ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-701 от 23.11.2021 Радужнинского городского суда (Ханты-Мансийский автономный округ-Югра)

Дело №2а-701

УИД 86RS0013-01-2021-001788-27

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 ноября 2021 года город Радужный

Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе судьи Першиной Е.Ю., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Ахмедовой Н.Р., с участием представителя административного истца помощника прокурора города Радужный Булюкиной Е.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-701/2021 по административному исковому заявлению прокурора города Радужный Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в интересах неопределенного круга лиц (заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологии и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу) о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой запрещено,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Радужный обратился в суд с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологии и массовых коммуникаций по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой запрещено, указывая в обоснование заявленных требований, что при осуществлении надзора за исполнением законодательства в сфере информации, информационных технологий и о защите информации в сети Интернет выявлены страницы сайта:

http://zaimexpert.ru/zajmy-ot-chastnyh-lic/na-kartu-bez-predoplaty.html,

https://mrcredits.ws/4-chastnyy-zaym,

https://addcred.biz/chastnyy-zaym/t-38-bez-predoplaty/,

https://www.rabotadoska.com/obyavlenia/468330-dengi-v-dolg-chastnyj-zajm-ot-fizicheskogo-litsa-v-den-obrashcheniya-vse-regiony-rf.html, на которых в нарушение статей 1,2 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», пункта 13 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» размещены сведения о предоставлении займов (их условиях) индивидуальными предпринимателями, которые в силу закона не наделены правом на осуществление указанной деятельности. Кроме того, указанный Интернет-ресурс позволяет подать заявку на предоставление займа. Текстовая информация, размещенная на Интернет-сайтах, однозначно свидетельствует об осуществлении лицами, разместившими предложения о выдаче займов, предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли. Осуществление указанной незаконной деятельности свидетельствует о причинении убытков и нарушении права добросовестных субъектов предпринимательской деятельности на добросовестную конкуренцию, предусмотренное п.1 ч.1 ст.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции». Вход на сайты свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию информации не требуется. Ознакомиться с его содержанием может любой Интернет-пользователь. Ограничение на его передачу, копирование и распространение отсутствует, на страницах размещена текстовая информация, содержащая сведения о рекламе кредитования. Однако сведений о том, что данная информация распространяется в соответствии с требованиями действующего законодательства, на приведенном сайте не содержится. Информации об организациях, предлагающих выдачу займов, как о микрофинансовых организациях, в государственном реестре микрофинансовых организаций отсутствует. Кроме того, идентифицировать владельца либо лицо, использующее указанный Интернет-сайт, в целях привлечения в качестве административного ответчика по настоящему делу, в ходе проверки не представилось возможным.

В отзыве на административное исковое заявление прокурора, поступившим в суд 19.11.2021 Управление Роскомнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу указало на то, что при осмотре информации, содержащейся на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в силу которой прокурор обратился в суд, установлено, что информация об осуществлении незаконной предпринимательской деятельности физическими лицами по предоставлению потребительских займов, размещенной на информационных выше ресурсах находится в открытом доступе, который не ограничен в установленном законом порядке. Информация, размещенная на сайте, не является основанием для внесудебного ограничения Роскомнадзором доступа к информационным ресурсам, предусмотренным ст. 15.1 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

В отзыве на административное исковое заявление прокурора, поступившим в суд 22.11.2021 Управление Роскомнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу указало на то, что при осмотре информации, содержащейся на сайтах в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», в силу которой прокурор обратился в суд, установлено, что информация об осуществлении незаконной предпринимательской деятельности физическими лицами по предоставлению потребительских займов, размещенная на страницах сайтов с URL-адресами:

http://zaimexpert.ru/zajmy-ot-chastnyh-lic/na-kartu-bez-predoplaty.html,

https://mrcredits.ws/4-chastnyy-zaym,

https://addcred.biz/chastnyy-zaym/t-38-bez-predoplaty/, находится в открытом доступе, который не ограничен в установленном законом порядке. На информационном ресурсе с URL-адресом

https://www.rabotadoska.com/obyavlenia/468330-dengi-v-dolg-chastnyj-zajm-ot-fizicheskogo-litsa-v-den-obrashcheniya-vse-regiony-rf.html недоступна, в Едином реестре отсутствует.

В судебном заседании представитель административного истца помощник прокурора города Радужный Булюкина Е.А. поддержала заявленные требования по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

В судебном заседании представитель Управления Роскомнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу не присутствовал, о времени и месте рассмотрения дела извещен, просил рассмотреть дело в отсутствие его представителя.

С учетом требований ст. 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, административное дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица, участие которого при рассмотрении дела не является обязательным.

Выслушав объяснения представителя административного истца, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующим выводам.

В силу положений ч. 1 ст. 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

Как следует из материалов административного дела, прокуратурой г. Радужный при осуществлении надзора за исполнением законодательства в сфере информации, информационных технологий и о защите информации в сети Интернет выявлены страницы сайта:

http://zaimexpert.ru/zajmy-ot-chastnyh-lic/na-kartu-bez-predoplaty.html,

https://mrcredits.ws/4-chastnyy-zaym,

https://addcred.biz/chastnyy-zaym/t-38-bez-predoplaty/,

https://www.rabotadoska.com/obyavlenia/468330-dengi-v-dolg-chastnyj-zajm-ot-fizicheskogo-litsa-v-den-obrashcheniya-vse-regiony-rf.html, на которых в нарушение статей 1,2 Федерального закона от 02.07.2010 № 151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях», пункта 13 статьи 28 Федерального закона от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» размещены сведения о предоставлении займов (их условиях) индивидуальными предпринимателями, которые в силу закона не наделены правом на осуществление указанной деятельности.

Из сообщения ОМВД России по г. Радужному от 29.06.2021 следует, что сотрудником ОУР ОМВД России по г. Радужному осуществлен мониторинг указанных сайтов, на которых, в нарушение Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» размещена информация о получении микрозаймов, однако в связи с отсутствием возможности идентифицировать владельцев данных сайтов, а также лиц, разместивших указанную информацию, установить владельцев указанных интернет – ресурсов не представилось возможным (л.д. 19).

В соответствии с 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» информационно-телекоммуникационная сеть - технологическая система, предназначенная для передачи по линиям связи информации, доступ к которой осуществляется с использованием средств вычислительной техники; сайт в сети «Интернет» - совокупность программ для электронных вычислительных машин и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети «Интернет»; страница сайта в сети «Интернет» - часть сайта в сети «Интернет», доступ к которой осуществляется по указателю, состоящему из доменного имени и символов, определенных владельцем сайта в сети «Интернет».

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.

Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами (ч. 5 ст. 15 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

Согласно ч. 1 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В реестр включаются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено (ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).

В соответствии с ч. 3 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Полномочия по созданию, формированию и ведению единого реестра отнесены к компетенции Роскомнадзора, в соответствии с п. 5.1.7 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2009 года № 228.

Правила создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26 октября 2012 года № 1101 (далее по тексту – Правила).

Согласно ч. 5 ст. 15.1 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», п.п. «б» п. 5 Правил основаниями для включения в реестр сведений, указанных в части 2 настоящей статьи, является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Положениями статей 1, 2 Федерального закона от 02.07.2010 №151-ФЗ «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях» определено, что микрофинансовую деятельность (то есть деятельность по предоставлению гражданам микрозаймов), вправе осуществлять юридические лица, имеющие статус микрофинансовой организации, а также иные юридические лица, имеющие право на осуществление микрофинансовой деятельности в соответствии с названным выше Федеральным законом, по предоставлению микрозаймов.

Микрофинансовой организацией является юридическое лицо, которое осуществляет микрофинансовую деятельность и сведения о котором внесены в государственный реестр микрофинансовых организаций в порядке, предусмотренном Федеральным законом. Микрофинансовые организации могут осуществлять свою деятельность в виде микрофинансовой компании или микрокредитной компании.

Согласно пункту 13 статьи 28 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» реклама услуг по предоставлению потребительских займов лицами, не осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению потребительских займов в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», не допускается.

Статьей 171 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена уголовная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случае, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере.

Статьей 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, а также за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи установлен запрет на распространение информации, связанной с осуществлением деятельности по заключению договоров займа с целью извлечения прибыли лицами, не имеющими статус микрофинансовой организации.

В судебном заседании помощник прокурора Булюкина Е.А. предоставила распечатку с сайта https://www.rabotadoska.com/obyavlenia/468330-dengi-v-dolg-chastnyj-zajm-ot-fizicheskogo-litsa-v-den-obrashcheniya-vse-regiony-rf.html, которая в противоречие с отзывом Управление Роскомнадзора по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу является доступной для всеобщего обозрения. Доказательств иного не предоставлено.

В связи с вышеизложенным, представленными суду доказательствами подтвержден факт размещения на указанных административным истцом страницам Интернет-сайтов информации, нарушающей требования действующего законодательства, а именно информации о получении микрозаймов и выдаче их индивидуальными предпринимателями, которые в силу закона не наделены правом на осуществление указанной деятельности, при этом наличие свободного доступа в сети «Интернет» к данной информации, запрещенной федеральным законодательством РФ, не допустимо и нарушает ведет к незаконной деятельности, что свидетельствует о причинении убытков и нарушении права добросовестных субъектов предпринимательской деятельности на добросовестную конкуренцию, предусмотренную п. 1 ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции». На момент рассмотрения дела указатели страницы интернет-сайтов в Единый реестр не включены.

При установленных по делу обстоятельствах, суд приходит к выводу, что заявленные административным истцом требования подлежат удовлетворению.

В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Руководствуясь ст.ст. 175-180, 265.5 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Административное исковое заявление прокурора города Радужный Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, размещенной в сети «Интернет», информацией, распространение которой запрещено, удовлетворить.

Признать информацию, размещенную в сети «Интернет» по адресам:

http://zaimexpert.ru/zajmy-ot-chastnyh-lic/na-kartu-bez-predoplaty.html,

https://mrcredits.ws/4-chastnyy-zaym,

https://addcred.biz/chastnyy-zaym/t-38-bez-predoplaty/,

https://www.rabotadoska.com/obyavlenia/468330-dengi-v-dolg-chastnyj-zajm-ot-fizicheskogo-litsa-v-den-obrashcheniya-vse-regiony-rf.html, информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Копию решения суда направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателей страниц сайтов в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, представления прокурора через Радужнинский городской суд Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Судья /подпись/ Першина Е.Ю.

Копия верна:

Подлинный документ находится в административном деле № 2а-701/2021 Радужнинского городского суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Решение в законную силу не вступило 26.11.2021 г.

УИД 86RS0013-01-2021-001788-27

Судья Першина Е.Ю.

Помощник судьи Ахмедова Н.Р.