ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-69/2021 от 04.02.2021 Радужнинского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

УИД 86RS0013-01-2020-002677-60

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 февраля 2021 года город Радужный

Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в составе судьи Гаитовой Г.К., при секретаре Волошиной Т.Ю., с участием помощника прокурора г. Радужный Аксеновой Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-69/2021 по административному исковому заявлению прокурора города Радужный Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в интересах неопределенного круга лиц (заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу) о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой запрещено,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Радужный обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой запрещено. В обоснование заявленных требований указал, что путём мониторинга информации, размещенной на сайтах сети «Интернет», выявлены публичные страницы по адресам:

- https://www.youtube.com/watch?v=mMUlGYqtOEI;

- https://www.youtube.com/watch?v=5U_IzezGAmg;

- https://www.youtube.com/watch?v=ypKdj8AjjWk;

- https://www.youtube.com/watch?v=XaLScFi4dgQ,

содержащие информацию о способе изготовления взрывчатого вещества. На указанных страницах размещены видеоролики под названиями «Получение нитробензола/Synthesis of nitrobenzene», «Получение натриевой селитры из аммиачной», «Изготовление Петард из Триперекиси Ацетона (ТА, киса ) рецепт, конструкция.», «Делаем натриевую селитру», содержащие общедоступную информацию о способах изготовления взрывчатых веществ. Вход на страницы свободный, информация доступна для пользователей ресурса без регистрации, ознакомиться с содержанием может любой Интернет-пользователь, ограничения на их передачу, копирование и распространение отсутствуют. Распространение в сети «Интернет» информации, содержащей описание способов изготовления взрывчатых веществ в домашних условиях без существенных материальных и временных затрат при отсутствии специальных познаний лица, является благоприятным фактором, способствующим возникновению желания на совершение террористического акта и может явиться причиной и способом его совершения. Установлено что доступ к вышеуказанным интернет страницам является свободным, в связи с чем ознакомиться со способами изготовления взрывчатых веществ в домашних условиях может любой пользователь, в том числе, не достигший восемнадцатилетнего возраста, что может негативно отразиться на физическом, психическом, духовном и нравственном развитии несовершеннолетнего. На момент проверки указанный интернет-ресурс в единый реестр доменных имен не внесен. Ссылаясь на ст. 2, 9, 10, 15, 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст. 205, 223.1 Уголовного кодекса Российской федерации, ст. 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст. 3 Федерального закона от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», Концепцию противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденную Президентом Российской Федерации 05 октября 2009 года, ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2009 года № 228, п. 2, 3, 5 Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 26 октября 2012 года № 1101, просил признать информацию, размещенную в сети «Интернет» по указанным адресам, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (л.д. 4-9).

Управление Роскомнадзора по Тюменской области, ХМАО – Югре и ЯНАО, являясь по делу заинтересованным лицом, возражений относительно заявленных прокурором требований не представило (л.д. 18-21, 23-24, 26-27, 29-32).

В судебном заседании помощник прокурора г. Радужный Аксенова Ю.С. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении. Также указала, что на день рассмотрения дела судом доступ к информации общедоступен, за исключением информации, размещенной на сайте по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=ypKdj8AjjWk. Просила административный иск удовлетворить, признать информацию, размещенную в сети «Интернет» по указанным в административном иске адресам, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о рассмотрении дела извещен (л.д. 26-28). На основании ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) административное дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица, участие которого при рассмотрении дела не является и не признано судом обязательным.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Как следует из материалов административного дела, прокуратурой г. Радужный в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о противодействии терроризму выявлены страницы по адресам:

https://www.youtube.com/watch?v=mMUlGYqtOEI;https://www.youtube.com/watch?v=5U_IzezGAmg;

https://www.youtube.com/watch?v=ypKdj8AjjWk;

https://www.youtube.com/watch?v=XaLScFi4dgQ,

содержащие информацию о способе изготовления взрывчатого вещества. На указанных страницах размещены видеоролики под названиями «Получение нитробензола/Synthesis of nitrobenzene», «Получение натриевой селитры из аммиачной», «Изготовление Петард из Триперекиси Ацетона (ТА, киса ) рецепт, конструкция.», «Делаем натриевую селитру», содержащие общедоступную информацию о способах изготовления инициирующего взрывчатого вещества, а также сведения о необходимых компонентах с указанием их количества (л.д. 10-15).

Из сообщения ОМВД России по г. Радужному от 11 декабря 2020 года № 27-02-2020 следует, что в ходе мониторинга интернет-сайтов установить владельца этих сайтов и места его выхода в сеть не представляется возможным (л.д. 16, 17).

В соответствии с ч. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть – технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»; страница сайта в сети «Интернет» - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 6 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Частью 1 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» предусмотрено, что в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено» (далее – реестр).

В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

В соответствии с ч. 3 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101.

Согласно п. 2 ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Полномочия по созданию, формированию и ведению Единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 228.

Статьей 205 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за совершение террористического акта.

Статьей 223.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена уголовная ответственность за незаконное изготовление взрывчатых веществ, незаконное изготовление, переделку или ремонт взрывных устройств.

Частью 5 статьи 13.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за распространение в средствах массовой информации, а также информационно-телекоммуникационных сетях сведений, содержащих инструкцию по самодельному изготовлению взрывчатых веществ и взрывных устройств, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» целью государственной политики в интересах детей является: содействие физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию детей, воспитанию в них патриотизма и гражданственности, а также реализации личности ребенка в интересах общества и в соответствии с не противоречащими Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству традициям народов Российской Федерации, достижениями российской и мировой культуры; защита детей от факторов негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие.

В соответствии со ст. 3 Федеральный закон от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» терроризм - идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий; террористический акт - совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти или международных организаций либо воздействия на принятие ими решений, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях.

Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по: а) предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); б) выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); в) минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ).

Согласно ст. 2 Федеральный закон от 06 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» основными принципами противодействия терроризму в Российской Федерации являются: обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина; законность; приоритет защиты прав и законных интересов лиц, подвергающихся террористической опасности; неотвратимость наказания за осуществление террористической деятельности; системность и комплексное использование политических, информационно-пропагандистских, социально-экономических, правовых, специальных и иных мер противодействия терроризму; сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями, международными и иными организациями, гражданами в противодействии терроризму; приоритет мер предупреждения терроризма; единоначалие в руководстве привлекаемыми силами и средствами при проведении контртеррористических операций; сочетание гласных и негласных методов противодействия терроризму; конфиденциальность сведений о специальных средствах, технических приемах, тактике осуществления мероприятий по борьбе с терроризмом, а также о составе их участников; недопустимость политических уступок террористам; минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма; соразмерность мер противодействия терроризму степени террористической опасности.

В соответствии с Концепцией противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации от 05 октября 2009 года, основными внутренними факторами, обусловливающими возникновение и распространение терроризма в Российской Федерации либо способствующими ему причинами и условиями, являются, в том числе, недостаточно эффективная борьба с организованной преступностью и коррупцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ.

В силу пп. 10, 21 Концепции основными задачами противодействия терроризму являются: выявление, предупреждение и пресечение действий лиц и организаций, направленных на подготовку и совершение террористических актов и иных преступлений террористического характера.

К основным мерам по предупреждению (профилактике) терроризма относят, в том числе, правовые (реализация принципа неотвратимости наказания за преступления террористического характера, незаконный оборот оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, радиоактивных материалов, опасных биологических веществ и химических реагентов, финансирование терроризма, а также регулирование миграционных процессов и порядка использования информационно-коммуникационных систем).

Приведенными положениями закона в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение в сети «Интернет» информации, содержащей описание способов изготовления взрывчатых веществ.

Представленными суду доказательствами подтвержден факт размещения на указанных административным истцом страницах Интернет-сайта общедоступной информации, содержащей видеоролик с описанием способа изготовления взрывчатого вещества, доступной неограниченному кругу лиц, которая является информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, на момент рассмотрения дела указатель страницы интернет-сайта в Единый реестр не включен, за исключением информации, размещенной на сайте по адресу: https://www.youtube.com/watch?v=ypKdj8AjjWk (л.д. 10-15, 33).

При установленных по делу обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные административным истцом требования подлежат частичному удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора города Радужный в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой запрещено, удовлетворить частично.

Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» по адресам:

- https://www.youtube.com/watch?v=mMUlGYqtOEI;

- https://www.youtube.com/watch?v=5U_IzezGAmg;

- https://www.youtube.com/watch?v=XaLScFi4dgQ,

информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

В остальной части в удовлетворении административного иска отказать.

Решение суда подлежит немедленному исполнению.

Копию решения суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения сайта в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в суд Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Радужнинский городской суд.

Мотивированное решение составлено 04 февраля 2021 года.

Судья Г.К. Гаитова