ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7044/20 от 15.12.2020 Мытищинского городского суда (Московская область)

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

15 декабря 2020 года г.Мытищи Московской области

Мытищинский городской суд Московской области в составе судьи Наумовой С.Ю., при секретаре судебного заседания ФИО4, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по административному исковому заявлению ФИО2 к ФИО7 о признании незаконным бездействия и обязании предоставить место в дошкольном учреждении,

У С Т А Н О В И Л:

Истец ФИО2 обратилась в суд с административным исковым заявлением к ФИО8 о признании незаконным бездействия и обязании предоставить место в дошкольном учреждении.

В обоснование заявленных требований истцом указано, что она является матерью ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно данным электронного учёта, очередь ребёнка на зачисление в дошкольное образовательное учреждение до настоящего времени не подошла, направление выдано не было.

В качестве приоритетной дошкольной образовательной организацией является МБДОУ детский сад .

ДД.ММ.ГГГГ в целях реализации её ребёнком права на образование, истец обратилась в Управление с письменным заявлением о предоставлении места в выбранном дошкольном образовательном учреждении.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением ей был направлен ответ об отказе в предоставлении её ребёнку места в указанном дошкольном образовательном учреждении без указания законных причин.

В качестве причины указано, что муниципальный детский сад укомплектован полностью, свободные места отсутствуют. При этом, действующее законодательство не предусматривает такого основания для отказа в приёме в образовательную организацию.

Ответчик указал, что имеется место в группе кратковременного пребывания МБДОУ с сохранением очерёдности, а также предлагали рассмотреть вариант предоставления места в МБДОУ , , которые находятся в значительной территориальной удалённости от места проживания истца. Удалённость данных детских садов предполагает сложности к проезду их нахождения, поскольку истец с ребёнком будет вынуждена ездить к детскому саду на общественном транспорте, что также несёт временные затраты и неудобства для маленького ребёнка.

В целях защиты прав ребёнка истца, истец обратилась в Мытищинскую городскую прокуратуру, в Администрацию Президента РФ, Уполномоченному по правам ребёнка в Московской области. Вместе с тем, вопрос остался не решённым.

В связи с чем, истец обратилась с иском в суд и просит суд признать незаконным и дискриминационным бездействие ФИО9 в решении вопроса устройства несовершеннолетнего ребёнка ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, местом в дошкольном учреждении, находящемся в доступной близости от места проживания.

Истец просил суд обязать ФИО10 реализовать право несовершеннолетнего ребёнка истца ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ, на бесплатное дошкольное образование, предусмотренное ст.43 Конституции РФ, путём создания и предоставления в течение одного месяца со дня вступления в силу решения суда, места в группе полного дня в МБДОУ детский сад .

В судебном заседании истец ФИО2 поддержала иск и просила суд его удовлетворить.

Представитель ответчика ФИО11 по доверенности ФИО5 в судебном заседании просила иск оставить без удовлетворения, согласно доводам, указанным в возражениях на иск.

Заинтересованное лицо ФИО13 в судебное заседание не явилось, о дате, времени и месте судебного заседания извещалось надлежащим образом. В связи с чем, дело было рассмотрено в его отсутствие.

Выслушав мнение сторон и исследовав материалы дела, суд находит заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.

Судом установлено, что истец ФИО2 является матерью ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно данным электронного учёта, очередь ребёнка на зачисление в дошкольное образовательное учреждение до настоящего времени не подошла, направление выдано не было.

В качестве приоритетной дошкольной образовательной организацией для истца, как указывает истец, является МБДОУ детский сад . Истец указывает, что данный детский сад для её ребёнка является более удобным, поскольку находится на территории проживания истца и ребёнка, находится в шаговой доступности, что позволяет быстро и без временных затрат, а также неудобств для ребёнка доехать до данного детского сада.

Также, ДД.ММ.ГГГГ в целях реализации её ребёнком права на образование, истец обратилась в Управление с письменным заявлением о предоставлении места в выбранном дошкольном образовательном учреждении.

ДД.ММ.ГГГГ Управлением ей был направлен ответ об отказе в предоставлении её ребёнку места в указанном дошкольном образовательном учреждении . В качестве причины указано, что муниципальный детский сад укомплектован полностью, свободные места отсутствуют. Ответчик указал, что имеется место в группе кратковременного пребывания МБДОУ с сохранением очерёдности, а также предлагал рассмотреть вариант предоставления места в МБДОУ , .

Конституция Российской Федерации, провозглашая Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, устанавливает право каждого на образование и гарантирует общедоступность и бесплатность, в том числе, дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях (статьи 7 и 43).

Законом, регулирующим общественные отношения, возникающие в сфере образования, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГг. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании), который устанавливает основные принципы государственной политики и правового регулирования отношений в сфере образования, относя к таковым, в частности, обеспечение права каждого человека на образование, недопустимость дискриминации в сфере образования (пункт 2 части 1 статьи 3).

Право на образование в Российской Федерации гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, а также других обстоятельств. В Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, в том числе дошкольного образования (статья 5 названного закона).

В соответствии со статьёй 9, частью 5 статьи 63 Закона об образовании организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях отнесена к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, которые ведут учёт детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований, и форм получения образования, определённых родителями (законными представителями) детей.

В соответствии со статьёй 67 Закона об образовании получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев (часть 1). Правила приёма на обучение по основным образовательным программам должны обеспечивать приём всех граждан, которые имеют право на получение общего образования соответствующего уровня (часть 2). Правила приёма в государственные и муниципальные образовательные учреждения на обучение по основным общеобразовательным программам должны обеспечивать также приём в образовательную организацию граждан, имеющих право на получение общего образования соответствующего уровня и проживающих на территории, за которой закреплена указанная образовательная организация (часть 3). В приёме в государственную или муниципальную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест. В случае отсутствия мест в государственной или муниципальной образовательной организации родители (законные представители) ребёнка для решения вопроса о его устройстве в другую общеобразовательную организацию обращаются непосредственно в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере образования, или орган местного самоуправления, осуществляющий управление в сфере образования (часть 4).

Согласно Рекомендациям по порядку комплектования образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования, изложенным в письме Министерства образования и науки Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 08-1063, при отсутствии свободных мест в выбранных дошкольных образовательных учреждениях (далее также - ДОУ) родителям (законным представителям) могут быть предложены свободные места в других учреждениях в доступной близости от места проживания ребёнка. Информация направляется родителям (законным представителям) в личный кабинет на Портале. Родителям (законным представителям) предлагается в течение 14 календарных дней выбрать ДОУ из предложенных (пункт 19). При отказе родителей (законных представителей) или при отсутствии их согласия/отказа от предложенных (предложенного) ДОУ изменяется желаемая дата поступления на следующий учебный год с сохранением даты постановки на учёт. Информация об изменении желаемой даты поступления ребёнка размещается в личном кабинете на Портале (пункт 20). В случае если органы местного самоуправления не могут обеспечить местом в ДОУ ребёнка из списка поставленных на учёт с 1 сентября текущего года, они до предоставления такому ребёнку места в дошкольном учреждении обеспечивают ему возможность получения дошкольного образования в одной из вариативных форм, в том числе: в дошкольных группах, созданных в образовательных учреждениях других типов и видов; в семье посредством психолого-педагогического сопровождения его воспитания и образования; в негосударственном образовательном учреждении; в семейных дошкольных группах; в группах кратковременного пребывания; в иных формах и учреждениях (пункт 21). При этом, ребёнок числится в списке очередников и не снимается с учёта для предоставления места. Ему должно быть предоставлено свободное (освободившееся или вновь созданное место) в текущем учебном году либо место в ДОУ с 1 сентября следующего года (пункт 22).

Материалами дела подтверждено, что у истца имелись все необходимые объективные предпосылки для получения места в детском саду (достижение ребёнком требуемого возраста, постановка в очередь на предоставление места в дошкольном учреждении, соответствующее обращение в уполномоченный орган, местная регистрация).

Ребёнок ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, имеет регистрацию по адресу: <адрес>. В настоящее время ребёнку более двух лет, ДД.ММ.ГГГГ ребёнку исполнится три года. Дошкольное учреждение, расположенное в районе места проживания истца с ребёнком и находящееся в ближайшей доступности, это МБДОУ ФИО14 Ребёнок прикреплён к медицинскому учреждению, которое находится по адресу места регистрации ребёнка.

Истцом также потом вносились изменения в учётную карточку ребёнка, указав ещё два детских сада для ребёнка, это ФИО15 и ФИО16 Ответчиком были приняты во внимание и эти два дошкольных учреждения.

Вместе с тем, ответчиком истцу было сообщено, что все места в данном дошкольном учреждении были укомплектованы полностью, свободных мест нет. В связи с чем, ответчик не имеет физической и законной возможности в настоящее и в ближайшее время предоставить место истцу непосредственно в дошкольном учреждении .

При этом, ответчик предлагал истцу на выбор альтернативные варианты в других дошкольных учреждениях, а именно в группе кратковременного пребывания МБДОУ с сохранением очерёдности, а также предлагал рассмотреть вариант предоставления места в МБДОУ и . Указанные дошкольные учреждения также находятся в г.Мытищи Московской области. В настоящее время, как указано выше, предоставить место в дошкольном учреждении у ответчика нет возможности.

Согласно ст.63 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов ведут учёт детей, имеющих право на получение общего образования каждого уровня и проживающих на территориях соответствующих муниципальных образований и форм получения образования, определённых родителями (законных представителями) детей.

Органом местного самоуправления утверждено Положение (Постановление от 16.09.2019г. № 4142) о комплектовании муниципальных дошкольных образовательных учреждений г.о. Мытищи, реализующих основную образовательную программу дошкольного образования.

Места в дошкольном образовательном учреждении предоставляются согласно очерёдности, с учётом безочерёдного предоставления мест детям льготных категорий.

Согласно п.4 ст.67 Федерального закона от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в приёме в государственную или муниципальную дошкольную образовательную организацию может быть отказано только по причине отсутствия в ней свободных мест.

В настоящее время организовать и предоставить дополнительное место в детском саду не представляется возможным, так как превышение количества воспитанников в дошкольных учреждениях более установленных норм приведёт к нарушению санитарных требований (СанПин 2.4.1, 3049-13).

При этом, ранее ребёнок истца была зачислена в группу кратковременного пребывания МБДОУ , но на основании заявления истца ФИО2 ребёнок был отчислен из указанного учреждения.

В этой связи, принимая во внимание, что действующим законодательством предусмотрен определённый порядок предоставления детям мест в дошкольных учреждениях и ответчик данный порядок соблюдает, учитывая, что физической и законной возможности предоставить место в детском саду у ответчика не имеется возможности, и истцу предоставлялись иные альтернативные варианты детских садов, от которых истец отказывается, суд не усматривает оснований для удовлетворения исковых требований истца. В связи с чем, исковые требования истца суд оставляет без удовлетворения.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175-180 КАС РФ, суд,

Р Е Ш И Л:

Административное исковое заявление ФИО2 к ФИО17 о признании незаконным бездействия и обязании предоставить место в дошкольном учреждении – оставить без удовлетворения.

Решение суда может быть обжаловано в Московский областной суд через Мытищинский городской суд путём подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья С.Ю. Наумова