ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-704/2021 от 23.07.2021 Ефремовского районного суда (Тульская область)

Дело № 2а-704/2021

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

23 июля 2021 года г. Ефремов Тульская область

Ефремовский районный суд Тульской области в составе:

председательствующего Мамоновой М.Н.,

при секретаре Кулешовой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску прокурора Каменского района Тульской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено,

у с т а н о в и л :

Административный истец прокурор Каменского района Тульской области, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском, в котором указал, что прокуратурой Каменского района в ходе мониторинга телекоммуникационной сети «Интернет» выявлена страница сайта: <данные изъяты>на которой размещена информация о выдаче наличных средств под материнский капитал: «Выдаем весь материнский капитал наличными уже сегодня в течение дня».

Вход на указанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации. Информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют. Указанная страница сайта предлагает мошенническую схему вывода средств господдержки населения за счет средств федерального бюджета и тем самым нарушает требования ст. 159.2 УК РФ и принципы бюджетного законодательства Российской Федерации. В размещенной на «Интернет» странице информации идет речь о выдаче наличных средств под залог материнского капитала, в нарушение установленного законом порядка распоряжения такой мерой государственной поддержки семей, имеющих детей. Размещение данной информации является незаконным и противоречащим основам правопорядка, нарушающим интересы общества и государства, а действия лица его разместившего - противоправным и уголовно наказуемым, так как его деятельность нарушает требования Бюджетного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей».

Просит суд признать информационный материал, размещенный на странице сайта <данные изъяты>информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено. Включить ресурс, находящийся в сети «Интернет» на странице <данные изъяты>в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено». Копию вступившего в законную силу решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателя страницы сайта в сети «Интернет» <данные изъяты> в реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Представитель административного истца прокурор Каменского района Орлова Е.В. в судебном заседании административные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в административном исковом заявлении.

Заинтересованное лицо Управление Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Тульской области в судебное заседание своего представителя не направило, о времени месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, представило заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

В соответствии с ч. 6 ст. 226 КАС РФ суд рассмотрел дело в отсутствие неявившегося в судебное заседание представителя заинтересованного лица.

Заслушав доводы представителя административного истца, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 39 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

На основании п. 4 ст. 27, п. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1) дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, - меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом (далее - дополнительные меры государственной поддержки);

2) материнский (семейный) капитал - средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных настоящим Федеральным законом;

3) государственный сертификат на материнский (семейный) капитал - именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

На основании ч. 1 ст. 7 указанного Федерального закона распоряжение средствами (частью средств) материнского (семейного) капитала осуществляется лицами, указанными в ч. 1 и 3 ст. 3 настоящего Федерального закона, получившими сертификат, путем подачи в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации непосредственно либо через многофункциональный центр заявления о распоряжении средствами материнского (семейного) капитала, в котором указывается направление использования материнского (семейного) капитала в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно ч. 3 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского (семейного) капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

1) улучшение жилищных условий;

2) получение образования ребенком (детьми);

3) формирование накопительной пенсии для женщин, перечисленных в п. 1, 2 и ч. 1 ст. 3 настоящего Федерального закона;

4) приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов;

5) получение ежемесячной выплаты в соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей».

Частью 6 ст. 7 указанного закона предусмотрено, что заявление о распоряжении может быть подано в любое время по истечении трех лет со дня рождения (усыновления) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, за исключением случаев, предусмотренных ч. 6.1 настоящей статьи.

Заявление о распоряжении может быть подано в любое время со дня рождения (усыновления) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, в случае необходимости использования средств (части средств) материнского (семейного) капитала на уплату первоначального взноса и (или) погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, предоставленным гражданам по кредитному договору (договору займа), заключенному с организацией, в том числе кредитной организацией, на приобретение товаров и услуг, предназначенных для социальной адаптации и интеграции в общество детей-инвалидов, на оплату платных образовательных услуг по реализации образовательных программ дошкольного образования, на оплату иных связанных с получением дошкольного образования расходов, а также на получение ежемесячной выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2017 года № 418-ФЗ «О ежемесячных выплатах семьям, имеющим детей» (ч. 6.1 ст. 7).

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» средства материнского (семейного) капитала, поступившие из федерального бюджета, отражаются в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на соответствующий финансовый год в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации. При этом в расходной части бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации предусматривается направление соответствующих денежных средств на основании заявлений о распоряжении в соответствии со ст. 10, 11 и 11.1 настоящего Федерального закона. При этом указанными статьями предусмотрено только безналичное перечисление средств материнского капитала на счета соответствующих организаций.

Таким образом, материнский капитал - это безналичные средства, иные способы распоряжения которыми, кроме перечисленных, действующим законодательством не предусмотрены.

Судом установлено, что прокуратурой Каменского района Тульской области в ходе мониторинга телекоммуникационной сети «Интернет» выявлена страница сайта: <данные изъяты><данные изъяты>на которой размещена информация о выдаче наличных средств под материнский капитал: «Выдаем весь материнский капитал наличными уже сегодня в течение дня».

Вход на указанный сайт свободный, не требует предварительной регистрации. Информация на данном сайте распространяется бесплатно, срок пользования не ограничен. Ограничения на передачу, копирование и распространение отсутствуют.

Данные обстоятельства подтверждаются скриншотом страницы Интернет-сайта: <данные изъяты>, скриншотом с сайта Управления Роскомнадзора, подтверждающим, что указанная информация не внесена в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Указанная информация на странице сайта носит противоправный характер, поскольку предлагает мошенническую схему вывода средств господдержки населения за счет средств федерального бюджета.

Статьей 159.2 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств или иного имущества при получении пособий, компенсаций, субсидий и иных социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем представления заведомо ложных и (или) недостоверных сведений, а равно путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат.

Согласно п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» по ст. 159.2 УК РФ квалифицируется такое хищение денежных средств или иного имущества в форме мошенничества, которое связано с незаконным получением социальных выплат, а именно установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления выплат гражданам, нуждающимся в социальной поддержке.

Для целей статьи 159.2 УК РФ к социальным выплатам, в частности, относятся и средства материнского (семейного) капитала.

В соответствии со ст. ст. 9, 10, 15 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации. Передача информации может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами. Ограничение доступа к информации возможно в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства.

Согласно ч. 6 ст. 10 указанного Федерального закона, запрещается распространение информации, за которую предусмотрена уголовная или административная ответственность.

Статьей 15.1 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ, в целях ограничения доступа к сайтам в сети «Интернет», содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, предусмотрено создание единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Основанием для включения в реестр доменных имен и (или) указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, является решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Таким образом, перечисленными выше правовыми нормами во взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» информации, содержащей мошенническую схему вывода средств господдержки населения за счет средств федерального бюджета.

В силу положений Федерального закона от 28.07.2012 №139-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» создан Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. Внесение в реестр адресов сайтов, распространяющих запрещенную информацию, может осуществляться только на основании решения суда.

Пунктом 2 ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ предусмотрена возможность обращения в суд с требованием о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Вынесение соответствующего судебного акта в силу вышеуказанного положения закона влечет возникновение у Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Российской Федерации обязанности по включению адресов соответствующих сайтов в Реестр.

Оценивая все вышеизложенное в совокупности с приведенными нормами закона, суд приходит к выводу, что информация, содержащаяся в сети «Интернет» на странице Интернет-сайта: <данные изъяты>, является запрещенной к распространению в Российской Федерации, поскольку содержит мошенническую схему вывода средств господдержки населения за счет средств федерального бюджета, что является нарушением уголовного и бюджетного законодательства.

При таких обстоятельствах требования Ефремовского межрайонного прокурора являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 265.5 КАС РФ, суд

р е ш и л :

административный иск Ефремовского межрайонного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено, удовлетворить.

Признать информационный материал, размещенный на странице сайта <данные изъяты> информацией, распространение которой на территории Российской Федерации запрещено.

Включить ресурс, находящийся в сети «Интернет» на странице <данные изъяты>в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

Копию вступившего в законную силу решения направить в Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций для включения указателя страницы сайта в сети «Интернет» <данные изъяты>в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».

В соответствии с ч. 4 ст. 265.5 КАС РФ решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционных жалобы, представления в Ефремовский районный суд Тульской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Решение суда в окончательной форме изготовлено 28.07.2021.

Судья М.Н. Мамонова