К делу №2а-705/ 2017г
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Кропоткин 01 июня 2017 года
Кропоткинский городской суд Краснодарского края в составе:
Председательствующего судьи Шестопалова С.В.,
При секретаре Труневой Е.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному иску администрации муниципального образования Кавказский район к Судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Кавказскому району и г.Кропоткину УФССП по Краснодарскому краю, УФССП России по Краснодарскому краю, третьи лица: прокурор Кавказского района в интересах ФИО1, о признании незаконным и отмене постановления, об освобождении от взыскания исполнительного сбора,
У С Т А Н О В И Л:
Администрация МО Кавказский район просит суд признать незаконным и отменить постановление судебного пристава – исполнителя отдела судебных приставов по Кавказскому району и г. Кропоткину УФССП по Краснодарскому краю от 27 марта 2017 года о взыскании с заявителя (должника) – администрации МО Кавказский район исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в рамках исполнительного производства № 19739/15/23035 – ИП (5048/14/44/23) от 06.05.2014 г.; освободить администрацию муниципального образования Кавказский район от взыскания исполнительного сбора по исполнительному производству № 19739/15/23035 – ИП (5048/14/44/23) от 06.05.2014 г.
Мотивирует требования тем, что судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по Кавказскому району и г.Кропоткину УФССП по Краснодарскому краю ФИО2 27 марта 2017 года вынесла постановление о взыскании с заявителя (должника) – администрации муниципального образования Кавказский район - исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в рамках исполнительного производства № 19739/15/23035 – ИП (5048/14/44/23) от 06.05.2014 г. по которому администрация муниципального образования Кавказский район обязана предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям. По мнению, администрации, обжалуемое постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 27 марта 2017 года является незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, что подтверждает следующее. Должник до июня 2016 года не мог исполнить свое обязательство перед взыскателем единовременно в полном объеме, для чего должником были предприняты следующие меры: Решением Кропоткинского городского суда от 11.02.2014 года по делу № 2-169/2014 года был удовлетворен иск прокурора Кавказского района, на администрацию муниципального образования Кавказский район, министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края была возложена обязанность предоставить ФИО1 жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, по норме предоставления общей площади жилого помещения, установленной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в краснодарском крае в рамках краевой целевой программы «Дети ФИО3» и в соответствии со списком очередности лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. 06 мая 2014 года судебным приставом-исполнителем было возбуждено исполнительное производство № 19739/15/23035 – ИП (5048/14/44/23) в отношении должника -администрации МО Кавказский район. Таким образом, постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено без учета вины заявителя (должника) и обстоятельств дела, которые создали невозможным исполнение решения Кропоткинского городского суда от 11.02.2014 года по делу № 2-169/2014 со стороны администрации МО Кавказский район вследствие непреодолимой силы, о чем в установленные сроки был уведомлен судебный пристав - исполнитель. Реализация права ФИО1 (порядковый номер 85) на получение жилого помещения постановлением судебного пристава-исполнителя поставлена в зависимость от реализации прав других лиц этой же отдельной категории, имеющих аналогичное право (состоит на учете 427 человек), в связи с чем, предоставление ФИО1 жилого помещения вне очереди не является возможным, так как это нарушило бы не только вступившее в законную силу решение суда, право на обеспечение жилым помещением впереди стоящих очередников, но и нормы статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, положения Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 года № 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", поскольку предоставление жилого помещения осуществляется согласно сводному списку претендентов. Администрация муниципального образования Кавказский район не является единственным должником по данному исполнительному производству и действия администрации муниципального образования Кавказский район по реализации требований решения суда поставлены в зависимость от выделения денежных средств на указанные цели Министерством социального развития и семейной политики Краснодарского края. При вынесении оспариваемого постановления судебным приставом-исполнителем был нарушен срок вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора - спустя более трех лет с момента вынесения судебным приставом. Администрацией МО Кавказский район были предприняты меры к исполнению решения суда.
От представителя администрации МО Кавказский район ФИО4 в адрес суда поступило заявление, в котором содержится просьба о рассмотрении дела в ее отсутствие, на требованиях своего доверителя настаивает.
Судебный пристав-исполнитель, просивший о рассмотрении дела в ее отсутствие, с иском не согласна.
Представитель УФССП по Краснодарскому краю в судебное заседание не явился, судом о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомлен.
В соответствии со ст. 151 КАС РФ судом рассматривается иск Администрации МО Кавказский район в отсутствие не явившихся участников процесса так как, их не явка не препятствует рассмотрению данного дела.
Суд считает, что иск подлежит удовлетворению по следующим мотивам: судом установлено, что судебный пристав-исполнитель отдела судебных приставов по Кавказскому району и г.Кропоткину УФССП по Краснодарскому краю ФИО2 27 марта 2017 года вынесла постановление о взыскании с заявителя (должника) – администрации муниципального образования Кавказский район - исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в рамках исполнительного производства № 19739/15/23035 – ИП (5048/14/44/23) от 06.05.2014 г по которому администрация муниципального образования Кавказский район обязана предоставить ФИО1 благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
Постановление о взыскании исполнительского сбора от 27 марта 2017 года было получено администрацией муниципального образования Кавказский район 29 марта 2017 года, что подтверждает штамп регистрации входящей корреспонденции. Срок на обжалование постановления о взыскании исполнительского сбора не истек.
Взыскание исполнительского сбора судебный пристав-исполнитель мотивирует тем, что заявитель (должник) в установленный постановлением от 06.05.2014 года судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства № 19739/15/23035 – ИП (5048/14/44/23), в пятидневный срок в добровольном порядке не исполнил требования, указанные в исполнительном листе, и не представил доказательства, подтверждающие уважительность причин неисполнения.
Однако данные доводы являются несоответствующими фактическим обстоятельствам дела и нормам действующего законодательства, а обжалуемое постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от 27 марта 2017 года является незаконным, необоснованным и подлежащим отмене, что подтверждает следующее: обжалуемое постановление вынесено без учета вины истца (должника), который до июня 2016 года не мог исполнить свое обязательство перед взыскателем единовременно в полном объеме, для чего должником были предприняты следующие меры: Решением Кропоткинского городского суда от 11.02.2014 года по делу № 2-169/2014 года был удовлетворен иск прокурора Кавказского района, на администрацию муниципального образования Кавказский район, министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края была возложена обязанность предоставить ФИО1 жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения, по норме предоставления общей площади жилого помещения, установленной Законом Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в краснодарском крае в рамках краевой целевой программы «Дети ФИО3» и в соответствии со списком очередности лиц из числе детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
06. 05. 2014 года судебным приставом-исполнителем было возбуждено исполнительное производство № 19739/15/23035 – ИП (5048/14/44/23) в отношении должника -администрации МО Кавказский район.
Таким образом, постановление о взыскании исполнительского сбора вынесено без учета вины заявителя (должника) и обстоятельств дела, которые создали невозможным исполнение решения Кропоткинского городского суда от 06.05.2014 года по делу № 2-169/2014 со стороны администрации МО Кавказский район вследствие непреодолимой силы, о чем в установленные сроки был уведомлен судебный пристав - исполнитель.
В соответствии со ст.5 Закона Краснодарского края № 2645-КЗ «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае», жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений, в порядке, определяемом высшим исполнительным органом государственной власти Краснодарского края.
В соответствии со статьей 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства, возникающие у муниципального образования в связи с осуществлением переданных ему полномочий, исполняются за счет и в пределах субвенций, предоставленных из бюджета субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 1 Закона Краснодарского края от 15 декабря 2004 года № 805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы», муниципальное образование Кавказский район осуществляет государственные полномочия по обеспечению, приобретению, строительству и предоставлению жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местному бюджету субвенций из краевого бюджета. Размеры субвенций, предоставляемых из краевого бюджета муниципальному образованию на осуществление отдельных государственных полномочий, определяются законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Распределение данных субвенций утверждается законом Краснодарского края о краевом бюджете по каждому муниципальному образованию.
В целях обеспечения жилыми помещениями 85 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в 2014 году муниципальному образованию Кавказский район на приобретение (строительство) жилых помещений было выделено из краевого бюджета 95 504 300 рублей. Все денежные средства были освоены в полном объеме, 85 детей-сирот, состоящих на учете с порядковыми номерами 1-85 были обеспечены жилыми помещениями.
В 2015 году детям-сиротам было предоставлено по договорам специализированного жилого фонда 3 квартиры, две из которых были приобретены на предоставленные в 2015 году субвенции из краевого бюджета.
В 2016 году Законом Краснодарского края от 28.12.2015г. №3310-КЗ «О краевом бюджете на 2016 год» распределены субвенции муниципальному образованию Кавказский район на приобретение жилых помещений для детей-сирот в размере 28089,5 тыс. рублей, из них: за счет средств федерального бюджета — 7865,1 тыс. рублей, за счет средств краевого бюджета — 20224,4 тыс. рублей. 15 января 2016 года между Министерством труда и социального развития Краснодарского края и администрацией муниципального образования Кавказский район заключены Соглашение №394 о предоставлении в 2016 году из краевого бюджета бюджету муниципального образования Кавказский район субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий на обеспечение жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в размере 20224,4 тыс. рублей и Соглашение №438 о предоставлении в 2016 году из краевого бюджета бюджету муниципального образования Кавказский район субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий на обеспечение жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета в размере 7865,1 тыс. рублей.
Однако, Законом Краснодарского края от 11.03.2016г. №3336-КЗ «О внесении изменений в Закон Краснодарского края «О краевом бюджете на 2016 год» был установлен новый размер субвенций, выделяемых на приобретение жилых помещений для детей-сирот, для муниципального образования Кавказский район он составил — 5753,3 тыс. рублей.
Соглашением от 14 марта 2016 года о расторжении Соглашения №438 от 15 января 2016 года между министерством труда и социального развития Краснодарского края и администрацией муниципального образования Кавказский район о предоставлении в 2016 году из краевого бюджета бюджету муниципального образования Кавказский район субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий на обеспечение жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, вышеуказанное Соглашение №438 от 15 января 2016 года было расторгнуто. Дополнительным соглашением №2 от 14 марта 2016 года к соглашению от 15 января 2016 года №394 между министерством труда и социального развития Краснодарского края и администрацией муниципального образования Кавказский район о предоставлении в 2016 году из краевого бюджета бюджету муниципального образования Кавказский район субвенции на осуществление отдельных государственных полномочий на обеспечение жилыми помещениями для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей внесены изменения в размер
17 июня 2016 года администрацией муниципального образования Кавказский район на сайте www.zakupki.gov.ru были размещены пять извещений о проведении электронных аукционов на приобретение пяти жилых помещений для детей-сирот.
По результатам проведенных электронных аукционов, 21 июля 2016 года управлением имущественных отношений администрации муниципального образования Кавказский район заключены муниципальные контракты на приобретение в собственность муниципального образования Кавказский район 5 жилых помещений (однокомнатных квартир).
Таким образом, в 2016 году жилыми помещениями было обеспечено 6 детей-сирот, поскольку 1 жилое помещение было предоставлено после прекращения договора найма специализированного жилого помещения после смерти нанимателя.
В соответствии со ст. 401 ГК РФ, лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В соответствии с п. 7 Постановления Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. № 13-П "По делу о проверке конституционности положений подпункта 7 пункта 1 статьи 7, пункта 1 статьи 77 и пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" в связи с запросами Арбитражного суда Воронежской области, Арбитражного суда Саратовской области и жалобой открытого акционерного общества "Разрез "Изыхский", взыскание с должника исполнительского сбора на основании пункта 1 статьи 81 Федерального закона "Об исполнительном производстве" производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Из этого следует, что при наличии уважительных причин должник не может быть подвергнут взысканию.
Положения статей 12 и 13 Федерального закона Российской Федерации от 21.07.1997 N 118-ФЗ "О судебных приставах" (далее - Закон о судебных приставах) обязывают судебного пристава-исполнителя принимать все меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов. В процессе исполнения судебных актов судебный пристав-исполнитель обязан использовать предоставленные ему права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.
Согласно ст.121 Федерального закона от 02.10.2007 года № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.
Реализация права ФИО1 (порядковый номер 85) на получение жилого помещения постановлением судебного пристава-исполнителя поставлена в зависимость от реализации прав других лиц этой же отдельной категории, имеющих аналогичное право (состоит на учете 427 человек), в связи с чем, предоставление ФИО1 жилого помещения вне очереди не является возможным, так как это нарушило бы не только вступившее в законную силу решение суда, право на обеспечение жилым помещением впереди стоящих очередников, но и нормы статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, положения Закона Краснодарского края от 3 июня 2009 года № 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае", поскольку предоставление жилого помещения осуществляется согласно сводному списку претендентов.
При вынесении оспариваемого постановления судебным приставом-исполнителем не было учтено то обстоятельство, что администрация муниципального образования Кавказский район не является единственным должником по данному исполнительному производству и действия администрации муниципального образования Кавказский район по реализации требований решения суда поставлены в зависимость от выделения денежных средств на указанные цели Министерством социального развития и семейной политики Краснодарского края, в соответствии с Законом Краснодарского края от 15 декабря 2004 года №805-КЗ «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы» (муниципальное образование Кавказский район осуществляет государственные полномочия по обеспечению, приобретению, строительству и предоставлению жилых помещений детям – сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий осуществляется один раз в год за счет предоставляемых местному бюджету субвенций из краевого бюджета. Размеры субвенций, предоставляемых из краевого бюджета муниципальному образованию на осуществление отдельных государственных полномочий, определяются законом Краснодарского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год. Распределение данных субвенций утверждается законом Краснодарского края о краевом бюджете по каждому муниципальному образованию).
При вынесении оспариваемого постановления судебным приставом-исполнителем был нарушен срок вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, что подтверждает следующее.
Исполнительное производство осуществляется на принципах законности, своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (пункты 1 и 2 ст. 4 ФЗ № 229-ФЗ "Об исполнительном производстве").
В силу ч.1 ст. 105 Федерального закона от 02.10.2007 года N 229-ФЗ " Об исполнительном производстве" в случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, а также неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения.
Согласно части 1 статьи 112 Федерального закона "Об исполнительном производстве" N 229-ФЗ от 02.10.2007 исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.
Согласно части 2 указанной статьи исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Частью 3 названной статьи установлено, что исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества.
По смыслу статьи 105 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор представляет собой меру ответственности за неисполнение без уважительных причин требований, содержащихся в исполнительном документе.
Для принятия постановления судебным приставом-исполнителем о взыскании исполнительского сбора установлен Законом РФ «Об исполнительном производстве» срок, в течение которого он вправе принимать такое решение.
Так, согласно части 2 статьи 112 Закона РФ" Об исполнительном производстве, исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 настоящей статьи, т.е. срока установленного судебным приставом исполнителем для добровольного исполнения, что в большинстве случаев, равно как по рассматриваемому исполнительному производству, составляет не более 5-ти дней. То есть по истечении указанного срока, у судебного пристава исполнителя возникает право на привлечение должника к имущественной ответственности, при отсутствии уважительных причин неисполнения должником требований исполнительного документа.
Таким образом, привлечение администрации МО Кавказский район к такой ответственности как взыскание исполнительского сбора спустя более трех лет с момента вынесения судебным приставом - исполнителем постановления о возбуждении исполнительного производства, является не допустимым.
Таким образом, принятое судебным приставом исполнителем - постановление о взыскании исполнительского сбора от 27 марта 2017 года, не может быть признано законным и обоснованным и подлежит отмене.
Согласно пункту 74 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 ноября 2015 г. N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Таким образом, Администрация МО Кавказский район принимала все меры к получению соответствующих денежных средств для надлежащего исполнения обязательства, однако не может предоставить жилое помещение ФИО1 в соответствии со списком очередности за счет субвенций бюджета Краснодарского края ввиду особенностей финансирования и неперечисления указанных дополнительных субвенций, а, следовательно отсутствует вина Администрации МО Кавказский район в неисполнении обязательства.
Руководствуясь ст.ст.175-181 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
Административный иск администрации муниципального образования Кавказский район к Судебному приставу-исполнителю отдела судебных приставов по Кавказскому району и г.Кропоткину УФССП по Краснодарскому краю, УФССП России по Краснодарскому краю, третьи лица: прокурор Кавказского района в интересах ФИО1, о признании незаконным и отмене постановления, об освобождении от взыскания исполнительного сбора – удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление судебного пристава – исполнителя отдела судебных приставов по Кавказскому району и г. Кропоткину УФССП по Краснодарскому краю от 27 марта 2017 года о взыскании с заявителя (должника) – администрации МО Кавказский район исполнительского сбора в размере 50 000 рублей в рамках исполнительного производства № 19739/15/23035 – ИП (5048/14/44/23) от 06.05.2014 г.
Освободить администрацию муниципального образования Кавказский район от взыскания исполнительного сбора по исполнительному производству № 19739/15/23035 – ИП (5048/14/44/23) от 06.05.2014 г.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Кропоткинский городской суд в апелляционном порядке в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
В окончательной форме решение принято 01 июня 2017 года.
Председательствующий
Копия верна