ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-703/18 от 07.09.2018 Топкинского городского суда (Кемеровская область)

Дело № 2а-703/18

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

Топкинский городской суд Кемеровской области в составе председательствующего Липской Е.А., при секретаре Кахримановой С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Топки 07 сентября 2018 года административное дело по административному иску Стратиенко Г.А. к администрации Топкинского городского поселения, Паку Д.Д. о признании публичного мероприятия –митинга против пенсионной реформы, согласованным с администрацией Топкинского городского поселения,

УСТАНОВИЛ:

Стратиенко Г.А. обратилась в Топкинский городской суд Кемеровской области с заявлением о признании публичного мероприятия – митинга против пенсионной реформы, согласованным с администрацией Топкинского городского поселения.

Требования мотивировала следующим образом.

27.08.2017года истцом, как организатором, было подано в администрацию Топкинского городского поселения уведомление о проведении публичного мероприятия в форме митинга с предполагаемым количеством участников - до 100 человек, место проведения - г.Топки Комсомольская площадь. Дата и время проведения митинга - 9 сентября 2018 года с 12 до 13 часов.

В установленный срок администрация Топкинского городского поселения не проинформировала истца - организатора митинга об отказе в согласовании митинга в установленное законом время.

20 августа 2018 года истец лично пришла в администрацию Топкинского городского поселения за решением, которое ей не было выдано, в связи с отсутствием на рабочих местах главы города Пак Д.Д. и его заместителя ФИО6

Ответ был направлен на электронную почту Стратиенко Г.А. 30 августа 2018 года и, одновременно, передан уполномоченному Стратиенко Г.А. лицу.

Стратиенко Г.А. указано, что в связи с тем, что сроки согласования митинга были нарушены ответчиком, публичное мероприятие считается согласованным.

В части отказа в согласовании митинга на Комсомольской площади г.Топки, истец считает, что администрацией Топкинского городского поселения безосновательно отказано в проведении митинга на Комсомольской площади г.Топки, поскольку это место не относится к местам, где запрещено проведение публичных мероприятий. Считает, что наличие детских сооружений на площади не препятствует проведению митинга, а предложенное место проведения митинга – на <адрес> г.Топки не подготовлено для проведения публичного мероприятия, не соответствует санитарным нормам, находится в удаленном месте, в зоне промышленного предприятия «Топкинский цемент», вблизи автомагистрали, нет пешеходного перехода, туалетов и скамей для пожилых людей. Считает, что администрация своим отказом в согласовании места проведения митинга в заявленном месте нарушила конституционные права и свободы граждан.

Истец Стратиенко Г.А. просила признать публичное мероприятие - митинг против пенсионной реформы, согласованным с администрацией Топкинского городского поселения на Комсомольской площади г.Топки, обязать администрацию Топкинского городского поселения не препятствовать проведению публичного мероприятия митинга и обязать администрацию Топкинского городского поселения назначить уполномоченного представителя при проведении митинга (л.д. 5 - иск).

В судебное заседание административный истец Стратиенко Г.А., будучи уведомленной, не явилась.

В письменном заявлении просила рассмотреть дело в ее отсутствие по причине нахождения в <адрес> с 30 августа (л.д. 6).

Представитель административного ответчика администрации Топкинского городского поселения Мурашкина Н.В., действующая на основании доверенности, иск не признала.

Пояснила, что при подаче истцом Стратиенко Г.А. в администрацию Уведомления о проведении 09.09.2018 года митинга на Комсомольской площади г. Топки, к данному Уведомлению не были приложены документы, удостоверяющие личность заявителя, и документы, подтверждающие, что она является уполномоченным лицом по организации митинга.

В части отказа в согласовании митинга на указанном месте – на Комсомольской площади г. Топки, представитель административного ответчика Мурашкина Н.В. пояснила о недопустимости проведения митинга в указанном месте, поскольку на данной площади - единственной в городе, размещены: детский спортивный городок, детский клуб «<данные изъяты>», в непосредственной близости от площади находятся пути сообщения железнодорожного вокзала, Дом ветеранов.

Заявленный по делу административным ответчиком - Пак Д.Д. – Глава Топкинского городского поселения, надлежащим образом уведомленный, в судебное заседание не явился.

Суд, исследовав письменные материалы дела, учитывая показания представителя административного ответчика, приходит к следующему.

Конституция Российской Федерации закрепляет право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование (статья 31).

В соответствии с Федеральным законом "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях", Закон Кемеровской области «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия» устанавливает порядок подачи уведомления о проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований или различных сочетаний этих форм (далее - публичное мероприятие) в уполномоченный орган государственной власти Кемеровской области или в органы местного самоуправления Кемеровской области.

Согласно ч. 3 ст.2 указанного Закон Кемеровской области, уведомление о проведении публичного мероприятия подается его организатором или лицами, уполномоченными организатором выполнять распорядительные функции по организации и проведению публичного мероприятия лично, с предъявлением документов:

1) для физических лиц - паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;

2) для юридических лиц - копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица, для политических партий, общественных и религиозных объединений, их региональных отделений и иных структурных подразделений - документ, подтверждающий полномочия лица выступать от их имени.

В данном случае, в поданном в администрацию Топкинского городского поселения Уведомлении, организатором митинга указан: первый секретарь Топкинского городского отделения политической партии Коммунистическая партия КОММУНИСТЫ РОССИИ Стратиенко Г.А.., уполномоченная выполнять распорядительные функции по организации и проведению митинга (с указанием паспортных, персональных данных) (л.д. 8 – уведомление).

При этом, как пояснила в судебном заседании представитель администрации Топкинского городского поселения Мурашкина Н.В., к данному уведомлению при его подаче, Стратиенко Г.А. не предъявила ни паспорт, ни иные документы, подтверждающие ее полномочия на данное Уведомление о проведении митинга.

Статья 5 ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», устанавливает требования к лицам - Организаторам публичного мероприятия, а именно, организатором публичного мероприятия могут быть один или несколько граждан Российской Федерации (организатором демонстраций, шествий и пикетирований - гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, митингов и собраний - 16 лет), политические партии, другие общественные объединения и религиозные объединения, их региональные отделения и иные структурные подразделения, взявшие на себя обязательство по организации и проведению публичного мероприятия.

Не могут быть организатором публичного мероприятия:

1) лицо, признанное судом недееспособным либо ограниченно дееспособным, а также лицо, содержащееся в местах лишения свободы по приговору суда;

1.1) лицо, имеющее неснятую или непогашенную судимость за совершение умышленного преступления против основ конституционного строя и безопасности государства или преступления против общественной безопасности и общественного порядка либо два и более раза привлекавшееся к административной ответственности за административные правонарушения, предусмотренные статьями 5.38, 19.3, 20.1 - 20.3, 20.18, 20.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в течение срока, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию;

2) политическая партия, другое общественное объединение и религиозное объединение, их региональные отделения и иные структурные подразделения, деятельность которых приостановлена или запрещена либо которые ликвидированы в установленном законом порядке.

Согласно ч.3 ст.12 указанного ФЗ, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывает в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, если уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с настоящим Федеральным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с настоящим Федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Тем не менее, данное Уведомление было принято администрацией Топкинского городского поселения и рассмотрено.

Как разъяснено в пункте 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", судам следует учитывать, что при направлении организатору публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия орган публичной власти обязан предложить конкретное место и (или) время для проведения заявленного публичного мероприятия, обеспечивающие возможность достижения правомерных целей этого мероприятия и соответствующие его социальному и политическому значению.

Как следует из датированного 29.08.2018 года ответа на Уведомление, полученное Стратиенко Г.А. и ее уполномоченным лицом 30.08.2018 года, администрацией не было согласовано место проведения митинга, с указанием на то, что на площади Комсомольской г.Топки располагаются детские площадки, на которых проводятся мероприятия с участием детей, в связи с чем разъяснено заявителю о том, что она не вправе проводить публичное мероприятие в заявленном в уведомлении месте, указано на наличие специально отведенного места для митинга - площадь перед зданием городского Дома культуры, расположенная по адресу: <адрес> (для проведения мероприятий с численностью до 225 чел.), то есть фактически предложено перенести место проведения публичного мероприятия на специально отведенное место для митинга.

Частью 2 статьи 8 Федеральный закон от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ, Федеральный закон "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" определены места, в которых проведение публичного мероприятия запрещается, к ним относятся территории, непосредственно прилегающие к опасным производственным объектам и к иным объектам, эксплуатация которых требует соблюдения специальных правил техники безопасности.

В силу части 1.1 статьи 8 названного федерального закона, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации определяют единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места. Порядок использования специально отведенных мест, нормы их предельной заполняемости и предельная численность лиц, участвующих в публичных мероприятиях, уведомление о проведении которых не требуется, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации, при этом указанная предельная численность не может быть менее ста человек.

При определении специально отведенных мест и установлении порядка их использования должны обеспечиваться возможность достижения целей публичных мероприятий, транспортная доступность специально отведенных мест, возможность использования организаторами и участниками публичных мероприятий объектов инфраструктуры, соблюдение санитарных норм и правил, безопасность организаторов и участников публичных мероприятий, других лиц. В целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности законом субъекта Российской Федерации дополнительно определяются места, в которых запрещается проведение собраний, митингов, шествий, демонстраций, в том числе если проведение публичных мероприятий в указанных местах может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры (части 1.2 и 2.2 указанной статьи).

В целях реализации отдельных положений Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" Советом народных депутатов Кемеровской области принят Закон Кемеровской области от 9 июля 2012 года N 81-ОЗ "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий" (далее - Закон Кемеровской области от 9 июля 2012 года N 81-ОЗ, Закон Кемеровской области "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий", Областной закон).

Статьей 3 Закона Кемеровской области от 9 июля 2012 года N 81-ОЗ предусмотрено, что специально отведенные места определяет коллегия администрации Кемеровской области с учетом положений Федерального закона и Областного закона.

Согласно Закону Кемеровской области "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий" специально отведенные места используются, как правило, по их назначению с соблюдением санитарных норм и правил, правил пожарной безопасности. Норма предельной заполняемости специально отведенных мест - один человек на 2 кв. метра (статья 4).

Судом установлено, что местоположение специально отведенного места в Топкинском районе определено как: площадь перед зданием городского Дома культуры, расположенная по адресу: <адрес> (для проведения мероприятий с численностью до 225 чел.).

Суд находит вывод ответчика об отсутствии оснований для согласования места проведения митинга обоснованным, исходя из следующего.

Комсомольская площадь является единственной площадью в городе.

В настоящее время, как следует из показаний представителя истца, представленных фотоснимков, на площади в настоящее время (летний период) расположены и функционируют детские досуговые площадки, а именно: спортивный городок, Клуб семейных развлечений «Домовенок», где функционирует батут, имеется прокат инвентаря для детей.

Кроме того, в непосредственной близости от площади находится железнодорожный вокзал ст. Топки, непосредственно на площади расположен Дом ветеранов.

Митинг запланирован на 09.09.2018 года – на воскресенье, на день выборов.

Площадь будет являться 09.09.2018 года местом прохода граждан на избирательные участки, пассажирами - на железнодорожный вокзал, проведения досуга в выходные дни граждан с детьми.

Пунктом 1 статьи 2 Закона Кемеровской области от 9 июля 2012 года N 81-ОЗ "О некоторых вопросах проведения публичных мероприятий", установлен запрет на проведение публичных мероприятий в местах, в которых их проведение может повлечь нарушение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, связи, создать помехи движению пешеходов и (или) транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры, к таким местам относятся: вокзалы, аэропорты, торговые и развлекательные комплексы (центры), рынки, объекты спорта, организации, осуществляющие образовательную деятельность, организации культуры, детские, культовые, медицинские организации, а также относящиеся к ним обособленные территории, объекты и сооружения (подпункт 1); территории, прилегающие ближе чем на 100 метров к местам, указанным в подпункте 1 данного пункта (подпункт 2); территории, прилегающие ближе чем на 100 метров к зданиям, в которых располагаются органы государственной власти и органы местного самоуправления (подпункт 3); территории, прилегающие ближе чем на 100 метров к котельным, водоочистным и водозаборным сооружениям, объектам хранения горюче-смазочных и взрывоопасных материалов (подпункт 4); тротуары (подпункт 5); остановочные пункты общественного пассажирского транспорта (подпункт 6); парки, детские и спортивные площадки, а также территории, прилегающие ближе чем на 100 метров к ним (подпункт 7); места, где проводятся мероприятия с участием детей, а также территории, прилегающие ближе чем на 100 метров к ним (подпункт 8).

В соответствии с пунктом 2 этой же статьи, ограничения, установленные ее пунктом 1, не распространяются на единые специально отведенные или приспособленные для коллективного обсуждения общественно значимых вопросов и выражения общественных настроений, а также для массового присутствия граждан для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем преимущественно общественно-политического характера места, определяемые в соответствии со статьей 3 данного закона.

В соответствии со ст. 4 Закона Кемеровской области «О порядке подачи уведомления о проведении публичного мероприятия», организатор не вправе проводить публичное мероприятие, если с уполномоченным органом государственной власти Кемеровской области или органом местного самоуправления не было согласовано изменение по их мотивированному предложению места и (или) времени проведения публичного мероприятия (часть 3).

Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2018 г. N 28 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел и дел об административных правонарушениях, связанных с применением законодательства о публичных мероприятиях", при рассмотрении административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов публичной власти судам следует учитывать, что в соответствии с частью 2.1 статьи 8, частью 3 статьи 12 Закона о публичных мероприятиях органы публичной власти вправе отказать в согласовании проведения публичного мероприятия только в случаях, когда уведомление о его проведении подано лицом, которое в соответствии с указанным законом не вправе быть организатором публичного мероприятия, либо если в уведомлении в качестве места проведения публичного мероприятия указано место, в котором в соответствии с названным законом или законом субъекта Российской Федерации проведение публичного мероприятия запрещается.

Исходя из этого, не является отказом в согласовании проведения публичного мероприятия направление органом публичной власти в адрес организатора публичного мероприятия обоснованного предложения об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия.

Учитывая изложенное, судом не установлено оснований для удовлетворения заявленных исковых требований.

Факт получения истцом ответа на Уведомление о проведении митинга 30.08.2018 года, при наличии датирования ответа 29.08.2018года, не является основанием считать согласованным место проведения митинга, как полагает истец.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 227 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении административного иска Стратиенко Г.А. к администрации Топкинского городского поселения о признании публичного мероприятия - митинга против пенсионной реформы согласованным с администрацией Топкинского городского поселения на Комсомольской площади г.Топки, об обязании администрации Топкинского городского поселения не препятствовать проведению публичного мероприятия - митинга и обязании администрации Топкинского городского поселения назначить уполномоченного представителя при проведении митинга- отказать в полном объеме заявленных требований.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение 1 месяца.

Председательствующий /подпись/ Е.А. Липская

Решение принято в окончательной форме 07 сентября 2018 года.

Решение не вступило в законную силу