УИД №
№
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
15 сентября 2021 г. <адрес>
Караидельский межрайонный суд Республики Башкортостан в составе: председательствующего судьи Гиндуллиной Г.Ш., при секретаре Фаузиевой Л.В., рассмотрев в порядке упрощенного (письменного) производства административное дело по административному иску прокурора <адрес> Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации,
УСТАНОВИЛ:
<адрес> проведен мониторинг информационно-коммуникационной сети, в ходе которой выявлен сайт: <адрес>/, на котором размещена информация о незаконных способах приобретения дипломов, аттестатов об образовании. При этом вход на сайт свободный, регистрация пользователей для доступа к использованию Интернет сайтом не требуется. Ознакомиться с содержанием сайта и скопировать материал в электронном виде может любой Интернет-пользователь. Ограничения на его передачу, копирование и распространение также отсутствуют. На момент проверки, указатель страницы сайта, на котором размещена информация, в едином реестре отсутствует (http://eais.rkn.gov.ru/).
Указанный сайт содержит информацию, запрещенную законодательством РФ к размещению.
Вместе с тем, указанная информация находится в свободном доступе. Сведения о данном сайте также отсутствуют в Едином реестре доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет".
Таким образом, размещенные на страницах указанного сайта материалы направлены на неограниченный круг лиц, в нарушение установленным законодательством требованиям для ведения и реализации такой деятельности.
Прокурор считает, что при таких обстоятельствах, в целях пресечения возможного нарушения прав неопределенного круга лиц и государства и во исполнение действующего законодательства, следует признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по указанному адресу запрещенной к распространению на территории Российской Федерации.
Прокурор просит: Признать информацию, размещенную в Интернет – страницах <адрес>/, запрещенной к распространению на территории Российской Федерации. Копию решения направить в Роскомнадзор для включения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено».
Административный истец, заинтересованное лицо Управление Роскомнадзора по РБ о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства не возражали.
Исследовав и оценив материалы дела в их совокупности, проверив юридически значимые обстоятельства по делу, суд приходит к следующему.
Согласно п. 9 ст. 2 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" под распространением информации понимаются действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц.
Пунктом 1 ст. 9 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии с частями 1 и 6 ст. 10 Федерального закона № 149-ФЗ в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации.
Запрещается информация, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Часть 1 ст. 12 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ определяет, что государственное регулирование в сфере применения информационных технологий предусматривает: регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации с применением информационных технологий (информатизации), на основании принципов, установленных Федеральным законом; обеспечение информационной безопасности детей.
Согласно ст. 15.1 названного Федерального закона в целях ограничения доступа к сайтам в сети "Интернет", содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено" (далее - реестр).
Основаниями для включения в реестр сведений, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети "Интернет", информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Согласно п. 4 ст. 60 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" лицам, успешно прошедшим государственную итоговую аттестацию, выдаются, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, документы об образовании и документы об образовании и о квалификации.
В соответствии с п. 23 и п. 24 Приказа Министерства образования и науки РФ N 112 от 13.02.2014 г. "Об утверждении порядка заполнения документов о высшем образовании и о квалификации их дубликатов" являются бланком строгой отчетности и учитываются по специальному реестру. Передача полученных организацией бланков в другие организации не допускается.
Дипломы о среднем профессиональном образовании государственного образца, утвержденные Приказом Минобрнауки России от 04.07.2013 N 531, приложения к ним также являются документами строгой отчетности (п. 18 Порядка N 1186). Их выдают выпускникам образовательных учреждений среднего профессионального образования, прошедшим итоговую государственную аттестацию в аккредитованном по соответствующим специальностям образовательном учреждении, согласно Порядку N 1186.
Учет документов о среднем профессиональном образовании ведут по аналогии с документами о высшем профессиональном образовании в специальных книгах (п. 20 Порядка N 1186). Для регистрации выданных дипломов заводят такую книгу, которая прошнуровывается, пронумеровывается и хранится как документ строгой отчетности (п. 21 Порядка N 1186).
Статьей 327 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за подделку удостоверения или иного официального документа, предоставляющего права или освобождающего от обязанностей, в целях его использования либо сбыт такого документа, а равно изготовление в тех же целях или сбыт поддельных государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР, штампов, печатей, бланков.
Статьей 324 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за незаконное приобретение или сбыт официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, а также государственных наград Российской Федерации, РСФСР, СССР.
Таким образом, перечисленными правыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации способах незаконного приобретения официальных документов, предоставляющих права или освобождающих от обязанностей, за которую может быть предусмотрена уголовная или административная ответственность.
Передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена только в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, как следует из п. 5 ст. 15 Закона об информации.
Из материалов дела следует, что прокуратурой района проведен мониторинг Интернет – ресурсов в ходе которого выявлен сайт - <адрес>/ на котором размещена информация о продаже поддельных дипломов и аттестатов.
На момент рассмотрения дела, указатель страницы сайта, на котором размещена информация, в едином реестре отсутствует (http://eais.rkn.gov.ru/).
Пунктом 3 ст. 15.1. Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" установлено, что создание, формирование и ведение реестра осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи (Роскомнадзор), в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Исходя из пункта 9 «Правил создания, формирования и ведения единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено» (утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ№) Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций и (или) оператор реестра в течение суток со дня получения вступившего в законную силу решения суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», вносят в единый реестр реестровую запись, содержащую установленную данным пунктом информацию.
Согласно п.5 ст.15.1 Федерального закона № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и п.п. «а» п.5 вышеназванных Правил основанием для включения в Реестр доменных имен, указателей страниц сайтов, сетевых адресов, содержащих информацию о персональных данных физического лица, является вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети «Интернет», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Поскольку действующим законодательством установлена необходимость ограничения доступа к сведениям, содержащим запрещенную законом информацию, факт размещения которой на приведенных сайтах не оспаривается и установлен судом, суд приходит к выводу, что в силу закона требования прокурора подлежат удовлетворению, поскольку размещение информации на указанных Интернет-сайтах нарушает установленные законом ограничения, основы конституционного строя, права и законные интересы неопределенного круга лиц, в том числе право граждан на гарантированную Конституцией Российской Федерации жизнь в правовом государстве, в силу чего является незаконным и подлежит запрещению к распространению на территории Российской Федерации.
Руководствуясь ст.ст. 179 - 180, 265.5, 293 КАС РФ, судья
р е ш и л:
административное исковое заявление прокурора <адрес> Республики Башкортостан в интересах неопределенного круга лиц о признании информации, содержащейся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», запрещенной к распространению на территории Российской Федерации удовлетворить/
Признать информацию, содержащуюся в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: <адрес> запрещенной к распространению на территории РФ.
Копию решения суда направить в Роскомнадзор России для включения в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети «Интернет» и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети «Интернет», содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
Решение подлежит немедленному исполнению.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Башкортостан в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Караидельский межрайонный суд Республики Башкортостан.
Судья Г.Ш.Гиндуллина