Дело № 2а-701/2020
УИД 55RS0020-01-2020-001287-75
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Омская область р.п. Москаленки 21 декабря 2020 года
Москаленский районный суд Омской области в составе
председательствующего судьи Яновича Д.Н.,
при секретаре Касьянчук А.Я.,
с участием помощника прокурора Москаленского района Омской области Щетковой Я.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению прокурора Москаленского района Омской области к администрации Ильичевского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по обеспечению доступа к информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов, информации об опасных гидрометеорологических и гелиофизических явлениях, о состоянии окружающей среды и ее загрязнении и возложении обязанности обеспечить доступ к указанной информации во вкладке «Информация об экологической безопасности» в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу,
установил:
Прокурор Москаленского района Омской области обратился в суд с административным исковым заявлением к администрации Ильичевского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия по непринятию мер по обеспечению доступа к информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов, информации об опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлениях, о состоянии окружающей среды и ее загрязнении, обязании обеспечить доступ к указанной информации во вкладке «Информация об экологической безопасности» в течение 15 дней с момента вступления решения суда в законную силу.
В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды, по результатам которой установлено, что в нарушение действующих положений закона, на официальном сайте администрации Ильичевского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области в сети «Интернет» раздел содержащий вышеуказанную информацию о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов, информацию об опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлениях, о состоянии окружающей среды и ее загрязнении не создан, что нарушает права неопределенного круга лиц, из числа пользователей сайта, на получение необходимой информации. Таким образом, органом местного самоуправления возможность получения информации об экологической безопасности и об использовании природных ресурсов не обеспечена. По факту допущения выявленного нарушения прокурором района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы поселения было внесено представление, однако в настоящий момент действенные меры, направленные на обеспечение доступа к информации об окружающей среде не приняты, вышеуказанная информация на официальном сайте администрации Ильичевского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области во вкладке «Информация об экологической безопасности» не размещена.
В судебном заседании помощник прокурора Щеткова Я.В. заявленные требования поддержала по изложенным в иске основаниям, пояснив, что выявленные нарушения не устранены.
Представитель административного ответчика администрации Ильичевского сельского поселения Москаленского муниципального района в судебном заседании участия не принимал, о времени и месте судебного разбирательства извещен надлежащим образом.
Суд, заслушав пояснения представителя административного истца, изучив письменные доказательства по делу, приходит к следующему.
Согласно п. 2 ч. 2 ст. КАС РФ, суды рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов.
Действие (бездействие) администрации Ильичевского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области также могут являться предметом судебной проверки.
Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения (п. 9. ст. 226 КАС РФ).
Согласно положениям ст. 14 Кодекса КАС РФ, административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные настоящим Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела.
Стороны пользуются равными правами на заявление отводов и ходатайств, представление доказательств, участие в их исследовании, выступление в судебных прениях, представление суду своих доводов и объяснений, осуществление иных процессуальных прав, предусмотренных настоящим Кодексом. Сторонам обеспечивается право представлять доказательства суду и другой стороне по административному делу, заявлять ходатайства, высказывать свои доводы и соображения, давать объяснения по всем возникающим в ходе рассмотрения административного дела вопросам, связанным с представлением доказательств.
Обязанность доказывания установлена ст. 62 КАС РФ.
Так, лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
Обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения административного дела, определяются судом в соответствии с нормами материального права, подлежащими применению к спорным публичным правоотношениям, исходя из требований и возражений лиц, участвующих в деле. При этом суд не связан основаниями и доводами заявленных требований по административным делам об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), соответственно принятых или совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, иными органами и организациями, наделенными отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностными лицами, государственными или муниципальными служащими, а также по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.Статьей 1 Федерального закона от 17.01.1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
При реализации названных полномочий прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в п. 1 ст. 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (ст. 22).
Согласно п. 1 ст. 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
В силу ч. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В силу ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
В соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон №7-ФЗ) каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.
В соответствии со ст. 3 Федерального. закона №7-ФЗ хозяйственная и иная деятельность органов местного самоуправления, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться, в том числе на основе принципа соблюдения права каждого на получение достоверной информации о состоянии окружающей среды, организации и развитие системы экологического образования, воспитание и формирование экологической культуры.
Согласно ст. 71 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ в целях формирования экологической культуры и профессиональной подготовки специалистов в области охраны окружающей среды устанавливается система всеобщего и комплексного экологического образования, включающая в себя общее образование, среднее, профессиональное образование, высшее образование и дополнительное профессиональное образование специалистов, а также распространение экологических знаний, в том числе через средства массовой информации, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.
В соответствии со ст. 73 Федерального закона №7-ФЗ руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.
Статьей 74 Федерального закона №7-ФЗ предусмотрено, что в целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережного отношения к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое, просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.
Экологическое просвещение осуществляется, в том числе посредством распространения информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов.
Экологическое просвещение, наряду с прочими, осуществляется органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 09.02.2009 №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных. органов и органов местного самоуправления» (далее - Федеральный закон №8-ФЗ) органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователям может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.
На основании п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона №8-ФЗ информация, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности органа местного самоуправления содержит также иную информацию, подлежащую доведению государственным органом, органом местного самоуправления до сведения граждан и организаций в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
Указом Президента РФ от 19 апреля 2017 года №176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года» утверждена Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года (далее - Стратегия).
Согласно подпункту «т» пункта 27 Стратегии основными механизмами реализации государственной политики в сфере обеспечения экологической безопасности является, в том числе обеспечение населения и организаций информацией об опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлениях, о состоянии окружающей среды и ее загрязнении.
Прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства об охране окружающей среды. В результате проверки установлено, что на официальном сайте администрации Ильичевского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области в сети «Интернет» раздел содержащий вышеуказанную информацию о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов, информацию об опасных гидрометеорологических и гелиогеофизических явлениях, о состоянии окружающей среды и ее загрязнении не создан, что нарушает права неопределенного круга лиц, из числа пользователей сайта, на получение необходимой информации. По факту допущения выявленного нарушения прокурором района ДД.ММ.ГГГГ в адрес главы поселения было внесено представление, однако в настоящий момент действенные меры, направленные на обеспечение доступа к информации об окружающей среде не приняты, вышеуказанная информация на официальном сайте администрации Ильичевского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской не размещена.
Анализируя вышеприведенное законодательство в совокупности с обстоятельствами, установленными при рассмотрении дела, суд приходит к выводу о незаконности действий административного ответчика по факту неисполнения требований законодательства, о которых указано прокурором, как в административном исковом заявлении, так и в представлении, которое было направлено прокурором административному ответчику до обращения в суд, но до настоящего времени выявленные прокурором нарушения устранены не были, доказательств, свидетельствующих об обратном, суду не представлено, вследствие чего требования прокурора законны, обоснованны, и подлежит удовлетворению в полном объеме.
С учетом характера заявленных прокурором требований, суд полагает целесообразным и разумным предоставить административному ответчику срок для устранения нарушений в течение 15 дней со дня вступления решения в законную силу.
Согласно ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела. В соответствии с ч. 1 ст. 111 КАС РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы.
В соответствии с п.п. 19 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков), освобождаются от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд,
РЕШИЛ:
Удовлетворить административные исковые требования прокурора Москаленского района Омской области.
Признать незаконным бездействие администрации Ильичевского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области в части непринятия мер по обеспечению доступа к информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов, информации об опасных гидрометеорологических и гелиофизических явлениях, о состоянии окружающей среды и ее загрязнении.
Обязать администрацию Ильичевского сельского поселения Москаленского муниципального района Омской области обеспечить доступ к информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов, информации об опасных гидрометеорологических и гелиофизических явлениях, о состоянии окружающей среды и ее загрязнении во вкладке «Информация об экологической безопасности» в течение 15 дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд через Москаленский районный суд Омской области в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
ВЕРНО
Судья Д.Н. Янович