ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-700/2022 от 20.07.2022 Марксовского городского суда (Саратовская область)

Дело № 2а-700/2022

64RS0022-01-2022-001227-53

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 июля 2022 года г. Маркс

Марксовский городской суд Саратовской области в составе

председательствующего судьи Фроловой Н.П.,

при секретаре судебного заседания Романченко С.В.,

с участием помощника Марксовского межрайонного прокурора Прокофьева А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Марксовского межрайонного прокурора Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Липовского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия органа муниципальной власти, возложении обязанности разработать проект организации дорожного движения для автомобильных дорог,

установил:

Марксовский межрайонный прокурор Саратовской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным иском к администрации Липовского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области о признании незаконным бездействия органа муниципальной власти, возложении обязанности разработать проект организации дорожного движения для автомобильных дорог.

В обоснование административного иска, указывает, что Межрайонной прокуратурой на основании задания Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 17.01.2022 № 74/2-49-2022 «О проведении проверки исполнения законодательства при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог», а также указания Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 19.03.2020 № 175/7 «Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения» проведена проверка по вопросу обеспечения безопасности дорожного движения. В ходе проведенной проверки установлено, что на территории Липовского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области расположены автомобильные дороги местного значения и их участки. Вместе с тем администрацией Липовского муниципального образования Марксовского муниципального района положения Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в полной мере не соблюдаются, проекты организации дорожного движения для автомобильных дорог местного значения и их участков, расположенных в границах муниципального образования не разработаны и не утверждены, сбор, обработка, накопление и анализ данных об основных параметрах дорожного движения на территории муниципального образования не осуществляется. По данному факту межрайонной прокуратурой ранее главе Липовского муниципального образования Марксовского муниципального района вносилось представление, по результатам рассмотрения, которого выявленные нарушения не устранены. Истец полагает, что бездействие администрации Липовского муниципального образования Марксовского муниципального района нарушает права неопределенного круга лиц, поскольку оно не может отвечать задачам, определенным Федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», направленным на охрану жизни, здоровья и имущества граждан, защиту их прав и законных интересов, а также защиту интересов общества путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Просит суд признать незаконным бездействие администрации Липовского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области, выразившееся в отсутствии разработки проекта организации дорожного движения для автомобильных дорог местного значения и их участков, расположенных в границах с. Липовка Марксовского муниципального района и возложить обязанность по разработке проекта организации дорожного движения для автомобильных дорог местного значения и их участков, расположенных в границах с. Липовка Марксовского муниципального района следующие автомобильные дороги: ул.Рабочая (код и идентификационный номер 63 226 845 001 ОП МП 63Н-001), ул.Мелиораторов (код и идентификационный номер 63 226 845 001 ОП МП 63Н-003), ул.Интернациональная (код и идентификационный номер 63 226 845 001 ОП МП 63Н-004), ул.Степная (код и идентификационный номер 63 226 845 001 ОП МП 63Н-005), ул.Советская (код и идентификационный номер 63 226 845 001 ОП МП 63Н-006), ул.Октябрьская (код и идентификационный номер 63 226 845 001 ОП МП 63Н-007), ул.Набережная (код и идентификационный номер 63 226 845 001 ОП МП 63Н-009), ул.Заречная (код и идентификационный номер 63 226 845 001 ОП МП 63Н-010), ул.Интернациональная в старом поселке (код и идентификационный номер 63 226 845 001 ОП МП 63Н-011), от ул.Степная до ул.Рабочая (код и идентификационный номер 63 226 845 001 ОП МП 63Н-012), от ул.Рабочая до ул.Интернациональная (код и идентификационный номер 63 226 845 001 ОП МП 63Н-013), дорога до кладбища (код и идентификационный номер 63 226 845 001 ОП МП 63Н-014).

В судебном заседании помощник Марксовского межрайонного прокурора Прокофьев А.В. административный иск поддержал.

Представитель административного ответчика -администрации Липовского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области в судебное заседание не явился, был извещен надлежащим образом, о причине неявки не сообщил.

Учитывая положения статьи 150 КАС РФ, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя административного ответчика.

Выслушав представителя административного истца, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.

Разделом 2 Паспорта национального проекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги» утверждённого президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 24.12.2018 № 15 предусмотрено, что целью национального проекта является в том числе снижение количества мест концентрации дорожно-транспортных происшествий (аварийно-опасных участков) на дорожной сети.

Организация дорожного движения - деятельность по упорядочению движения транспортных средств и (или) пешеходов на дорогах, направленная на снижение потерь времени (задержек) при движении транспортных средств и (или) пешеходов, при условии обеспечения безопасности дорожного движения (пункт 5 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»(далее по тексту - Федеральный закон от 29.12.2017 № 443-ФЗ).

Мониторинг дорожного движения - сбор, обработка, накопление и анализ данных об основных параметрах дорожного движения (пункт 4 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ).

Частью 1 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских поселений в области организации дорожного движения отнесены: - организация и мониторинг дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; - ведение реестра парковок общего пользования на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; - установка, замена, демонтаж и содержание технических средств организации дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения; - осуществление иных полномочий, отнесенных настоящим Федеральным законом к полномочиям органов местного самоуправления.

Согласно части 2 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ полномочия в области организации дорожного движения, установленные пунктами 1 - 3 части 1 настоящей статьи, осуществляются органами местного самоуправления сельских поселений в случае закрепления законом субъекта Российской Федерации за сельскими поселениями вопросов осуществления деятельности в области организации дорожного движения в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов сельских поселений, а в случае отсутствия такого закрепления осуществляются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.

С 01 января 2022 года пунктом 10 статьи 1 Закона Саратовской области от 30.09.2014 №108-ЗСО «О вопросах местного значения сельских поселений Саратовской области» дополнительно к установленным частью 3 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» за сельскими поселениями закрепляется вопрос местного значения - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Липовское муниципальное образование Марксовского муниципального района наделено статусом сельского поселения. Аналогичные положения содержаться в Уставе Липовского муниципального образования. Исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления является администрация Липовского муниципального образования.

Таким образом, в рамках вышеуказанных положений законодательства на администрацию Липовского муниципального образования возложены обязанности по организации и мониторингу дорожного движения на автомобильных дорогах общего пользования местного значения.

В соответствии с пунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ документацией по организации дорожного движения признается документация, предусматривающая проведение мероприятий по организации дорожного движения и содержащая соответствующие инженерно-технические, технологические, конструктивные, экономические и иные решения (пункт 2 статьи 3 Федерального закона от 29.12.2017 №443-ФЗ).

В силу части 4 статьи 16 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ в состав документации по организации дорожного движения включаются комплексные схемы организации дорожного движения и (или) проекты организации дорожного движения.

Проекты организации дорожного движения разрабатываются в целях реализации комплексных схем организации дорожного движения и (или) корректировки отдельных их предложений либо в качестве самостоятельного документа без предварительной разработки комплексной схемы организации дорожного движения.

Проекты организации дорожного движения разрабатываются, в частности на период эксплуатации дорог или их участков.

Частью 3 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ установлено, что проекты организации дорожного движения на период эксплуатации дорог или их участков разрабатываются в целях определения постоянных схем движения транспортных средств и (или) пешеходов: 1) в отношении существующих, реконструируемых или строящихся дорог или их участков; 2) при строительстве или реконструкции объектов капитального строительства в отношении сети дорог и (или) их участков, прилегающих к указанным объектам капитального строительства; 3) в отношении сети дорог и (или) их участков на территории одного или территориях нескольких муниципальных образований либо их частей, имеющих общую границу, с общей численностью населения до десяти тысяч человек; 4) на территории одного или территориях нескольких муниципальных образований либо их частей, имеющих общую границу, по таким направлениям организации дорожного движения, как формирование сети дорог с односторонним движением, размещение парковок (парковочных мест), размещение информационно-указательных дорожных знаков индивидуального проектирования, организация движения маршрутных транспортных средств, в том числе организация выделенных полос, оптимизация режимов работы светофорных объектов, внедрение автоматизированных систем управления дорожным движением, иным направлениям организации дорожного движения.

Проекты организации дорожного движения, разрабатываемые для автомобильных дорог местного значения либо их участков, для иных автомобильных дорог либо их участков, расположенных в границах муниципального образования, утверждаются органами местного самоуправления или организациями, уполномоченными органами местного самоуправления в области организации дорожного движения (часть 9 статьи 18 Федерального закона от 29.12.2017 N 443-ФЗ).

В ходе проведенной Марксовской межрайонной прокуратурой проверки установлено, что на территории Липовского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области расположены автомобильные дороги местного значения и их участки. Вместе с тем администрацией Липовского муниципального образования Марксовского муниципального района вышеуказанные положения закона в полной мере не соблюдается, проекты организации дорожного движения для автомобильных дорог местного значения и их участков, расположенных в границах муниципального образования не разработаны и не утверждены, сбор, обработка, накопление и анализ данных об основных параметрах дорожного движения на территории муниципального образования не осуществляется.

По данному факту межрайонной прокуратурой главе Липовского муниципального образования Марксовского муниципального района вносилось представление, по результатам рассмотрения, которого выявленные нарушения не устранены.

С учетом изложенного, суд считает законными и подлежащими удовлетворению исковые требования прокурора, поскольку на момент рассмотрения административного дела судом, требования законодательства о безопасности дорожного движения не исполнены.

Ввиду того, что администрация Липовского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области является органом, осуществляющим публичные полномочия, суд, руководствуясь п. 1 ч. 3 ст. 227 КАС РФ, считает необходимым возложить на администрацию Липовского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области обязанность устранить допущенное нарушение прав неопределенного круга лиц в полном объеме.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-182 КАС РФ, суд

решил:

Признать незаконным бездействие администрации Липовского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области, выразившееся в отсутствии разработки проекта организации дорожного движения для автомобильных дорог местного значения и их участков, расположенных в границах с.Липовка Марксовского муниципального района Саратовской области.

Обязать администрацию Липовского муниципального образования Марксовского муниципального района Саратовской области разработать проект организации дорожного движения для автомобильных дорог местного значения и их участков, расположенных в границах с. Липовка Марксовского муниципального района Саратовской области следующих автомобильных дорог: ул.Рабочая (код и идентификационный номер 63 226 845 001 ОП МП 63Н-001), ул.Мелиораторов (код и идентификационный номер 63 226 845 001 ОП МП 63Н-003), ул.Интернациональная (код и идентификационный номер 63 226 845 001 ОП МП 63Н-004), ул.Степная (код и идентификационный номер 63 226 845 001 ОП МП 63Н-005), ул.Советская (код и идентификационный номер 63 226 845 001 ОП МП 63Н-006), ул.Октябрьская (код и идентификационный номер 63 226 845 001 ОП МП 63Н-007), ул.Набережная (код и идентификационный номер 63 226 845 001 ОП МП 63Н-009), ул.Заречная (код и идентификационный номер 63 226 845 001 ОП МП 63Н-010), ул.Интернациональная в старом поселке (код и идентификационный номер 63 226 845 001 ОП МП 63Н-011), от ул.Степная до ул.Рабочая (код и идентификационный номер 63 226 845 001 ОП МП 63Н-012), от ул.Рабочая до ул.Интернациональная (код и идентификационный номер 63 226 845 001 ОП МП 63Н-013), дорога до кладбища (код и идентификационный номер 63 226 845 001 ОП МП 63Н-014).

Решение может быть обжаловано в Саратовский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы через Марксовский городской суд Саратовской области.

Судья Н.П. Фролова