РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
с. Кырен 09 февраля 2022 года
Судья Тункинского районного суда Республики Бурятия Низовцев А.В., при секретаре Александровой Н.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-69/2022 по административному исковому заявлению Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Бурятия к Некоммерческому партнерству «Союз предпринимателей Тункинского района» о ликвидации Некоммерческого партнерства «Союз предпринимателей Тункинского района» и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц,
УСТАНОВИЛ:
Управление Министерства юстиции Российской Федерации обратилось в районный суд с административным исковым заявлением к Некоммерческому партнерству «Союз предпринимателей Тункинского района» о ликвидации и исключении Некоммерческого партнерства «Союз предпринимателей Тункинского района» из Единого государственного реестра юридических лиц.
Заявленные требования мотивированны тем, что сведения о Некоммерческом партнерстве «Союз предпринимателей Тункинского района» (далее - Партнерство) внесены в Единый государственный реестр юридических лиц 16.04.20214 года за основным государственным регистрационным номером 1140327005994. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.
В Республике Бурятия территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Бурятия (далее - Управление).
В силу пп. 65, 74 п. 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным Приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, Управление осуществляет контроль за соблюдением региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий; за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям; за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации и обращается в суд с заявлениями о ликвидации некоммерческих организаций и исключении их из Единого государственного реестра юридических лиц.
На основании ст. 14 Федерального закона от 26.12.2008 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», постановления Правительства Российской Федерации от 11.07.2012 № 705 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за деятельностью некоммерческих организаций» в соответствии с распоряжением Управления от 23.09.2021 № 437-р «О проведении плановой документарной проверки юридического лица», планом проведения проверок некоммерческих организаций на 2021год, утвержденным Приказом Управления от 21.10.2020 № 337, в период с 04.10.2021 г. по 29.10.2021 г. проведена плановая документарная проверка Партнерства на предмет деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации за период с 04.10.2018 г. по 04.10.2021 г.
По результатам проверки 29.10.2021 г. составлен акт.
В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами: финансовые документы и планы Партнерства за проверяемый период 2018-2021 годы на проверку не предоставлены. В проверяемом периоде уставная и финансово-хозяйственная деятельность Партнерством не велась, требования, установленные в уставе не исполнялись, заседания органов правления Партнерства не проводились, заработная плата не выплачивалась, штатное расписание не утверждалось, имущество в собственности и в аренде отсутствует. Партнерством предоставлены налоговые декларации за 2018-2021 года с нулевыми показателями. Выездные налоговые проверки в отношении ответчика не проводились. Сведения о наличии у Партнерства имущества, земельных участков, транспортных средств отсутствуют; решения руководящих органов, распорядительные документы, а также документы, связанные с ведением финансово-хозяйственной деятельности Партнерства на проверку не предоставлены; в проверяемы период, Партнерством не исполнялись положения устава. Срок полномочий Ревизионной комиссии на момент проверки истек. Документы о переизбрании Ревизионной комиссии и акты ревизий за 2018-2021 года на проверку не предоставлены. Исходя из изложенного, в проверяемом периоде деятельность Партнерством не велась. Какие-либо документы, подтверждающие осуществление Партнерством в проверяемый период деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных уставом, участие в иных мероприятиях, в том числе путем финансирования на проверку не предоставлены. Таким образом, перечисленные обстоятельства указывают, на то, что Партнерством деятельность не осуществлялась. Партнерством неоднократно допускаются нарушения требований, предусмотренных действующим законодательством, так обязанность по предоставлению в уполномоченный орган документов, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документов о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников. Кроме указанного, п. 3.2 ст.32 Закона №7-ФЗ предусмотрена обязанность некоммерческой организации, ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчеты и сообщения. Партнерство указанные обязанности за 2019 и 2020 год не исполнило. 17.07.2020 года в адрес Партнерства направлено письменное предупреждение с указанием срока устранения допущенных нарушений до 09.09.2020 года. Предупреждениевозвращено почтовым отделением связи в Управление, что подтверждается почтовым уведомлением и отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 80090450105321.10.09.2020г. Управлением Минюста России по Республике Бурятия в отношении должностного лица Партнерства - Альхеевой А.Р. составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. 16.09.2020г. протокол об административномправонарушении направлен по юридическому адресу Партнерства: 671010, Республика Бурятия, Тункинский район, с. Кырен, ул. Строительная, д. 11, копр. А, офис 1. Протокол об административном правонарушении возвращен почтовым отделением связи в Управление с отметкой «истек срок хранения», что подтверждается почтовым уведомлением № 80080751187249.12.10.2020г. мировой судья судебного участка Тункинского района Республики Бурятия признал должностное лицо Партнерства - Альхееву А.Р. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях и подвергнул административному наказанию в виде административного штрафа в размере 1000 рублей. 20.07.2021 г. (исх. № 03/03-3063) Управлением в адрес Партнерства, содержащийся в Едином государственном реестре юридических лиц, направлено письменное предупреждение с указанием срока устранения допущенных нарушений законодательства до 28.10.2021 г.Указанное предупреждение возвращено почтовым отделением связи в Управление, что подтверждается почтовым уведомлением и отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 80085562437460. До настоящего времени Партнерством отчеты за 2019 г. и 2020 г. в Управление не представлены, административный штраф не оплачен.Таким образом, Некоммерческое партнерство "Союз предпринимателей Тункинского района" неоднократно нарушило требования, предусмотренные ст. 32 от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», что является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Представитель административного истцав судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом.
Представитель административного ответчика Некоммерческого партнерства «Союз предпринимателей Тункинского района»в судебное заседание не явился, о времени и месте извещен надлежащим образом.
Исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с п. 2 ст. 18 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О некоммерческих организациях", решение о ликвидации фонда может принять только суд по заявлению заинтересованных лиц.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12.05.2008 № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти», Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1313 «Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации» Министерство юстиции Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по федеральному государственному надзору за деятельностью некоммерческих организаций.
В Республике Бурятия территориальным органом Министерства юстиции Российской Федерации является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Бурятия (далее - Управление).
В силу пп. 65, 74 п. 6 Положения об Управлении Министерства юстиции Российской Федерации по субъекту (субъектам) Российской Федерации, утвержденным Приказом Минюста России от 03.03.2014 № 26, Управление осуществляет контроль за соблюдением региональными отделениями и иными структурными подразделениями политических партий законодательства Российской Федерации и соответствием их деятельности положениям, целям и задачам, предусмотренным уставами политических партий; за соответствием деятельности общественных объединений и их структурных подразделений, осуществляющих деятельность на территории одного субъекта Российской Федерации, их уставным целям; за соответствием деятельности иных некоммерческих организаций (за исключением отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций) целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации и обращается в суд с заявлениями о ликвидации некоммерческих организаций и исключении их из Единого государственного реестра юридических лиц.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что Некоммерческое партнерство «Союз предпринимателей Тункинского района» зарегистрировано в качестве юридического лица 16.04.2014 года за ОГРН 1140327005994, адрес местонахождения указан: 671010, Республика Бурятия, Тункинский район, с. Кырен, ул. Строительная, д. 11, к. А, офис 1.
Представителем Некоммерческого партнерства «Союз предпринимателей Тункинского района» является Альхеева А.Р.
Согласно п. 2.2 Устава предметом деятельности Партнерства является:координация деятельности членов партнерства при осуществлении предпринимательской деятельности;реализация и защита интересов, гражданских, экономических, социальных прав и свобод предпринимателей; разработка и осуществление системы мер защиты предпринимательства и предпринимателей; содействие развитию инфраструктуры предпринимательства района;проведение организационных мероприятий по проблемам предпринимательства; разработка и осуществление программ профессиональной подготовки предпринимателей Тункинского района, начинающих заниматься предпринимательством и др.
В соответствии с распоряжением Управления от 23.09.2021 № 437-р «О проведении плановой документарной проверки юридического лица», планом проведения проверок некоммерческих организаций на 2021 год, утвержденным Приказом Управления от 21.10.2020 № 337, в период с 04.10.2021 по 29.10.2021 года проведена плановая документарная проверка Партнерства на предмет деятельности, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации за период с 04.10.2018 по 04.10.2021 год.
В соответствии с п. 1 ст. 32 и п. 1 ст. 3 Федерального закона "О некоммерческих организациях" некоммерческая организация ведет бухгалтерский учет и статистическую отчетность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также должна иметь самостоятельный баланс и (или) смету. Финансовые документы и планы Партнерства за проверяемый период 2018-2021 годы на проверку не представлены.
В соответствии с нормами Федерального закона "О бухгалтерском учете", а также Приказа Минфина России от 03.10.2008 № 106н "Об утверждении положений по бухгалтерскому учету" совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику, которая должна применяться последовательно из года в год. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Также п. 3 Положения по бухгалтерскому учету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008), утвержденного указанным Приказом от 06.10.2008 № 106н, определено, что в части формирования учетной политики положение распространяется на все организации.
Согласно п. 2 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», требования учредительных документов некоммерческой организации обязательны для исполнения самой некоммерческой организацией, ее учредителями (участниками).
В ходе проведения проверки выявлены следующие нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами. В нарушение данных требований и ст. 8 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" в Партнерстве Учетная политика не утверждена.
Исходя из материалов учетного дела и информации, представленной государственными органами по запросу Управления, в проверяемом периоде уставная и финансово-хозяйственная деятельность Партнерством не велась, требования, установленные в уставе, не исполнялись, заседания органов управления Партнерства не проводились, проверка финансово-хозяйственной деятельности не проводилась, заработная плата не выплачивалась, штатное расписание не утверждалось, имущество в собственности и в аренде отсутствует.
По информации МРИ ФНС № 8 Партнерство применяет общую систему налогообложения. Партнерством представлены налоговые декларации за 2018-2021гг. с нулевыми показателями. Партнерствомоткрыт расчетный счет в АО «Россельхозбанк». Выездные налоговые проверки в отношении Партнерства не проводились. Сведения о наличии у Партнерства имущества, земельных участков, транспортных средств отсутствуют. По информации: ГУРО Фонда социального страхования Российской федерации по Республике Бурятия Партнерством в проверяемом периоде отчетность представлялась своевременно.
Установлено, что в проверяемом периоде поступление и расходование денежных средств отсутствовало. Финансово-хозяйственная деятельность не велась.
В нарушение п. 5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» Решения руководящих органов, распорядительных документов, а также документов, связанных с ведением финансово-хозяйственной деятельности Партнерства проверку не представлены.
В проверяемый период, Партнерством не исполнялись положения устава, а именно: в соответствии с п. 7.3.2 Устава лицом, имеющим право действовать без доверенности от имени Партнерства, является Председатель Правления Партнерства, избираемый Общим собранием сроком на 5 лет. Согласно материалам учетного дела решением Общего собрания 03.03.2014 г. (протокол № 1) Председателем Правления Партнерства избрана Альхеева Аза Руслановна. Сведения о лице, имеющем право действовать без доверенности от имени Партнерства внесены в ЕГРЮЛ. Срок полномочий Председателя Правления на момент проверки истек. Документы о переизбрании Председателя Правления на проверку не представлены.Высшим органом управления Партнерства является Общее собрание Партнерства (п. 7.1.1 Устава). Заседания Общего собрания членов Партнерства проводятся не реже 1 раза в год. На проверку протоколы заседаний Общего собрания членов Партнерства за проверяемый период не представлены.
В соответствии с п. 6.1. Устава членами Партнерства могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица, как российские, так и иностранные, которые законно находятся на территории Российской Федерации.
Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью Партнерства осуществляет Контрольно-ревизионная комиссия, избираемая Общим собранием Партнерства сроком на 5 лет (п. 8.1 Устава). Ревизии финансово - хозяйственной деятельности Партнерства должны осуществляться не реже 1 раза в год. Согласно документам, содержащимся в учетном деле Партнерства, в состав контрольно-ревизионной комиссии входят: Зарбаев Б.С., Курченко JI.B. (протокол общего собрания учредителей от 03.03.2014г.) Срок полномочий Ревизионной комиссии на момент проверки истек. Документы о переизбрании Ревизионной комиссии и акты ревизий за 2018-2020 гг. на проверку не представлены.
В проверяемом периоде деятельность Партнерством не велась, требования, установленные в уставе, не исполнялись, заседания органов управления Партнерства не проводились, проверка финансово-хозяйственной деятельности не проводилась.
Какие-либо документы, подтверждающих осуществление Партнерством в проверяемый период деятельности, направленной на достижение целей, предусмотренных уставом, участие в иных мероприятиях, в том числе путем финансирования на проверку не представлены.
В соответствии с п.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусмотрена обязанность некоммерческой организации по представлению в уполномоченный орган документов, содержащих отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документов о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников.
Пунктом 3.2 ст.32 Закона №7-ФЗ предусмотрена обязанность некоммерческой организации, ежегодно размещать в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» или предоставлять средствам массовой информации для опубликования вышеуказанные отчеты и сообщения.
Порядок размещения указанных сообщений определен Приказом Минюста РФ от 07.10.2010 № 252 «О Порядке размещения в сети Интернет отчетов о деятельности и сообщений о продолжении деятельности некоммерческих организаций».
Партнерство указанные обязанности за 2019 и 2020 года не исполнило. Отчеты о продолжении своей деятельности за 2019 г. и 2020 г. не представлены и не размещены в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В связи с выявленными нарушениями 17.07.2019 года Управлением в адрес Партнерства, направлено письменное предупреждение с указанием срока устранения допущенных нарушений законодательства до 09.09.2020 года.
Указанное предупреждение возвращено почтовым отделением связи в Управление, что подтверждается почтовым уведомлением и отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 80090450105321.
10.09.2020года Управлением Минюста России по Республике Бурятия в отношении должностного лица Партнерства - Альхеевой А.Р. составлен протокол об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
16.09.2020 года протокол об административном правонарушении направлен по юридическому адресу Партнерства: 671010, Республика Бурятия, Тункинский район, с. Кырен, ул. Строительная, д. 11, копр. А, офис 1.
Протокол об административном правонарушении возвращен почтовым отделением связи в Управление с отметкой «истек срок хранения», что подтверждается почтовым уведомлением № 80080751187249.
12.10.2020года постановлением мирового судьи судебного участка Тункинского района Республики Бурятия должностное – лицо Альхеева А.Р. признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1 000 рублей.
20.07.2021 года Управлением в адрес Партнерстванаправлено письменное предупреждение с указанием срока устранения допущенных нарушений законодательства до 28.10.2021 года.
Указанное предупреждение возвращено почтовым отделением связи в Управление, что подтверждается почтовым уведомлением и отчетом об отслеживании отправления с почтовым идентификатором № 80085562437460.
До настоящего времени Партнерством отчеты за 2019 и 2020 года в Управление не представлены, административный штраф не оплачен.
Пунктом 10 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», установлено, что неоднократное непредставление некоммерческой организацией в установленный срок сведений, предусмотренных настоящей статьей, является основанием для обращения уполномоченного органа или его территориального органа в суд с заявлением о ликвидации данной некоммерческой организации.
Согласно п. 5 ч. 5 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», - в отношении некоммерческой организации уполномоченный орган и его должностные лица в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право, в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца. Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.
В соответствии с п.6 ст. 22 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 02.07.2021) "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц. Регистрирующий орган публикует информацию о ликвидации юридического лица.
Таким образом, перечисленные обстоятельства указывают на то, что деятельность, направленная на достижение целей, предусмотренных уставом Партнерства, не осуществляется. Партнерством неоднократно допускаются нарушения требований, предусмотренных действующим законодательством.
В связи с тем, что Некоммерческое партнерство "Союз предпринимателей Тункинского района" неоднократно нарушило требования, предусмотренные ст. 32 от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» требования Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Бурятия о ликвидации фонда являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
В силу ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Размер подлежащей взысканию с административного ответчика государственной пошлины рассчитан по правилам п.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ и составляет 12 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 175-181 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Удовлетворить административный иск Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Бурятия к Некоммерческому партнерству «Союз предпринимателей Тункинского района» о ликвидации Некоммерческого партнерства «Союз предпринимателей Тункинского района» и исключении его из Единого государственного реестра юридических лиц.
Ликвидировать Некоммерческое партнерство «Союз предпринимателей Тункинского района» (ОГРН 1140327005994 от 16.04.2014 года) и исключить сведения о нем из Единого государственного реестра юридических лиц.
Взыскать с Некоммерческого партнерства «Союз предпринимателей Тункинского района» государственную пошлину в доход бюджета муниципального образования «Тункинский район» в размере 12 000 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия через Тункинский районный суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий судья А.В. Низовцев