ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-701/20 от 13.05.2020 Георгиевского городского суда (Ставропольский край)

Дело № 2а-701/2020

УИД 26RS0010-01-2020-000689-20

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

г.Георгиевск 13 мая 2020 года

Георгиевский городской суд Ставропольского края в составе:

председательствующего - судьи Курбановой Ю.В.,

при секретаре - Палатовой Е.С.,

с участием административного ответчика Луценко В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Инспекции Федеральной Налоговой Службы по г. Георгиевску Ставропольского края к Луценко Владимиру Анатольевичу о взыскании штрафа по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ, страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование и пени по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование,

У С Т А Н О В И Л:

ИФНС России по г.Георгиевску Ставропольского края обратилась в суд с административным иском к Луценко В.А., в котором просит взыскать с административного ответчика задолженности по уплате штрафа по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ в размере 2 000 рублей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года в сумме 24,12 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за периоды с 01 января 2017 года в сумме 5 840 рублей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за периоды с 01 января 2017 года в сумме 70,58 рублей; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за периоды с 01 января 2017 года в сумме 26 545 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за периоды с 01 января 2017 года в сумме 359,78 рублей.

В обоснование заявленных требований истец указал, что в соответствии с пунктом 1 статьи 229, пп.2.п.1 статьи 227 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики - адвокаты, учредившие адвокатский кабинет, обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию по налогу на доходы по форме 3-НДФЛ в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

В нарушение установленного действующим налоговым законодательством порядка представление налогоплательщиком декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за период год 2017 год состоялось по почте 19 июня 2018 года, а не как следовало 03 мая 2018 года, тем самым, адвокат Луценко Владимир Анатольевич нарушил срок подачи налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за период 2017 года. Период просрочки составил 1 полный и 1 неполный месяц. Сумма налога к уплате в бюджет по данным декларации составила 0.00 рублей.

Инспекцией Федеральной налоговой службы по городу Георгиевску Ставропольского края проведены камеральные налоговые проверки деклараций по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2017 год.

В ходе камеральной налоговой проверки были установлены нарушения налогового законодательства, которые стали причиной вынесения решения № 6725 от 28 ноября 2018 года.

Ответственность за данное нарушение предусмотрена пунктом 1 статьи 119 НК РФ за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 % неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

В порядке п. 2, 3 ст. 112 Налогового кодекса РФ установлены обстоятельства отягчающие ответственность - совершено аналогичное правонарушение в течение предшествующих 12 месяцев - решение № 4720 от 15 ноября 2017 года о привлечении к ответственности по п. 1 ст. 119 НК РФ.

С учетом положений п. 4 ст. 114 Налогового кодекса Российской Федераций, при наличии обстоятельств, отягчающих ответственность, сумма налоговой санкции увеличивается на 100%. Таким образом, сумма штрафа составляет 2 000 рублей.

Кроме того, административный ответчик Луценко В.А. является плательщиком страховых взносов.

С 01 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 НК РФ.

Как предусмотрено ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе индивидуальные предприниматели.

На основании ст. 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено настоящей статьей.

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, и уплачиваются не позднее 31 декабря текущего календарного года.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым настоящего пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 настоящего Кодекса сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками.

Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса.

Таким образом, фиксированный размер суммы страховых взносов в 2018 году составлял:

1. На обязательное пенсионное страхование - 26545 рублей в случае, если величина дохода плательщика не превышает 300000 рублей за расчетный период.

2. на обязательное медицинское страхование - 5840 рублей.

В отношении административного ответчика налоговым органом произведен расчет страховых взносов.

В установленные сроки, налогоплательщик сумму страховых взносов не оплатил, в связи с чем ему были направлены требования об уплате задолженности с указанием срока уплаты задолженности от 21 января 2019 № 65889, от 17 января 2019 № 7369, от 24 декабря 2018 №47313.

Административный ответчик надлежащем образом был уведомлен о необходимости уплаты задолженности, однако до настоящего времени сумма страховых взносов, пени и штрафа в бюджет не уплачена.

Инспекция обратилась с заявлением о вынесении судебного приказа на взыскание задолженности по уплате налогов страховых взносов и соответствующей пени. Судебный приказ отменен на основании определения от 09.09.2019.

Задолженность по страховым взносам, штрафу образовалась за 2018 год.

Задолженность по пене образовалась за период 09.01.2019-21.01.2019, декабрь 2018гг.

Представитель административного истца - ИФНС России по городу Георгиевску Ставропольского края Тимошенко С.А., извещенная о времени и месте рассмотрения административного дела в судебное заседание не явилась, согласно поступившего ходатайства, просила рассмотреть административное дело в ее отсутствие, при этом заявленные требования поддержала, просила их удовлетворить.

В соответствии с ч.2 ст.289 КАС РФ, с учетом мнения административного ответчика, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии представителя административного истца.

Административный ответчик Луценко В.А. в судебном заседании административные исковые требования не признал, просил отказать в их удовлетворении в связи с пропуском налоговым органом сроков обращения в суд по данным требованиям.

Исследовав материалы административного дела и содержащиеся в нем письменные доказательства, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим кодексом.

В соответствии с действующим законодательством, НК РФ и законами субъектов РФ о налогах устанавливается исчерпывающий перечень федеральных налогов и сборов

Обязанность граждан-налогоплательщиков по уплате законно установленных налогов и сборов закреплена в статье 57 Конституции Российской Федерации, а также части 1 статьи 3, пункте 1 части 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Обязанность платить налоги это безусловное требование государства; налогоплательщик не вправе распоряжаться по своему усмотрению той частью своего имущества, которая в виде определенной денежной суммы подлежит взносу в казну, и обязан регулярно перечислять эту сумму в пользу государства; взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества; оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 8 февраля 2007 года N 381-О-П).

В соответствии с частью 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.

До 01 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулировались Федеральным законом от 24 июля 2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в том числе индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

С 01 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 НК РФ.

Как предусмотрено подпунктом 2 пункта 1 статьи 419 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), адвокаты являются плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

В силу с положениями статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога.

Согласно статье 432 НК РФ исчисление суммы страховых взносов, подлежащих уплате за расчетный период плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, производится ими самостоятельно в соответствии со статьей 430 НК РФ, если иное не предусмотрено данной статьей (пункт 1).

Суммы страховых взносов исчисляются плательщиками отдельно в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов на обязательное медицинское страхование (абзац 1 пункта 2).

Суммы страховых взносов за расчетный период уплачиваются плательщиками не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено данной статьей.

Плательщики, указанные в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 настоящего Кодекса, уплачивают:

1) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, которые определяются в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

в случае, если величина дохода плательщика за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, установленного пунктом 2 статьи 425 настоящего Кодекса;

2) страховые взносы на обязательное медицинское страхование, фиксированный размер которых определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало календарного года, за который уплачиваются страховые взносы, увеличенного в 12 раз, и тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование, установленного подпунктом 3 пункта 2 статьи 425 настоящего Кодекса.

Таким образом, фиксированный размер суммы страховых взносов в 2018 году составлял:

1. На обязательное пенсионное страхование - 26545 рублей в случае, если величина дохода плательщика не превышает 300 000 рублей за расчетный период.

2. на обязательное медицинское страхование - 5840 рублей.

В случае неуплаты (неполной уплаты) страховых взносов плательщиками, указанными в подпункте 2 пункта 1 статьи 419 данного Кодекса, в срок, установленный абзацем вторым абзацем вторым данного пункта, налоговый орган определяет в соответствии со статьей 430 НК РФ сумму страховых взносов, подлежащую уплате за расчетный период такими плательщиками (абзац 3 пункта 2).

Пунктом 6 статьи 45 Налогового кодекса РФ установлено, что неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных Кодексом.

В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 69 Кодекса требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.

Из материалов административного дела следует, что с 25 февраля 2016 года Луценко В.А. зарегистрирован в качестве адвоката в реестре адвокатов Ставропольского края под , что влечет обязанность в силу подпункта 2 пункта 1 статьи 419, статьи 23 Налогового кодекса РФ уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное и медицинское страхование.

Государственным учреждением - Управлением Пенсионного фонда РФ по г. Георгиевску и Георгиевскому району Ставропольского края представлены сведения о задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в отношении административного ответчика Луценко В.А. за период до 01 января 2017 год в общем размере 19 624,73 рублей (ОМС за 2016 год – 3 216,22 рублей, ОПС за 2016 год – 16 408,51 рублей).

Налоговым органом в отношении Луценко В.А. был произведен расчет страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года, из которых:

- на ОМС за 2017 год - в фиксированном размере в федеральный Фонд ОМС в размере 4 590 рублей (начислено по сроку 09 января 2018 года);

- на ОПС за 2017 год - в фиксированном размере в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой пенсии в размере 23 400 рублей (начислено по сроку 09 января 2018 года).

- на ОМС за 2018 год - в фиксированном размере в федеральный Фонд ОМС в размере 5 840 рублей (начислено по сроку 09 января 2019 года);

- на ОПС за 2018 год - в фиксированном размере в Пенсионный Фонд РФ на выплату страховой пенсии в размере 26 545 рублей (начислено по сроку 09 января 2019 года).

В установленные законом сроки Луценко В.А. страховые взносы на обязательное медицинское страхование в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования и бюджет Пенсионного фонда РФ не уплатил.

В соответствии со ст. 75 Налогового кодекса за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах, дня уплаты налога начисляется пеня.

В соответствии со статьей 75 Налогового кодекса РФ на суммы задолженности по страховым взносам за 2016, 2017 года начислены пени за период декабрь 2018 года, по страховым взносам за 2018 года – за период с 09 января 2019 года по 21 января 2019 года.

Согласно п. 1 ст. 45 Налогового кодекса неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом требования об уплате налога, которое в случае направления по почте заказным письмом считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Во исполнение требований закона 28 декабря 2018 года налогоплательщику Луценко В.А. было направлено требование об уплате задолженности по пени страховым взносам с указанием срока задолженности от 24 декабря 2018 года № 47313, в котором отражена задолженность налогоплательщика по пени на общую сумму 357,11 рублей, из них: пени на ОМС за период с 09 января 2017 года по 24 декабря 2018 года в размере 24,12 рублей, пени по ОМС за период с 09 января 2018 года по 24 декабря 2018 года – 34,43 рублей, пени по ОПС за период с 09 января 2017 года по 24 декабря 2018 года – 123,06 рублей, пени по ОПС за с 09 января 2018 года по 24 декабря 2018 года – 175,50 рублей и предложено погасить образовавшуюся задолженность в срок до 21 января 2019 года.

Также в последующем в адрес налогоплательщика налоговым органом заказным письмом, что подтверждается приложенным к материалам административного дела Списком заказных писем № 114 направлено требование об уплате задолженности по пени страховым взносам с указанием срока задолженности от 21 января 2019 года № 65889 об уплате задолженности по страховым взносам и пени на общую сумму 32 873,27 рублей, из которых страховые взносы на ОМС за 2018 года – 5 840 рублей, пени по ОМС за период с 09 января 2019 года по 21 января 2019 года - 81,85 рублей, страховые взносы на ОПС за 2018 год – 26 545 рублей, пени по ОПС за период с 09 января 2019 года по 21 января 2019 года – 406,42 рублей.

От добровольной уплаты задолженности по страховым взносам и пени в полном объеме административный ответчик Луценко В.А. уклонился.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном НК РФ.

Процедура и сроки взимания с налогоплательщика - физического лица задолженности и пени по уплате налогов в судебном порядке регламентированы статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации, главой 32 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

Как следует из материалов дела, ИФНС России по г. Георгиевску просит взыскать с административного ответчика пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года в сумме 24,12 рублей; страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за периоды с 01 января 2017 года в сумме 5 840 рублей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за периоды с 01 января 2017 года в сумме 70,58 рублей; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за периоды с 01 января 2017 года в сумме 26 545 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за периоды с 01 января 2017 года в сумме 359,78 рублей.

Согласно представленного налоговым органом расчета административных исковых требований к взысканию предъявлены пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда ОМС за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2017 года в размере - 24,12 рублей начислены на задолженность до 2017 года (требование от 24 декабря 2018 № 47313).

Страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 2018 год в размере 5 840 рублей (требование от 21.01.2019 № 65889).

Пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Федерального фонда обаятельного медицинского страхования за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 70,58 рублей, из них по требованию от 21 января 2019 № 65889 на сумму 81,85 рублей к взысканию заявлен остаток задолженности в размере 36, 15 рублей, из которых 18,10 рублей начислены на задолженность 2018 года за период с 10 января 2019 – 21 января 2019 (5840,00 рублей *0,000258333333* 12), а 18,05 рублей начислено на задолженность 2017 года.

По требованию от 24 декабря 2018 № 47313 к взысканию заявлена сумма начисленных пени на ОМС на задолженность 2016, 2017 года в размере 34,43 рублей.

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года за 2018 год в размере 26 545 рублей

Пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемым в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на выплату страховой пенсии (перерасчеты, недоимка и задолженность по соответствующему платежу, в том числе по отмененному, за расчетные периоды, начиная с 1 января 2017 года в размере 359,78 рублей, из них по требованию от 21 января 2019 № 65889 на сумму 406,42 рублей к взысканию заявлен остаток задолженности в размере 184,28 рублей, из которых: 82,29 рублей начислены на задолженность 2018 года за период с 10 января 2019 по 21 января 2019 (26545 рублей *0,000258333333* 12), а 101,99 рублей начислено на задолженность 2017 года.

По требованию от 24 декабря 2018 № 47313 к взысканию заявлена сумма начисленных пени на ОПС на задолженность 2016, 2017 года в размере 175,50 рублей.Рассматривая требования ИФНС по г. Георгиевску о взыскании с Луценко В.А. вышеперечисленной задолженности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование, а также пени по страховым взносам, суд находит их подлежащими частичному удовлетворению в силу следующего:

Как следует из материалов дела, налоговым органом заявлены к взысканию в том числе и пени по страховым взносам на ОМС и ОПС за 2016, 2017 года.

В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.

В соответствии с ч. 5 ст. 75 НК РФ пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.

К пеням применяется порядок принудительного взыскания, который установлен законодательством о налогах и сборах применительно к недоимке (п. 6 ст. 75 НК РФ).

В силу ч. 1 ст. 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно отмечал (Постановление от 17.12.1996 года №20-П, Определение от 08.02.2007 года № 381-О-П), что по смыслу статьи 57 Конституции РФ налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика уплатить определенный налог, установленный законом; неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога; поэтому к сумме собственно не внесенного в срок налога (недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж - пеню как компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых сумм в срок.

Поскольку принудительное взыскание налога с физического лица по общему правилу возможно лишь в судебном порядке, в течение ограниченных сроков, установленных законодательством (пункт 2 статьи 48), как указал Конституционный Суд Российской Федерации в своем определении от 17 февраля 2015 года №422-О оспариваемые законоположения, предполагающие необходимость уплаты пени с причитающихся с налогоплательщика сумм налога и уплаченных с нарушением установленных сроков, предполагают возможность начисления пени на суммы тех налогов, право на взыскание которых налоговым органом не утрачено.

Таким образом, обязанность по уплате пеней производна от основного налогового обязательства и является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени могут взыскиваться только в том случае, если налоговым органом были своевременно приняты меры к принудительному взысканию суммы налога. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо (дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного).

Решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 11 сентября 2019 года административные исковые требования ИФНС России по г. Георгиевску о взыскании с Луценко В.А. задолженности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за 2016 год в сумме 3 216,22 рублей и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФР на выплату страховой пенсии за 2016 год в размере 16 408,51 рублей, - оставлены без удовлетворения.

Решением Георгиевского городского суда Ставропольского края от 04 декабря 2019 года административные исковые требования ИФНС России по г. Георгиевску о взыскании с Луценко В.А. задолженности по уплате страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за 2017 год в сумме 4 590 рублей и страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в ПФР на выплату страховой пенсии за 2017 год в размере 23 400 рублей, - оставлены без удовлетворения.

Согласно п.4 ч.1 ст. 59 НК РФ безнадежными к взысканию признаются недоимка, задолженность по пеням и штрафам, числящиеся за отдельными налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, уплата и (или) взыскание которых оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания недоимки, задолженности по пеням и штрафам в связи с истечением установленного срока их взыскания, в том числе вынесения им определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам.

При таких обстоятельствах, учитывая, что вышеуказанными судебными актами установлено отсутствие законных оснований для взыскания с административного ответчика задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование за 2016, 2017 года, а исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате страховых взносов и налогов, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований ИФНС по г. Георгиевску о взыскании с Луценко В.А. задолженности по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года в сумме 24,12 рублей; по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за периоды с 01 января 2017 года в сумме 52,48 рублей; по пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за периоды с 01 января 2017 года в сумме 277,49 рублей.

Административные исковые требования о взыскании с Луценко В.А. задолженности по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за периоды с 01 января 2017 года в сумме 5 840 рублей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за периоды с 01 января 2017 года в сумме 18,10 рублей; страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за периоды с 01 января 2017 года в сумме 26 545 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за периоды с 01 января 2017 года в сумме 82,29 рублей, подлежат удовлетворению, поскольку задолженность Луценко В.А. по уплате страховых взносов и пени за 2018 год подтверждена материалами административного дела.

В соответствии с частью 3 статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимосвязь доказательств в их совокупности.

В силу части 1 статьи 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, регламентирующей допустимость доказательств, обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами.

В соответствии с ч. 1 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим кодексом.

В судебном заседании ответчиком Луценко В.А. в нарушение требований ст. 62 КАС РФ, доказательств в опровержение доводов истца суду не представлено.

Доказательств того, что на момент рассмотрения дела задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование за 2018 год, а также пени за период с 09 января 2019 года по 21 января 2019 года административным ответчиком погашена, материалы административного дела не содержат.

Рассматривая административные исковые требования истца о взыскании с Луценко В.А. штрафа по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ в размере 2 000 рублей, суд также приходит к выводу о наличии законных оснований для их удовлетворения в силу следующего:

Как указано выше, с 25 февраля 2016 года Луценко В.А. зарегистрирован в качестве адвоката в реестре адвокатов Ставропольского края под № 26/2787.

Согласно пункту 1 статьи 207 названного Кодекса налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, а также физические лица, получающие доходы от источников, в Российской Федерации, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации.

В соответствии со статьями 23, 45 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик обязан представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

В соответствии с п. 1 ст. 229, ст. 228, пп. 1 п. 1 ст. 227 НК РФ налогоплательщики - индивидуальные предприниматели обязаны представлять в налоговые органы по месту своего учета налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ в срок не позднее 30 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Таким образом, налоговую декларацию по форме 3-НДФЛ за 2017 год Луценко В.А. обязан был предоставить в срок не позднее 03 мая 2018 год.

Статьей 31 Налогового кодекса РФ налоговым органам предоставлено право проводить налоговые проверки в порядке, установленном настоящим Кодексом.

Статьей 87 Налогового кодекса РФ предусмотрена возможность проведения налоговым органом камеральных и выездных проверок с целью контроля за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.

По результатам проведения камеральных проверок руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении (либо об отказе в привлечении) налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Согласно пункту 2 статьи 114 НК РФ налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.

В ходе камеральной налоговой проверки деклараций по налогу на доходы физических лиц по форме 3-НДФЛ за 2017 год, проведенной в период с 19 июня 2018 года по 19 сентября 2018 года в отношении адвоката Луценко В.А., налоговым органом были установлены нарушения налогового законодательства, а именно налогоплательщик Луценко В.А. нарушил сроки подачи налоговой декларации по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ), поскольку за 2017 год налоговая декларация представлена 19 июня 2018 года, а не как следовало 03 мая 2018 года (период просрочки 1 полный и 1 неполный месяц, сумма налога к уплате 0,00 рублей).

Ответственность за данное нарушение предусмотрена пунктом 1 статьи 119 Налогового Кодекса Российской Федерации за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 % неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый 1 полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 % указанной суммы и не менее 1 000 рублей.

По результатам камеральной налоговой проверки ИФНС России по г. Георгиевску Ставропольского края был составлен Акт налоговой проверки № 16610 от 01 октября 2018 года.

Согласно п. 3 ст. 108 НК РФ основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа.

28 ноября 2018 года вынесено решение № 6725 о привлечении адвоката Луценко В.А. к ответственности за налоговое нарушение, предусмотренное п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в размере 2 000 рублей, поскольку установлены обстоятельства, отягчающие ответственность – совершено аналогичное правонарушение в течение предшествующих 12 месяцев (решение № 4720 от 15 ноября 2017 года).

Согласно пункту 4 статьи 114 Кодекса при наличии обстоятельства, указанного в пункте 2 статьи 112, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

В силу пункта 2 статьи 112 Кодекса обстоятельством, отягчающим ответственность, признается совершение правонарушения лицом, ранее привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение.

Следовательно, в соответствии с пунктом 4 статьи 114 Кодекса увеличение на 100 процентов размера штрафа допустимо только в том случае, когда лицо, привлекаемое к ответственности с учетом отягчающего ответственность обстоятельства, совершило правонарушение после привлечения его к ответственности за аналогичное правонарушение.

Решение № 6725 от 28 ноября 2018 года о привлечении административного ответчика к ответственности за налоговое нарушение, предусмотренное п. 1 ст. 119 НК РФ в виде штрафа в размере 2 000 рублей последним не обжаловано и вступило в законную силу. Однако сумма штрафа Луценко В.А. не уплачена.

Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) в течение 20 дней с даты вступления в силу соответствующего решения, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Правила, установленные настоящей статьей, применяются также в отношении сроков направления требований об уплате сборов, пеней, штрафов, процентов, предусмотренных главой 9 настоящего Кодекса.

Неисполнение обязанности по уплате штрафа на сумму 2 000 рублей послужило основанием для направления налоговым органом требования об уплате штрафа № 7369 от 17 января 2019 года об уплате штрафа по НДФЛ, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивший адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ на сумму 2 000 рублей со сроком исполнения 06 февраля 2019 года. От исполнения требования в добровольном порядке административный ответчик уклонился, что является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога в порядке, предусмотренном ст.48 НК РФ.

Ответчиком Луценко В.А. доказательств в опровержение доводов истца, а также сведений об оплате назначенного налоговым органом штрафа суду не представлено.

Поскольку обоснованность привлечения ответчика Луценко В.А. к налоговой ответственности подтверждена материалами дела, в установленный срок требования об уплате штрафа административным ответчиком не исполнены, суд приходит к выводу о наличии законных оснований для взыскания с Луценко В.А. в пользу ИФНС России по г. Георгиевску задолженности по уплате штрафа за нарушение законодательства о налогах и сборах в размере 2 000 рублей.

Доводы административного ответчика Луценко В.А. о пропуске налоговым органом срока обращения в суд с требованиями о взыскании страховых взносов и штрафа суд находит не состоятельным по следующим основаниям:

В соответствии с п.1 ст.48 НК РФ, заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Согласно ст. 46 НК РФ, решение о взыскании налога, сбора, а также пеней, штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (плательщика сборов) - организации, индивидуального предпринимателя или налогового агента - организации, индивидуального предпринимателя в банках, а также за счет его электронных денежных средств принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.

Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей.

В силу пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.

В требований № 7369 от 17 января 2019 года, направленном Луценко В.А. отражена сумма задолженности по уплате штрафа по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ в размере 2 000 рублей со сроком исполнения 06 февраля 2019 года.

Сумма штрафа в данном случае не превышает 3 000 рублей, в связи с чем, предельный срок обращения налогового органа в суд с данными требованиями – 17 июля 2022 года.

В требовании № 65889 от 21 января 2019 года, направленном в адрес Луценко В.А. отражена сумма задолженности по страховым взносам за 2018 год на общую сумму 32 385 рублей и пени на общую сумму 488,27 рублей со сроком исполнения до 11 февраля 2019 года.

Сумма страховых взносов за 2018 года превысила 3 000 рублей, таким образом предельный срок обращения налогового органа в суд – 11 августа 2019 года.

18 июля 2019 года, то есть в установленный законом шестимесячный срок, мировым судьей судебного участка № 1 города Георгиевска и Георгиевского района Ставропольского края был выдан судебный приказ о взыскании с Луценко В.А. задолженности по страховым взносам, пени и штрафа на общую сумму 34 962,54 рублей.

09 сентября 2019 года указанный приказ отменен в связи с поступившим заявлением об отмене судебного приказа.

В соответствии с абзацем 2 пункта 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.

Административное исковое заявление ИФНС России по г. Георгиевску Ставропольского края о взыскании с Луценко В.А. страховых взносов, пени и штрафа поступило в Георгиевский городской суд Ставропольского края 14 февраля 2020 года, то есть в установленный ст. 48 НК РФ срок.

Таким образом, ИФНС России по г.Георгиевску Ставропольского края не пропущен установленный законом предельный срок обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности по страховым взносам и пени, в связи с чем доводы административного ответчика являются несостоятельными и не основанными на законе.

В соответствии с ч. 1 ст. 114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины в размере 1234,56 рублей при обращении в суд, на основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ она подлежит взысканию с административного ответчика Луценко В.А. в бюджет Георгиевского городского суда Ставропольского края, не освобожденного от ее уплаты.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 286- 290 КАС РФ,

Р Е Ш И Л:

Административные исковые требования Инспекции Федеральной Налоговой Службы по г. Георгиевску Ставропольского края к Луценко Владимиру Анатольевичу о взыскании штрафа по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ, страховых взносов на обязательное медицинское и пенсионное страхование и пени по страховым взносам на обязательное медицинское и пенсионное страхование, - удовлетворить частично.

Взыскать с Луценко Владимира Анатольевича в доход государства задолженность по уплате штрафа, страховых взносов за 2018 год и пени в общем размере 34 485,39 рублей, из которых: штраф по налогу на доходы физических лиц, полученных от осуществления деятельности физическими лицами, зарегистрированными в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты и других лиц, занимающихся частной практикой в соответствии со статьей 227 НК РФ в размере 2 000 рублей, страховые взносы на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за периоды с 01 января 2017 года в сумме 5 840 рублей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за периоды с 01 января 2017 года в сумме 18,10 рублей; страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за периоды с 01 января 2017 года в сумме 26 545 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за периоды с 01 января 2017 года в сумме 82,29 рублей.

Взыскать с Луценко Владимира Анатольевича в бюджет Георгиевского городского округа Ставропольского края государственную пошлину в размере 1 234,56 рублей.

В удовлетворении административных исковых требований Инспекции Федеральной налоговой службы по г.Георгиевску Ставропольского края к Луценко Владимиру Анатольевичу о взыскании задолженности по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за расчетные периоды, истекшие до 01 января 2017 года в сумме 24,12 рублей; пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере в Федеральный фонд ОМС за периоды с 01 января 2017 года в сумме 52,48 рублей; пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере в Пенсионный фонд РФ на выплату страховой пенсии за периоды с 01 января 2017 года в сумме 277,49 рублей, - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Георгиевский городской суд.

(Мотивированное решение изготовлено 21 мая 2020 года)

Судья Ю.В. Курбанова