РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 29 марта 2022 года г. Тольятти Комсомольский районный суд г. Тольятти Самаркой области в составе: председательствующего судьи Мыльниковой Н.В., при секретаре Апахиной Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело УИД № 63RS0030-01-2022-000896-65 (производство №2а-705/2022) по административному иску Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Самарской области к ФИО1 о взыскании задолженности, УСТАНОВИЛ: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы России №15 по Самарской области обратилась с административным исковым заявлением о взыскании с ФИО1 пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование работающего населения в фиксированном размере, зачисляемые бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования за расчетные периоды истекшие до 01.01.2017 г. в размере ... рублей. Заявленные требования мотивированы тем, что ФИО1 является налогоплательщиком страховых взносов на обязательное медицинское страхование в ОМС за 2016 год. В нарушение ст. 45 НК РФ ФИО1 не исполнила установленную законом обязанность, в связи с чем, налоговая инспекция направила в адрес налогоплательщика требование № ... от 13.01.2017 г. об уплате пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование 122,37 рублей с предложением добровольно погасить задолженность в срок до 23.01.2017 г. Налогоплательщиком данное требование не исполнено. 17.05.2021 г. мировым судьей с/у № 106 Комсомольского судебного района г.Тольятти Самарской области был вынесен судебный приказ №2а-1179/2021, однако согласно определению от 02.06.2021 г. он был отменен, поскольку ответчик представила возражения относительно его исполнения. Поскольку административный ответчик добровольно не исполнила обязанность по уплате страховых взносов, истец просит взыскать с ФИО1 задолженность по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2016 год. Представитель административного истца в судебное заседание не явился, о дате судебного заседания извещался заблаговременно и надлежащим образом. Административный ответчик ФИО1 в судебное заседание не явилась, представила суду отзыв на административное исковое заявление в котором просила рассмотреть дело без ее участия в судебном заседании, отказать в удовлетворении административных исковых требований, по причине пропуска срока для обращения с заявлением в суд, в восстановлении срока для подачи административного иска отказать. Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствии не явившихся сторон. Изучив представленные доказательства, суд пришел к следующему. Согласно Письму Минфина России от 01.09.2017 N 02-07-10/56402 «Об администрировании страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование» с 1 января 2017 года полномочия по администрированию страховых взносов переданы от Пенсионного фонда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации в налоговые органы, и все положения, касающиеся порядка исчисления и уплаты страховых взносов, включены в главу 34 «Страховые взносы» Налогового кодекса Российской Федерации. В силу ст. 57 Конституции РФ, ст. 3, пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы. В соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками признаются физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом РФ возложена обязанность уплачивать налоги. Согласно ст. 419 НК РФ плательщиками страховых взносов признаются следующие лица, являющиеся страхователями в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования: лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица, не являющиеся индивидуальными предпринимателями; индивидуальные предприниматели, адвокаты, медиаторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, арбитражные управляющие, оценщики, патентные поверенные и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой. Статьей 423 НК РФ, установлено, что расчетным периодом признается календарный год. В соответствии со ст. 426 НК РФ в 2017 - 2020 годах для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 Налогового Кодекса применяются следующие тарифы страховых взносов: на обязательное пенсионное страхование: в пределах установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 22 процента; свыше установленной предельной величины базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование - 10 процентов; Согласно ст. 431 НК РФ в течение расчетного периода по итогам каждого календарного месяца плательщики производят исчисление и уплату страховых взносов исходя из базы для исчисления страховых взносов с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца и тарифов страховых взносов за вычетом сумм страховых взносов, исчисленных с начала расчетного периода по соответствующий календарный месяц включительно. В соответствии со ст. 393 НК РФ налоговым периодом признается календарный год. Согласно ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнять обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику требования об уплате налога. В соответствии со ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. В соответствии с п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма. Статьей 48 НК РФ установлено, что заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи. Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня, когда указанная сумма превысила 3 000 рублей. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Таким образом, статья 48 НК РФ предусматривает два специальных срока: шестимесячный срок для подачи заявления о выдаче судебного приказа и шестимесячный срок для подачи искового заявления, который исчисляется со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом. Пропуск срока на обращение в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении заявления (часть 8 статьи 219 КАС РФ). Согласно части 1 статьи 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций. В силу ч. 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом. При рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы. Из материалов дела установлено, что ФИО1 в нарушение ст. 45 НК РФ не исполнила установленную законом обязанность, в связи с чем, Инспекция направила в адрес налогоплательщика требование № ... от 13.01.2017 г. об уплате пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование, с предложением добровольно погасить задолженность в срок до 23.01.2017 г. Учитывая, что размер задолженности не превышает 3000 рублей, с заявлением о выдаче судебного приказа истец имел право обратиться в суд с требованием о взыскании указанной задолженности не позднее 23.07.2020 г. Судом установлено, что с заявлением о вынесении судебного приказа налоговый орган обратился 17.05.2021 года, т.е. с пропуском установленного законом срока. 17.05.2021 г. мировым судьей с/у № 106 Комсомольского судебного района г.Тольятти Самарской области был вынесен судебный приказ №2а-1179/2021, однако согласно определению от 02.06.2021 г. он был отменен, поскольку ответчик представила возражения относительно его исполнения. С исковым заявлением в суд административный истец также обратился с пропуском шестимесячного срока 18.02.2022г. Административным истцом ходатайство о восстановлении пропущенного срока не заявлено. Административный истец входит в единую централизованную систему органов исполнительной власти, чьей главной задачей является контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и страховых взносов. Принудительное взыскание обязательных платежей за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, поэтому соблюдение таких сроков является одной из основных задач налоговых органов при осуществлении деятельности по принудительному взысканию обязательных платежей и санкций. Принудительное взыскание обязательных платежей за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом РФ, осуществляться не может, поэтому соблюдение таких сроков является одной из основных задач налоговых органов при осуществлении деятельности по принудительному взысканию обязательных платежей и санкций. При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу, что оснований для удовлетворения требования о взыскании с ФИО1 недоимки по пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование за 2016 год не имеется. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 КАС РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении административного иска Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Самарской области к ФИО1 о взыскании недоимки по пени по страховым взносам, – отказать. Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Комсомольский районный суд г. Тольятти Самарской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Решение суда в окончательной форме изготовлено 12.04.2022 г. Судья Н.В. Мыльникова |