ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-701/2022 от 09.03.2022 Октябрьского районного суда г. Ставрополя (Ставропольский край)

2а-701/2022

26RS0003-01-2022-000353-73

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

09 марта 2022 года г. Ставрополь

Октябрьский районный суд г. Ставрополя Ставропольского края в составе:

председательствующего судьи Эминова А.И.,

при секретаре судебного заседания Ляшове Ю.Ю.,

с участием прокурора Сизова Д.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по административному исковому заявлению Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности,

У С Т А Н О В И Л:

Ставропольский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с административным иском в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности, обосновав свои требования тем, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях, в результате которой в деятельности Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, выявлены нарушения названного законодательства. Постановлением Правительства Ставропольского края от 28.06.2016 года № 249-П создан государственный природный заказник краевого значения «Бештаугорский». Этим же постановлением утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Бештаугорский». Пунктом 26 Положения установлено, что на территории заказника расположен, в том числе, памятник природы краевого значения «Гора Верблюд». Режим особой охраны территории памятника природы краевого значения, соответствует режиму особой охраны территории заказника, установленному Положением. Пунктом 11 Положения, на территории заказника установлен режим особой охраны государственного природного заказника «Бештаугорский», а, соответственно, памятника природы «Гора Верблюд». В соответствии с п. п. 25, 28 Положения, на территории заказника (а соответственно, и памятника природы «гора Верблюд»), допускается использование земельных участков в соответствии с установленными для них целевым назначением и разрешенным использованием и с соблюдением режима особой охраны территории заказника, установленного Положением. Правообладатели земельных участков, а также иные физические и юридические лица обязаны соблюдать установленный в заказнике режим особой охраны, и несут за его нарушение административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости на зону с особыми условиями использования территорий (реестровый (учетный) номер зоны: <данные изъяты> дата присвоения ДД.ММ.ГГГГ), в границах особо охраняемой природной территории: памятника природы краевого значения «Гора Верблюд», расположены 27 земельных участков с установленными для них различными категориями земель, видами разрешенного использования и предоставленных юридическим и физическим лицам на различных правах: <данные изъяты>. С учетом действующего Положения, земельные участки в границах памятника природы краевого значения «Гора Верблюд» могут использоваться в соответствии с видами установленного для них разрешенного использования, с соблюдением режима особой охраны заказника «Бештаугорский», установленного Положением, то есть, в том числе, и для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства, сельскохозяйственного производства, сенокошения и выпаса скота, недропользования и т.д. Таким образом, режим особой охраны памятника природы краевого значения «Гора Верблюд», соответствующий установленному Положением о заказнике «Бештаугорский», предусматривает осуществление деятельности, влекущей за собой нарушение сохранности памятника природы, что противоречит требованиям ч. 1 ст. 27 Закона № 33-ФЗ, установившей запрет на осуществление всякой деятельности, влекущей за собой нарушение сохранности памятников природы. Кроме того, в нарушение требований ч. 14 ст. 2 Закона - ФЗ, предусматривающей, что в положении об особо охраняемой природной территории должны быть определены основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах ООПТ, предусматривающие виды деятельности в соответствии с режимом особой охраны, в Положении о Заказнике «Бештаугорский» основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах памятника природы «Гора Верблюд», предусматривающие виды деятельности в соответствии с режимом особой охраны, не определены. Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 30.12.2016 года № 657 утвержден паспорт памятника природы краевого значения «Гора Верблюд». В результате проведенной Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки установлено, что в нарушение требований ст. 6 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 2, 25, 26, 27, 35 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края установлен режим особой охраны памятника природы краевого значения «Гора Верблюд», предусматривающий возможность осуществления хозяйственной деятельности, что противоречит целям создания памятника природы и определенным пунктом 17 Паспорта видам его использования (научные, эколого-просветительские, рекреационные, природоохранные). Кроме того, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края 01.09.2018 года (с момента вступления в силу ч. 14 ст. 2 Закона № 33 - ФЗ) в Положении о Заказнике «Бештаугорский» основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах памятника природы краевого значения «Гора Верблюд», предусматривающие виды деятельности в соответствии с режимом особой охраны, не определены. Вследствие указанных выше нарушений закона на расположенных в границах памятника природы «Гора Верблюд» земельных участках с кадастровыми номерами <данные изъяты>, установлены виды разрешенного использования, противоречащие режиму охраны памятника природы, осуществляется хозяйственная деятельность, не соответствующая целям создания памятника природы, такая как ведение личного подсобного хозяйства, строительство индивидуальных жилых домов, сенокошение, выпас скота, садоводство, недропользование и т.д., что влечет уничтожение и утрату биологического разнообразия памятника природы, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном научном отношении объектов растительного и животного мира, а также природных лечебных ресурсов курортов региона Кавказских Минеральных Вод. Административный истец просил признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, выразившееся в непринятии в период с 01.09.2018 года по 22.10.2021 года мер: 1.1. по определению в Положении о государственном природном заказнике краевого значения «Бештаугорский», утвержденном постановлением Правительства Ставропольского края от 28.06.2016 года № 249-П, режима особой охраны территории памятника природы краевого значения «Гора Верблюд», предусматривающего запрет на осуществление деятельности, влекущей нарушение сохранности памятника природы, 1.2. по определению в Положении о государственном природном заказнике краевого значения «Бештаугорский», утвержденном постановлением Правительства Ставропольского края от 28.06.2016 года № 249-П основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах памятника природы «Гора Верблюд», возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края обязанность в срок не позднее шести месяцев со дня вступления в силу решения суда разработать и направить в Правительство Ставропольского края проект Положения (изменений в Положение) об особо охраняемой природной территории регионального значения - памятнике природы краевого значения «Гора Верблюд» определяющего режим особой охраны памятника природы в соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона № 33-ФЗ, запрещающей всякую деятельность, влекущую за собой нарушение сохранности памятников природы, не соответствующую целям его создания и определенным пунктом 17 Паспорта памятника природы «Гора Верблюд» видам использования: научные, эколого-просветительские, рекреационные, природоохранные, а также содержащий требования к основным и вспомогательным видам разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах памятника природы.

В судебном заседании представитель административного истца – старший помощник Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора Сизов Д.В. исковые требования поддержал и просил их удовлетворить по изложенным в административном исковом заявлении основаниям.

Представитель Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного заседания, в суд не явился, о причинах неявки не уведомили. Согласно отчету об отслеживании отправления 35504868524624, извещение вручено адресату 22.02.2022 года. 22.02.2022 года в суд поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела, назначенного на 08.02.2022 года, в связи с необходимостью подготовки мотивированного отзывы, но до настоящего времени такой отзыв не предоставлен.

Выслушав представителя административного истца, исследовав материалы данного административного дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законам.

В судебном заседании установлено, что Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях, в результате которой в деятельности Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, выявлены нарушения названного законодательства.

В соответствии со ст. 42 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Сохранение особо охраняемых природных территорий, охрана земель и вод является реализацией гарантии конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду.

Согласно преамбуле Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. Особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния.

В силу ч. 1 ст. 25 Закона № 33-ФЗ, памятники природы - уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

В соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона № 33-ФЗ, на территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Постановлением бюро Ставропольского краевого комитета КПСС и исполкома краевого Совета депутатов трудящихся от 15.09.1961 года № 676 «О мерах по охране природы в крае» гора «Верблюд» объявлена памятником неживой природы.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 17.10.2016 года № 440-п утверждены границы памятника природы краевого значения «Гора Верблюд».

Согласно ч. 14 ст. 2 Закона № 33 - ФЗ (введенной в действие Федеральным законом от 03.08.2018 года № 342-ФЗ, вступившей в числу с 01.09.2018 года), основные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах особо охраняемых природных территорий, определяются положением об особо охраняемой природной территории. Положением об особо охраняемой природной территории могут быть также предусмотрены вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков. В случае зонирования особо охраняемой природной территории основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков предусматриваются положением об особо охраняемой природной территории применительно к каждой функциональной зоне особо охраняемой природной территории.

В случаях, если разрешенное использование земельных участков в границах особо охраняемой природной территории допускает строительство на них, в положении об особо охраняемой природной территории устанавливаются предельные (максимальные и (или) минимальные) параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Постановлением Правительства Ставропольского края от 28.06.2016 года № 249-П создан государственный природный заказник краевого значения «Бештаугорский». Этим же постановлением утверждено Положение о государственном природном заказнике краевого значения «Бештаугорский».

Пунктом 26 Положения установлено, что на территории заказника расположен, в том числе, памятник природы краевого значения «Гора Верблюд». Режим особой охраны территории памятника природы краевого значения, соответствует режиму особой охраны территории заказника, установленному Положением.

Пунктом 11 Положения, на территории заказника установлен режим особой охраны государственного природного заказника «Бештаугорский», а, соответственно, памятника природы «Гора Верблюд».

В соответствии с п. п. 25, 28 Положения, на территории заказника (а соответственно, и памятника природы «гора Верблюд»), допускается использование земельных участков в соответствии с установленными для них целевым назначением и разрешенным использованием и с соблюдением режима особой охраны территории заказника, установленного Положением. Правообладатели земельных участков, а также иные физические и юридические лица обязаны соблюдать установленный в заказнике режим особой охраны, и несут за его нарушение административную, уголовную и иную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости на зону с особыми условиями использования территорий (реестровый (учетный) номер зоны: <данные изъяты> дата присвоения 03.05.2017) года, в границах особо охраняемой природной территории: памятника природы краевого значения «Гора Верблюд», расположены 27 земельных участков с установленными для них различными категориями земель, видами разрешенного использования и предоставленных юридическим и физическим лицам на различных правах: <данные изъяты>.

С учетом действующего Положения, земельные участки в границах памятника природы краевого значения «Гора Верблюд» могут использоваться в соответствии с видами установленного для них разрешенного использования, с соблюдением режима особой охраны заказника «Бештаугорский», установленного Положением, то есть, в том числе, и для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного хозяйства, сельскохозяйственного производства, сенокошения и выпаса скота, недропользования и т.д.

Таким образом, режим особой охраны памятника природы краевого значения «Гора Верблюд», соответствующий установленному Положением о заказнике «Бештаугорский», предусматривает осуществление деятельности, влекущей за собой нарушение сохранности памятника природы, что противоречит требованиям ч. 1 ст. 27 Закона № 33-ФЗ, установившей запрет на осуществление всякой деятельности, влекущей за собой нарушение сохранности памятников природы.

Кроме того, в нарушение требований ч. 14 ст. 2 Закона № 33 - ФЗ, предусматривающей, что в положении об особо охраняемой природной территории должны быть определены основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах ООПТ, предусматривающие виды деятельности в соответствии с режимом особой охраны, в Положении о Заказнике «Бештаугорский» основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах памятника природы «Гора Верблюд», предусматривающие виды деятельности в соответствии с режимом особой охраны, не определены.

Приказом Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края от 30.12.2016 года № 657 утвержден Паспорт памятника природы краевого значения «Гора Верблюд».

Согласно п. п. 4, 14.7, 14.8, 14.11, 14.12 Паспорта, памятник природы краевого значения «Гора Верблюд» создан с целью сохранения биологического разнообразия, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном и научном отношении объектов растительного и животного мира, а также сохранения природных лечебных ресурсов. На территории памятника природы обитают 46 видов позвоночных животных, в том числе: 1 вид земноводных, 5 видов пресмыкающихся, 29 видов птиц и 11 видов млекопитающих, а также 6 видов насекомых, включенных в Красную книгу Ставропольского края, из которых в Красную книгу Российской Федерации включены 2 вида насекомых; произрастает 19 видов растений, включенных в Красную книгу Ставропольского края, из которых в Красную книгу Российской Федерации включены 7 видов растений. Природными лечебными ресурсами памятника природы являются подземные минеральные воды, формирующиеся в недрах горы Верблюд. В пластах меловых отложений скважинами вскрыты сульфатно-гидрокарбонатные и хлоридно-гидрокарбонатные натриевые воды с минерализацией 1-6 г/л. По лечебным свойствам они близки к минеральным водам расположенного северо-западнее Нагутского месторождения и входят в резерв бальнеологических ресурсов курортов Кавказских Минеральных Вод. На территории памятника природы и в непосредственной близости к нему расположены 5 историко-культурных объекта, относящихся к памятникам археологии.

Согласно п. 16 Паспорта, на состояние геосистемы и ресурсного потенциала памятника природы влияют природные и антропогенные факторы, в том числе разведение костров, пожары; устройство туристических стоянок; незаконная рубка и повреждение лесных насаждений; захламление территории рекреационными отходами; выпас скота; организация стихийных грунтовых дорог; заготовка лекарственного сырья в промышленных масштабах и методами, наносящими ущерб объектам растительного мира.

Пунктом 17 Паспорта к мерам охраны памятника природы отнесены: недопущение незаконных рубок и повреждений лесных насаждений, разведения костров, устройство бивуаков, выпаса сельскохозяйственных животных и птицы, заготовки лекарственного сырья в промышленных масштабах и методами, наносящими ущерб объектам растительного мира, размещение свалок мусора.

Использование памятника природы допускается в целях, не противоречащих установленному в его отношении режиму особой охраны: научных (мониторинг состояния окружающей среды, изучение природных экосистем и их компонентов); эколого-просветительских (проведение учебно-познавательных экскурсий, создание и обустройство экологических троп, снятие видеофильмов, фотографирование); рекреационных (транзитные прогулки); природоохранных (сохранение генофонда видов живых организмов, обеспечение условий обитания редких и исчезающих видов растений и животных).

Таким образом, установленный Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края режим особой охраны памятника природы краевого значения «Гора Верблюд», предусматривающий возможность осуществления хозяйственной деятельности, противоречит целям создания памятника природы и определенным пунктом 17 Паспорта видам его использования: научные, эколого-просветительские, рекреационные, природоохранные и требованиям ч. 1 ст. 25, ч. 1 ст. 27 Закона № 33 - ФЗ, определяющим памятники природы как уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения, на которых запрещена всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

Частью 1 статьи 35 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» установлено, что охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий осуществляется государственными органами, в ведении которых они находятся, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

Согласно п. 10.1 Положения о министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, утвержденного Постановлением Правительства Ставропольского края от 02.07.2012 года № 221-п (далее - Положение о Министерстве), Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края разрабатывает проекты законов Ставропольского края, правовых актов Губернатора Ставропольского края, Правительства Ставропольского края и других документов, по которым требуется решение Губернатора Ставропольского края или Правительства Ставропольского края, для внесения Губернатору Ставропольского края и в Правительство Ставропольского края; предложения для Губернатора Ставропольского края, Правительства Ставропольского края по проектам федеральных законов и иных нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти для внесения замечаний, предложений, отзывов и поправок.

Пунктом 10.16 Положения о Министерстве установлено, что Министерство осуществляет регулирование в области организации и функционирования особо охраняемых природных территорий краевого значения, осуществляет охрану особо охраняемых природных территорий краевого значения; вносит в установленном порядке в Правительство Ставропольского края предложения, в том числе: о создании особо охраняемых природных территорий краевого значения; об утверждении границы, особенностей, зонирования и режима особой охраны особо охраняемой природной территории краевого значения; а также осуществляет охрану особо охраняемых природных территорий краевого значения, региональный государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий краевого значения в порядке, установленном Правительством Ставропольского края.

В результате проведенной Ставропольской межрайонной природоохранной прокуратурой проверки установлено, что в нарушение требований ст. 6 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. ст. 2, 25, 26, 27, 35 Федерального закона от 14.03.1995 года № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края установлен режим особой охраны памятника природы краевого значения «Гора Верблюд», предусматривающий возможность осуществления хозяйственной деятельности, что противоречит целям создания памятника природы и определенным пунктом 17 Паспорта видам его использования (научные, эколого-просветительские, рекреационные, природоохранные).

Кроме того, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края 01.09.2018 года (с момента вступления в силу ч. 14 ст. 2 Закона № 33 - ФЗ) в Положении о Заказнике «Бештаугорский» основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах памятника природы краевого значения «Гора Верблюд», предусматривающие виды деятельности в соответствии с режимом особой охраны, не определены.

Вследствие указанных выше нарушений закона на расположенных в границах памятника природы «Гора Верблюд» земельных участках с кадастровыми номерами <данные изъяты>, установлены виды разрешенного использования, противоречащие режиму охраны памятника природы, осуществляется хозяйственная деятельность, не соответствующая целям создания памятника природы, такая как ведение личного подсобного хозяйства, строительство индивидуальных жилых домов, сенокошение, выпас скота, садоводство, недропользование и т.д., что влечет уничтожение и утрату биологического разнообразия памятника природы, в том числе редких, находящихся под угрозой исчезновения и ценных в хозяйственном научном отношении объектов растительного и животного мира, а также природных лечебных ресурсов курортов региона Кавказских Минеральных Вод.

В силу положений ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях; презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности; приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов; обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и некоммерческих организаций, юридических и физических лиц.

Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края с 01.09.2018 года (с момента вступления в силу ч. 14 ст. 2 Закона № 33 - ФЗ) было достоверно известно о необходимости определения в Положении о Заказнике основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах Заказника, однако до настоящего времени меры к утверждению (актуализации) положения об особо охраняемой природной территории регионального значения - памятника природы «Гора Верблюд», а также, в целом, не приняты.

Согласно ч. 2 ст. 46 Конституции РФ, ст. 78 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», бездействие органов государственной власти может быть обжаловано в суд.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Реализуя предоставленные законом полномочия, прокурор обращается в суд в порядке производства по административным делам, в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц - граждан, проживающих на территории Ставропольского края, иных граждан Российской Федерации, посещающих территорию памятника природы, круг которых невозможно индивидуализировать (определить), привлечь в процесс в качестве истцов, указать в решении и решить вопрос о правах и обязанностях каждого из них, в целях защиты гарантированного Конституцией РФ (ст. 42), Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (абз. 2, 3 ст. 3, п. 1 ст. 11) права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности.

Свое требование прокурор мотивирует тем, что режим особой охраны памятника природы краевого значения «Гора Верблюд», предусматривающий возможность осуществления хозяйственной деятельности, противоречит целям создания памятника природы и определенным пунктом 17 Паспорта видам его использования (научные, эколого-просветительские, рекреационные, природоохранные).

Кроме того, непринятие административным ответчиком мер по определению в Положении о Заказнике «Бештаугорский», устанавливающем режим особой охраны памятника природы краевого значения «Гора Верблюд», основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах памятника природы, может привести к утрате, причинению вреда объектам растительного и животного мира, истощению и утрате гидроминеральных ресурсов курортов федерального значения и особо охраняемого эколого - курортного региона Кавказские Минеральные Воды, а, соответственно, нарушению прав граждан на благоприятную окружающую среду.

Восстановление гарантированного Конституцией РФ (ст. 42), Федеральным законом «Об охране окружающей среды» (абз. 2, 3 ст. 3, п. 1 ст. 11) права граждан на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии, защиту ее от негативного воздействия и на обеспечение благоприятных условий жизнедеятельности будет заключаться в принятии конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, направленных на обеспечение сохранности особо охраняемой природной территории краевого значения - памятника природы краевого значения «Гора Верблюд», сохранение биологического разнообразия, объектов животного и растительного мира, ценных в хозяйственном и научном отношении и среды их обитания, гидроминеральных ресурсов курортов федерального значения, а также обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан, устранение угрозы уничтожения памятника природы.

Бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края в период с 01.09.2018 года до 22.10.2021 года выявлено межрайонной природоохранной прокуратурой 22.10.2021 года в результате проведения проверки исполнения законодательства об особо охраняемых природных территориях в границах памятника природы краевого значения «Гора Верблюд».

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд находит требования законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

административное исковое заявление Ставропольского межрайонного природоохранного прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц, к Министерству природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края о признании незаконным бездействия и возложении обязанности - удовлетворить.

Признать незаконным бездействие Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края, выразившееся в непринятии в период с 01.09.2018 года по 22.10.2021 года мер: по определению в Положении о государственном природном заказнике краевого значения «Бештаугорский», утвержденном постановлением Правительства Ставропольского края от 28.06.2016 года № 249-П, режима особой охраны территории памятника природы краевого значения «Гора Верблюд», предусматривающего запрет на осуществление деятельности, влекущей нарушение сохранности памятника природы; по определению в Положении о государственном природном заказнике краевого значения «Бештаугорский», утвержденном постановлением Правительства Ставропольского края от 28.06.2016 года № 249-П основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах памятника природы «Гора Верблюд».

Возложить на Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Ставропольского края обязанность в срок не позднее шести месяцев со дня вступления в силу решения суда разработать и направить в Правительство Ставропольского края проект Положения (изменений в Положение) об особо охраняемой природной территории регионального значения - памятнике природы краевого значения «Гора Верблюд», определяющего режим особой охраны памятника природы в соответствии с ч. 1 ст. 27 Закона № 33-ФЗ, запрещающей всякую деятельность, влекущую за собой нарушение сохранности памятников природы, не соответствующую целям его создания и определенным пунктом 17 Паспорта памятника природы «Гора Верблюд» видам использования: научные, эколого-просветительские, рекреационные, природоохранные, а также содержащий требования к основным и вспомогательным видам разрешенного использования земельных участков, расположенных в границах памятника природы.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Октябрьский районный суд г. Ставрополя Ставропольского края в течение месяца со дня его изготовления в мотивированной редакции.

Мотивированное решение изготовлено 15 марта 2022 года.

Судья А.И.Эминов