Дело № 2А-7000/16
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Хабаровск 12 сентября 2016 г.
Центральный районный суд города Хабаровска в составе:
председательствующего судьи Шевцовой О.В.,
при секретаре судебного заседания Вершининой Т.А.,
с участием представителя административного истца ФИО1,
рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Администрации города Хабаровска к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю, судебному приставу-исполнителю ОСП по Центральному району г. Хабаровска ФИО2, о признании незаконным постановление о возбуждении исполнительского сбора, об освобождении от исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Хабаровска обратилась в суд с административным иском к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю (далее по тексту УФССП по Хабаровскому краю), судебному приставу-исполнителю ОСП по Центральному району г. Хабаровска ФИО2 о признании незаконным постановление о взыскании исполнительского сбора, об освобождении от исполнительского сбора. Административный истец также просил приостановить исполнительное производство. В обоснование заявленных требований указала, что 05.07.2016 постановлением судебного пристава-исполнителя отдела судебных приставов по Центральному району г. Хабаровска ФИО2 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 рублей по исполнительному производству № 29140/16/27001-ИП, возбужденного в соответствии с требованиями исполнительного листа, выданного на основании решения Центрального районного суда г. Хабаровска от 04.09.2015 по делу № 2-6395/2016. Данным решением суда на администрацию г. Хабаровска возложена обязанность в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу установить соответствующим решением сроки отселения граждан, проживающих в доме № 11 по ул. Серова и предоставить копию указанного решения в Управление государственного жилищного надзора Главного контрольного Управления Правительства Хабаровского края. Считает, что постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району г. Хабаровска от 15.08.2016 является незаконным по следующим основаниям. Согласно ч. 1 ст. 132 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. В соответствии со ст. 133 Конституции Российской Федерации местное самоуправление Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами. Органы местного самоуправления выступают всего лишь формой реализации муниципального образования, то есть, местным сообществом (особым территориальным объединением граждан), своих прерогатив самостоятельному решению вопросов местного значения, владению, пользовании: распоряжению муниципальной собственностью (статья 130 Конституции РФ). Следовательно, наказание муниципальных органов не может не затрагивать прав и интересов местного населения, что еще более актуализирует вопрос юридической и социальной оправданности их ответственности. Ведь публичные интересы, перечисленные в ст. 55 Конституции Российской Федерации могут оправдывать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения адекватны социально необходимому результату. В соответствии со ст. 70 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления несут ответственность перед населением муниципального образования, государством, физическими и юридическими лицами в соответствии федеральными законами. Согласно ст. 72 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством наступает на основании решения соответствующего суда в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законе конституции (устава), законов субъекта Российской Федерации, устава муниципального образования, а также в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий. Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения определены ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Финансовое обеспечение вопросов местного значения осуществляется органами местного самоуправления, осуществляется исключительно за счет собственных доходов бюджетов соответствующих муниципальных образований. Согласно ч. ч. 1 - 3 ст. 52 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-Ф3 каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет. Составление и рассмотрение проекта местного бюджета, утверждение и исполнение местного бюджета, осуществление контроля за его исполнение составление и утверждение отчета об исполнении местного бюджета осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных Бюджетным кодексом Российской Федерации. Бюджетные полномочия муниципальных образований устанавливаются Бюджетным кодексом Российской Федерации. В соответствии со ст. 15 БК РФ бюджет муниципального образования (местный бюджет) предназначен для исполнения расходных обязательств муниципального образования. Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается. В местных бюджетах в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации раздельно предусматриваются средства, направляемые на исполнение расходных обязательств муниципальных образований, возникающих в связи с осуществлением органами местного самоуправления полномочий по вопросам местного значения, и расходных обязательств муниципальных образований, исполняемых за счет субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для осуществления отдельных государственных полномочий. Согласно ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-Ф3 формирование расходов местных бюджетов осуществляется в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований, устанавливаемыми и исполняемыми органами местного самоуправления данных муниципальных образований в соответствии с требованиями БК РФ. Исполнение расходных обязательств муниципальных образований осуществляется за счет средств соответствующих местных бюджетов в соответствии с требованиями БК РФ. Расходные обязательства муниципального образования в соответствии со ст. 86 БК РФ БК РФ возникают в результате: принятия муниципальных правовых актов по вопросам местного значения и иным вопросам, которые в соответствии с федеральными законами вправе решать органы местного самоуправления, а также заключения муниципальным образованием (от имени муниципального образования) договоров (соглашений) по данным вопросам; принятия муниципальных правовых актов при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий; заключения от имени муниципального образования договоров (соглашений) муниципальными казенными учреждениями. Из этого следует, что все расходные обязательства муниципалитета могут осуществляться только в рамках предусмотренных бюджетом городского округа, который в свою очередь принимается для исполнения расходных обязательств, возникающих в связи с исполнением вопросов местного значения. Кроме того, в силу ст. 239 БК РФ местные бюджеты городских округов, которым является и бюджет городского округа «Город Хабаровск», в свою очередь администрация города Хабаровска является исполнительно-распорядительным органом муниципального образования, обладает иммунитетом, при котором обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта. В связи с чем обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации службой судебных приставов производиться не может. Соответственно и взыскание исполнительских сборов с бюджета города Хабаровска является незаконным. Судебный пристав-исполнитель не наделен полномочиями по взысканию исполнительского сбора за счет средств местного бюджета без наличия судебного акта. Просит суд признать постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным.
В судебное разбирательство не явились: судебный пристав-исполнитель ОСП по Центральному району г. Хабаровска ФИО2, представитель УФССП по Хабаровскому краю, заинтересованные лица: ФИО3, представитель Управления государственного контроля и лицензирования Правительства Хабаровского края, о месте и времени рассмотрения дела извещались надлежащим образом. От административных ответчиков имеются заявления о рассмотрении дела в их отсутствие.
В соответствии со ст. 150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.
В судебном заседании представитель административного истца заявленные требования поддержала, просила административный иск удовлетворить по основаниям, изложенным в нем, дополнений и изменений не имела. Пояснила, что 25.07.2016 администрацией города Хабаровска вынесено постановление о проведении капитального ремонта дома № 11 по ул. Серова и предоставлении жилых помещений на время проведения капитального ремонта, согласно которому установлен срок для заключения с гражданами, подлежащими выселению, договоры найма жилого помещения на время проведения капитального ремонта. Работы по исполнению решения суда проводятся.
Выслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 13 ГПК РФ, вступившие в законную силу судебные постановления, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, граждан, организаций и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение судебного постановления, а равно иное проявление неуважения к суду влечет за собой ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц, которым при осуществлении установленных федеральным законом полномочий предоставлено право возлагать на иностранные государства, физических лиц (далее также - граждане), юридических лиц, Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования (далее также - организации) обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения определенных действий.
Задачами исполнительного производства являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций, а также в целях обеспечения исполнения обязательств по международным договорам Российской Федерации (ст. 2 Закона).
Согласно ст. 5 указанного Федерального закона, принудительное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы.
Непосредственное осуществление функций по принудительному исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц возлагается на судебных приставов-исполнителей структурных подразделений Федеральной службы судебных приставов и судебных приставов-исполнителей структурных подразделений территориальных органов Федеральной службы судебных приставов (далее - подразделения судебных приставов).
В соответствии со ст. 6 указанного Федерального закона, законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории Российской Федерации. В случае невыполнения законных требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом. Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 11 ст. 30 указанного Федерального закона, если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 настоящего Федерального закона.
В соответствии со ст. 112 указанного Федерального закона, исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора утверждается старшим судебным приставом.
В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя устанавливается в размере пяти тысяч рублей, с должника-организации - пятидесяти тысяч рублей.
Должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Исходя из содержания ст. ст. 1, 12, 13 Федерального закона от 21.07.1997 №118-ФЗ «О судебных приставах» на судебных приставов возлагаются задачи в частности по осуществлению принудительного исполнения судебных актов, а также предусмотренных Федеральным законом от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» актов других органов и должностных лиц.
В процессе принудительного исполнения судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве, судебный пристав-исполнитель: принимает меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов; рассматривает заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносит соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования; совершать иные действия, предусмотренные Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Судебный пристав обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
В судебном заседании установлено, что в ОСП по Центральному району г.Хабаровска на исполнении находится исполнительный лист № 2-6395/2015 от 04.09.2015, выданный Центральным районным судом г. Хабаровска, которым на Администрацию г. Хабаровска возложена обязанность в двухмесячный срок со дня вступления решения суда в законную силу установить соответствующим решением сроки отселения граждан, проживающих в доме № 11 по ул. Серова и предоставить копию указанного решения в управление государственного жилищного надзора главного контрольного управления Правительства Хабаровского края.
05.07.2016 на основании исполнительного листа судебным приставом-исполнителем ОСП по Центральному району г. Хабаровска ФИО2 возбуждено исполнительное производство, копия постановления о возбуждении исполнительного производства вручена должнику – Администрации г. Хабаровска.
Указанным постановлением судебным приставом-исполнителем должнику установлен 5-дневный срок с момента получения постановления для добровольного исполнения требований, содержащихся в исполнительном документе.
В указанный срок сведения об исполнении требований, содержащихся в исполнительном документе, судебному приставу-исполнителю от должника не поступили. Сведения о невозможности исполнения данных требований с указанием этих причин либо сведения об исполнении требований в адрес судебного пристава-исполнителя также не поступали. Решение суда не исполнено.
В соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» 15.08.2016 судебным приставом-исполнителем в отношении должника Администрации г. Хабаровска вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора в сумме 50 000 рублей.
Учитывая вышеизложенное суд находит постановление судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району г. Хабаровска ФИО2 о взыскании исполнительского сбора законным и обоснованным.
Судебный пристав-исполнитель действовал в рамках Федерального закона «Об исполнительном производстве», Федерального закона «О судебных приставов», нарушений требований закона в действия судебного пристава-исполнителя не установлено. Действиями судебного пристава-исполнителя не были нарушены права, свободы и законные интересы административного истца.
Заявленные доводы административного истца, на основании которых просит признать оспариваемое постановление незаконным, суд находит несостоятельными, необоснованными и подлежащими отклонению, указанные в иске обстоятельства, не являются основанием для признания постановления судебного пристава о взыскании исполнительского сбора незаконным.
Вместе с тем, в соответствии с ч. 7 ст. 112 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 настоящей статьи. При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 75 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.11.20151 № 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства», при применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве и решении вопроса об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора, судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ). Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения, содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа, само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.
В соответствии с п. 1 ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
По смыслу приведенных норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
В судебном заседании судом установлено, что в данном случае виновное противоправное бездействие должника в неисполнении решений суда отсутствует.
Как следует из материалов дела постановление о возбуждении исполнительного производства, взыскателем по которому является Главное Контрольное Управление Правительства Хабаровского края, должником - администрация города Хабаровска, вынесено 05.07.2016, администрацией города Хабаровска получено 06.07.2016, 15.08.2016 вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора. В установленный постановлением о возбуждении исполнительного производства срок (5 дней) исполнения решения суда, администрация города Хабаровска по объективным причинам не имела возможность его исполнить. В настоящее время администрацией города Хабаровска вынесено постановление о проведении капитального ремонта дома № 11 по ул. Серова и предоставлении жилых помещений на время проведения капитального ремонта, согласно которому установлен срок для заключения с гражданами, подлежащими выселению, договоры найма жилого помещения на время проведения капитального ремонта.
Таким образом, заявленные административные исковые требования в части освобождения администрации города Хабаровск от взыскания исполнительского сбора в рамках исполнительного производства № 29140/16/27001-ИП, возбужденного в пользу взыскателя Главное Контрольное Управление Правительства Хабаровского края, подлежат удовлетворению.
Разрешая заявленное административным истцом требование о приостановлении исполнительного производства, суд не находит его подлежащим удовлетворению.
Согласно ч. 1 ст. 359 КАС РФ, суд по заявлению взыскателя, должника, судебного пристава-исполнителя может приостановить или прекратить исполнительное производство, возбужденное судебным приставом-исполнителем, в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 39 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», исполнительное производство подлежит приостановлению судом полностью или частично в случае оспаривания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
В силу ч. 8 ст. 112 указанного Федерального закона в случае принятия судом к рассмотрению указанных в части 6 настоящей статьи заявления или иска взыскание исполнительского сбора приостанавливается до вынесения судом решения. Решение суда о полном или частичном их удовлетворении обращается к немедленному исполнению.
Таким образом, в случае оспаривания постановления о взыскании исполнительского сбора приостановлению подлежит исполнительное производство в части взыскания с должника исполнительского сбора.
Поскольку суд пришел к выводу о наличии оснований для освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора, в связи с чем оснований для приостановления исполнительного производства не имеется.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
заявленные требования Администрации города Хабаровска к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Хабаровскому краю, судебному приставу-исполнителю ОСП по Центральному району г. Хабаровска ФИО2, о признании незаконным постановление о возбуждении исполнительского сбора, об освобождении от исполнительского сбора, удовлетворить частично.
Освободить Администрацию города Хабаровска от исполнительского сбора в размере <данные изъяты> рублей, взысканного постановлением судебного пристава-исполнителя ОСП по Центральному району г. Хабаровска ФИО2 от 15.08.2016.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Хабаровска.
Мотивированное решение составлено 19.09.2016.
Судья О.В. Шевцова