0 м.; провести обследование мостового перехода, расположенного на автомобильной дороге «Северное – Калиновское» и разработать паспорт и книгу инженерного сооружения мостового перехода; разработать порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах местного значения Александровского муниципального района; присвоить автомобильным дорогам Александровского муниципального района идентификационные номера; принять решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог местного значения, стоимости и перечня платных услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам местного значения Александровского муниципального района.

Представители административного ответчика ФИО7 и ФИО8 в судебном заседании исковые требования не признали по доводам, изложенным в письменных возражениях на иск, приобщенных к материалам дела, и просили в иске отказать, и суду сообщили, что обустройство стационарным электрическим освещением участка автомобильных дорог с км. 10+800 м до км. 14+679 м, с км. 15+0 м до км.19+153 м. Длина участков автомобильных дорог, требующих освещения, составляет 8032 м. Общая предварительная стоимость работ составляет рубля. Учитывая, что бюджет Александровского муниципального района дотационный, выполнить вышеуказанные работы за счет собственных средств не представляется возможным. В 2020 году планируется подача заявки на участие в программе «Комплексное развитие сельских территорий». При принятии заявки будет проведено обустройство стационарным электрическим освещением данных участков автомобильных дорог. Требование об отсутствии тротуаров на участках автомобильных дорог с км 10+0 м до км. 13+0 м, с км. 17+0 м по км. 19+0 м считают необоснованными ввиду того, что в соответствии с техническим паспортом автомобильной дороги наличие тротуаров на указанных участках дороги не предусмотрены, поскольку относятся к четвертой категории и по действующему ГОСТу не обязательны. Проведение обследования мостового перехода, расположенного на автомобильной дороге «Северное-Калиновское», и разработка паспорта и книги инженерного сооружения планируется в 2020 году. Разработка порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест, расположенных на автомобильных дорогах местного значения Александровского муниципального района), принятие решения об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог местного значения, стоимости и перечня платных услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам местного значения Александровского муниципального района, присвоение автомобильным дорогам Александровского муниципального района идентификационных номеров планируются в 2020 году.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав в судебном заседании письменные доказательства, суд находит исковые требования прокурора <адрес> подлежащими удовлетворению.

Судом установлено, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения органами местного самоуправления.

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В соответствии ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и ч. 3 ст. 9 закона <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ-кз «О местном самоуправлении в <адрес>» к вопросам местного значения сельского поселения относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, законами субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ними уставом муниципального района и уставами сельских поселений.

Статьей 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» регламентировано, что в целях совершенствования условий дорожного движения органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.

Согласно п.п.1, 6 ч. 1, ч. 2 ст. 13 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления относятся осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, осуществление муниципального контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения.

Согласно ст. 3, 6, 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ – ФЗ «О безопасности дорожного движения» основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности, приоритет ответственности государства за обеспечением дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении, соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения.

В соответствии со статьями 9, 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства муниципального образования, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

также планируется в 2020 году.

В связи с чем довод ответчика об отсутствии в бюджете Александровского муниципального района денежных средств для реализации мероприятий по устранению нарушений федерального законодательства, суд находит необоснованным и отвергает.

Доводы возражений стороны ответчика в части отсутствия государственного регулирования обязанности по обустройству тротуара на дорогах 4 категории, основаны на неверном понимании содержания пункта 4.5.1.1 ФИО9 52766-2007, поскольку согласно п. 4.5.1.1 ФИО9, что основным критерием необходимости наличия тротуара является твердое дорожное покрытие и прохождение дороги по населенному пункту «тротуары или пешеходные переходы устанавливают на дорогах с твердым покрытием, проходящих через населенные пункты». Второе предложение указанного пункта об обязательности тротуаров на дорогах I-III категорий, относится к обстоятельствам того, что на дорогах указанных категорий тротуары обязательны, и на тех участках дороги, где отсутствует твердое покрытие.

Таким образом, содержание указанного пункта не свидетельствует о необязательности обустройства тротуаров для дорог 4 категории, при наличии твердого покрытия (в том числе асфальт) и прохождения дороги в населенном пункте.

Учитывая, что администрацией Александровского муниципального района Ставропольского края до настоящего времени в полном объёме не выполнены мероприятия, направленные на устранение нарушений законодательства в области дорожного движения неопределенного круга граждан, находящегося на территории поселения, что создает опасность причинения вреда граждан.

Указанные нарушения закона приобрели особенное общественное значение, поскольку затрагивают и нарушают права и свободы значительного числа граждан.

Оценивая в совокупности добытые доказательства, суд считает заявленный уточненный иск законным и обоснованным, в связи с чем считает необходимым признать незаконным бездействия администрации Александровского муниципального района Ставропольского края, выразившееся: в не обустройстве стационарным электрическим освещением участков автомобильных дорог с км. 10 + 800 м. до км. 14 + 679 м., км. 15 + 0 м. до км. 19 + 153 м.; не обустройстве тротуаров в местах, где они должны быть предусмотрены с км. 10+ 0 до км. 13 + 0 м., с км. 17 + 0 по км. 19 + 0 м.; не проведении обследования мостового перехода, расположенного на автомобильной дороге «Северное – Калиновское» и не разработке паспорта и книги инженерного сооружения мостового перехода; не разработке порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест», расположенных на автомобильных дорогах местного значения Александровского муниципального района; не присвоении автомобильным дорогам Александровского муниципального района идентификационных номеров; не принятии решения об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог местного значения, стоимости и перечня платных услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам местного значения Александровского муниципального района.

Обязать администрацию Александровского муниципального района Ставропольского края в течение 1 года: обустроить стационарным электрическим освещением участки автомобильных дорог с км. 10 + 800 м. до км. 14 + 679 м., км. 15 + 0 м. до км. 19 + 153 м.; в течении 6 месяцев: обустроить тротуары в местах, где они должны быть предусмотрены с км. 10+ 0 до км. 13 + 0 м., с км. 17 + 0 по км.19 + 0 м.; провести обследование мостового перехода, расположенного на автомобильной дороге «Северное – Калиновское» и разработать паспорт и книгу инженерного сооружения мостового перехода; разработать порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах местного значения Александровского муниципального района; присвоить автомобильным дорогам Александровского муниципального района идентификационные номера; принять решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог местного значения, стоимости и перечня платных услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам местного значения Александровского муниципального района.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ,

Р Е Ш И Л :

Административное исковое заявление прокурора Александровского района Ставропольского края в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к администрации Александровского муниципального района о признании незаконным бездействия и обязании обустроить стационарным электрическим освещением участки автомобильных дорог, удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Александровского муниципального района Ставропольского края выразившееся: в не обустройстве стационарным электрическим освещением участков автомобильных дорог с км. 10 + 800 м. до км. 14 + 679 м., км. 15 + 0 м. до км. 19 + 153 м.; не обустройстве тротуаров в местах, где они должны быть предусмотрены с км. 10+ 0 до км. 13 + 0 м., с км. 17 + 0 по км. 19 + 0 м.; не проведении обследования мостового перехода, расположенного на автомобильной дороге «Северное – Калиновское» и не разработке паспорта и книги инженерного сооружения мостового перехода; не разработке порядка создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест», расположенных на автомобильных дорогах местного значения Александровского муниципального района; не присвоении автомобильным дорогам Александровского муниципального района идентификационных номеров; не принятии решения об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог местного значения, стоимости и перечня платных услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам местного значения Александровского муниципального района.

Обязать администрацию Александровского муниципального района Ставропольского края в течение 1 года: обустроить стационарным электрическим освещением участки автомобильных дорог с км. 10 + 800 м. до км. 14 + 679 м., км. 15 + 0 м. до км. 19 + 153 м.; в течение 6 месяцев: обустроить тротуары в местах, где они должны быть предусмотрены с км. 10+ 0 до км. 13 + 0 м., с км. 17 + 0 по км.19 + 0 м.; провести обследование мостового перехода, расположенного на автомобильной дороге «Северное – Калиновское» и разработать паспорт и книгу инженерного сооружения мостового перехода; разработать порядок создания и использования, в том числе на платной основе, парковок (парковочных мест), расположенных на автомобильных дорогах местного значения Александровского муниципального района; присвоить автомобильным дорогам Александровского муниципального района идентификационные номера; принять решение об установлении границ придорожных полос автомобильных дорог местного значения, стоимости и перечня платных услуг по присоединению объектов дорожного сервиса к автомобильным дорогам местного значения Александровского муниципального района.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме с подачей апелляционной жалобы через Александровский районный суд Ставропольского края.

Судья Т.Г.Штанько