РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 марта 2021 года город Тверь
Тверской гарнизонный военный суд в составе:
председательствующего Красовского А.А.,
при помощнике судьи Удачиной Е.А.,
с участием административного истца ФИО1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении военного суда административное дело по административному исковому заявлению майора ФИО1 об оспаривании действий Министерства обороны Российской Федерации, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом во включении в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и в восстановлении ранее учтенных накоплений и инвестиционного дохода на индивидуальном накопительном счете,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в военный суд с административным исковым заявлением, в котором, с учетом уточнения заявленных требований, произведенного в ходе судебного заседания, приводя описание принятых Департаментом жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (впоследствии переименован в Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации) (далее – ДЖО) решений и совершенных в 2020-2021 годах действий (бездействия), просил:
- признать отказ ДЖО во включении ФИО1 в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих (далее – НИС) с ДД.ММ.ГГГГ, восстановлении ранее учтенных накоплений и инвестиционного дохода на индивидуальном накопительном счете незаконным;
- обязать ДЖО присвоить ФИО1 категорию 15;
- обязать ДЖО восстановить в отношении ФИО1 ранее учтенные накопления и инвестиционный доход в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ;
- обязать ДЖО направить в отношении ФИО1 обращение в ФГКУ «Росвоенипотека» об исправлении категории участника НИС с «16» на «15» и восстановлении ранее учтенных накоплений и инвестиционного дохода на новом индивидуальном накопительном счете.
Определениями судьи Тверского гарнизонного военного суда от 11 марта 2021 года административное исковое заявление ФИО1 принято к производству военного суда, по заявлению возбуждено административное дело, к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Министерство обороны Российской Федерации (далее - МО РФ) и ДЖО, определены действия, которые сторонам надлежит дополнительно совершить в порядке подготовки дела к судебному заседанию, а также установлено начало срока рассмотрения дела исчислять с ДД.ММ.ГГГГ.
В обоснование заявленных требований ФИО1 указал, что после окончания в 2006 году 9 Высших центральных офицерских курсов Железнодорожных войск (далее - офицерских курсов) ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 заключил первый контракт о прохождении военной службы, а ДД.ММ.ГГГГ ему было присвоено первое офицерское звание.
После выпуска ФИО1 проходил военную службу по контракту в войсковой части 51587 МО РФ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подал рапорт о включение его реестр участников НИС с категорией «01», как лица окончившего, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, военное образовательное учреждение профессионального образования и получившег в связи с этим первое воинское звание офицера, несмотря на то, что, по его мнению, указанная категория предполагала автоматическое включение ФИО1 в реестр участников НИС.
ДД.ММ.ГГГГ командир войсковой части 51587 направил в ДЖО (как полагает ФИО1) список для включения ФИО1 в реестр участников НИС с категорией «01».
В 2009 году ФИО1 был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава войсковой части 51587.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 вновь поступил на военную службу по контракту, но в органах Федеральной службы охраны Российской Федерации (<адрес>) (далее - ФСО РФ).
В ноябре 2013 года через Управление жилищного обеспечения Службы инженерно-технического обеспечения Федеральной службы охраны Российской Федерации (далее - УЖО СИТО ФСО РФ) ФИО1 был включен в реестр участников НИС с присвоением категории «16» как военнослужащий, поступивший в добровольном порядке на военную службу из запаса, ранее не состоявший в указанном реестре НИС.
На запрос ФИО1 о причинах указанных действий УЖО СИТО ФСО РФ и причинах неприсвоения ему в реестре участников НИС категории «15», как военнослужащему, ранее состоявшему в данном реестре, и имеющему право на учет ранее возникших накоплений и инвестиционного дохода на новом индивидуальном накопительном счете, УЖО СИТО ФСО РФ в 2020 году ответило ФИО1, что согласно сообщению ДЖО ФИО1 не был включен в 2006 году в отмеченный реестр после направления командиром войсковой части 51587 соответствующего списка.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направил в ДЖО обращение с приложением подтверждающих документов, в котором просил включить его в реестр участников НИС с ДД.ММ.ГГГГ с присвоением категории «01», восстановить накопления участника НИС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, восстановить инвестиционный доход участника НИС с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, дать разъяснения по какой причине ФИО1 не был включен в реестр участников НИС после направления ДД.ММ.ГГГГ командиром войсковой части 51587 документов в ДЖО и не получил в 2006 году мотивированный отказ от ДЖО.
На данное обращение ФИО1 получил ответ из ДЖО о том, что список участников НИС на ФИО1 из войсковой части 51587 в ДЖО в 2006 году не направлялся, а также о том, что на момент подачи ФИО1 в 2006 году рапорта о включении в реестр участников НИС категория «военнослужащих, окончивших курсы по подготовке младших офицеров» не относилась к числу участников НИС.
Отмеченные действия ДЖО ФИО1 полагал неправомерными, считая присутствующим у себя право на включение в число участников НИС по «01» категории с ДД.ММ.ГГГГ, но во всяком случае с ДД.ММ.ГГГГ по соответствующей категории, когда вступили в законную силу поправки в законодательство, включившие военнослужащих, окончивших курсы по подготовке младших офицеров, в число участников НИС, и подразумевающие реализацию отмеченного права на основании поданного этими военнослужащими рапорта, поскольку таковой рапорт ФИО1 подал еще ДД.ММ.ГГГГ.
В ходе судебного заседания ФИО1 поддержал заявленные требования по основаниям, ранее им изложенным, дополнительно пояснив, что обучение по военной специальности он проходил исключительно на указанных им офицерских курсах в 2005 -2006 годах, прибыл в войсковую часть 51587 ДД.ММ.ГГГГ.
После подачи им ДД.ММ.ГГГГ рапорта о включении в число участников НИС командование войсковой части 51587 сообщило ФИО1 о направлении данного рапорта и иных необходимых документов в вышестоящие органы военного управления, но затем на все вопросы ФИО1 о результатах рассмотрения этих документов и о включении ФИО1 в реестр участников НИС отвечало, что ему ответят позже, а документы находятся на рассмотрении. Подобные ответы ФИО1 получал вплоть до сокращения в 2009 году его должности, увольнения его с военной службы и исключения из списков личного состава войсковой части 51587. В результате чего по состоянию дату окончания своей военной службы в МО РФ - ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, так и не был включен в реестр участников НИС.
Впоследствии, когда ФИО1 вновь поступил на военную службу, но уже по линии ФСО РФ, он был включен УЖО СИТО ФСО РФ в реестр участников НИС и состоял в нем.
Вместе с тем, когда ФИО1 стало известно о внесении в Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», соответствующих изменений, позволяющих учитывать ранее возникшие накопления и инвестиционный доход на новом индивидуальном накопительном счете, то он стал разрешать вопрос о причинах своего невключения в реестр участников НИС в 2006-2009 годах.
При этом ФИО1 пояснил, что иного рапорта о включении в реестру участников НИС, кроме как ДД.ММ.ГГГГ, он, ФИО1, в период военной службы в войсковой части 51587, не подавал, в том числе и после вступления в силу с ДД.ММ.ГГГГ поправок в законодательство, включивших военнослужащих, окончивших курсы по подготовке младших офицеров, в число участников НИС. Действий должностных лиц МО РФ, связанных с процедурой включения ФИО1 в число участников НИС, совершенных в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не оспаривает, а просит признать неправомерными только действия ДЖО по отказу в восстановлении ФИО1 в данном реестре, совершенные 2021 году.
Одновременно ФИО1 дополнительно сообщил, что его сослуживца, имеющего аналогичные с ФИО1 условия прохождения военной службы в 2006-2009 годах, ДЖО в добровольном порядке восстановило в реестре участников НИС, но только с ДД.ММ.ГГГГ - с момента вступления в законную силу поправок в законодательство, включивших военнослужащих, окончивших курсы по подготовке младших офицеров, а также военнослужащих, получивших первое воинское звание офицера в связи с назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, в число участников НИС. Мотивом данных действий ДЖО явилось то обстоятельство, что сослуживец ФИО1, в отличие от него, подавал после ДД.ММ.ГГГГ соответствующий рапорт о включении в число участников НИС именно по указанной категории.
На основании изложенного ФИО1 просил суд удовлетворить заявленные им требования в полном объеме.
Представитель административного ответчика ДЖО, извещенного 12 марта 2021 года о месте и времени судебного заседания, в суд не прибыл. В письменных возражениях представитель ДЖО ФИО3, заявленные ФИО1 требования не признала, и, не оспаривая фактически указанных ФИО1 обстоятельств, связанных с его обучением на офицерских курсах, заключением им первого контракта о прохождении военной службы, получением первого офицерского звания, прохождением им военной службы, указала, что в соответствии с положениями ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» в редакции, действовавшей до 01 января 2008 года, военнослужащие, окончившие курсы по подготовке младших офицеров, к участникам НИС не относились.
Федеральным законом от 04 декабря 2007 года № 324-ФЗ в статью ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» были внесены изменения вступившие в законную силу с 01 января 2008 года, согласно которым военнослужащие, окончившие, начиная с 01 января 2005 года, курсы по подготовке младших офицеров и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера, общая продолжительность военной службы которых составляет менее 3-х лет, отнесены к участникам НИС. Вместе с тем указанные лица получившие первое воинское звание офицера до 01 января 2008 года могут стать участниками НИС только изъявив подобное желание в письменной форме (подав рапорт).
При таких обстоятельствах с учетом того, что отмеченные изменения действовали только с 01 января 2008 года и не распространяются на правоотношения, возникшие до их вступления в законную силу, то и основания для включения ФИО1 в реестр участников НИС с 17 июля 2006 года не имеется.
Кроме того, сведения необходимые для включения ФИО1 в число участников НИС из войсковой части 51587 в ДЖО в 2006 году не направлялись.
На основании изложенного представитель ДЖО ФИО2 просила в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 отказать, а дело рассмотреть в отсутствие представителя ДЖО.
Представитель МО РФ, извещенного 12 марта 2021 года о месте и времени судебного заседания и получившего 16 марта 2021 года копию административного искового заявления и приложенных к нему документов, в суд не прибыл. В письменном заявлении представитель МО РФ ФИО4 ходатайствовала об отложении судебного заседания по мотиву якобы неполучения данным органом копии административного искового заявления и приложенных к нему документов и их высылке в адрес этого административного ответчика.
Определением суда от 26 марта 2021 года, вынесенным без удаления в совещательную комнату, в удовлетворении данного ходатайства отказано как в очевидно необоснованном, и установлено продолжить рассмотрение дела по существу в отсутствие представителя МО РФ.
Выслушав административного истца и изучив представленные документы военный суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст.ст. 1, 3, 9, 13 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», п.п. 1 и 15 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», военнослужащим-гражданам, проходящим военную службу по контракту и являющимся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих, выделяются денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
При этом военнослужащий подлежит включению в реестр участников НИС после наступления у него соответствующих оснований в период прохождения военной службы. Возможности разрешения отмеченных вопросов за пределами срока военной службы, действующие нормативные правовые акты не предусматривают.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» федеральные органы исполнительной власти и федеральные государственные органы, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, формируют и ведут реестр участников в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В соответствии с п.п. 10, 16, 17, 18, 22 Правил…, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 года № 89, срок внесения в реестр записи о включении военнослужащего в реестр не должен составлять более 3 месяцев с даты возникновения соответствующего основания.
Внесение в реестр записи об исключении военнослужащего из реестра производится регистрирующим органом в 10-дневный срок со дня представления документов, подтверждающих возникновение основания для исключения военнослужащего из реестра.
При этом регистрирующий орган направляет военнослужащему, уведомление о включении его в реестр с указанием нового регистрационного номера, либо уведомление об исключении военнослужащего из реестра через федеральный орган исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, а приведенный федеральный орган не позднее 20-го числа каждого месяца направляет военнослужащему уведомление о включении его в реестр и исключении из него по сооттветствующей форме, утверждаемой уполномоченным федеральным органом.
Какой-либо процедуры восстановления уволенного из федерального органа исполнительной власти, в котором законом предусмотрена военная служба, военнослужащего в реестре участников НИС Правила…, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 года № 89, не предусматривают.
Таким образом, компетенция федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, по включению исключению военнослужащего в реестр НИС распространяется только на период прохождения военнослужащим военной службы именно в указанном федеральном органе исполнительной власти.
За пределами отмеченных рамок федеральные органы исполнительной власти не наделены полномочиями по рассмотрению вопросов о включении военнослужащего в реестр участников НИС. Равно действующие нормативные правовые акты, предусматривая возможность включения военнослужащего в реестр участников НИС в период прохождения им военной службы, вместе с тем не предусматривают какой-либо возможности (процедуры) восстановления в данном реестре (включения в данный реестр) после окончания военнослужащим военной службы в конкретном федеральном органе исполнительной власти.
То есть действующие нормативные правовые акты не предусматривают процедуры, устанавливающей, что ранее проходивший военную службу в МО РФ и не включенный в период данной службы в реестр участников НИС военнослужащий вправе после окончания этой службы претендовать на включение в указанный реестр на основании его заявления (обращения), поданного уже после окончания военной службы.
Исключение из данного правила составляют случаи, когда военнослужащий, ранее проходивший военную службу в МО РФ во время указанной службы подал соответствующие документы, но не был включен в реестр НИС в результате неправомерных действий (бездействия) должностных лиц МО РФ, поскольку в отмеченном случае фактически ставится вопрос о рассмотрении поданных в период службы документов и о восстановлении нарушенного в период военной службы права.
Вместе с тем в последнем случае проверке и оценке, в том числе и в судебном порядке, подлежат действия (бездействие) должностных лиц МО РФ по рассмотрению поданных военнослужащим в период его военной службы документов, что осуществляется исключительно путем заявления военнослужащим соответствующего требования об оспаривании именно указанных действий (бездействия), совершенных должностными лицами в период прохождения им военной службы.
В условиях отсутствия подобного требования таковые действия (бездействие) должностных лиц не могут быть проверены в судебном порядке на предмет их правомерности и поэтому считаются законными и обоснованными, поскольку это предполагается, пока не доказано иное.
На основании п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 года № 89 правовые акты, касающиеся формирования и ведения реестров участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих указанными федеральными органами исполнительной власти принимаются Министерством обороны Российской Федерации, федеральным органам исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба.
В соответствии с п. 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (действовал в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) по функции по формированию и ведению реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации возложены на Управление по реализации жилищных программ Министерства обороны Российской Федерации (именуется - регистрирующий орган)
При этом согласно п.п. 7, 8, 13-20, 27 Инструкции о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, предусматривался следующий порядок включения военнослужащих в реестр участников НИС.
Так командиры (начальники) воинских частей (организаций), в которых хранятся личные дела (первые экземпляры) на офицеров, прапорщиков (мичманов), сержантов и старшин, солдат и матросов, проходящих военную службу по контракту, ежемесячно формируют личные карточки участников по форме, утверждаемой уполномоченным федеральным органом, а также список для включения военнослужащего в реестр (далее именуется - список) по установленной форме.
Списки не позднее 1 числа месяца, следующего за отчетным, направляются по команде в виды Вооруженных Сил Российской Федерации, военные округа, рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, главные и центральные управления Министерства обороны Российской Федерации (далее –органы военного управления).
Воинские части, непосредственно подчиненные заместителям Министра обороны Российской Федерации, начальникам служб Министерства обороны Российской Федерации, направляют указанные списки в орган военного управления, определенный приказом заместителя Министра обороны Российской Федерации (начальника службы Министерства обороны Российской Федерации).
Органы военного управления при получении списков из воинских частей проверяют их на соответствие необходимым требованиям и по результатам проверки формируют сводный список военнослужащих для включения их в реестр.
Основанием для включения военнослужащего в сводный список для включения в реестр является список, поступивший из воинской части.
Сводные списки для включения в реестр не позднее 10 числа каждого месяца направляются в регистрирующий орган.
Сводный список для включения в реестр является документом, подтверждающим возникновение основания для включения военнослужащего в реестр.
Внесение записи в реестр о включении военнослужащего в реестр или исключении его из реестра производится регистрирующим органом (Управлением по реализации жилищных программ Министерства обороны Российской Федерации) и подтверждается соответствующими письменными уведомлениями по установленной форме.
Срок внесения в реестр записи о включении военнослужащего в реестр или об исключении его из реестра не должен составлять более 3 месяцев с даты возникновения соответствующего основания.
Регистрирующий орган не позднее 20 числа каждого месяца направляет военнослужащим через органы военного управления - уведомление о включении в реестр по установленной форме.
При получении уведомления о включении в реестр командир воинской части обязан организовать ознакомление военнослужащего с уведомлением о включении его в реестр под роспись в личной карточке участника, после чего уведомление выдается на руки военнослужащему.
Регистрирующий орган на основании сводного списка для исключения военнослужащего из реестра в течение 10 рабочих дней со дня его получения производит запись в реестр участников об исключении военнослужащего из реестра и не позднее 20 числа каждого месяца направляет гражданину, уволенному с военной службы, или членам его семьи через военный комиссариат, где он состоит на учете, - уведомление об исключении военнослужащего из реестра.
Одновременно такой категории участников НИС как военнослужащих, получивших первое воинское звание офицера в связи с окончанием курсов по подготовке младших офицеров в период после 1 января 2005 года до 1 января 2008 года, Инструкция, утвержденная приказом Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ№, не предусматривала
На основании п. 2 Приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (действовал в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ) функции по формированию и ведению реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации возложены на Главное квартирно-эксплуатационное управление Министерства обороны Российской Федерации (именуется - регистрирующий орган).
При этом отмеченным приказом утверждена новая Инструкция о формировании и ведении реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, которая в целом сохранила ранее установленный порядок включения военнослужащих, проходящих военную службу в МО РФ, в реестр участников НИС, и дополнительно ввела две категории участников НИС в виде:
военнослужащих, получивших первое воинское звание офицера в связи с окончанием курсов по подготовке младших офицеров начиная с ДД.ММ.ГГГГ, установив, что основанием для включения их в реестр является получение первого воинского звания офицера;
военнослужащих, получивших первое воинское звание офицера в связи с окончанием курсов по подготовке младших офицеров в период после ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ, установив, что основанием для включения их в реестр является обращение (в письменной форме) об их включении в реестр.
В силу п. 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (действовал в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), п. 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№, (действовал в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ), п. 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ (действует с ДД.ММ.ГГГГ) функции по формированию и ведению реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации возложены на Департамент жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации (впоследствии переименован в Департамент жилищного обеспечения и управления жилищным фондом Министерства обороны Российской Федерации).
При этом в целом сохранен ранее существовавший порядок подачи документов на включение военнослужащих в реестр участников НИС, заключающийся в подаче их через командование воинских частей по месту прохождения военной службы, с дальнейшим направлением их в ДЖО через региональные управления жилищного обеспечения МО РФ, в которых данная воинская часть состоит на обеспечении.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ№ утверждено Положение о ДЖО, как вновь созданном структурном подразделения МО РФ.
Таким образом, действовавшие по состоянию на 2006-2009 год нормативные правовые акты МО РФ предусматривали, что вопросы включения военнослужащих в реестр НИС и исключения из него, разрешались через командование воинских частей по месту прохождения военной службы путем направления соответствующих документов через вышестоящие органы военного управления в Управление по реализации жилищных программ Министерства обороны Российской Федерации, а затем в Главное квартирно-эксплуатационное управление Министерства обороны Российской Федерации.
Такого органа, как ДЖО по состоянию на 2006-2009 год объективно не существовало и соответственно какие-либо документы на включение военнослужащих в реестр участников НИС в ДЖО в отмеченный период поступать не могли.
При этом действовавшие в 2006 - 2009 году нормативные правовые акты МО РФ до 16 апреля 2009 года не предусматривали возможности включения в реестр участников НИС военнослужащих, получивших после 1 января 2005 года до 1 января 2008 года первое воинское звание офицера в связи с окончанием курсов по подготовке младших офицеров, а с 17 апреля 2009 года установили подобную возможность, но отметив, что основанием для включения их в реестр является поданный ими рапорт.
Одновременно согласно ведомственным нормативным правовым актам для решения вопроса о включении военнослужащего в реестр участников НИС предусматривались конкретные сроки (срок включения в реестр 3 месяца, срок на высылку уведомления об этом), а также то, что включенному в реестр НИС военнослужащему направлялось в отмеченные сроки соответствующее уведомление, но вместе с тем возможности направления военнослужащему какого-либо уведомления об отказе во включении в реестр участников НИС не предусматривалось.
Таким образом, по истечении сроков на включение в реестр участников НИС и сроков высылки уведомления об этом в случае неполучения подобного уведомления военнослужащему становилось известно о том, что он не включен в данный реестр, после чего этот военнослужащий вправе был обжаловать действия (бездействие) воинских должностных лиц, связанное с указанным невключением.
При этом действующие как в течение 2006 -2009 годов, так и в дальнейшем ведомственные нормативные правовые акты не предусматривали возможность включения военнослужащего в реестр участников НИС путем его личного прямого и непосредственного обращения в регистрирующий орган, минуя командование войсковой части по месту прохождения военной службы.
Аналогичный порядок и сроки включения военнослужащих в реестр участников НИС предусмотрен Правилами формирования и ведения реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих Министерством обороны Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти и федеральными государственными органами, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 года № 89, в том числе и со всеми изменениями.
Одновременно в соответствии с положениями ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» в редакции, действовавшей до 01 января 2008 года, военнослужащие, окончившие курсы по подготовке младших офицеров, к участникам НИС не относились.
Федеральным законом от 04 декабря 2007 года № 324-ФЗ в статью ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» были внесены изменения, вступившие в законную силу с 01 января 2008 года, согласно которым военнослужащие, окончившие, начиная с 01 января 2005 года, курсы по подготовке младших офицеров и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера, общая продолжительность военной службы которых составляет менее 3-х лет, отнесены к участникам НИС. Вместе с тем указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 01 января 2008 года могут стать участниками НИС только изъявив подобное желание в письменной форме (подав рапорт).
Аналогичные изменения были внесены в мае 2008 года и в п.п. 3, 12, 13 Правил…, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2005 года № 89, которые до мая 2008 года не предусматривали возможность включения военнослужащих, окончивших курсы по подготовке младших офицеров, в реестр участников НИС, а с мая 2008 года установили, что военнослужащие, окончившие, начиная с 1 января 2005 года, курсы по подготовке младших офицеров и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера, с общей продолжительностью военной службы по контракту менее 3 лет относятся к участникам НИС. Но при этом указанные лица, получившие первое воинское звание офицера до 1 января 2008 года, могут стать участниками, изъявив такое желание.
Основанием для включения в реестр для военнослужащих, получивших первое воинское звание офицера в связи с окончанием курсов по подготовке младших офицеров в период после 1 января 2005 года до 1 января 2008 года - является обращение (в письменной форме) об их включении в реестр.
Датой возникновения соответствующего основания для включения военнослужащего в реестр является для военнослужащих, не имеющих воинского звания офицера и получивших первое воинское звание офицера в связи с поступлением на военную службу по контракту и назначением на воинскую должность, для которой штатом предусмотрено воинское звание офицера, в период после 1 января 2005 года до 1 января 2008 года, - дата регистрации в журнале учета служебных документов их обращения (в письменной форме) о включении в реестр.
Таким образом, до 01 января 2008 года военнослужащие, окончившие, начиная с 1 января 2005 года курсы, по подготовке младших офицеров и получившие в связи с этим первое воинское звание офицера, не относились к участникам НИС, и соответственно не подлежали включению в реестр участников НИС, даже в случае подачи ими до 01 января 2008 года соответствующих рапортов и направления на таковых военнослужащих командованием воинских частей списков на включение в данный реестр.
При этом какого-либо уведомления об отказе во включении в реестр участников НИС подобным военнослужащим не выдавалось (действующими нормативными правовыми актами подобное уведомление не предусматривалось и не предусматривается).
После 01 января 2008 года данные военнослужащие могли претендовать на включение в реестр участников НИС, но только при условии подачи ими после указанной даты соответствующего рапорта, с момента регистрации данного рапорта в делопроизводстве войсковой части, то есть именно через войсковую часть по месту прохождения военной службы.
В силу Приложения № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации от 3 августа 2017 года № 474 военнослужащим, поступившим в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они не получили выплату денежных средств, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих», и были исключены из реестра участников в связи с увольнением с военной службы по основаниям, предусмотренным ч. 7.1 ст. 5 Федерального закона, присваивается признак категории 15.
Военнослужащим, поступившим в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра участников в связи с увольнением с военной службы по иным, не указанным в ч. 7.1 ст. 5 Федерального закона основаниям и не получили выплату денежных средств, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона, присваивается признак категории 16.
Согласно ч. 7.1 ст. 5 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» на именных накопительных счетах участников, которые были исключены из реестра участников в связи с увольнением с военной службы по основанию, предусмотренному, пп. «а», п. 2 ст. 51 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", у которых при этом не возникло право на использование накоплений для жилищного обеспечения по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 10 настоящего Федерального закона, и которые были включены в реестр участников по основанию, предусмотренному п. 14 ч. 2 ст. 9 настоящего Федерального закона, учитываются денежные средства в размере накоплений для жилищного обеспечения, учтенных на именных накопительных счетах участников на день возникновения оснований для исключения их из реестра участников.
На основании п. 14 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» основанием для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников для военнослужащих, поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они были исключены из реестра участников и не получили выплату денежных средств, указанных в п. 3 ч. 1 ст. 4 данного Федерального закона, является заключение нового контракта о прохождении военной службы
В силу п. 16 ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 20 августа 2004 года № 117-ФЗ «О накопительно-ипотечной системе жилищного обеспечения военнослужащих» основанием для включения военнослужащего федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в реестр участников для военнослужащих, поступивших в добровольном порядке на военную службу из запаса, если они не воспользовались правом в соответствии с данным Федеральным законом стать участниками накопительно-ипотечной системы, является в письменной форме обращение об их включении в реестр участников.
Согласно п. 2 Приказа ФСО России от ДД.ММ.ГГГГ№, п. 2 Приказа ФСО России от ДД.ММ.ГГГГ№ функции по формированию и ведению реестра участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих органов государственной охраны возложены на управление жилищного обеспечения Службы инженерно-технического обеспечения Федеральной службы охраны Российской Федерации.
Таким образом вопросы включения в реестр участников НИС, присвоения и изменения категорий военнослужащим, вновь поступившим на военную службу по контракту, разрешаются федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, по месту прохождения военнослужащим таковой службу, то есть в отношении сотрудников ФСО РФ управлением жилищного обеспечения Службы инженерно-технического обеспечения Федеральной службы охраны Российской Федерации через командование войсковых частей ФСО РФ.
В ходе судебного заседания на основании административного искового заявления ФИО1 от 25 февраля 2021 года, заявления ФИО1 в суд от 26 марта 2021 года, копии контракта о прохождении ФИО1 военной службы, копии свидетельства ФИО1 об окончании офицерских курсов от ДД.ММ.ГГГГ, выписки из приказа командира войсковой части 51587 от ДД.ММ.ГГГГ№, выписки из приказа начальника <адрес>" от ДД.ММ.ГГГГ№ л/с, рапорта ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, списка для включения военнослужащего в реестр участников НИС на ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ, справки войсковой части 51587 от ДД.ММ.ГГГГ№, справки Улан-Уденской КЭЧ района от ДД.ММ.ГГГГ№, справки офицерских курсов от ДД.ММ.ГГГГ№/КЭО, уведомления о включении ФИО1 в реестр участников НИС от ДД.ММ.ГГГГ, письма УЖО СИТО ФСО РФ от ДД.ММ.ГГГГ№/УЖО/1-3463, письма ДЖО от ДД.ММ.ГГГГ№/дж-00140/604, отзыва ДЖО от ДД.ММ.ГГГГ№, пояснений ФИО1 достоверно установлено, что после окончания в 2006 году 9 Высших центральных офицерских курсов Железнодорожных войск ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 заключил первый контракт о прохождении военной службы, а ДД.ММ.ГГГГ ему было присвоено первое офицерское звание.
После выпуска ФИО1 проходил военную службу по контракту в войсковой части 51587 МО РФ.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 подал рапорт о включение его реестр участников НИС с категорией «01», как лицо окончившее, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, военное образовательное учреждения профессионального образования и получившее в связи с этим первое воинское звание офицера.
ДД.ММ.ГГГГ командир войсковой части 51587 подготовил список для включения ФИО1 в реестр участников НИС с категорией «01». Как пояснил ФИО1 в ходе судебного заседания командование войсковой части 51587 сообщило ему о направлении данного рапорта и иных необходимых документов в вышестоящие органы военного управления, но какого-либо положительного ответа ФИО1 не получил вплоть до окончания своей военной службы в МО РФ - ДД.ММ.ГГГГ. То есть ФИО1 не получил уведомления о включении его в реестр участников НИС по истечению установленных нормативными правовыми актами сроков на совершение данных действий и не был включен в реестр участников НИС.
Указанные действия (бездействие) командования войсковой части 51587 и иных вышестоящих органов МО РФ, участвующих по состоянию на 2006-2009 годы в решении вопроса о включении военнослужащих МО РФ в реестр участников НИС ФИО1 в установленном порядке не оспорил, и не заявляет требований об их оспаривании в ходе рассматриваемого административного дела.
После того как в 2009 году ФИО1 был уволен с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и ДД.ММ.ГГГГ исключен из списков личного состава войсковой части 51587 ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ вновь поступил на военную службу по контракту, но в органах ФСО РФ <адрес>).
В ноябре 2013 года через УЖО СИТО ФСО РФ ФИО1 был включен в реестр участников НИС с присвоением категории «16», как военнослужащий, поступивший в добровольном порядке на военную службу из запаса, ранее не состоявший в указанном реестре НИС.
На запрос ФИО1 о причинах указанных действий УЖО СИТО ФСО РФ и причинах неприсвоения ФИО1 в реестре участников НИС категории «15», как военнослужащему, ранее состоявшему в данном реестре, и имеющему право на учет ранее возникших накоплений и инвестиционного дохода на новом индивидуальном накопительном счете, УЖО СИТО ФСО РФ в письме от ДД.ММ.ГГГГ сообщило ФИО1, что согласно сообщению ДЖО ФИО1 не был включен в 2006 году в отмеченный реестр, поскольку на момент подачи ФИО1 в 2006 году рапорта, исходя из действующего тогда законодательства, оснований для этого не было.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 направил в ДЖО обращение по указанному вопросу на которое получил ответ из ДЖО от ДД.ММ.ГГГГ№/дж-00140/604 о том, что список участников НИС на ФИО1 из войсковой части 51587 в ДЖО в 2006 году не направлялся, а также о том, что на момент подачи ФИО1 в 2006 году рапорта о включении в реестр участников НИС категория «военнослужащих, окончивших курсы по подготовке младших офицеров» не относилась к числу участников НИС. В связи с чем ФИО1 сообщено что оснований для включения его в реестр участников НИС с ДД.ММ.ГГГГ не имеется.
Оценив в порядке ст. 84 КАС РФ представленные доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу, что поскольку ФИО1 с 2010 года проходит военную службу по контракту в ФСО РФ, то по состоянию на 2021 год вопросы о включении его в реестр участников НИС, внесения изменений в категорию его учета подлежат разрешению по месту прохождения ФИО1 военной службы, а именно через командирование воинской части ФСО РФ, вышестоящие органы военного управления ФСО РФ и управление жилищного обеспечения Службы инженерно-технического обеспечения Федеральной службы охраны Российской Федерации.
Ни МО РФ, ни ДЖО некомпетентно разрешать в 2020-2021 годах вопрос о включении ФИО1 в реестр участников НИС на основании обращения ФИО1 о таковом включении, поданного им в 2020-2021 году, то есть тогда, когда он уже не являлся военнослужащим МО РФ.
Соответственно требования ФИО1 о признании отказа ДЖО в восстановлении ранее учтенных накоплений и инвестиционного дохода на индивидуальном накопительном счете незаконным; обязании ДЖО присвоить ФИО1 категорию «15»; обязании ДЖО восстановить в отношении ФИО1 ранее учтенные накопления и инвестиционный доход в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязании ДЖО направить в отношении ФИО1 обращение в ФГКУ «Росвоенипотека» об исправлении категории участника НИС с 16 на 15 и восстановлении ранее учтенных накоплений и инвестиционного дохода на новом индивидуальном накопительном счете, являются необоснованными и удовлетворению не подлежат, поскольку данные действия подлежали бы совершению через органы ФСО РФ при условии того, что ФИО1 ранее состоял бы в реестре участников НИС в период 2006-2009 годах.
Вместе с тем в период прохождения в 2006-2009 годах военной службы в войсковой части 51587, относящейся к МО РФ, ФИО1 в реестр участников НИС через органы МО РФ не включался.
При этом ДЖО в указанные годы не существовало и соответственно довод данной организации о том, что в 2006 году в нее не поступало каких-либо документов на включение ФИО1 в реестр участников НИС является соответствующим объективной реальности.
Также действий (бездействия) командования войсковой части 51587 и иных вышестоящих органов МО РФ, участвующих по состоянию на 2006-2009 годы в решении вопроса о включении военнослужащих МО РФ в реестр участников НИС ФИО1 в установленном порядке не оспорил, и не заявляет требований об их оспаривании в ходе рассматриваемого административного дела, то исходя из ч. 1 ст. 178 КАС РФ оценить их на предмет наличия какой-либо неправомерности суд неправомочен, а сами отмеченные действия (бездействие) считаются законными и обоснованными, поскольку это предполагается, пока не доказано иное.
Одновременно в связи с тем, что какой-либо процедуры восстановления в реестре участников НИС действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено, то обращаясь в ДЖО ДД.ММ.ГГГГ и требуя включить его в реестр участников НИС в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1, фактически подал новое обращение о включение его в реестр участников НИС, которое направлено им за пределами военной службы в МО РФ и с нарушением установленного порядка, путем личного прямого и непосредственного обращения ФИО1 в регистрирующий орган, необоснованно минуя командование войсковой части по месту прохождения военной службы в МО РФ.
Соответственно требования ФИО1 о признании отказа ДЖО во включении ФИО1 в реестр участников НИС с ДД.ММ.ГГГГ неправомерным не подлежат удовлетворению, как необоснованные.
Также следует отметить и заслуживающей внимания позицию ДЖО относительно того, что по состоянию на дату подачи ФИО1 в 2006 году рапорта о включении его в реестр участников НИС, оснований для подобных действий не имелось, так как нормативные правовые акты действующие до ДД.ММ.ГГГГ, не относили военнослужащих, окончивших, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, курсы по подготовке младших офицеров и получивших в связи с этим первое воинское звание офицера к участникам НИС. Соответственно в 2006 и 2007 годах таковые военнослужащие не подлежали включению в реестр участников НИС, даже в случае подачи ими соответствующих рапортов и направления на таковых военнослужащих командованием воинских частей списков на включение в данный реестр.
После ДД.ММ.ГГГГ данные военнослужащие могли претендовать на включение в реестр участников НИС, но только при условии подачи ими после указанной даты соответствующего рапорта, с момента регистрации данного рапорта в делопроизводстве войсковой части, то есть именно через войсковую часть по месту прохождения военной службы. Сведений же о подаче подобного рапорта после ДД.ММ.ГГГГ и до исключения ДД.ММ.ГГГГ из списков личного состава войсковой части 51587 ФИО1 ни в ДЖО, ни в суд не представлено.
Отмеченное также является основанием для отказа в удовлетворении требований ФИО1 о признании отказа ДЖО во включении ФИО1 в реестр участников НИС с ДД.ММ.ГГГГ неправомерным.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводам, что в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 о признании отказа ДЖО во включении ФИО1 в реестр участников НИС с ДД.ММ.ГГГГ, восстановлении ранее учтенных накоплений и инвестиционного дохода на индивидуальном накопительном счете незаконным; обязании ДЖО присвоить ФИО1 категорию 15; обязании ДЖО восстановить в отношении ФИО1 ранее учтенные накопления и инвестиционный доход в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; обязании ДЖО направить в отношении ФИО1 обращение в ФГКУ «Росвоенипотека» об исправлении категории участника НИС с «16» на «15» и восстановлении ранее учтенных накоплений и инвестиционного дохода на новом индивидуальном накопительном счете, то есть в полном объеме заявленных требований надлежит отказать, как в необоснованном.
Разрешая вопрос о соблюдении ФИО1 предусмотренного ст. 219 КАС РФ трехмесячного процессуального срока на обжалование действий должностных лиц и органов, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для его применения, поскольку, исходя из даты ответа ФИО1 из ДЖО 03 февраля 2021 года, даты обращения ФИО1 с иском в суд (25 февраля 2021 года, согласно почтовой отметке), данный срок ФИО1 объективно не пропущен.
Поскольку суд пришел к выводам о необходимости отказа в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 в полном объеме заявленных требований, то на основании ч. 1 ст. 111 КАС РФ понесенные административным истцом судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 300 рублей, также не подлежат возмещению в полном объеме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 об оспаривании действий Министерства обороны Российской Федерации, Департамента жилищного обеспечения Министерства обороны Российской Федерации, связанных с отказом во включении в реестр участников накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения военнослужащих и в восстановлении ранее учтенных накоплений и инвестиционного дохода на индивидуальном накопительном счете, в полном объеме заявленных требований – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке во 2-й Западный окружной военный суд через Тверской гарнизонный военный суд в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Красовский А.А.
1версия для печатиДело № 2а-69/2021 ~ М-43/2021 (Решение)