ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № 2А-7064/19 от 24.09.2019 Центрального районного суда г. Хабаровска (Хабаровский край)

Дело №2А-7064/2019

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

г. Хабаровск 24 сентября 2019 г.

Центральный районный суд города Хабаровска в составе:

председательствующего судьи Ярошенко Т.П.,

при секретаре Пак В.Э.,

с участием:

представителя административного ответчика Постниковой Ю.Р.,

рассмотрев в судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Локовой Айши Рамазан кызы к Управлению по вопросам миграции УМВД России по Хабаровскому краю, УМВД России по Хабаровскому краю о признании незаконным письмо УМВД России по Хабаровскому краю от 13.03.2019 года, признании незаконным отказа в принятии заявления от 05.02.2019 года об участии в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, обязании принять и рассмотреть заявление,

установил:

Локова А.Р. кызы обратилась в суд с вышеуказанным административным исковым заявлением, просит признать незаконным письмо УМВД России по Хабаровскому краю от 13.03.2019 года, признать незаконным отказ в принятии заявления от 05.02.2019 года об участии в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, обязать принять и рассмотреть заявление. В обоснование заявленных требований указала, что административный истец 05.02.2019 года обратилась в Отдел по вопросам миграции ОМВД России по Николаевскому району с заявлением об участии в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Заявление было передано в Управление по вопросам миграции УМВД России по Хабаровскому краю, где административному истцу было указано на то, что в представленной вместе с заявлением копии диплома серии об окончании <данные изъяты> г. Оренбурга имя административного истца указано как Локова Айша Рамазан казы, в то время как по документам, удостоверяющим личность ее имя - Локова Айша Рамазан кызы. Административному истцу было предложено представить документы, подтверждающие, что диплом серии об окончании <данные изъяты> г. Оренбурга принадлежит административному истцу. По поручению административного истца адвокатом Адвокатской палаты Хабаровского края ФИО5 был направлен адвокатский запрос в ГАПОУ «<данные изъяты> г. Оренбурга Оренбургской области», являющийся правопреемником <данные изъяты><адрес>, откуда пришел ответ, подтверждающий факт получения административным истцом образования в <данные изъяты> г. Оренбурга, в период указанный в дипломе об образовании, диплома серии . Но административный ответчик отказался принять архивную справку ГАПОУ «<данные изъяты> г. Оренбурга Оренбургской области», мотивирую это тем, что справка получена адвокатом ФИО5, а не лично административным истцом, что, по мнению административного ответчика, является препятствием для принятия указанной архивной справки. Как установлено положениями законодательства Российской Федерации, граждане вправе реализовывать свои права как лично, так и через своих представителей. Законодательство об адвокатуре и адвокатской деятельности предоставляет адвокатам право в рамках полученного поручения по соглашению об оказании юридической помощи делать адвокатские запросы с целью оказания юридической помощи доверителю. Именно в рамках такой юридической помощи адвокатом ФИО5 были запрошены сведения об образовании административного истца. Законодательство Российской Федерации не содержит никаких оснований для отказа в принятии архивной справки по причине того, что она получена по адвокатскому запросу. Письменный отказ в принятии заявления административному истцу предоставлен не был.

С учетом представленного заявления об уточнении исковых требований от 20.09.2019 года административный истец просит признать незаконным письмо УМВД России по Хабаровскому краю от 13.03.2019 г. , незаконным отказ в принятии заявления от 05.02.2019 г. об участии в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, обязать принять и рассмотреть заявление.

В ходе судебного разбирательства представителем ответчика УМВД России по Хабаровскому краю приобщены к материалам дела возражения на административное исковое заявление, согласно которым с требованиями заявителя ответчик не согласен, считает их не подлежащими удовлетворению, поскольку гражданка Республики Азербайджан Локова Айша Рамазан кызы, 05.02.2019 года обратилась в отдел по вопросам миграции ОМВД России по Николаевскому району с заявлением об участии в Государственной программе. В целях рассмотрения заявления об участии в Государственной программе и принятия решения о выдаче Локовой Айше Рамазан кызы свидетельства участника Государственной программы, заявление с пакетом документов отделом по вопросам миграции ОМВД России по Николаевскому району направлены в Управление по вопросам миграции УМВД России по Хабаровскому краю. При поступлении документов в отдел по вопросам гражданства управления по вопросам миграции УМВД России по Хабаровскому краю, должностным лицом установлено, что представленные к заявлению копии документов не соответствуют предъявляемым требованиям, а именно в дипломе об образовании и трудовой книжке имеется несоответствие установочных данных заявительницы. В этой связи, заявление с документами без рассмотрения возвращены (13.03.2019 исх. ) административному истцу. При этом полагает, что нарушений действующего законодательства РФ, ответчиком в отношении административного истца допущено не было. Повторно, гражданка Локова Айша Рамазан кызы с заявлением в УМВД России по Хабаровскому краю не обращалась, в связи с чем, доводы административного истца о том, что административный ответчик УМВД России по Хабаровскому краю отказался принять архивную справку ГАПОУ «<данные изъяты> г. Оренбург Оренбургской области», мотивируя это тем, что справка получена адвокатом ФИО5, а не лично административным истцом, несостоятельна. Кроме того, в целях исключения повторного возврата документов полагает необходимым отметить, что представленная к исковому заявлению копия архивной справки от 14.05.2019 , выданная <данные изъяты> г. Оренбурга Оренбургской области не является документом об образовании и не устраняет имеющиеся в документах административного истца разночтения в установочных данных (в соответствии с документом удостоверяющим личность заявителя - Локова Айшан Рамазан кызы, в то время, как диплом выдан Локовой Айше Рамазан казы), а лишь указывает на тот факт, что по документам <данные изъяты> г. Оренбурга Локова Айша Рамазан кызы, ДД.ММ.ГГГГ г.р. была зачислена на обучение и после сдачи экзаменов отчислена из состава учащихся. Полагает, что документ об образовании, прилагаемый лицом к заявлению об участии в Государственной программе должен соответствовать требованиям к таким документам, установленным Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», и принадлежность указанного документа соответствующему лицу не должна вызывать сомнений. Кроме того, при подаче административным истцом заявления на участие в Государственной программе Локовой А.Р. представлена копия трудовой книжки, в соответствии с записями которой трудовая книжка выдана Локовой Айша Рамазановне. Копия трудовой книжки в судебное заседание административным истцом не представлена. Принадлежность Локовой Айша Рамазан кызы документов: трудовой книжки на имя «Локова Айша Рамазановна» и диплома , выданного Локовой Айше Рамазан казы возможно установить в судебном порядке в соответствии с подразделом IV ГПК РФ (об установлении фактов, имеющих юридическое значение). При предоставлении административным истцом Локовой Айша Рамазан кызы заявления с приложением документов, отвечающим требованиям законодательства, УМВД России по Хабаровскому краю осуществит прием и рассмотрение в установленном порядке указанного заявления. Доказательств нарушения прав и законных интересов Локовой Айши Рамазан кызы в суд не представлено, отказ ответчика в приеме заявления Локовой Айши Рамазан кызы об участии в Государственной программе считает законным и обоснованным.

В судебное заседание административный истец, представитель административного истца, представитель административного ответчика Управления по вопросам миграции УМВД России по Хабаровскому краю не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещалась надлежащим образом.

В соответствии со ст. ст. 150, 226 КАС РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Представитель административного ответчика УМВД России по Хабаровскому краю Постникова Ю.Р. административные исковые требования не признала, просила в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменных возражениях на административное исковое заявление, доводы которых поддержала.

Заслушав представителя административного ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии с ч. 3 ст. 62 Конституции Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и обязанностями наравне с гражданами Российской Федерации, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Согласно п.8. ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.

Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности.

Согласно п. 1 ст. 2 указанного Федерального закона иностранным гражданином является физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее доказательства наличия гражданства (подданства) иностранного государства; подтверждением права иностранного гражданина временно проживать в Российской Федерации до получения вида на жительство, оформленное в виде отметки в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина, либо в виде документа установленной формы, является разрешение на временное проживание; документом, выданным иностранному гражданину, подтверждающим его права на постоянное проживание в Российской Федерации, а также права на свободный выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию, является вид на жительство; законно находящийся в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, имеющее действительные вид на жительство, либо разрешение на временное проживание, либо визу и (или) миграционную карту, либо иные предусмотренные федеральным законом или международным договором Российской Федерации документы, подтверждающие право иностранного гражданина на пребывание (проживание) в Российской Федерации; постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство.

Указом Президента РФ от 22.06.2006 № 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" утверждена Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Согласно абз. 13 Главы V Указа решение об участии в Государственной программе принимается соотечественником добровольно на основе осознанного выбора им места проживания, работы и (или) учебы и реализации своих потенциальных трудовых, образовательных, творческих и иных возможностей на территории Российской Федерации.

Согласно абз. 16 Главы V Указа соотечественники, являющиеся иностранными гражданами, постоянно или временно проживающие на законном основании на территории Российской Федерации либо прибывшие на территорию Российской Федерации в экстренном массовом порядке, признанные беженцами на территории Российской Федерации или получившие временное убежище на территории Российской Федерации, вправе подать заявление об участии в Государственной программе и получить на территории Российской Федерации свидетельство участника Государственной программы. Решения о выдаче, отказе в выдаче или аннулировании свидетельства участника Государственной программы принимаются территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, в которых реализуется соответствующая региональная программа переселения, с учетом решения уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственного за реализацию соответствующей региональной программы переселения (абз.17).

В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и Типовым положением о территориальном органе Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 21.12.2016 № 699, к полномочиям МВД России и его подчиненных территориальных органов относится оформление, выдача, замена, аннулирование и отказ в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Приказом МВД России от 07.11.2017 № 842 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Согласно пп. 34,35 Административного регламента соотечественник, изъявивший желание принять участие в Государственной программе, подает заявление об участии. Заявление об участии заполняется разборчиво от руки на русском языке печатными буквами шариковой ручкой с чернилами черного, синего цвета либо с использованием пишущих машин или средств электронно-вычислительной техники, без помарок и исправлений.

Пункт 36 Административного регламента указывает, что при подаче заявления об участии в представительство МВД России соотечественник, проживающий за рубежом, одновременно представляет: копии документов, удостоверяющих личность соотечественника, проживающего за рубежом, и членов его семьи, включенных в заявление об участии, с предъявлением оригиналов этих документов; копии документов о семейном положении соотечественника, проживающего за рубежом, и членов его семьи, включенных в заявление об участии, с предъявлением оригиналов этих документов; копии документов об образовании и (или) о квалификации, стаже трудовой деятельности, наличии ученого звания и степени, а также сведения, характеризующие личность соотечественника, проживающего за рубежом, и членов его семьи, их профессиональные навыки и умения (предоставляет при наличии); две фотографии заявителя в черно-белом или цветном исполнении размером 35 x 45 мм с четким изображением лица строго анфас без головного убора.

Как установлено п. 37 указанного Регламента при подаче заявления об участии в подразделение по вопросам миграции соотечественник, проживающий в Российской Федерации, представляет документы, указанные в пункте 36 Административного регламента, а также копии документов, подтверждающих его право на постоянное или временное проживание на территории Российской Федерации, с предъявлением оригиналов таких документов.

Согласно п. 51 Административного регламента основаниями для отказа в приеме к рассмотрению документов, необходимых для предоставления государственной услуги, в том числе поданных в электронной форме с использованием Единого портала является, в том числе отсутствие (либо непредъявление) какого-либо из документов, указанных в пунктах 36 - 38 или 46 Административного регламента.

Согласно п. 81 Административного регламента в случае отказа в приеме заявления об участии и прилагаемых к нему документов в связи с наличием оснований, указанных в пункте 51 Административного регламента, сотрудник информирует соотечественника об имеющихся недостатках и предлагает принять меры к их устранению. При этом по согласованию с соотечественником назначается дата его повторного обращения и производится предварительная запись на прием. В случае возникновения у соотечественника трудностей по заполнению заявления об участии, сотрудник оказывает соотечественнику необходимую методическую помощь по вопросам, связанным с заполнением заявления об участии.

Из материалов дела следует, что 05.02.2019 года гражданка Республики Азербайджан Локова А.Р. кызы, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженка <данные изъяты>, обратилась в УМВД России по Хабаровскому краю с заявлением об участии в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

К заявлению от 05.02.2019 года административным истцом приложен диплом , выданный Локовой Айше Рамазан казы в том, что она ДД.ММ.ГГГГ поступила в ТУ г. Оренбурга и 14.07.1984 года окончила полный курс технического училища по профессии прядильщицы ПК.

Согласно архивной справке от 14.05.2019 года в документах городского технического училища г. Оренбурга Локова Айша Рамазан кызы, ДД.ММ.ГГГГ г.р., зачислена на обучение с 01.09.21983 года приказом от 10.09.1983 года. Приказом от 14.07.1984 года Локова Айша Рамазан кызы в связи с окончанием обучения и сдачей государственных квалификационных экзаменов отчислена из состава учащихся с 16.07.1984 года, присвоена квалификация прядильщицы ПК.

Как указано в исторической справке <данные изъяты> г. Оренбурга переименовано в ГАПОУ «<данные изъяты> г. Оренбурга».

В трудовой книжке административный истец указана, как Локова Айша Рамазановна, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.

Согласно письму УМВД России по Хабаровскому краю от 13.03.2019 года, заявление об участии в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, Локовой А.Р. кызы к рассмотрению не принято. В дипломе и трудовой книжке имеется несоответствие установочных данных заявительницы в отчестве.

На основании вышеуказанных обстоятельств, направленное УМВД России по Хабаровскому краю в адрес административного истца письмо от 13.03.2019 года, является законным и обоснованным.

Согласно подп.5 п.2 ст. 264 ГПК РФ суд рассматривает дела об установлении факта принадлежности правоустанавливающих документов (за исключением воинских документов, паспорта и выдаваемых органами записи актов гражданского состояния свидетельств) лицу, имя, отчество или фамилия которого, указанные в документе, не совпадают с именем, отчеством или фамилией этого лица, указанными в паспорте или свидетельстве о рождении.

Административным истцом в установленном законом порядке не установлен факт принадлежности ей диплома об образовании и трудовой книжки.

Архивная справка от 14.05.2019 года документом об образовании не является, не устанавливает факт принадлежности диплома, выданного Локовой Айше Рамазан. казы административному истцу, факт принадлежности трудовой книжки Локовой Айша Рамазановны административному истцу Локовой Айша Рамазан кызы также не устанавливался.

Кроме того, согласно п. 81 Административного регламента в случае отказа в приеме заявления об участии и прилагаемых к нему документов в связи с наличием оснований, указанных в пункте 51 Административного регламента, сотрудник информирует соотечественника об имеющихся недостатках и предлагает принять меры к их устранению. При этом по согласованию с соотечественником назначается дата его повторного обращения и производится предварительная запись на прием. В случае возникновения у соотечественника трудностей по заполнению заявления об участии, сотрудник оказывает соотечественнику необходимую методическую помощь по вопросам, связанным с заполнением заявления об участии.

Как установлено судом, повторно с заявлением об участии в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом Локова А.Р. кызы в УМВД России по Хабаровскому краю не обращалась. Данный факт административным истцом не оспаривался.

Письмо УМВД России по Хабаровскому краю от 13.03.2019 года является законным, вынесено государственным органом в соответствии с его полномочиями.

Решение об отказе в принятии заявления Локовой А.Р. кызы от 05.02.2019 об участии в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, является законным, соответствует положениям Приказа МВД России от 07.11.2017 N 842 "Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению, выдаче и замене свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом", не нарушает прав и законных интересов административного истца, поскольку не препятствует повторному обращению в государственный орган после устранения имеющихся недостатков.

Принимая во внимание установленные обстоятельства, суд не находит оснований для удовлетворения требований административного истца.

Суд не находит в действиях административного ответчика нарушения требований действующего законодательства Российской Федерации, нарушение прав и законных интересов административного истца.

Учитывая вышеизложенное, заявленные требования административного истца удовлетворению не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд

решил:

в удовлетворении исковых требований Локовой Айши Рамазан кызы к Управлению по вопросам миграции УМВД России по Хабаровскому краю, УМВД России по Хабаровскому краю о признании незаконным письмо УМВД России по Хабаровскому краю от 13.03.2019 года, признании незаконным отказа в принятии заявления от 05.02.2019 года об участии в государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, обязании принять и рассмотреть заявление -отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Хабаровский краевой суд, в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме, через Центральный районный суд г. Хабаровска.

Мотивированное решение составлено 27 сентября 2019 года.

Председательствующий судья Т.П. Ярошенко

Копия верна.

Председательствующий судья Т.П. Ярошенко

Решение не вступило в законную силу

Уникальный идентификатор дела 27RS0001-01-2019-007042-21.

Подлинник находится в материалах дела № 2а-7064/2019 Центрального районного суда г. Хабаровска.

Секретарь В.Э.Пак