ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-700/2022 от 08.07.2022 Нижнеудинского городского суда (Иркутская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г. Нижнеудинск08 июля 2022г.

Нижнеудинский городской суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Китюх В.В. при секретаре Людвиг О.В. с участием представителя административного истца ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-700-2022 по административному иску главы Нижнеудинского муниципального образования ФИО2 к Думе Нижнеудинского муниципального образования о признании незаконным решения о признании неудовлетворительной работы главы Нижнеудинского муниципального образования по результатам деятельности дата обезличена.,

У С Т А Н О В И Л:

Глава Нижнеудинского муниципального образования ФИО2 обратился в суд с административным иском к Думе Нижнеудинского муниципального образования о признании незаконным и не действующим в полном объёме со дня принятия решения о признании неудовлетворительной работы главы Нижнеудинского муниципального образования по результатам деятельности дата обезличена указав, что решением Думы Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличена. номер обезличен его работа в дата обезличена. признана неудовлетворительной. Просит отменить решение Думы в связи с нарушением установленного порядка его принятия, заключающегося в том, что дата обезличена. после заслушивании его отчёта 9 из 15 присутствовавших на заседании Думы депутатов проголосовали против удовлетворительной оценки отчёта, а 6 депутатов – за удовлетворительную оценку. Поскольку проголосовавшие за неудовлетворительную оценку 9 депутатов Думы составили меньшинство от 19 избранных в Думу депутатов, и их голосов оказалось недостаточно для принятия решения, в соответствии с п.4.8 утверждённого Думой порядка представления ежегодного отчёта главы о результатах своей деятельности и рассмотрения данного отчёта Думой вопрос был вынесен на повторное голосование, состоявшееся дата обезличена. Вопреки положениям п.4.8, согласно которым на повторное голосование выносится вопрос, набравший относительное большинство голосов, но которого недостаточно для принятия решения по вопросу, то этот вопрос выносится на повторное голосование, во время повторного голосования председателем Думы был поставлен на голосование вопрос о признании работы главы удовлетворительной, который на первом голосовании набрал меньшинство голосов, и присутствовавшие на повторном голосовании 11 из 19 избранных в Думу депутатов единогласно проголосовали против признания деятельности главы удовлетворительной, в то время как набравший относительное большинство голосов на заседании Думы дата обезличена недостаточных для принятия решения вопрос о признании работы главы неудовлетворительной не был поставлен на голосование. Вместо постановки на голосование данного вопроса работа главы автоматически была признана неудовлетворительной. Просит признать вышеуказанное решение Думы Нижнеудинского муниципального образования незаконным и не действующим в полном объёме со дня принятия.

Глава Нижнеудинского муниципального образования ФИО2, надлежащим образом извещённый о дате и месте рассмотрения административного дела, в судебное заседание не явился, о причине неявки не сообщил, о рассмотрении дела в его отсутствие не просил, направив в судебное заседание своего представителя ФИО1, а представитель административного ответчика Думы Нижнеудинского муниципального образования ФИО3 просил о рассмотрении дела в его отсутствие, в письменных возражениях против иска просил отказать в его удовлетворении в связи с соблюдением Думой Нижнеудинского муниципального образования установленного порядка заслушивания отчёта главы Нижнеудинского муниципального образования.

Поскольку неявка сторон не препятствует рассмотрению дела, в соответствии со ст.150 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

В судебном заседании представитель административного истцаФИО1 заявила, что на иске в части признания вышеуказанного решения Думы не действующим со дня принятия истец не настаивает, а просит признать незаконным решение Думы о неудовлетворительной оценке его работы в дата обезличена от дата обезличенаномер обезличен.

На удовлетворении уточнённого иска настаивала, указав на нарушение установленного Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Уставом Нижнеудинского муниципального образования, регламентом Думы Нижнеудинского муниципального образования утверждённого Думой порядка представления ежегодного отчёта главы о результатах своей деятельности и рассмотрения данного отчёта Думой.

Изучив изложенные в исковом заявлении доводы главы Нижнеудинского муниципального образования ФИО2, а в письменных возражениях против иска – доводы административного ответчика, просившего отказать в удовлетворении иска в связи с соблюдением установленной процедуры голосования, выслушав представителя главы Нижнеудинского муниципального образования ФИО2 ФИО1 в судебном заседании, исследовав материалы дела, суд находит иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.12 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно.

Согласно ч.11.1 ст.35 Федерального закона от дата обезличенаномер обезличен-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Федеральный закон №131-ФЗ) представительный орган муниципального образования заслушивает ежегодные отчёты главы муниципального образования, главы местной администрации о результатах их деятельности, деятельности местной администрации и иных подведомственных главе муниципального образования органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

В соответствии с ч.ч.1, 5, 5.1 ст.36 Федерального закона №номер обезличен-ФЗ глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии со ст.36 Федерального закона №номер обезличен-ФЗ собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Глава муниципального образования подконтролен и подотчётен населению и представительному органу муниципального образования, представляет представительному органу муниципального образования ежегодные отчёты о результатах своей деятельности, а в случае, если глава муниципального образования возглавляет местную администрацию, о результатах деятельности местной администрации и иных подведомственных ему органов местного самоуправления, в том числе о решении вопросов, поставленных представительным органом муниципального образования.

Из названных норм следует, что суд не вправе оценивать деятельность главы муниципального образования и администрации муниципального образования, поскольку это является исключительной компетенцией представительного органа местного самоуправления.

Согласно п.2 ч.1 ст.21 Устава Нижнеудинского муниципального образования в Нижнеудинском муниципальном образовании постоянно действующим представительным органом муниципального образования является Дума Нижнеудинского муниципального образования, именуемая как Дума городского поселения, к полномочиям которой в числе прочих, как указано в подп. «д» п.4 ч.2 ст.31 Устава Нижнеудинского муниципального образования, относится рассмотрение ежегодного отчёта главы Нижнеудинского муниципального образования, именуемого в Уставе главой городского поселения, о социально-экономическом положении муниципального образования.

Согласно ч.1 ст.22 Устава Нижнеудинского муниципального образования (Устав) глава городского поселения является высшим должностным лицом муниципального образования, возглавляет на постоянной основе деятельность по осуществлению местного самоуправления на территории муниципального образования, осуществляет представительные и иные функции в соответствии с законодательством и Уставом.

Согласно ч.4 ст.22 Устава глава городского поселения не позднее, чем через четыре месяца после окончания соответствующего календарного года отчитывается переда населением Нижнеудинского муниципального образования с отражением итогов деятельности органов местного самоуправления муниципального образования за соответствующий календарный год; перспективных планов социально-экономического развития муниципального образования на очередной календарный год; информации об обеспечении органами местного самоуправления муниципального образования прав жителей муниципального образования в сфере занятости, образования, культуры, здравоохранения и иных по усмотрению главы городского поселения.

В силу ст.2 Федерального закона №номер обезличен-ФЗ органами местного самоуправления являются избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделённые собственными полномочиями по решению вопросов местного значения;

Согласно ч.ч.1 и 1.1 ст.35 Федерального закона №номер обезличен-ФЗ представительный орган муниципального образования может осуществлять свои полномочия в случае избрания не менее двух третей от установленной численности депутатов. Правомочность заседания представительного органа муниципального образования определяется Уставом муниципального образования. Заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нём присутствует менее 50 процентов от числа избранных депутатов.

Представительный орган муниципального образования, будучи коллегиальным органом, осуществляет свои полномочия после формирования правомочного состава его депутатов путём принятия на заседаниях правовых актов, других решений посредством голосования за них депутатов в установленном порядке, в том числе по вопросам исключительного ведения.

Согласно ч.3 ст.43 Федерального закона №номер обезличен-ФЗ решения представительного органа муниципального образования, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, принимаются большинством голосов от установленной численности депутатов представительного органа муниципального образования, если иное не установлено данным Федеральным законом.

В силу положений ст.43 Федерального закона №номер обезличен-ФЗ с систему муниципальных правовых актов входят устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан); нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования; правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования. Наименование и виды принимаемых органами местного самоуправления правовых актов определяются уставом муниципального образования. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления входят в совокупность правовых актов органов местного самоуправления.

Согласно ч.5 ст.32 Устава Нижнеудинского муниципального образования, ч.2 ст.39 регламента Думы в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, заседание Думы городского поселения правомочно, если на нём присутствует не менее % от числа избранных депутатов, а согласно ч.2 ст.2 регламента Думы Нижнеудинского муниципального образования решения Думы принимаются большинством голосов депутатов, избранных в Думу, за исключением случае, предусмотренных законодательством и Уставом.

В силу ч.4 ст.45 регламента Думы при голосовании депутат может проголосовать за внесённое предложение, против него или воздержаться от выражения позиции по вопросу.

Решением Думы Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличенаномер обезличен утверждён порядок представления ежегодного отчёта главы Нижнеудинского муниципального образования о результатах своей деятельности и рассмотрения данного отчёта Думой Нижнеудинского муниципального образования (порядок).

Согласно п.4.2 порядка по результатам заслушивания отчёта главы Дума принимает решение, в котором даёт одну из двух оценок деятельности главы муниципального образования: удовлетворительную или неудовлетворительную.

Пунктом 4.3 порядка предусмотрено принятие решения Думой большинством голосов от присутствующих на заседании депутатов Думы.

В соответствии с п.4.4 порядка голосование депутатов предполагает три варианта ответа: за, против и воздержался.

В силу п.4.5 порядка Дума принимает решение об оценке деятельности главы открытым голосованием.

Согласно п.4.6 порядка на голосование выносится два вопроса: об удовлетворительной и неудовлетворительной оценке деятельности главы.

В силу п.4.7 порядка председатель Думы выносит на голосование вопрос об удовлетворительной оценке, и после голосования по этому вопросу на голосование выносится вопрос о неудовлетворительной оценке деятельности главы.

Согласно п.4.8 порядка если один или каждый из вопросов набрал относительное большинство голосов депутатов, которого недостаточно для принятия решения по вопросу? то вопрос выносится на повторное голосование.

Под относительным большинством голосов понимается такой результат голосования, при котором по какому-либо из вопросов, указанных в п.4.6 порядка, за проголосовало большее количество депутатов, чем против, но количества голосов за недостаточно для принятия данного вопроса в соответствии с п.4.3 порядка.

Положения п.4.3 порядка, предусматривающего принятие решения Думой большинством голосов от присутствующих на заседании депутатов Думы, противоречат ч.1.1 ст.35 Федерального закона №номер обезличен-ФЗ, согласно которой правомочность заседания представительного органа муниципального образования определяется Уставом муниципального образования, заседание представительного органа муниципального образования не может считаться правомочным, если на нём присутствует менее процентов от числа избранных депутатов; ч.5 ст.32 Устава Нижнеудинского муниципального образования и ч.2 ст.39 регламента Думы в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, согласно которым заседание Думы городского поселения правомочно, если на нём присутствует не менее % от числа избранных депутатов.

Поскольку Устав Нижнеудинского муниципального образования является правовым актом, имеющим большую юридическую силу, суд считает, что согласно абз.3 п.4.8 порядка под относительным большинством голосов понимается такой результат голосования, при котором по какому-либо из вопросов, указанных в п.4.6 порядка, за проголосовало большее количество депутатов, чем против, но количества голосов за недостаточно для принятия данного вопроса в соответствии с ч.5 ст.32 Устава Нижнеудинского муниципального образования и ч.2 ст.39 регламента Думы в редакции, действовавшей в период возникновения спорных правоотношений, то есть достаточным для принятия вопроса по результату голосования является количество голосов, превышающее % от числа избранных депутатов в Думу депутатов, а не от числа присутствовавших на заседании Думы депутатов.

Как видно из протокола заседания Думы от дата обезличена на заседании заслушан отчёт главы Нижнеудинского муниципального образования ФИО2 за дата обезличена.

После заслушивания отчёта председатель Думы внёс на голосование присутствовавших на заседании Думы 15 из 19 избранных депутатов вопрос о признании удовлетворительной деятельности главы в дата обезличена., и за удовлетворительную оценку проголосовало 6 депутатов, против удовлетворительной оценки – 9 депутатов при отсутствии воздержавшихся от выражения своего мнения.

После этого на голосование был внесён вопрос о неудовлетворительной оценке работы главы, и 9 депутатов проголосовали «за», 6 – «против» при отсутствии воздержавшихся.

В итоге за признание работы главы неудовлетворительной проголосовало относительное большинство депутатов, однако этого большинства голосов не хватило для принятия решения о признании работы неудовлетворительной, поскольку для принятия решения необходимо было более половины голосов от количества избранных в Думу депутатов, то есть не менее 10 голосов.

Поскольку данное требование дата обезличена. не было соблюдено, в соответствии с п.4.8 порядка вопрос о признании работы главы неудовлетворительной был вынесен на повторное голосование, которое и состоялось дата обезличена

На заседании Думы дата обезличена. присутствовало 11 из 19 избранных в Думу депутатов, то есть большинство.

В соответствии с положениями п.4.8 порядка председатель Думы внёс на голосование вопрос о признании работы главы удовлетворительной, и 11 депутатов единогласно проголосовали против признания работы главы удовлетворительной, после чего председатель Думы огласил решение Думы о признании работы главы неудовлетворительной со ссылкой на п.4.10 порядка, согласно которому если на повторное голосование Думы был вынесен вопрос о признании работы главы удовлетворительной и за данный вопрос проголосовало менее половины от присутствовавших депутатов Думы, то Думой принимается решение о постановке деятельности главы с оценкой неудовлетворительно.

В данном случае суд также принимает во внимание, что Устав Нижнеудинского муниципального образования является правовым актом, имеющим большую юридическую силу, и считает, что в соответствии с положениями ч.5 ст.32 Устава Нижнеудинского муниципального образования и ч.2 ст.39 регламента Думы п.4.10 порядка предусматривает, что если на повторное голосование Думы был вынесен вопрос о признании работы главы удовлетворительной и за данный вопрос проголосовало менее половины от избранных в Думу депутатов, то Думой принимается решение о постановке деятельности главы с оценкой неудовлетворительно.

Об этом высказала своё мнение представитель административного истца ФИО1, пояснившая, что правовой акт о внесении соответствующих изменений в п.4.10 порядка принят не был, но в данном случае применению подлежат положения Устава Нижнеудинского муниципального образования как акта, имеющего большую юридическую силу по сравнению с порядком.

Доводы представителя административного истца о нарушении Думой порядка голосования, выразившегося в том, что вопреки требованиям п.4.8 порядка на повторное голосование был вынесен вопрос об удовлетворительной оценке работы главы, хотя данная оценка при первом голосовании набрала меньшинство голосов, поэтому повторное голосование необходимо было начать с внесения на голосование неудовлетворительной оценки работы главы, судом не принимаются, поскольку, как следует из смысла п.4.8 порядка, он указывает на необходимость проведения повторного голосования при отсутствии достаточного для принятия окончательного решения большинства голосов от числа избранных в Думу депутатов, однако не содержит запрета на внесение первым на голосование вопроса об удовлетворительной оценке работы главы.

Внеся на повторном голосовании первым вопрос об удовлетворительной оценке работы главы, председатель Думы действовал в соответствии с положениями п.4.6, согласно которым на голосование депутатов Думы вносится два вопроса: об удовлетворительной оценке работы главы и о неудовлетворительной оценке, и п.4.7, согласно которому после голосования об удовлетворительной оценке вносится на голосование вопрос о неудовлетворительной оценке работы главы.

Вопрос о повторном голосовании порядком детально и строго не регламентирован, поэтому внесение на повторное голосование первым вопроса об удовлетворительной оценке работы главы не противоречит п.4.6 порядка, а когда 11 депутатов, составляющие большинство от числа избранных в Думу депутатов, единогласно проголосовали против удовлетворительной оценки работы главы, председатель Думы в соответствии с положениями п.4.10 порядка, позволяющего принять решение о неудовлетворительной оценке работы главы в случае, если за удовлетворительную оценку проголосовало менее половины от присутствующих депутатов, вопрос о неудовлетворительной оценке работы главы на голосование не вносил, приняв во внимание единогласное голосование депутатов против признания работы главы удовлетворительной и сославшись на п.4.10 порядка.

Таким образом, порядок голосования за оценку работы главы был соблюдён, поэтому оснований для удовлетворения административного иска не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении административного иска главы Нижнеудинского муниципального образования ФИО2 к Думе Нижнеудинского муниципального образования о признании незаконным решения Думы Нижнеудинского муниципального образования от дата обезличенаномер обезличен «Об отчёте главы Нижнеудинского муниципального образования», абз.12, 13 п.1 протокола заседания Думы Нижнеудинского муниципального образования IV созыва номер обезличен о признании неудовлетворительной работы главы Нижнеудинского муниципального образования по результатам деятельности дата обезличена. отказать.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Иркутского областного суда путём подачи апелляционной жалобы через Нижнеудинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Решение в окончательной форме принято дата обезличена

Председательствующий судья Китюх В.В.