<данные изъяты>
УИД <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 июня 2021 года г.Курск
Курский районный суд Курской области в составе:
председательствующего судьи Иноземцева О.В.,
при секретаре Суминой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Управлению Росреестра по Курской области, в лице межмуниципального отдела по Курскому, Октябрьскому и Фатежскому районам Управления Росреестра по Курской области о признании незаконным решение, обязании осуществить постановку на кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности квартиры,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратилась в суд с административным исковым заявлением к Управлению Росреестра по Курской области, в лице межмуниципального отдела по Курскому, Октябрьскому и Фатежскому районам Управления Росреестра по Курской области, в котором просит признать незаконным решение от <данные изъяты> года №<данные изъяты> управления Росреестра по Курской области, в лице межмуниципального отдела по Курскому, Октябрьскому и Фатежскому районам управления Росреестра по Курской области, об отказе в постановке на кадастровый учет и государственной регистрации права на двухкомнатную квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: Курская область, Курский район, <данные изъяты> за ней (ФИО1); обязать управление Росреестра по Курской области, в лице межмуниципального отдела по Курскому, Октябрьскому и Фатежскому районам управления Росреестра по Курской области, осуществить постановку на кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности за ней на двухкомнатную квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: Курская область, Курский район, <данные изъяты>, в течение месяца со дня вступления решения в законную силу, мотивируя тем, что <данные изъяты> года решением Курского районного суда Курской области за ней признано право бственности на двухкомнатную квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: Курская область, Курский район, <данные изъяты> Согласно уведомлений из ЕГРН признанная за ней квартира не поставлена на кадастровый учет. <данные изъяты> года она обратилась к кадастровому инженеру ФИО2 с просьбой изготовить технический план квартиры со всеми измерениями для дальнейшей постановки квартиры на кадастровый учет. После получения технического плана она через МФЦ обратилась в межмуниципальный отдел по Курскому, Октябрьскому и Фатежскому районам Управления Росреестра по Курской области с одновременным заявлением о постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности на двухкомнатную квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: Курская область, Курский район, <данные изъяты> года из межмуниципального отдела по Курскому, Октябрьскому и Фатежскому районам Управления Росреестра по Курской области получено решение от <данные изъяты> об отказе в постановке на кадастровый учет и регистрации права собственности. Ознакомившись с настоящим решением, считает, что оно вынесено незаконно и необоснованно.
Административный истец ФИО1, будучи надлежащим образом извещена о дне, месте и времени рассмотрения дела в судебное заседание не явилась, о причинах неявки суд в известность не поставила, реализовал свое право на участие в рассмотрении дела через представителя.
Представитель административного истца ФИО1, действующий на основании доверенности ФИО3 в судебном заседании административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в иске, просил их удовлетворить в полном объеме.
Представитель административного ответчика Управлению Росреестра по Курской области, в лице межмуниципального отдела по Курскому, Октябрьскому и Фатежскому районам Управления Росреестра по Курской области, действующая на основании доверенности ФИО4 в судебном заседании считая, что заявленные требования не подлежат удовлетворению, просила в удовлетворении административного искового заявления отказать. Пояснила, что в представленном техническом плане от <данные изъяты> года, подготовленном в результате выполнения кадастровых работ в связи с созданием помещения, квартиры, расположенной по адресу: Российская Федерация, Курская область, Курский район, Клюквинский сельсовет, <данные изъяты> отсутствуют сведения о кадастровом номере здания, в пределах которого расположено помещение. Имеется лишь указание на расположение помещения в пределах кадастрового квартала <данные изъяты>. Согласно заключению кадастрового инженера предоставленный технический план подготовлен в электронном виде с использованием 3-й версии XML-схемы, утвержденной Приказом №<данные изъяты> "Об организации работ по размещению на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" XML-схем, необходимых для представления в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых для кадастрового учета документов, в виде технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения в форме электронных документов", в связи тем, что в техническом плане не представляется возможным указать кадастровый номер здания, в котором расположено помещение, поскольку в ЕГРН отсутствуют сведения о данном объекте недвижимости. Технический план должен быть подготовлен в электронном виде с использованием XML-схемы в версии 06 (далее - XML-схема) в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от <данные изъяты> года <данные изъяты> "О размещении на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра н картографии в информанионно-телекоммуникационнон сети "Интернет" XML-схемы, используемой для формирования XML-документа - технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, машино-места, единого недвижимого комплекса в форме электронного документа, и особенности ее применения" (далее - Приказ №<данные изъяты>). Таким образом, технический план в отношении спорного помещения не держит необходимых сведений для государственного учета объекта и регистрации права собственности, что препятствует осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации помещения (квартира) в силу п.7 ч.2 ст.26 Закона №218. Наличие судебного акта, которым за ФИО1 признано право собственности в порядке приватизации на вышеуказанную квартиру, не исключает обязанности заявителя указать в техническом плане кадастровый номер здания, в котором расположено помещение, в целях государственного учета объекта и регистрации плава собственности на него. Решение о государственном кадастровом учете и государственной регистрации права, приостановление государственного кадастрового учета и государственной регистрации или об отказе в государственном кадастровом учете и государственной регистрации права на объекты недвижимого имущества принимается в каждом конкретном случае государственным регистратором самостоятельно по результатам правовой экспертизы представленных на государственную регистрацию документов. Таким образом, осуществление государственного кадастрового учета и государственной регистрации права иных жилых помещений не может являться доказательством незаконности действий регистрирующего органа в спорной ситуации. При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения требований о признании незаконным решения об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права в отношении квартиры <данные изъяты>, расположенной по адресу: Курская область, Курский pайон, Клюквинский сельсовет, <данные изъяты> на основании представленных документов, не имеется.
Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, проверив и исследовав материалы дела, приходит к следующему:
Согласно пунктам 1 и 3 части 9 статьи 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, если иное не предусмотрено названным Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца, соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих в том числе основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами, а также соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу положений части 7 статьи 1 Закона N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" (далее-Закон N218-ФЗ) государственный кадастровый учет недвижимого имущества представляет собой внесение в Единый государственный реестр недвижимости (далее-ЕГРН) сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которыепрочно связаны с землей, то есть, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуальноопределенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных названным Федеральным законом сведений об объектах недвижимости.
ЕГРН представляет собой свод достоверных систематизированных сведений в текстовой форме (семантические сведения) и графической форме (графические сведения) и состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости (пункт 1 части 2 статьи 7 Закона N218-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 8 Закона N218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" сведения о кадастровом номере здания, в пределах которого расположено помещение, являются основными сведениями об объекте недвижимости, которые вносятся в ЕГРН.
Согласно частям 1 и 2 статьи 14 Закона N218-ФЗ государственный кадастровый учет осуществляются на основании заявления и необходимых документов, в частности вступивших в законную силу судебных актов, а также технического плана или акта обследования, подготовленных в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке.
Исходя из положений ст.58 Федерального закона от 13.07.2015 года N218-ФЗ, права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Решение суда является одним из оснований для осуществления, в том числе, государственного кадастрового учета, однако в соответствии с пунктами 2 и 3 чисти 4 статьи 18 Закона N218-ФЗ к заявлению о государственном кадастровом учете и регистрации прав заявитель прилагает как документы, являющиеся основаниями для осуществления такого учета, гак и иные документы, предусмотренные названным Законом и принятыми в соответствии е ним иными нормативными правовыми актами.
Из материалов дела следует, что решением Курского районного суда Курской области от <данные изъяты> года, вступившим в законную силу <данные изъяты> года исковые требования ФИО1 к Департаменту имущественных отношений Министерства обороны РФ, Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, удовлетворены. Данным решением постановлено: «Признать за ФИО1 право собственности в порядке приватизации на квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенную по адресу: Курская область, Курский район, <данные изъяты>» (л.д.9-11).
Как следует из пояснений представителя административного истца ФИО1, действующего на основании доверенности ФИО3 в суде, в связи с тем, что в настоящее время в Едином государственном реестре недвижимости (далее-ЕГРН) отсутствуют сведения о вышеуказанной квартире, ФИО1 обратилась к кадастровому инженеру для изготовления технического плана. Кадастровым инженером ФИО2 был подготовлен технический план от <данные изъяты> года помещения, расположенного по адресу: Курская область, Курский район, <данные изъяты>. С целью постановки данной квартиры на кадастровый учет и одновременной регистрации права собственности на нее она обратилась с соответствующим заявлением в Управление Росреестра по Курской области. Уведомлением от <данные изъяты> года ей было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.
Технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в ЕГРН, и указаны сведения в частности, о здании, сооружении, помещении, необходимые для государственного кадастрового учета такого сооружения либо новые, необходимые для внесения в ЕГРН сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера (часть 1 статьи 24 Закона N218-ФЗ). В техническим плане указываются, в том числе новые, необходимые для внесения в ЕГРН сведения о сооружении, которому присвоен кадастровый номер, в случае выполнения кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган регистрации прав заявления о государственном кадастровом учете такого объекта недвижимости (пункт 3 части 2 статьи 24 Закона N218-ФЗ).
Согласно пункту 6 статьи 43 Приказа №953 в графе "3" раздела "Характеристики объекта недвижимости" указывается кадастровый номер здания или сооружения, в которых расположено помещение, машино-место, если объектом недвижимости является помещение, машино-место, либо кадастровый номер квартиры, в которой расположена комната (в квартире), если объемом недвижимости является комната (в квартире), а также кадастровый номер единого недвижимого комплекса или предприятия как имущественного комплекса, если объект недвижимости входит в состав единого недвижимого комплекса или предприятия как имущественного комплекса.
Из уведомления об отказе в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права от <данные изъяты> года №КУВД-001/2020-13000460<данные изъяты> следует, что ФИО1 было отказано в осуществлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации права, поскольку технический план (XML-документ) должен быть подготовлен с использованием XML-схемы в версии 06 (далее - XML-схема), размещенной на официальном сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в соответствии с Приказом Минэкономразвития России от 25.04.2019 года №<данные изъяты> "О размещении на сайте Федеральной службы государственной регистрации, кадастра н картографии в информанионно-телекоммуникационнон сети "Интернет" XML-схемы, используемой для формирования XML-документа - технического плана здания, сооружения, объекта незавершенного строительства, помещения, машино-места, единого недвижимого комплекса в форме электронного документа, и особенности ее применения" (далее - Приказ №<данные изъяты>). На территории Курской области начата эксплуатация федеральной государственной информационной системы ведения Единого государственного реестра недвижимости (далее - ФГИС ЕГРН). Тогда как представленный технический план подготовлен в электронном виде с использованием 3-й версии XML-схемы, утвержденной Приказом №<данные изъяты>.
Таким образом, технический план в отношении спорного помещения не содержит необходимых сведений для государственного учета объекта и регистрации права собственности, что препятствует осуществлению государственного кадастрового учета и государственной регистрации помещения (квартира) в силу пункта 7 части 2 статьи 26 Закона №218-ФЗ.
Государственный кадастровый учет приостанавливается по основаниям, перечисленным в части 1 статьи 26 Закона N218-ФЗ. Если причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учета, названные в статье 26 указанного Федерального закона в течение срока приостановления, не устранены, то в осуществлении государственного кадастрового учета отказывается по решению государственного регистратора прав (статья 27 Закона N218-ФЗ).
В данном случае основанием для отказа в государственной регистрации послужили положения пункта 6 статьи 43 Приказа №953.
В соответствии с положением части 4 статьи 40 Закона №218-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета многоквартирного дома одновременно осуществляется государственный кадастровый учет всех расположенных в нем жилых и нежилых помещений, в том числе составляющих общее имущество в таком многоквартирном доме, а также расположенных в таком многоквартирном доме машино-мест.
Возможность постановки на государственный кадастровый учет и государственной регистрации прав на квартиру в многоквартирном доме при отсутствии в Едином государственном реестре недвижимости сведений о таком многоквартирном доме (здании, как объекте государственного кадастрового учета) Закон №218-ФЗ, в отличие от Федерального закона от 24.07.2007 года N221-03 "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 01.01.2017 года), не предусматривает.
Данная правовая позиция сформулировано по поручению Минэкономразвития России в письме Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии от <данные изъяты>.
Произведенные Управлением Росреестра по Курской области действия по постановке на государственный кадастровый учет и государственную регистрацию иных жилых помещений в многоквартирном доме №<данные изъяты>, по адресу: Курская область, Курский район, <данные изъяты> не свидетельствуют о незаконности решения органа регистрации права.
Кроме того, из решения Курского районного суда Курской области от <данные изъяты> года усматривается, что данный многоквартирный жилой дом является государственной собственностью, находится на учете ФГУ «Центральное территориальное управление имущественных отношений» МО РФ (л.д.9-11).
Соответственно нельзя сделать вывод о наличии объективных препятствий в постановке на кадастровый учет многоквартирного жилого дома №<данные изъяты> по ул.<данные изъяты> сельсовет.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 5 июля 2001 года N154-0 указал, что государственная регистрация - как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, - призвана лишь удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Тем самым государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность.
Оценивая довод административного ответчика о пропуске срока для оспаривания решения от 09.12.2020 года суд исходит из того, что срок обращения с данным административным исковым заявлением, предусмотренный частью 1 статьи 219 КАС РФ административным истцом соблюден. Доказательств пропуска срока, предусмотренного ст.219 КАС РФ административным ответчиком не представлено. Как указано представителем административного истца ФИО1, действующим на основании доверенности ФИО3 административный иск ошибочно был направлен в Ленинский районный суд г.Курска, по месту нахождения органа, чьё решение обжалуется.
Из представленных материалов дела следует, что за защитой нарушенного права ФИО1 обратилась в Ленинский районный суд г.Курска <данные изъяты> года, сразу после получения решения Росреестра от <данные изъяты> года, что подтверждается определением о возвращении административного искового заявления Ленинского районного суда г.Курска от <данные изъяты> года, которое она получила <данные изъяты> года, что подтверждается почтовым отчетом (л.д.38).
Исходя из установленных судом обстоятельств, в совокупности с представленными доказательствами, суд приходит к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявленных ФИО1 требований не усматривает и считает необходимым в их удовлетворении отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180, 227 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления ФИО1 к Управлению Росреестра по Курской области, в лице межмуниципального отдела по Курскому, Октябрьскому и Фатежскому районам Управления Росреестра по Курской области о признании незаконным решение, обязании осуществить постановку на кадастровый учет и государственную регистрацию права собственности квартиры, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Курский районный суд Курской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, которое будет принято <данные изъяты> года.
Судья: О.В. Иноземцев